Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реабилитация 1 страница




Система реабилитации

В специальной литературе обнаруживаются упоминания о социаль­ной, медицинской, трудовой, профессиональной, культурной, быто­вой, семейной, эстетической, технической, первоначальной, полной, всесторонней, комплексной и других видов реабилитации.

На рисунке приводится классификация видов реабилитации, пред­ложенная В.З. Кантором (2000) и предусматривающая выделение трех классификационных признаков.

Исходная теоретическая посылка для разработки системного пред­ставления о реабилитации инвалидов состоит в том, что она рассматри­вается в качестве специфического направления социальной политики государства, которая, в конечном счете, и призвана утверждать или совершенствовать образ жизни общества в целом и отдельных соци­альных групп.

2 1466 33


г


^^^-"-""""'"'^ Классификационные признаки "-~-^^^

В зависимости от В зависимости от В зависимости от

охватываемых сфер степени восстановления применяемых

жизнедеятельности технологий

I "~ I ИГ I

Социально-трудовая Первоначальная Медицинская

I I I

Социально-бытовая Элементарная Техническая

(инженерная)

I I I

Социально-культурная Полная Психологическая

~~ I

Педагогическая

Классификация видов реабилитации (по В.З. Кантору, 2000)

С данной теоретической посылкой хорошо согласуется понимание цели реабилитации в связи с категорией образа жизни. Кроме того, эта посылка дает основания для утверждения, что всякая реабилитация является социальной.

Рассмотрение реабилитации инвалидов как специфической деятель­ности в области социальной политики обнаруживает ее многомерную структуру.

Во-первых, реабилитация предстает в своем морфологическом (ви­довом) измерении: поскольку социальная политика охватывает все основные сферы жизнедеятельности людей, т.е. сферы труда, быта, культуры, постольку и реабилитация инвалидов должна охватывать как минимум эти три сферы их жизнедеятельности. Отсюда определяются как минимум три объективно необходимых направления реабилита­ции инвалидов: социально-трудовая, социально-бытовая и социаль­но-культурная.

Обеспечение продвижения по всем этим направлениям следует по­нимать как комплексную (всестороннюю) реабилитацию инвалида. В свою очередь, профессиональная реабилитация инвалидов являет со­бой частный случай социально-трудовой реабилитации; эстетическая — социально-культурной, а семейная — социально-бытовой и т.п.

Во-вторых, реабилитацию необходимо рассматривать как динами­ческое (стадийно-уровневое) явление, в котором могут выделяться пер­воначальная, элементарная и полная реабилитация.

В-третьих, в зависимости от применяемых технологий, природы используемых средств и методов реабилитации последняя может под­разделяться на медицинскую, техническую (инженерную), психологи­ческую, педагогическую.


Таким образом, можно сделать заключение о том, что реабилитация инвалидовэто специфическая деятельность в области социальной поли­тики, предполагающая повышение уровня социальной дееспособности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (и инвалидов) в сферах труда, быта, культуры на основе комплексного применения медицинских, инженерных, психологических и педагогических технологий и имеющая своей целью обес­печение готовности этой категории населения к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни.

2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи

адаптивной физической культуры, ее роль и место

в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями

в состоянии здоровья и инвалидов

Прежде чем рассмотреть обозначенное в названии содержание дан­ного параграфа, остановимся на нескольких важных выводах, сделан­ных И.М. Быховской (1993, 1998), Ю.Н. Николаевым (1999, 2001) и рядом других авторов, развивающих общеконцептуальный подход к физической культуре как к сфере гармонизации естественно-природ­ного и социально-преобразуемого в человеке, как область ценностно-ориентированного разрешения постоянно возникающих противоречий между ними.

1. Взаимодействие природного и социального, естественного и «ру­
котворного» лежит в основе любой человеческой деятельности, а сам
действующий человек - это всегда прежде всего «человек телесный», а
потом уже «человек разумный», «человек социальный» и т.д. Следова­
тельно, физическая культура выступает как базовый, фундаменталь­
ный слой культуры, присутствует (хотя и не всегда в осознаваемом и
реализованном виде) в любой сфере культурной, трудовой, бытовой

деятельности.

2. Физическая культура — это интегрирующее звено культуры вслед­
ствие заключенного в ней необходимого взаимодействия и взаимопре­
образования атрибутов, характерных для различных уровней бытия че­
ловека. В этом проявляется ее особенность как механизма «встраивания»
природного начала в социокультурное и адаптации социально-требуе­
мого к естественным основам человеческого существования.

3. Физическая культура - это не только область непосредственной
«работы с телом», «создания физической готовности людей к жизни»,
«средства и способ физического совершенствования», хотя именно те­
лесно-двигательные качества человека являются предметом приоритет­
ного интереса в этой области. Как и всякая сфера культуры, культура
физическая — это прежде всего «работа с духом» человека, его внутрен­
ним, а не внешним миром: без сформированного истинно ценностного
отношения к телу невозможна никакая подлинно культурная деятель­
ность, практика, направленная на течо, в связи с телом, на основе
тела.


4. Культура едина, а человек в культуре целостен, воспроизводится
целостно. Физическая культура служит средством удовлетворения раз­
нообразных потребностей человека и одновременно фактором его фи­
зического, психического и духовного совершенствования. Нарушение
баланса, гармонии между природным и социальным в человеке ведет
либо к соматизации индивида, либо к его социологизации за счет по­
давления, уничижения естественного начала в нем — и то, и другое есть
разрушение культуры, выход за ее «систему координат».

5. Недостаточный уровень физической культуры личности, непол­
ноценная двигательная активность человека, дефицит движений отри­
цательно сказываются на развертывании всех компонентов генетичес­
кой программы развития и жизнедеятельности личности: телесных ха­
рактеристиках, интеллектуальных, эмоциональных и вообще духовно-
психических свойствах человека. Особенно это проявляется, если в си­
туации вынужденной гиподинамии оказывается ребенок (в данном слу­
чае из-за низкого уровня физической культуры родителей, врачей, вос­
питателей, учителей и др.), который с помощью движений не только
активизирует функционирование всех своих органов и систем, но и
познает окружающий мир, при этом формируя свои ощущения, вос­
приятия, представления, ориентировки, пространственно-временные
шкалы и т.д. и т.п., в том числе и эмоционально-волевую сферу.

Не случайно в целом ряде исследований (В.П. Зинченко, Н.Д. Гор-деева, СВ. Дмитриев и др.) предметные действия рассматриваются в качестве единицы анализа психики челозека.

При этом необходимо иметь в виду, что отстранение детей от физи­ческой культуры, например, с целью концентрации усилий на разви­тие у них тех или иных выдающихся задатков и способностей, обрекает юные дарования не только на постоянные болезни, физические и пси­хические перенапряжения и срывы и, в конечном счете, на преждевре­менное старение и сокращение заложенной генетической программой продолжительности жизни, но и на неполное раскрытие тех выдаю­щихся способностей, из-за которых дети лишаются полнокровной и разносторонней жизни.

Данный теоретический экскурс сделан для того, чтобы показать роль и место адаптивной физической культуры в жизни лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья и инвалидов, уточнить ее предмет, цель, приоритетность задач.

Адаптивная физическая культура является важнейшим компонен­том всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм. Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому со­ставляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важней­ших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важней­ших критериев стадийно-уровневой характеристики процесса реабили­тации.


Это объясняется тем, что, например, любая приобретенная инва­лидность ставит перед человеком проблему адаптации к жизни в своем новом качестве, что, в свою очередь, практически всегда связано с необходимостью освоения новых жизненно и профессионально важных знаний, перцептивных, двигательных умений и навыков, развития и совершенствования специальных физических и психических качеств и способностей. А это немыслимо без использования средств и методов адаптивной физической культуры.

Среди многих факторов, ограничивающих поддержание оптималь­ного психофизического состояния инвалидов, осуществления их трудо­вой, бытовой, культурной деятельности, а главное, способствующих развитию целого «букета» негативных изменений в организме, являют­ся гиподинамия и гипокинезия. Отрицательное влияние последних на все без исключения органы и функциональные системы человека хоро­шо известны и неоднократно описывались как в научной, так и попу­лярной литературе. Поставить надежный заслон различным заболевани­ям, наваливающимся подобно снежному кому на человека, попавшего в условия вынужденной гиподинамии и гипокинезии (ограничения ес­тественных движений-локомоций и т.п.), оптимизировать его психофи­зическое состояние может только разумно организованная двигатель­ная активность. Здесь уместно вспомнить крылатое выражение И.А. Ар-шавского: «... человек, двигаясь и развиваясь, сам заводит часы своей жизни».

Огромна роль адаптивной физической культуры (особенно адап­тивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (ху­дожественно-музыкальных) и экстремальных видов адаптивной двига­тельной активности и др.) в решении задач социализации данной кате­гории населения, реализации соответствующего современным услови­ям образа жизни как конечной цели реабилитации, повышения уровня качества их жизни.

Для многих инвалидов адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для обще­ния, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учат­ся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье пре­одоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»...

Сказанное позволяет сформулировать цель и основную установку (лейтмотив) адаптивной физической культуры.

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры — максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего ус­тойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двига­тельных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значи­мого субъекта.


может проводиться как по от-и сопутствующему заболеванию, а нарушениям, обусловленным ос- невозможна, на первый план высту-.^мирование пространственно-времен-Гнировка» сохранных сенсорных сие-и т.п.). т, то или иное заболевание требу-работы (решения профилактичес-^чение мобильности человека настоя-деятельности по профилактике забо-''^мией и гипокинезией. ь^е задачи решаются в контексте обу-I умением, навыкам (образовательные ' ^1х свойств личности занимающихся '^ их физических качеств и способнос-!Совершенствования осанки и т.п. (оздо- , что предметом профессиональной ^ческой культуре как педагога, так и —авленное решение перечисленных за-отклонения в состоянии здоровья и комплексной реабилитации, а так-'' ^ конкретных исторических условий дотвующего уровня ее качества.

Допросы и задания * .У/>а», «физическая культура», «адаптив-,а^илитация», «социальная интеграция», ^билитации инвалидов. Какие направ-,я в настоящее время? физической культуры? ой физической культуры. Их взаи-физической культуры. 'о физической культуры в реабилитации и О4"клонениями в состоянии здоровья и

 


ГЛАВА 3

ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ НАУКА,

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ВАЖНАЯ ОБЛАСТЬ

СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука

Начиная с января 2000 г. адаптивная физическая культура являет­ся одной из составляющих частей специальности научных работников 130004 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тре­нировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

В данном случае она представляет собой компонент системы науч­ных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всесто­роннего гармоничного развития людей, в том числе имеющих отклоне­ния в состоянии здоровья и (или) инвалидность.

До 2000 г. в номенклатуре специальностей научных работников была только одна специальность, в которой рассматривались проблемы ис­пользования средств и методов физической культуры в работе с людь­ми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Это - спортивная медицина и лечебная физическая культура.

Однако эта специальность предусматривала изучение проблем лишь эдного из большого количества направлений адаптивной физической культуры — лечебного, что не могло, конечно, удовлетворить много­численные запросы практики.

Включение адаптивной физической культуры в проблемное науч-тое поле специальности, традиционной для физической культуры [130004), безусловно, расширяет возможности проведения и оформле-1ия результатов своих научных исследований представителям адаптив-той физической культуры. Однако это также не решает проблему, кото­рая состоит в необходимости открытия отдельной специальности науч-шх работников — «Теория и методика адаптивной физической культу-)ы», что и будет сделано в ближайшем будущем соответствующими федеральными органами управления наукой.

Адаптивная физическая культура интегрирует в себе как минимум ри крупных области знания — физическую культуру, медицину, кор->екционную педагогику — и большое количество учебных и научных [исциплин: теорию и методику физической культуры, теорию и мето-1ику отдельных видов спорта и их групп, теорию и методику физичес-:ого воспитания, двигательной рекреации и физической реабилитации; натомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и [астную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидное-


ти, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию, психоконсультирование и т.д. и т.п.

Чтобы наглядно представить поле научных проблем адаптивной фи­зической культуры (АФК), воспользуемся геометрическим образом -декартовой системой координат (см. рис.). На одной оси поместим ком­поненты (виды) адаптивной физической культуры — адаптивное физи­ческое воспитание (АФВ), адаптивный спорт (АС), адаптивную двига­тельную рекреацию (АДР), физическую реабилитацию (ФР), креатив­ные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики (КТОП), экстремальные виды двигательной активности (ЭВДА) и дру­гие. На второй оси - вид (профиль, нозологическую группу) заболева­ния или инвалидности - зрение (3), слух (Сл.), опорно-двигательный аппарат (ОДА), речь (Р), интеллект (И), психика (П), соматические за­болевания (СЗ), сочетания различных заболеваний (СРЗ). На третьей — возрастные периоды жизни человека (возраст).

Каждая точка пространства в данной системе координат будет пред­ставлять собой проблему использования движений для развития и со­вершенствования инвалида с учетом его возраста и особенностей забо­левания (например, точка А представляет собой проблему, вернее ком­плекс проблем, адаптивного спорта у инвалидов по зрению в возрасте

30 лет).

«Заполнение» данного пространства конкретными рекомендация­ми и технологиями сопряжено с необходимостью проведения фунда­ментальных комплексных научных исследований, с преодолением ус-

| Возраст

Пространство научных проблем адаптивной физической культуры

(объяснения сокращений в тексте) (точка А — проблема адаптивного

спорта у инвалидов по зрению в возрасте 30 лет)



тоявшихся стереотипов лечения больных и инвалидов преимуществен­но фармакологическими средствами.

Крайне важно при реализации комплексного подхода в исследова­нии проблем адаптивной физической культуры не просто суммировать достижения различных наук, а создать единую концепцию, позволяю­щую избежать эклектики, односторонностей, абсолютизации в выводах отдельных наук об инвалиде и интегрировать их в большинстве случаев противоречивые выводы в единую логику развития и совершенствова­ния человека с ограниченными функциональными возможностями.

Необходимость объединения в единый исследовательский коллек­тив представителей физической культуры, медицины, коррекционной педагогики приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтения­ми научных работников, их предшествующим опытом работы.

Так, например, в среде специалистов и научных работников, и осо­бенно в массовом сознании, доминирует представление о тождествен­ности адаптивной физической культуры и лечебной физической куль­туры или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в облас­ти адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. Адап­тивная физическая культура представляет собой значительно более ем­кий и широкий научный и социальный феномен, целью которого явля­ется социализация или ресоциализация личности инвалида или челове­ка с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чув­ствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

Побывав на соревнованиях инвалидов, каждый может воочию убе­диться в том, что для спортсменов участие в них это прежде всего воз­можность общения, расширения круга знакомых и друзей, ощущение и сопереживание настоящего праздника. Радость победы, горечь пораже­ния значительно активизируют эмоциональную сферу спортсменов, наполняют ее чувствами, позволяют забыть о своих недугах и, в конеч­ном счете, почувствовать, что их жизнь полнокровна и одухотворенна. Таким образом, адаптивный спорт, оказывая благотворное оздорови­тельное и лечебное воздействие на спортсмена, является к тому же и прекрасным средством и способом вхождения в социум, завоевания своего «социального пространства».

Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является раз­работка методологических основ адаптивной физической культуры, фундаментализация образования в этой области.

Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по физической культуре, медицине, коррекционной педагоги­ке и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего со­бой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных об­ластей и дисциплин. Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья


(в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно; пре­одолевать так называемый дихотомический подход к изучению его сущ­ности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции, определяе­мые методами исследования конкретных наук.

Наиболее актуальным направлением теории адаптивной физичес­кой культуры является проблемы адаптивного спорта, адаптивной дви­гательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных) теле­сно-ориентированных практик, экстремальных видов двигательной ак­тивности и др.

Теория адаптивной физической культуры как наука исследует со­держание, структуру, функции адаптивной физической культуры, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности зани­мающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (видов) адаптивной физической культуры, обосновывает и проверяет на практике ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Одной из главных проблем теории адаптивной физической культу­ры является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологичес­кой концепции жизни данной категории населения страны, преодоле­ния психологических комплексов с помощью средств и методов адап­тивной физической культуры.

Теория адаптивной физической культуры должна раскрыть ее слож­ные взаимосвязи с другими областями науки и практики общества — здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, физи­ческой культурой и др., а также разработать технологии формирования готовности общества к принятию инвалидов как равноправных его чле­нов, обладающих самоценностью и огромным творческим потенциа­лом в самых различных видах человеческой деятельности.

Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особеннос­тей умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина
^ и область социальной практики______________

«Теория и организация адаптивной физической культуры» является главной профилирующей дисциплиной в Госстандарте высшего профес­сионального образования, а «Теория и методика адаптивной физической культуры» — в Госстандарте среднего профессионального образования по соответствующим специальностям. Они лежат в основе знаний любой из шести специализаций (см. главу 1) и профессий в этой области.


В связи с тем, что термин «адаптивная физическая культура» по­явился в России лишь в 1996 г., до сих пор встречаются различные трактовки как дисциплины, так и особенностей деятельности специа­листов в этой сфере социальной практики. Поэтому необходимо обо­значить основные отличия адаптивной физической культуры от физи­ческой культуры, медицины (включая профилактическую медицину), коррекционной педагогики, валеологии и других дисциплин, отраслей знаний и практической деятельности.

Как видно из названия, адаптивная физическая культура базиру­ется на классической или общей теории и методике физической куль­туры, которая выступает по отношению к ней в качестве более общего (родового) явления. Однако в отличие от базовой дисциплины адап­тивная физическая культура основным своим объектом познания и воздействия рассматривает не здоровых, а больных людей, включая и инвалидов. Здесь необходимо подчеркнуть, что объектом деятельности будущих специалистов адаптивной физической культуры является имен­но та категория населения, которая утратила какие-либо свои функ­ции на достаточно длительный срок, а зачастую — навсегда (напри­мер, ампутация конечностей, хирургическое удаление пораженного органа и др.).

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (ви­дов) общей физической культуры, который называется оздоровитель­но-реабилитационная или лечебная физическая культура (Л.П. Матве­ев, 1983), или двигательная реабилитация (В.М. Выдрин, 1985). Данный раздел, как отмечает, например, Б.В. Евстафьев (1985), посвятивший специальную монографию анализу основных понятий в теории физи­ческой культуры, в качестве главной цели предусматривает «восстанов­ление временно утраченных функций после заболевания, травм и т.д.» (Б.В. Евстафьев).

Забегая вперед, отметим, что адаптивная физическая культура вклю­чает в себя и адаптивную физическую реабилитацию (для инвалидов и тиц с ограниченными функциональными возможностями). В данном случае физическая реабилитация может использоваться, например, в заботе с инвалидами-ампутантами по восстановлению временно утра-генных функций тех или иных сохранных конечностей, внутренних ор-•анов, сенсорных систем и т.п., однако этим отнюдь не исчерпываются >громные потенциальные возможности инвалидов по участию в других (идах и формах физкультурно-спортивной деятельности, которые, как фавило, выпадают из поля зрения специалистов (медиков, психоло-ов, педагогов, социальных работников, юристов и др.).

По сложившейся в нашем обществе системе идеологических и ми-ювоззренческих взглядов, инвалидами и лицами с устойчивыми от-лонениями в состоянии здоровья должны были заниматься представи-ели федеральных и территориальных организаций и учреждений здра-оохранения, социального обеспечения, образования.

Что касается сферы физической культуры, то она была ориентиро-ана на людей здоровых или (как исключение) временно утративших те


или иные функции, а что касается наиболее развитого как в теорети­ческом, так и в практическом плане раздела данного вида культуры -спорта, то он вообще предусматривал активную деятельность лиц не просто здоровых, но и моторно-одаренных. В этой связи обратим вни­мание еще на тот факт, который наглядно подтверждает приоритеты физической культуры по отношению к той или иной категории населе­ния. Ведущий отечественный теоретик физической культуры Л.П. Мат­веев даже в ее оздоровительно-реабилитационном разделе вторым под­разделом называет спортивно-реабилитационный, который «способству­ет восстановлению функциональных и приспособительных возможнос­тей организма (уменьшенных в результате «перетренировки», переутом­ления и других причин)», возникающих в процессе спортивной подго­товки (Л.П. Матвеев, 1983), то есть здесь речь идет о реабилитации спорт­сменов.

Если обратиться к учебным планам и программам дисциплин спе­циальности физическая культура и спорт последних десятилетий, а с 1994 г. и направления физическая культура, являющихся своеобразной моделью содержания знаний, умений и навыков выпускников вузов физической культуры и факультетов физического воспитания (культу­ры), педагогических институтов и университетов, то легко убедиться в том, что практически все дисциплины, включая дисциплины и меди­ко-биологического, и психолого-педагогического циклов, содержат све­дения только о здоровом человеке. Исключением являлись две дисцип­лины: лечебная физическая культура и спортивная медицина, которые изучают в основном заболевания и повреждения, характерные для спортивной деятельности.

Уместно будет вспомнить и о Перечне медицинских противопока­заний для абитуриентов вузов физической культуры, который опреде­ляет значительно более высокие требования к состоянию здоровья будущих студентов вузов данного профиля по сравнению со всеми дру­гими образовательными учреждениями. Этот перечень, по существу, перекрывал путь в вузы физической культуры инвалидам и лицам с ограниченными физическими и сенсорными возможностями, а само содержание образования, состоящее из сведений практически только о здоровых и моторно-одаренных людях, значительно снижало мотива­цию его получения теми, кто хотел бы посвятить свою жизнь работе с инвалидами как полноправными членами общества.

Сказанное позволяет заключить, что в России высшее профессио­нальное образование в сфере физической культуры получали в подав­ляющем своем большинстве только здоровые люди, как правило, быв­шие и действующие спортсмены, а ориентировано оно было на работу специалистов со здоровыми и двигательно-одаренными детьми и взрос­лыми.

Авторы учебника не склонны считать, что подобное невнимание к проблемам инвалидов полностью обусловлено позицией представителей сферы физической культуры, хотя, очевидно, именно они должны были быть основными инициаторами расширения сферы влияния в обществе физической культуры, обоснования и доказательства ее действительной


;оциальной значимости1. Однако дело здесь гораздо более сложное, чем ложет показаться на первый взгляд. Немаловажную роль в сложившейся:итуации играет недостаточная разработанность теоретических, концеп-уальных проблем физической культуры инвалидов, не говоря уже об теологических и мировоззренческих системах взглядов.

Проведенный А.В. Сахно (1993) анализ отечественной и зарубеж-юй литературы, посвященной проблеме здоровья, определению его ачественных и количественных параметров, позволил ему утверждать, то между понятиями «здоровье человека» и «инвалидность человека» ыла воздвигнута непроходимая стена и что эти понятия трактовались ак взаимоисключающие. В частности, понятие «здоровье», изложенное уставе Всемирной организации здравоохранения как «состояние пол­ого физического, духовного и социального благополучия, а не только гсутствия болезней и физических дефектов», фактически отождеств­ится с «абсолютным здоровьем», и, естественно, не допускает и мысли возможности наличия здоровья у инвалида, так как он обладает тем пи иным дефектом (физическим или психическим). Такая постановка шроса, по существу, отказывала огромной группе людей — инвали-1М - в здоровье и здоровом образе жизни, ядром которого является щиональная двигательная активность человека или, в более обобщен­ии виде, физическая культура. Чтобы убедиться в этом, достаточно помнить, что допуск к занятиям физической культурой в школе, тех-1куме, вузе, в той или иной спортивной секции и, тем более, к уча-ию в соревнованиях выдает врач, который должен констатировать ответствующий уровень здоровья у желающих участвовать в физкуль-рно-спортивной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.