Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции речи в жизнедеятельности человека




Физиологические предпосылки речи.

Механизм речи содержит три принципиально разных звена: ее восприятия, произнесения и внутриречевое звено.

В коре левого полушария три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Слуховой центр, называемый иначе центром Вернике, обеспечивает понимание произносимых слов. При его нарушении человек теряет способность различать, узнавать слова, произносимые вслух, хотя по отношению ко всем остальным звуковым сигналам может сохранять прекрасную слуховую чувствительность. Он и в речи воспринимает отдельные звуки, однако целостно "схватить" слоги, слова, фразы не в состоянии. При поражении зрительного центра человек не способен читать, хотя его зрение может сохраняться полностью. Наконец, при разрушении двигательного центра (центр Брока) человека не может произнести ни слова, хотя понимает слова, которые слышит, и сохраняет способность к крику и пению без слов.

Результаты наблюдений за людьми с так называемым "расщепленным мозгом" позволили ученым сделать вывод о том, что левое (доминантное) полушарие мозга человека является своеобразным "хранилищем" внешних оболочек слов: их знаковых и буквенных форм, а также соответствующей грамматической и абстрактной смысловой информации. В правом полушарии сохраняются конкретная смысловая (преимущественно образная) информация о внешнем мире, а также иероглифы, передающие смысл отдельных слов, образные жесты (например, язык глухонемых). Поэтому при поражении левого полушария у человека снижаются способности к кодированию и раскодированию лингвистических характеристик вербальных сообщений, правого полушария - невербальной образной информации.

В качестве основополагающих, базовых можно выделить две функции речи: коммуникативную и сигнификативную.

Коммуникативная функция обслуживает процесс передачи информации от одного человека к другому (определение содержания сообщения, облечение его в языковую форму, передача через тот или иной канал информации). Сигнификативная связана с отражением объективной реальности через понятия.

Эти функции обычно тесно переплетены, поскольку процесс непосредственного общения опирается на сигнификативные возможности языка, на понятийной основе которого формулируется то или иное коммуникативное сообщение. В повседневной жизни на этот аспект обращают мало внимания. Но как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком (например, древнегреческий, латинский).

Языковые средства необходимы не только для выражения мысли, но и для ее формирования. Ведь мы не можем узнать содержание наших мыслей, пока не облечем их в словесную форму. Вспомним, что даже узнавание происходит только тогда, когда мы делаем соответствующий вывод о совпадении воспринимаемого объекта с эталонной моделью (перцептивным образом). Слово не совпадает однозначно с содержанием мышления, поскольку в последнем присутствуют, помимо вербального (словесного, понятийного, нормативно-содержательного), образный и эмоциональный компоненты. Однако без "подведения мысли под слово" мы не можем отдифференцировать главные значения и смыслы происходящего или переживаемого от второстепенных, осуществить категоризацию, сравнить текущие события с эталонными моделями, то есть "включить" мышление на полный диапазон его возможностей. Поэтому можно сказать, что по отношению к психической жизни человека речь" выполняет функцию формообразования.

Речь - это средство, с помощью которою осуществляется введение человека в социальную среду, в отношения между людьми.

Поэтому язык служит и для передачи информации (информативная функция речи), и для хранення совокупного опыта человечества и индивидуального опыта каждого конкретного человека (кумулятивная функция).

Помимо этого, речь выполняет еще эмотивную (экспрессивную) функцию в процессе общения, состоящую в выражении внутреннего, эмоционального состояния человека. Мы зачастую не можем сделать содержание наших чувств, мыслей, переживаний актуальным для другого человека, не сказав ему об этом.

Кроме того, в разных видах деятельности можно говорить о частных функциях, выполняемых речью. Так, в педагогической деятельности речь педагога выполняет такие дополнительные функции:

• развивающую - обеспечивает формирование личности обучаемого, передачу ему норм и правил поведения, руководство процессом их усвоения, раскрытие нравственного смысла совершаемых им и другими людьми поступков, овладение оценочными и самооценочными критериями;

• информационную - осуществляет передачу знании;

• регулятивную - создает благоприятную психологическую атмосферу совместной и индивидуальной деятельности, согласовывает и объединяет усилия для достижения общего и личного результата;

• эмоциональную - формирует и корректирует межличностные отношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.