Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы выравнивания рядов динамики




 

Для исследования закономерности (тенденции) развития изу­чаемого явления необходимы данные за длительный период времени. Тенденцию развития конкретного явления определяет основной фак­тор. Но наряду с действием основного фактора в экономике на разви­тие явления оказывают прямое или косвенное влияние множество других факторов, случайных, разовых или периодически повторяю­щихся (годы, благоприятные для сельского хозяйства, засушливые и т. п.). Практически все ряды динамики экономических показателей на графике имеют форму кривой, ломаной линии с подъемами и сниже­ниями. Во многих случаях по фактическим данным ряда динамики и по графику трудно определить даже общую тенденцию развития. Но статистика должна не только определить общую тенденцию развития явления (рост или снижение), но и дать количественные (цифровые) характеристики развития.

Тенденции развития явлений изучают методами выравнивания рядов динамики:

1) метод укрупнения интервалов;

2) метод скользящей средней;

3) метод аналитического выравнивания.

В табл. 11.7 (гр. 2) приведены фактические данные о производ­стве зерна в России за 1981 - 1992 гг. (во всех категориях хозяйств, в весе после доработки) и расчеты по выравниванию этого ряда тремя методами.

Метод укрупнения интервалов времени (гр. 3).

Учитывая, что ряд динамики небольшой, интервалы взяты трехлетние и для каждого интервала исчислены средние. Среднегодо­вой объем производства зерна по трехлетним периодам исчислен по формуле средней арифметической простой и отнесен к среднему году соответствующего периода. Так, например, за первые три года (1981 - 1983 гг.) средняя величина записана против 1982 г.:

млн. т.

 

За следующий трехлетний период (1984 - 1986 гг.) средняя величина

 

млн. т

записана против 1985 г.

За остальные периоды результаты расчета приведены в гр. 3.

Приведенные в гр. 3 показатели среднегодового объема произ­водства зерна в России свидетельствуют о закономерном увеличении производства зерна в России за период 1981 - 1992 гг.

Метод скользящей средней (см. гр. 4 и 5) также основан на ис­числении средних величин за укрупненные периоды времени. Цель та же - абстрагироваться от влияния случайных факторов, взаимопогасить их влияние в отдельные годы. Но метод расчета другой.

В приведенном примере исчислены пятизвенные (по пятилет­ним периодам) скользящие средние и отнесены к серединному году в соответствующем пятилетнем периоде. Так, за первые пять лет (1981 — 1985 гг.) по формуле средней арифметической простой исчислен сред­негодовой объем производства зерна и записан в табл. 11.7 против 1983 г.

 

млн. т;

 

за второй пяти­летний период (1982 - 1986 гг.) результат записан против 1984 г.

 

млн.т.

 

За последующие пятилетние периоды расчет производится ана­логичным способом путем исключения начального года и прибавле­ния следующего за пятилетним периодом года и деления полученной суммы на пять. При этом методе концы ряда остаются пустыми.

Какой продолжительности должны быть периоды времени? Три, пять, десять лет? Вопрос решает исследователь. В принципе, чем больше период, тем больше происходит сглаживание. Но надо учи­тывать длину ряда динамики; не забывать, что метод скользящей средней оставляет срезанные концы выравненного ряда; учитывать этапы развития, например, в нашей стране долгие годы социально-экономическое развитие планировалось и соответственно анализиро­валось по пятилеткам.

Таблица 11.7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.