Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движение — основа жизнедеятельности 6 страница




В разных нозологических группах инвалидов соревновательная дея­тельность имеет свои особенности. Соревнования инвалидов с наруше­нием слуха, зрения, поражением опорно-двигательного аппарата име­ют достаточно жесткие правила и требования и проводятся в условиях острой конкурентной борьбы. Соревнования спортсменов с отклонени­ями интеллектуального развития, хотя и регистрируют лучшие резуль­таты и рекорды, преследуют другие цели. Философия и принципы меж­дународного движения Спешиал Олимпикс направлены в первую оче­редь на решение гуманистических задач: с помощью физических упражнений, круглогодичных тренировок и соревнований обеспечить стимул личностного роста, проявить свой человеческий потенциал, укрепить характер, физические силы и умения, дать смелость и радость общения, сделать их счастливыми благодаря заботе, вниманию и ува­жению всего сообщества людей (М.М. Башкирова, СИ. Гуськов, 1994; Т.А. Шамрай, 2000)

В рамках второго направления адаптивный спорт выполняет оздоро­вительно-рекреативную функцию, выступая как средство и метод эф­фективного здорового отдыха — восстановления и поддержания опера­тивной работоспособности, развития физических качеств и способнос­тей в избранном виде спорта, организации интересного эмоционально­го досуга (К. Ричард, 1980; Л.П. Матвеев, 1997). Типичными чертами оздоровительно-рекреативного спорта является систематическая трени­ровка (2—3 раза в неделю), специализация, как правило, в одном виде спорта, участие в соревнованиях и др. Такая форма спортивной деятель­ности общедоступна, реализуется добровольно в свободное время и не является доминирующей в жизни инвалида. К числу наиболее популяр­ных видов спорта относятся плавание, спортивные игры (баскетбол,


в том числе в колясках, волейбол сидя, мини-футбол, настольный тен­нис, хоккей на полу, дартс, бильярд, голбол, городки), различные виды гимнастики, включая шейпинг и аэробику, легкая атлетика, в том числе в колясках, армрестлинг, оздоровительные виды восточных едино­борств и др.

В зависимости от того, в какой социальной сфере культивируется оздоровительно-рекреативный спорт, специфика занятий модифици­руется соответственно условиям, составу групп (однородные по нозо­логии или интегрированные), по возрасту, интересам занимающихся (школьный, студенческий, спорт инвалидов зрелого возраста).

Главные стратегические принципы в оздоровительно-рекреативном спорте следующие: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию человека, гармонизация и оп­тимизация нагрузки, свобода выбора вида спорта в соответствии с лич­ными склонностями и способностями (В.К. Бальсевич, 1990).

Исходными условиями для занятий и участия в соревнованиях яв­ляется наличие медицинского допуска с учетом противопоказаний, ус­тойчивая мотивация, стабилизация физического и психического состо­яния. В соревнованиях участвуют все желающие, а наиболее талантли­вые приглашаются в сборные команды по видам спорта.

Элементы соревновательной деятельности имеют место и в адап­тивном физическом воспитании при проведении спортивных и под­вижных игр, эстафет, в отдельных видах физических упражнений (бег, прыжки, метание и др.).

_________________ 15.2. Социальные функции________________

Гуманистическая функция. Идея гуманизма состоит в признании чело­века высшей ценностью во всей его телесной и духовной неповторимости (Л.И. Лубышева, 1993; В.И. Столяров, 1993; И.М. Быховская, 1993).

Гуманизация физкультурного образования выражается прежде все­го в его цели: формирование физической культуры личности как систе­мы ценностей, реализуемых в здоровом образе жизни (В.А. Булкин, 1997; Ю.М. Николаев, 1997).

Гуманистическая функция в сфере АФК предполагает ориентацию на личностное развитие:

- формирование осознанного отношения и потребности к любым
формам двигательной активности как необходимому условию жизне­
обеспечения;

- формирование знаний, двигательных умений, физических качеств
и способностей для создания предпосылок к полноценной самостоятель­
ной жизни, учебной, профессиональной и другим видам деятельности;

- освоение интеллектуальных, валеологических, нравственных, эти­
ческих, эстетических ценностей физической культуры, способствую­
щих созданию условий равной личности, свободы самопроявления,
самореализации и самоактуализации.


Гуманизм предполагает признание, понимание, помощь человеку с нарушениями в развитии не только со стороны заинтересованных специалистов, но и всего общества в целом, где еще бытуют такие ос­корбительные клише, как «урод», «дебил», «даун», «идиот» и др., уни­жающие достоинство человека. Неадекватные установки в отношении к инвалидам сложились исторически и сохраняются до сих пор у боль­шинства населения. Но истинный гуманизм проявляется не в словах, а в адресной полезной деятельности и таких нравственных категориях людей, как человеколюбие, сострадание, милосердие, благородство, терпение, самоотверженность. Особенно важно, чтобы эти добродетели сопровождали человека не только в детстве, но и всю жизнь.

Социализирующая функция. Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхож­дение в социальную среду и социальные группы (Н.И. Пономарев, 1996).

Из определения вытекает, что социализация - сложное многогран­ное явление, а для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, и осо­бенно инвалидов, выступает в качестве цели, так как равноправное вхождение человека в созидательную общественную жизнь предъявляет высокие требования к всестороннему развитию личности. Адаптивная физическая культура для данной категории людей выступает как фун­даментальная основа подготовки к самостоятельной жизни и необходи­мое условие жизнеобеспечения, духовного и физического развития.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, в ходе которой человек учится быть членом семьи, группы, класса, производственного коллектива, команды, общества. Активные занятия АФК в различных социально-демографических группах людей с ограниченными возмож­ностями на каждом возрастном этапе развития решают сложнейшие задачи социальной адаптации личности, приобщения человека к цен­ностно-нормативной системе общества, воспитания психических и нрав­ственных качеств, рациональной организации досуга, активного отды­ха, общения и т. п. Все это положительно сказывается на духовном со­стоянии инвалидов и их окружении, оптимизирует жизненные интере­сы и ценностные ориентации (С.П. Евсеев, 2000).

Отмечается особая роль игры в социализации личности. Э. Майнберг (1995) считает игру инновационным потенциалом, неисчерпаемым источником, актуализирующим процесс формирования личности и ее социализации. Ребенок, входя в ту или иную роль, вживается в разно­образные образы, знакомится с многообразием социальной действи­тельности; вступая в общение, он познает внутренний мир и отноше­ния людей, секреты их взаимодействия, переживает поражения и ра­дость победы. Игра активизирует образно-эмоциональное мышление, внимание, память, снимает умственное утомление, создает творческую атмосферу, устраняет замкнутость, застенчивость (О.В. Загрядская, 1997).

Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые композиции, игры-сказки, игры с речитативами и счетом, имитацион­ные игры и др. развивают мелкую моторику, координацию движений, рав­новесие, точность, дифференцировку усилий, ориентировку в простран-


стве, улучшают качество звукопроговаривания, помогают освоению эле­ментарных математических представлений, т. е. стимулируют развитие фи­зических, психомоторных и интеллектуальных способностей.

Таким образом, игра как средство АФК синтезирует в себе те фун­кции, которые сопутствуют социализации ребенка-инвалида.

Особенно ярко социализация проявляется в адаптивном спорте, где на предельном уровне физических сил проявляются биологические, адаптационные, духовные возможности человека. В процессе соревно­вательной деятельности создаются такие социальные ценности, как победа, престиж, зрелище, сопереживание, эмпатия и др. Спорт для инвалидов - это особый мир отношений и переживаний, который ув­лекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает пси­хическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения. С другой стороны, это активная творческая деятельность, где инвали­ды, имея в движениях эстетические погрешности, все равно стремятся к совершенству, изменяя свои физические качества, систему движе­ний, создавая свой индивидуальный стиль, неповторимый облик, вкла­дывая в него гармонию бодрости и силу духа. Это придает поведению, характеру, образу жизни новый колорит, который позволяет инвалиду повысить самооценку собственного «Я», чувствовать себя полезным граж­данином своего общества, т. е. социализироваться в нем.

Наблюдения за поведением спортсменов-инвалидов в корне меня­ют отношения общества к ним, воспринимая их не как людей ущерб­ных, а наоборот — как равных, достойных уважения и способных на большие свершения, чем многие здоровые люди.

Интегративная функция. Если социализирующая функция заключает в себе усвоение и воспроизведение знаний, умений, норм и ценностей, то интегративная функция означает включение различных категорий инва­лидов в социальные системы, структуры, социумы, предназначенные для здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизни и дея­тельности, самореализацию и раскрытие личностных способностей. Но человек социализированный, т. е. подготовленный к жизни в обществе, может оказаться не интегрированным, не востребованным обществом.

Социализация и интеграция находятся в тесной взаимосвязи: чем выше уровень социализации, тем больше шансов у человека включить­ся в деятельность других групп, коллективов, сообществ. В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция.

Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья включает:

- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с
отклонениями в развитии;

- активное участие в данном процессе самого ребенка (субъектив­
но-объективная роль);

- совершенствование самого общества, системы социальных отно­
шений, которая в силу жесткости требований к своим потенциальным
субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизне­
деятельности (Е.М. Старобина, Е.И. Красавина, 1998).


Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой систе­мы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обу­чение с обучением детей нормального развития. При всех достоинствах специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замы­кает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка - в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Еще большую изоля­цию от общества испытывают дети, воспитывающиеся в специальных дет­ских домах и дети надомного обучения, не посещающие школу.

В последние годы в Институте коррекционной педагогики РАО и других учебных и научных заведениях ведется разработка моделей ин­тегрированного обучения. Л.М. Шипицына (1997, 2001) выделяет два типа интеграции: интернальную и экстернальную. Интервальная интег­рация - объединение детей внутри системы специального образова­ния, экстернальная предполагает взаимодействие специального и мас­сового обучения.

Совместное обучение приносит пользу не только детям с проблема­ми развития, но и здоровым школьникам. У первых формируется поло­жительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное по­ведение, более полная реализация обучения. У здоровых детей интегра­ция формирует чувства сострадания, терпимости, взаимопомощи не толь­ко к этим детям, но и к взрослым и пожилым людям со специальными нуждами, права которых ущемлены, что в дальнейшем способствует по­ниманию и уважению прав любого человека (Н.С. Хилько, 1992).

Проблемы интегрированного обучения, изучаемые в специальной педагогике, к сожалению, не затрагивают адаптивной физической куль­туры, где совместные уроки и внеурочные занятия слепых и слабовидя­щих, глухих и слабослышащих и др. (интервальная интеграция), рекре­ативные занятия детей разных нозологических групп с участием роди­телей, совместный отдых в летних и зимних оздоровительных лагерях, проведение праздников, фестивалей, спортивных соревнований (экстер­нальная интеграция) являются естественными формами двигательной активности и, следовательно, открывают большие возможности для реализации интегративной функции.

Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт, в частности, представляют собой уникальные формы интеграции, которых не суще­ствует ни в одном виде деятельности инвалидов. Иллюстрацией тому служат крупные соревнования. На Паралимпийских играх (Сидней, 2000) участвовало более 4000 спортсменов-инвалидов всех нозологических групп (кроме инвалидов по слуху) из 125 стран мира (Н.А. Малкова, А.В. Царик, 2000; Л.Н. Селезнев, 2000). Эталоном, ставшим всеобщей ценностью для спортсменов разных стран, являются идеи олимпизма, проповедующие стремление к истинному совершенству, взаимопони­манию и миру на земле. Столь высокие цели и жизненные идеалы, воз­можности общения, самопроявления и признания дают полное осно­вание считать спорт высших достижений инвалидов наиболее мощным средством социализации и интеграции личности в общество.


Коммуникативная функция. Общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов, поскольку входит в содержание чело­веческого взаимопонимания. В общении отражается потребность чело­века в эмоциональном контакте, в проявлении своих чувств и ответном понимании, получении информации, ощущении включенности в ка­кую-либо деятельность (Ю.Л. Ханин, 1980; А.А. Бодалев, 1983).

Дети-инвалиды из-за меньшей мобильности имеют ограниченные возможности общения (А.М. Богуш, 1984; И.Н. Садовникова, 1995). Слож­ность общения заключается в том, что многие из них имеют отклоне­ния в развитии речи. Наиболее часто встречаются алалия, афазия, ри-нолалия, дизартрия, заикание, при которых в качестве вторичных на­рушений выступают ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, речевой функции, отклонения в эмоционально-волевой сфере (А.Н. Корнев, 1997).

Коррекции дефектов произношения, речи, письма придается боль­шое значение, осуществляют ее логопеды, врачи, психологи. Л.С. Выгот­ский считал, что центральной областью коррекции и компенсации де­фекта является речь как средство общения. Средствами коммуникативно­го общения являются речь, жесты, позы, звуки, мимика, пантомимика. Последние особенно ярко выражены у людей с нарушением слуха.

В процессе занятий физическими упражнениями используются вер­бальные и невербальные способы общения. Если речевая функция со­хранна, то вербальное общение не встречает особых преград. В случае нарушения речи из-за утраты слуха или нейросенсорной тугоухости к методам словесного общения педагога предъявляются особые требова­ния: при объяснении речь должна быть четкой, разборчивой и понят­ной с одновременной демонстрацией движения. Важно при этом, что­бы всем занимающимся было видно лицо и губы говорящего. Иногда речь дополняется мимикой и жестами.

При сохранном слухе и речевых нарушениях на занятиях физичес­кими упражнениями создаются благоприятные условия для коррекции речи: формирования фонематического слуха, четкой артикуляции, уве­личения словарного запаса и т. п. (А. И. Махова, 1997) путем подбора специальных упражнений и подвижных игр с речитативами, стихами, звуковой имитацией, скороговорками, считалками и др. (Н.А. Барано­ва, 1993), а также целенаправленного развития функций дыхания и дыхательной мускулатуры, координации мелкой моторики рук, рас­слабления, инициирующих развитие речевой функции (Е.Я. Михайло­ва, 2001). Такая деятельность педагога АФК должна быть согласована с логопедическими программами коррекции речи, связанными с движе­нием. Например, методика логопедической работы при дизартрии, выз­ванной органическим поражением ЦНС церебрального генеза, строит­ся на восстановлении и развитии движений и традиционной коррекции звукопроизношения (И.А. Смирнова, 2001).

Невербальное общение характерно для совместной двигательной деятельности на уроках физической культуры, в рекреативных заняти­ях, спортивных тренировках (парные и командные упражнения, эста­феты, подвижные и спортивные игры и т. п.), когда взаимопонимание


достигается без слов. Это не значит, что общения не происходит. Сам характер двигательной деятельности формирует определенную струк­туру взаимоотношений: согласованные по точности и координации дви­жения, перемещения в пространстве, поддержки, помощь, тактичес­кие действия и др. представляют собой невербальное двигательное об­щение. Такое общение формирует отношения доверия, уважения, сим­патии к партнерам, усваиваются привычки и нормы поведения.

В адаптивном спорте есть свои особенности общения. Тренировоч­ные занятия, как правило, проводятся индивидуально или в малых груп­пах. Социологи считают, что малая группа выполняет роль посредству­ющего звена между личностью и обществом и вместе с тем она есть поле непосредственной деятельности личности и ее взаимоотношений с другими людьми (Г.С. Антипина, 1982; Н.И. Пономарев, 1996).

Ведущим признаком объединения инвалидов в малые группы явля­ются общие цели, сходные интересы, потребность в общении, в совме­стной деятельности (А.Д. Черемных, 1996). Непосредственный контакт с помощью речи и невербальных коммуникаций, эмоционально пережи­ваемый результат деятельности позволяет взаимно понимать и влиять друг на друга, устанавливать нормы и правила социального поведения.

Зрелищная и эстетическая функции. Зрелище рассматривается как особый вид реализации потребности в специфической деятельности, связанной с эстетическим, эмоциональным удовольствием, сопережи­ванием. Для детей с нарушением в развитии, ограниченных в общении, движении, игре, зрелищная функция имеет особое значение. С раннего возраста ребенок должен видеть, понимать, чувствовать красоту, стре­миться к ней.

А в адаптивной физической культуре эта потребность реализуется в процессе занятий физическими упражнениями. Все дети хотят иметь красивую фигуру, уверенную осанку, сильное тело, для многих это яв­ляется основным мотивом занятий. Не случайно дети с умственной от­сталостью занимаются фигурным катанием, спортивной и художествен­ной гимнастикой, дети с ДЦП - бальными танцами в колясках, аэро­бикой, выполняя упражнения с мячом, лентами, обручем, незрячие -ритмической гимнастикой, танцами и т. д., демонстрируя пластику, чувство ритма, координированность, экспрессивность, выразительность движений. Сочетание движения и музыки дает новые самоощущения радости, уверенности, защиты, полноценности жизни. Спортивные со­ревнования, будь то «Веселые старты» для незрячих, школьная спарта­киада для глухих и слабослышащих детей, фестиваль спорта и творче­ства для детей с проблемами интеллекта, предусматривают определен­ные ритуалы, девизы, красочно оформленные помещения, инвентарь, костюмы, музыку, создавая атмосферу праздника. Спортивные и физ­культурно-оздоровительные мероприятия сопровождаются показатель­ными выступлениями, шоу-концертами, конкурсами моды, выставка­ми-ярмарками творчества детей (рисунки, поделки из глины, дерева, мягкая игрушка, вышивка, вязание и т. п.) с приглашением представи­телей общественности, спонсоров, администрации города, родителей, друзей, сверстников и др. Для детей-инвалидов такие праздники запо-


минаются надолго, они не только получают эстетическое и эмоцио­нальное удовольствие, личную сопричастность к этому событию, но и отношение зрителей, которые проявляют не жалость, а восхищение способностями этих детей, их волей к жизни.

В спорте высших достижений миллионы людей приходят на сорев­нования (или наблюдают по телевидению), чтобы увидеть красоту дви­жений, остроту борьбы, мастерство и силу, быстроту, легкость, граци­озность, совершенное владение телом. В соревнованиях инвалидов нет такой внешне идеальной красоты. Тем не менее трибуны стадионов, где проводятся соревнования инвалидов, всегда переполнены.

По-видимому, эстетические и эмоциональные переживания зрите­лей находятся на другом уровне восприятия. Своим упорством, настой­чивостью, желанием испытать радость борьбы и победы, силой воли и духа спортсмены-инвалиды вызывают потрясение, удивление в созна­нии людей. В этом и состоит притягательная сила спорта инвалидов.

Таким образом, АФК, являясь частью физической и общечелове­ческой культуры, выполняет важные социальные и педагогические фун­кции духовного и физического развития инвалидов и лиц с ограничен­ными функциональными возможностями. Все педагогические функции имеют предметное выражение в деятельности, сущность которой зак­лючается в многообразном использовании физического упражнения -универсального средства и метода инициации двигательной активности инвалидов. Социальные функции органично вплетаются в процесс АФК, развивая духовную сферу, интеллектуальные, психические способнос­ти, формируя активное отношение к ценностям физической культуры, здоровому стилю жизни.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключаются педагогические функции?

2. В чем заключаются социальные функции?

3. В чем заключаются коррекционная и компенсаторная функции
АФК?

4. Раскройте содержание профилактической функции АФК.

5. Дайте характеристику образовательной функции.

6. Воспитательная функция АФК.

7. В чем отличительные особенности ценностно-ориентационной
функции?

8. Особенности лечебно-воспитательной функции.

9. Роль профессионально-подготовительной функции в системе ре­
абилитационных мероприятий.

 

10. Творческая функция АФК.

11. Рекреативно-восстановительная функция и ее роль в различных
видах АФК.

12. В каком виде АФК гедонистическая функция играет главенствую­
щую роль? Почему?


 

13. В чем ценность соревновательной функции?

14. В каких соревнованиях участвуют спортсмены-инвалиды разных
нозологических групп?

15. В чем сущность гуманистической функции и как она проявляет­
ся в спорте инвалидов?

16. Значение и сущность социализации инвалидов через спорт.

17. В чем проявляется интегративная функция в спорте инвалидов?

18. Роль и содержание коммуникативной функции в личностном
развитии спортсмена-инвалида.

19. Значение адаптивного спорта как зрелища для спортсмена и об­
щества зрителей.

20. В чем состоит эстетическая функция адаптивного спорта?

7 1466


ГЛАВА 16 ПРИНЦИПЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Принципы являются составной частью методологии и представля­ют собой базовые теоретические положения, объективно отражающие сущность, фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношения общества к этому про­цессу, меру взаимодействия педагога и занимающихся. Принципы слу­жат ориентиром для конструирования практики, профессионального выстраивания технологий в соответствии с целями адаптивной физи­ческой культуры.

На основе изучения современных принципов философско-мировоз-зренческого характера, определяющих стратегический путь развития фи­зической культуры личности (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 1995; В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев, 1996; Л.И. Лубышева, 1996, 1997; Ю.М. Николаев, 1998 и др.), дидактических принципов, за­конов и закономерностей обучения (М.А. Данилов, 1967; М.Н. Скаткин, 1982; Ю.К. Бабанский, 1988; П.И. Пидкасистый, 1998), общепедагоги­ческих принципов теории и методики физической культуры (С.В. Яна-нис, 1974; М.М. Боген, 1982; Л.П. Матвеев, 1991; В.И. Григорьев, Ю.Ф. Курамшин, 1999 и др.), педагогических принципов лечебной фи­зической культуры (В.А. Епифанов, 1987; А.Ф. Каптелин, И.П. Лебеде­ва, 1995; В.М. Боголюбов, 1998), принципов валеологии (И.И. Брехман, 1990; А.А. Дмитриев, П.Ю. Жуковин, 1997), принципов реабилитации психически больных (М.М. Кабанов, И.К. Шац, 1997), принципов спе­циальной педагогики и психологии (Л.С. Выготский, 1983; Г.М. Дуль-нев, В.В. Воронкова, 1994; Л.М. Шипицына, 1995), принципов лечеб­ной педагогики (Е.М. Мастюкова, 1997), принципов коррекции дви­гательных нарушений у детей аномального развития (А.А. Дмитриев, 1991; Г.Б. Сергеев, 1995; Е.С. Черник, 1997; А.П. Ефимов, 1997; Л.Н. Ростомашвили, 1999 и др.) разработаны три уровня принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специально-методические принципы (см. рисунок).

_________________ 16.1. Социальные принципы_______________

Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, вклю­чая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможнос­тями, а также существующие противоречия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.28 сек.