Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движение — основа жизнедеятельности 3 страница




Для выявления отклонений в развитии личности ребенка необхо­дим комплексный психолого-медико-педагогический анализ ее особен­ностей. При этом следует обратить внимание не только на выраженные признаки поведения ребенка, нарушающие процесс его социальной адаптации, но и учесть и использовать на занятиях по адаптивной фи­зической культуре положительные проявления характера, темперамен­та, влечений, мышления, направленность интересов, уровень развития физических качеств и способностей.


Специалист по адаптивной физической культуре должен опираться на положительные черты личности, наиболее развитые физические ка­чества и способности ребенка, следуя правилу «навстречу природе».

Наибольший потенциал как для коррекции нарушений формиро­вания личности, так и развития нравственных качеств детей с ограни­ченными возможностями имеет адаптивный спорт.

В качестве мировоззренческой «платформы» организации занятий адаптивным спортом могут быть использованы проверенные практикой идеи олимпизма.

Известно, что Пьер де Кубертен - родоначальник современного олимпизма — связывал олимпизм с идеей совершенствования челове­ка, человеческих отношений и общества на основе использования спорта, спортивных соревнований и подготовки к ним. Важную задачу олимпизма он рассматривал в предотвращении разрыва между физи­ческим и духовным развитием человека, в содействии его разносторон­нему и гармоничному развитию.

Олимпизм, согласно Олимпийской хартии, представляет собой жизненную философию, возвышающую и объединяющую в сбалансиро­ванное целое достоинства тела, воли и разума. Как ничто другое, олим­пизм привлекает тем, что соединяет спорт с культурой и образовани­ем, создает образ жизни, «основанный на радости от усилия, на воспи­тательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим ос­новным этическим ценностям».

Олимпийское движение не допускает никакой дискриминации в спорте - ни политической, ни религиозной, ни расовой, оно все пронизано идеями мира. Кодекс спортивной чести («Фэйр Плэй»), включающий в себя такие правила, как: не стремиться к победе лю­бой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и благородство; главное не победа над соперником, а совершенствование своей лич­ности, преодоление своих слабостей, — является хорошим примером использования в этом виде деятельности общечеловеческих норм нрав­ственности.

В пособии С.П. Евсеева, Г.М. Поликарповой, М.В. Прохоровой (1995) приведены программы «олимпийских уроков» и других вариантов олим­пийских мероприятий, которые могут применяться и в воспитании детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. К ним относятся:

— беседы по истории возникновения и проведения Олимпийских игр;

- беседы по проблемам олимпийского движения;

—конкурсы рассказов (устных и письменных) об удивительных ис­
ториях, произошедших на различных Олимпийских играх;

—конкурсы рефератов и сочинений по олимпийской тематике;

—конкурсы альбомов, стенгазет, рисунков по олимпийской тематике;

- олимпийская викторина (очная и в качестве домашнего задания);

—встречи с чемпионами и участниками Олимпийских игр;

—спортивные праздники под девизом олимпийских идеалов;

— спортивные соревнования (малые Олимпийские игры).
Интересные предложения гуманных преобразований спорта содержит

олимпийский проект «СпАрт» (название это образовано от трех английс-154


ких слов: 5ртШа1Иу — духовность, 5роП — спорт, Аг1 — искусство). Он разра­ботан профессором В.И. Столяровым и реализуется в России с 1991 г.

Во время проведения соревнований «СпАрт» не только поощряет высоконравственное и эстетическое поведение спортсменов, но и учи­тывает их (с помощью балльной оценки) при определении победите­лей. Обычные спортивные соревнования «спартианцы» преобразуют в «ифы сотрудничества», где учитывают не личное достижение или дос­тижение команды, а достижения всех участников, объединенных в одну команду. В профамму «спартианских» состязаний включаются и обыч­ные спортивные дисциплины, и тесты на общую физическую подго­товку, и различные соревнования и конкурсы по туризму, художествен­ные и интеллектуальные конкурсы. Это значит, что на состязаниях «спар-тианцев» недостаточно быть просто физически подготовленным («здо­ровым парнем»). Чтобы победить здесь, необходимо еще оказаться ум­ным (и остроумным), умелым, интересным, нравственно и духовно развитым человеком.

Спартианская модель организации спортивной деятельности хоро­шо подходит и к лицам с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Педагогическая технология и практика реализации спартианской программы для инвалидов подробно рассмотрена в работах Т. И. Губаре­вой (1998-2000).

13.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями на эстетическое развитие занимающихся

Уровень эстетического развития определяется степенью сформиро­ванное™ эмоционально-оценочного отношения ребенка к явлениям действительности, его способности оценивать их с позиций эстетичес­ких идеалов, т.е. социально обусловленных представлений о красоте в природе, обществе, в самом человеке (Л. К. Завьялов, 1999).

Главной задачей эстетического развития учащихся в процессе заня­тий физическими упражнениями, по мнению Л.К. Завьялова, является воспитание у них эстетического отношения к собственному физическо­му совершенствованию, объектам своей физкультурной деятельности, активного стремления к пониманию и достижению красоты во внешнем облике, поступках, во взаимоотношениях с людьми. Он выделяет следу­ющие объекты эстетических проявлений (восприятий, чувств, сознания, вкусов, потребностей) при занятиях физическими упражнениями:

- оформление мест проведения занятий, инвентаря и оборудования;

- внешний вид учителя и учащихся, стиль поведения и общения их
друг с другом;

 

—взаимодействие учителя и учащихся по реализации используемых
в занятии организационно-методических форм деятельности;

—сформированное учителем в сознании учащихся представление
об эстетическом идеале физического развития и образования человека;


—физические упражнения, характеризующиеся пластичностью, рит­
мичностью, изяществом и выразительностью составляющих их движе­
ний, и упражнения, целью которых является достижение результата,
обусловленного степенью проявления физических способностей и внут­
ренних волевых напряжений;

—действия игрового и соревновательного характера, несущие в себе
красоту проявления силы духа, борьбы с пространством, временем,
самим собой.

Далее автор конкретизирует задачи, средства и методы для эстети­ческого воспитания школьников младшего, среднего и старшего возра­ста, которые, безусловно, могут с успехом применяться и с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Большие возможности для эстетического развития занимающихся заключены в олимпийском образовании и воспитании школьников (на­блюдение за совершенной техникой выполнения двигательных действий выдающихся спортсменов, их тактическим мастерством, проявлением волевых качеств, изучение произведений искусства на олимпийскую тематику, участие в массовых фестивалях и праздниках и т.п.).

Еще большие предпосылки для эстетического воспитания содер­жатся в программах проекта «СпАрт», где эстетические поступки, спо­собы выполнения движений, включая пантомиму, танец и т.п., явля­ются специальным предметом оценки.

Необходимо более активно, чем обычно рекомендуется в учебниках и учебных пособиях по физической культуре, использовать живую и неживую природу как источник естественной красоты и гармонии. На­блюдение за природой во время лыжных прогулок, туристических по­ходов, легкоатлетических кроссов способствует проявлению эстетичес­ких чувств и связанных с ними эстетических переживаний, формирова­нию эстетического сознания, эстетических вкусов и эстетических по­требностей.

13.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой

Основными задачами учителя адаптивной физической культуры в подготовке учащихся к трудовой деятельности являются:

— преодоление психологических комплексов неполноценности и
формирование знаний и убеждений о доступности для детей с ограни­
ченными возможностями многих форм и видов трудовой деятельности
(информация о выдающихся достижениях инвалидов и лиц с отклоне­
ниями в состоянии здоровья, демонстрация собственных возможнос­
тей при выполнении сложных физических упражнений и др.);

— вооружение школьников максимально возможным количеством
жизненно и профессионально необходимых умений и навыков (про­
странственной ориентировки для незрячих, ходьбе, бегу, прыжкам,
переноске грузов и др.);


 

- содействие всестороннему и гармоническому развитию и совер­
шенствованию оставшихся (сохранных) физических качеств и способ­
ностей и духовных сил, обеспечивающих доступную учебную и бытовую
трудоспособность учащихся, а в дальнейшем профилактику остаточного
здоровья, необходимого для какого-либо вида трудовой деятельности;

- содействие развитию и совершенствованию функциональных си­
стем и коррекции их с учетом конкретного вида трудовой деятельности;

- привлечение учащихся к выполнению доступных трудовых функ­
ций в учебном, учебно-тренировочном, соревновательном процессах и
массовых физкультурно-спортивных мероприятиях и праздниках (изго­
товление и ремонт спортивного инвентаря, собственной спортивной
формы, простейших тренажеров, оборудование спортивных площадок,
уборка спортивного зала и подсобных помещений и т.п.);

- формирование знаний и умений самостоятельного использова­
ния средств физической культуры (комплексов упражнений утренней
зарядки, лечебной физической культуры, средств и методов адаптив­
ной двигательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных)
телесно-ориентированных практик и т.п.) в целях профилактики со­
путствующих заболеваний и самосовершенствования;

- формирование положительного отношения к труду вообще, при­
учение к сознательному многолетнему упорному труду по преобразова­
нию самого себя, своей «природы», своего недуга через преодоление
возрастающих нагрузок, нередко весьма тяжелых, требующих макси­
мальной самомобилизации.

Наиболее соответствующие задачам трудового воспитания являют­ся такие компоненты адаптивной физической культуры, как адаптив­ное физическое воспитание и адаптивный спорт.

Критерием нравственного отношения к труду является наличие по­требности в трудовой деятельности, осознание ее необходимости и каж­додневного труда независимо от имеющегося дефекта, группы инва­лидности, имеющегося материального достатка, помощи близких и окружающих людей.

Важно, чтобы каждый занимающийся понял, что труд прежде всего необходим ему самому, несмотря на то, что он обеспечен государственным пособием, льготами, заботой и опекой родителей, близких, знакомых.

Осознание необходимости труда как единственно возможного спо­соба жизнедеятельности, раскрытия и реализации своих возможностей самоактуализации - главная цель трудового воспитания в адаптивной физической культуре.

13.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов

В отличие от своих сверстников дети с отклонениями в состоянии здоровья и дети-инвалиды в значительно большей степени нуждаются в целенаправленной двигательной активности коррекционного, компен-


саторного и профилактического характера. Часов, которые выделяются госстандартами и учебными планами школ на адаптивную физическую культуру, явно не хватает. Поэтому для учащихся специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений огромное значение имеет та­кое качество личности, как самостоятельность.

Самостоятельность, как отмечает А. Г. Граф (1999), есть личностное качество, подвластное воспитательным воздействиям; это осуществле­ние человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи (это и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль), которая во многом предопределяет результативность всей учебно-воспитательной работы. Он подчеркивает, что основными показателями самостоятельности в физической культуре являются сис­тематичность, частота, форма, интенсивность и эффективность заня­тий физическими упражнениями.

В адаптивной физической культуре в качестве ценностно-мотива-ционных компонентов самостоятельности выступают:

- стремление учащегося скорректировать основной дефект, умень­
шить его влияние на условия жизнедеятельности;

— желание сформировать компенсаторные возможности организма, заменяющие те качества и способности, которые разрушены (ухудше­ны) тем или иным заболеванием и не поддаются коррекции;

- потребность обеспечить профилактику заболеваний, являющихся
следствием основного дефекта;

- потребность физического совершенствования, особенно при за­
нятиях адаптивным спортом.

При оценке самостоятельной деятельности в адаптивной физичес­кой культуре первостепенное значение имеет шкала индивидуальных показателей, при которой сравниваются текущие результаты ученика с прежними его результатами. Шкала индивидуальных показателей долж­на сравниваться с результатами индивидуальной программы реабили­тации, реализуемой соответствующими специалистами (медиками, пси­хологами, социальными работниками и др.).

А. Г. Граф (1999) выделяет три этапа формирования умений само­стоятельно заниматься. Поэтапность формирования самостоятельности обусловлена динамикой «созревания» биологических и психических ка­честв и способностей детей.

На первом этапе необходимо дать школьникам знания, необходимые для самостоятельного выполнения конкретных упражнений (способы обес­печения безопасности, показания и противопоказания для конкретных за­болеваний, количество повторений упражнений, интервалы отдыха и др.), убедить учащихся в значимости, важности и полезности самостоятельных занятий, обучить простейшему самоконтролю и оценке уровня своего фи­зического развития, физической подготовленности, ознакомить с простей­шими вариантами дневника или карточек индивидуального пользования.

На втором этапе необходимо раскрыть правила организации и про­ведения самостоятельных занятий физическими упражнениями и ауто­генной тренировки, научить ставить задачи по развитию физических способностей, формированию двигательных умений и специальных зна-


ний. Вопросы организации самостоятельных занятий многоплановы: от элементарных (организация выполнения утренней гимнастики) до та­ких, как организация выбора комплексов физических упражнений и способов их выполнения.

На третьем этапе решаются более сложные задачи: ознакомление с методиками развития основных физических способностей, формирова­ния двигательных умений и специальных знаний, с техниками психо­соматической саморегуляции, элементами психокоррекции. В соответ­ствии с этим следует научить их подбирать средства и методы, состав­лять комплексы упражнений и выполнять их, применять приемы само­внушения, самоприказов, различные техники психосаморегуляции.

Каждый этап предусматривает использование самоконтроля, пла­нирования (разного уровня сложности) оценки и коррекции своей са­мостоятельной деятельности.

Самоконтроль как оценочно-результативный компонент деятель­ности имеет большое воспитательное значение, так как приучает к планированию своего труда, способствует углублению внимания, па­мяти, выступает важным фактором развития познавательных способ­ностей (А.Г. Граф, 1999).

Для воспитания самостоятельности используют индивидуальные задания, требующие способности совершать выбор, принять необходи­мое решение, готовности к выполнению заданий, способности самому выявлять проблемы и находить способы их решения.

Выделяют следующие разновидности индивидуальных заданий: обяза­тельные задания, назначенные учителем; выборочные задания, предлагае­мые учителем; задания, определяемые самим учеником; домашние задания.

В заключении данного параграфа необходимо констатировать, что проблема воспитания личности детей с отклонениями в развитии и де­тей-инвалидов достаточно хорошо освещена в научной и учебно-мето­дической литературе. Очень мало работ, где эти проблемы рассматрива­лись бы применительно к взрослым и пожилым людям, хотя формиро­вание личности продолжается в течение всей жизни.

У взрослых, особенно в случае приобретенной инвалидности, наи­более остро стоят проблемы преодоления психологических комплек­сов, формирования новой «Я-концепции», воспитания самостоятель­ности в осуществлении индивидуальной программы комплексной реа­билитации и ресоциализации.

В качестве примера успешного решения проблемы самовоспитания самостоятельности при организации процесса реабилитации можно привести работу Ю.Г. Михайловой (2002). В этой работе, предлагающей методику двигательной самореабилитации при травме спинного мозга шейного отдела позвоночника в домашних условиях, показано, что эта методика включает в себя не только выполнение физических упражне­ний, но и собственное волевое стремление к восстановлению, инициа­тиву, самостоятельное планирование, самоконтроль и полную ответствен­ность за свои действия. Так как процесс самореабилитации имеет специ­фические особенности, автором предложен ряд принципов, соблюдение которых очень важно для этого процесса. Наиболее важные из них: сосре-


доточение на восстановлении, открытость, осознание собственной от­ветственности, готовности к неравномерности протекания восстанови­тельного процесса, последовательности и постепенности.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте сущность трех аксиологических концепций отношения
общества к лицам с ограниченными возможностями.

2. Что такое «Я-концепция»? Какова ее роль и роль общей направ­
ленности личности в формировании физической культуры личности?

3. Раскройте особенности умственного воспитания в адаптивной
физической культуре.

4. Как вы понимаете содержание нравственного воспитания лиц с
отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов?

5. Каковы потенциальные возможности влияния занятий физичес­
кими упражнениями на эстетическое развитие занимающихся?

6. В чем сущность трудового воспитания в адаптивной физической
культуре?

7. Воспитание самостоятельности в процессе занятий адаптивной
физической культурой. Этапы, средства, методы, виды индивидуаль­
ных заданий.

13.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии

Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе широ­ко освещены в специальной литературе по коррекционной педагогике, называвшейся раньше дефектологией (см., например, пособие под ред. В.В. Воронковой, 1994).

Особенности воспитанников специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений для детей с поражением интеллекта - недостаточность речи и мышления, нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение самостоятельности, самокритичности, неразвитость элементарных челове­ческих эмоций и чувств (страха, обиды, смущения) и др. - существенно затрудняют воспитание у них социально-нормативного поведения.

Изоляция детей во вспомогательных школах, ограничение их соци­альных контактов со здоровыми детьми часто способствуют развитию безынициативности, равнодушия, социального инфантилизма.

Международный опыт Специального олимпийского движения, ра­бота организации Специальной олимпиады России, Специального олим­пийского комитета Санкт-Петербурга и аналогичных структур других регионов страны убедительно показывают большие возможности адап­тивной физической культуры в воспитании социально-нормативного поведения лиц с отклонениями в развитии интеллекта.


В адаптивной физической культуре и, в частности, в адаптивном спорте могут эффективно использоваться методы:

- формирование нравственных и правовых знаний, оценок и убеж­
дений (рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, диспут, ролевые игры,
моделирующие правильное поведение в различных ситуациях и др.);

—формирование опыта общественных отношений, умений и при­
вычек социально-нормативного поведения (организация различных ви­
дов физкультурно-спортивной деятельности, межличностного общения
в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение);

—стимуляции и подкрепления социально-нормативного поведения
личности и коллектива (команды) (поощрение, осуждение, наказание).

Применение предметных действий, сюжетно-ролевых, подвижных и спортивных игр, соревновательной деятельности с ее простой, но строгой регламентацией условий и правил состязаний и сопоставления результатов и др. факторов позволяет соблюсти важнейшие требования к нравственно-правовому просвещению умственно отсталых школьни­ков, приучению их к коллективной деятельности с соблюдением ко­декса спортивной чести, правил честной игры («Фэйр Плэй»), К этим требованиям относятся (В.Н. Синев, 1994):

- доступность содержания предлагаемых сведений (конкретность ма­
териала, его связь с жизненным опытом, использование наглядных
средств и др.);

- увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы,
использование элементов игры и соревновательности;

- обеспечение интеллектуальной активности учащихся;

- четкость выводов, содержащих рекомендации по социально-нор­
мативному поведению школьников;

- систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм по­
ведения (предложение учащимся передать содержание нормативной
информации другим лицам, разъяснить ее смысл младшим школьни­
кам, использовать ее для контроля и самоконтроля, оценки и само­
оценки поведения в различных ситуациях).

Как отмечает В.Н. Синев (1994), сравнение, выделение существен­ного, обобщение, конкретизация применительно к новым ситуациям, нахождение аналогий, доказательства, оценивания, установление при­чинно-следственных связей — все это помогает понять смысл, послед­ствия и нравственное содержание поступка.

Огромный потенциал воспитательных воздействий, например адап­тивного спорта, объясняется тем, что он, по существу, является моделью жизни, причем очень конкретной, наглядной, доступной для понимания детям и взрослым, в том числе и лицам с ограниченными возможностями.

Адаптивный спорт дает возможность как бы побывать в тех жизненных ситуациях, в которых присутствуют и дружба, и взаимопонимание, и объе­динение в единый сплоченный коллектив, и соперничество, и борьба. Но это происходит не в настоящей обстановке, а в спортивной, игровой.

 

В олимпийском спорте, например, существует своя «конституция» -Олимпийская хартия, где изложены основные принципы олимпийского движения, раскрыты механизмы управления им (Международный олим-

6 1466


пийский комитет (МОК), международные спортивные федерации, наци­ональные олимпийские комитеты и их связи с МОК) и другие вопросы.

Существуют четкие правила организации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности и Специального олимпийского движе­ния, в котором участвуют лица с поражением интеллекта.

Участие в тренировках и соревнованиях по целому ряду зимних и летних видов спорта, адаптированных к возможностям таких занимаю­щихся, позволяет решать воспитательные задачи, которые значительно труднее решаются в других видах человеческой деятельности.

Так, например, дети с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы, осваивая достаточно простые умения и навыки игры в хоккей на полу, тактические приемы и комбинации, одновременно узнают и о правилах состязаний (попал «шайбой» в ворота — гол, толкнул сопер­ника в спину - нарушение и т.п.), требованиях, которые они должны выполнять (регулярно тренироваться, выполнять режим дня, участво­вать в общественно полезном труде и др.).

Все эти правила, требования, социально-нормативные условия очень просты, справедливы (одинаковы для всех), вполне доступны для усвое­ния (разумеется при многократных повторениях и длительном обучении).

Сама игровая деятельность увлекательна, эмоциональна, притяга­тельна для детей и взрослых. Поэтому отстранение от нее воспринима­ется занимающимися как наказание.

Принципиально важным моментом в Специальной олимпиаде яв­ляются соревнования. Здесь специальные спортсмены узнают о том, как дорого могут обойтись команде их ошибки, нарушения правил и другие поступки.

Сама суть соревнования предполагает выход учащихся за пределы своих учреждений, взаимодействие с обществом здоровых людей (спортивными судьями, зрителями, представителями средств массовой информации), а также с воспитанниками других специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений.

Участие в региональных, всероссийских и особенно международ­ных соревнованиях предполагает еще большее вхождение в социум, предъявляет повышенные требования к социально-нормативному по­ведению, в том числе его морально-правовым аспектам (поведение в транспорте, проживание в гостиницах и общежитиях, встречи с иност­ранными гражданами, знакомство с простейшими законами и норма­ми международного права, принципами интернационализма и т.п.).

Именно в это время создается коллектив специальных спортсменов (сборные команды специальной школы, города, страны, команды по отдельным видам спорта, в том числе по спортивным играм и т.п.). И педагог имеет возможность осуществления воспитательных мероприя­тий в коллективе и через коллектив, что создает реальные предпосылки для повышения их эффективности.

На примере адаптивного спорта можно проводить нравственные бесе­ды практически на все темы, предлагаемые специалистами по коррекци-онной работе (честность и справедливость, простота и скромность; непри­ятие несправедливости, равнодушия и зла; дисциплина и культура поведе-


ния; товарищество и взаимопомощь; коллективизм; любовь к Родине и др.) (Н.М. Буфетов, 1988). Но главное состоит в том, что адаптивный спорт является той благодатной сферой, в которой все перечисленные и ряд дру­гих положительных нравственных качеств, обуславливающих социаль-ттоягормативное поведение, могут формироваться и совершенствоваться.

Международный опыт, в первую очередь Соединенных Штатов Аме­рики, показывает, что в рамках Специального олимпийского движения могут реализовываться и такие акции, как участие спортсменов в обще­ственной деятельности (участие в работе общественных организаций, публичные выступления, внесение предложений по совершенствованию работы различных учреждений и др.) (программа «Партнерские клубы»).

Однако все эти достоинства и преимущества адаптивного спорта могут быть использованы только в случае тщательно спланированной и продуманной системы воспитательных мероприятий. Если же всю рабо­ту пустить на самотек, то тот же адаптивный спорт может принести диаметрально противоположные результаты и стать причиной агрессии, эгоцентризма, асоциального поведения.

Помимо воспитания социально-нормативного поведения, адаптив­ная физическая культура предоставляет хорошие возможности для фор­мирования социально-бытовой ориентировки учащихся, закрепления знаний и умений, полученных на занятиях по данной тематике.

Участие в учебно-тренировочной и соревновательной деятельнос­ти, выезды в командировки, особенно в другой город, страну, позво­ляют активизировать процесс приобретения учащимися экономико-бытовых знаний и умений. Совместные с тренером экскурсии в спортив­ные, продовольственные магазины, покупка спортивной формы, ин­вентаря, продуктов питания и т.п. являются хорошими практическими упражнениями для выработки соответствующих знаний и умений

Дети с отклонениями в развитии очень любят обмениваться пред­метами спортивной атрибутики (вымпелами, значками, сувенирами), обсуждать сделанные ими обмены, что способствует их интеллектуаль­ному развитию, расширению общего кругозора, формированию куль­турных потребностей, приобретению экономико-бытовых знаний.

Очень характерны для адаптивного спорта ситуации обсуждения с тренером, руководителем делегации бюджета той или иной поездки, размеров суточных командировочных расходов.

Проверка состояния и условий хранения спортивной одежды, спортивного инвентаря, порядка в залах и раздевалках, бережливого отношения к расходу воды, электроэнергии (закрыт ли душ? выключен ли свет в туалете и раздевалке?) формирует бережливость, стремление к упорядоченному ведению хозяйства.

Немаловажной частью быта является труд, включающий в себя са­мообслуживание и хозяйственно-бытовую деятельность (ремонт спортив­ной одежды и обуви, спортивного инвентаря, изготовление простей­ших тренажеров и приспособлений).

Весьма полезно специально организованное общение с известны­ми спортсменами, деятелями культуры и искусства. Это способствует стимуляции желания читать, слушать музыку, смотреть кинофильмы.


Активные занятия физическими упражнениями немыслимы без по­вышенных требований к соблюдению правил поведения, санитарно-гигиеническим умениям, необходимым школьникам в дальнейшей жиз­ни.

Большое значение для успешного закрепления приобретенных в школе, во время многогранной деятельности в области адаптивной физической культуры знаний и умений социально-бытового плана имеет их практическое применение в домашних условиях. Поэтому необходи­мо проводить лекции, беседы, практикумы, тренинги для родителей, разъясняя задачи и содержание социально-бытовой ориентации детей, привлекая родных ребенка к воспитанию у него необходимых умений.

Адаптивный спорт и деятельность, с ним связанная, позволяют осу­ществлять трудовое воспитание учащихся вспомогательных школ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.