Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие качества, его генезис и сущность




Качество – синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовывать и управлять процессом формирований качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.

Таким образом, значение качества в современных условиях достигает своего апогея, особенно это видно на примере эволюции понятия качества в двадцатом веке, веке, пережившим научный и индустриальный прорыв в своем развитии. Как и сама, постоянно меняющаяся жизнь, менялись и подходы к качеству.

Качество, равно как и его понятие, прошло многовековой путь развития. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные потребности, вырастали возможности производства по их удовлетворению. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. Историческую эволюцию понятий качества можно начать с позиции, выдвинутой Аристотелем в III в. до н. э. Он формировал качество как различие между предметами, дифференцируя их по признаку «хороший - плохой» (см. таб. 1.1). Эту формулировку лишь условно можно отнести к определению качества, однако, в условиях кустарного способа производства эта форма оценки давала возможность определить «качество» товара.

В китайской версии иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов – «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой».

Как видим, количество трактовок качества за столь длительный период было несущественным, поскольку не было предпосылок для развития этой категории. Роль качества в экономическом методе хозяйствования тех времен была настолько мала, что не вызывала потребности в изучении данного вопроса. Возникновение новых подходов к качеству, как бы они не возникали, всегда связано с прорывом, скачком в производстве, в мировой экономике. Таким прорывом стал машинный способ производства продукции, а вместе с этим возросла роль качества продукции. В связи с этим, все больше ученых уделяют внимание категории «качество».

Так, выдающийся философ ХІХ в. Гегель дал свое определение качества как философской категории: «качество – есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что если вещь теряет определенность, то оно теряет и свое качество», а его оппонент Л.Фейербах считал, что качество равновесно ощущению, восприятию предмета. Здесь мы видим две различающиеся по своему трактованию формулировки «качества», т.е. есть такое качество, которое воспринимается на уровне ощущений (речь может идти об ощущении несущественных особенностей предмета), и качество, которое означает совокупность существенных особенностей предмета, с потерей которых предмет непременно утратит свою определенность, т.е. свое качество. Как видим второе определение явно недостаточно для определения качества, так как в этом случае речь идет об определении качества, когда отдельные особенности предмета, возможно, не самые важные, выдаются за его качество.

Более материалистическое определение качества мы видим у К. Маркса. В своих работах он использует термин «качество» в связи с характеристикой потребительной стоимости (качество потребительной стоимости, качество продукта как потребительной стоимости) и товара (качество товара). При этом исходной методологической базой экономической интерпретации понятия «качество» применительно к трудам К. Маркса является характеристика качества продукции как свойства общественной потребительной стоимости. Чтобы вещь стала потребительной стоимостью, она должна удовлетворять какую-либо человеческую потребность. К. Маркс писал: «Так как товар покупается покупателем не потому, что он имеет стоимость, а потому, что он есть «потребительская стоимость» и употребляется для определенных целей, то, само собой разумеется, что потребительные стоимости «оцениваются», т. е. исследуются их качество; 2) что когда различные сорта товаров могут заменить друг друга для тех же целей потребления, тому или иному сорту отдается предпочтение …». Таким образом, если потребительская стоимость отражает полезность товара, то качество выступает в роли степени полезности, и эта степень будет тем выше, чем выше уровень тех или иных свойств товара и чем лучше, благодаря этим свойствам товар удовлетворяет ту или иную общественную полезность. Отсюда потребительная стоимость характеризуется только теми свойствами, которые служат удовлетворению определенных потребностей и в этом смысле являются полезными. В данном случае понятие потребительная стоимость и качество отождествлены, хотя на самом деле имеют различное содержание. Одним из факторов, определяющее это различие, является то, что потребительная стоимость аккумулирует в себе все свойства продукции, которые связаны с ее способностью удовлетворять человеческие потребности, в то время как качество характеризуется лишь частью этих свойств, имеющих отношение к заданным характеристикам конкретной продукции. Таким образом, уже на данном этапе качество определяется как способность соответствовать определенным потребностям потребителя.

Революцией в промышленности можно назвать конвейерный способ производства продукции, предложенный Г.Фордом, а вместе с этим и внедрение контроля качества на его предприятиях. После чего процесс развития и изменения сущности качества, его параметров стал проходить намного интенсивнее. Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств, при этом центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества производимых в массовом производстве изделий. В этих условиях быстро менялись понятия качества, требования и подходы к нему. Так в 1931г. Шухарт определяет качество как совокупность двух аспектов: объективных физических характеристик и субъективной стороны: насколько вещь хороша». В это же время происходит внедрение статистических методов контроля качества (1924-1950гг.). В 1950-1980 гг. внедряется система тотального контроля качества, управление качества с учетом осуществления системного подхода, появляется квалиметрия. В это время К. Исикава (1950г.) определяет качество, как совокупность свойств, которые реально удовлетворяют потребителей, поскольку продукция, которая соответствует требованиям стандартов может не отвечать интересам потребителей. Более того, К. Исикава трактует понятие качества в более широком смысле чем просто качество продукции, а именно как качество работ, обслуживания, информации, процесса, работы подразделений, персонала, качество функционирования системы, фирмы, задач и т. д. Большой вклад в развитие системы качества внесла Япония, ставший в 70-80-е годы фактическим мировым лидером в определении уровня качества по многим видам товаров. Динамику развития уровня качества в Японии можно представить 4-мя периодами. На первом периоде основное требование – «соответствие стандарту». Качество оценивается соответствующее или нет требованиям стандарта или другому нормативному документу.

Второй этап – «соответствие использованию». Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

Третий этап - «соответствие фактическим требованиям рынка».Это означает, выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара. В этот же период Джуран Дж. М. (1974г.) дает определение качеству как степени удовлетворения потребителя, пригодность для использования. Для реализации качества производитель должен определить требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям.

На четвертом этапе качество предопределялось соответствием потребностям. Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнение к другим потребительским свойствам, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, мало осознаваемый ими характер.

Такой путь же путь, как Япония, но с некоторым отставанием во времени проходили и другие развитые страны с рыночной экономикой. Подобную эволюцию качества предстоит пройти по мере становления цивилизованного рынка украинским производителям. Во многом, трудности, с которыми сталкиваются отечественные производители, предопределены наследием прошлого, а конкретно отсутствием рыночного контроля. Как показала отечественная практика, взятые сами по себе ни управление качеством, ни введение всеобъемлющего тотального контроля качества, осуществляемого государственными органами и предприятиями, не могут кардинально решить эту проблему, если они не сочетаются с рыночным контролем. Десятилетиями у нас затрачивались огромные средства на поиск способов и методов повышения качества, был усилен выходной контроль. На ряде предприятий и объединений создавались системы комплексного управления качеством, которые, однако, не получили широкого распространения (Львовская комплексная система управления качеством продукции, Днепропетровская комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов). Создавались кружки качества, которые также не прижились на нашей почве. Основные причины неудачи этих экспериментов заключались в том, что они носили локальный характер в рамках отдельного предприятия; экономическая ситуация не способствовала пониманию того, что конкуренция товаропроизводителей неизбежна, что рано или поздно придется менять отношение к качеству, и к средствам его обеспечения. Понятие «коллективный» в работе стал носить негативный оттенок, т.е. то, что мы сейчас называем корпоративной работой, по сути, было скомпрометировано. И главное: не был задействован наиболее действенный, надежный и испытанный метод – оценка качества самими покупателями на рынке в условиях конкуренции между товаропроизводителями.

Как известно в условиях достаточности товаров и услуг на рынке покупатель в полной мере реализует свое право выбора.

Иначе обстоит дело в условиях дефицитной экономики. Потребитель довольствуется тем, что ему доступно. Требования к качеству резко снижаются. «Естественный» регулятор и критерий оценки качества – спрос покупателей – перестает действовать, оказывать должное действие на производство, поддержание минимального необходимого для реализации продукции качества ее изготовления. Качество требует больших усилий и затрат, своевременного обновления технической базы. Но если кое-как сделанная продукция все равно находит своего потребителя, у производителя исчезает стимул производить эти затраты.

Примечателен тот факт, что ГОСТ 15467-79 давая определение качеству продукции как совокупности свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением, понятие качества услуг не рассматривал. В основе все действия на улучшение качества сводились лишь к уровню качества производства продукции. С переходом к новой экономической формации отечественные предприятия ориентируются на международные подходы к качеству.

Современная эволюция систем качества проходила столь интенсивно, что произвело появление разнообразных концепций и опробованных практикой подходов. Доминирующими и наиболее масштабными из них следует считать подходы, основанные на международных стандартах ISO серии 8402-86, а затем версии ISO-9000. Стандарты серии ISO предназначены для регулирования рыночных отношений между производителем и потребителем продукции (услуг) на основании предварительной оценки возможности производителя гарантировать необходимое потребителю качество.

Необходимость создания международных стандартов обусловлено глобализацией экономики. В этих условиях требование к качеству также должны быть унифицированы, так как в разных странах в понятие «качество» – вкладывается разный смысл. Например, в Германии – это соответствие характеристикам, во Франции – чувство удовлетворения, роскошь, в Италии – стиль, В Японии – усовершенствование, безупречность.

Международные стандарты ISO подвели общий знаменатель и дали возможность трактовать качество в общепринятом смысле. Представляет интерес анализ определения понятия качества и его трактовки в международном стандарте версии ISO 8402-86. В соответствии с ним, качество – это совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Далее в пояснении указывается, что при заключении контрактов потребности четко обуславливаются, предполагаемые потребности должны быть установлены и определены. Таким образом, данное определение выделяет в качестве не только совокупность свойств, способных удовлетворять определенные потребности, но еще и предполагаемые. Аналогичным образом трактуется это понятие и в ДСТУ 3230, его украинском аналоге. Главным образом эти стандарты направлены на создание системы управления качеством на предприятии, системы, которая проходит через все предприятие, изменяет образ мысли и способы работы, четко определяет процессы на предприятии, делает их открытыми, повышает их производительность и качество.

В то время, как в 50-х годах основной акцент делался на контроле качества продукции, сейчас все существенно изменилось: претворилось в жизнь новое понимание качества, которое учитывает кроме технических, также и организационные аспекты; построение системы менеджмента качества и сертификация стали для большинства предприятий обычным делом и занимают во всех сферах промышленности, экономики и управления важное место.

Соответствуя процедуре, принятой в ISO, действующие международные стандарты подлежат пересмотру приблизительно каждые 5 лет. Редакция стандартов, которая вышла в 1994 году не отличается принципиально от первой версии 1987 года. Были уточнены, усилены или наоборот исключены лишь отдельные элементы в рамках общей структуры и содержание первой публикации стандарта.

В 2000 году организацией по стандартизации ИСО были сформулированы новые требования и подходы к качеству, термины по качеству.

Дано следующее определение качества:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.