Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий




Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогическо­го процесса

Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-е годы, этот принцип и на сегод­ня является ведущим в специальной педагогике.

Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, вы­равнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нрав­ственных качеств.

В адаптивной физической культуре коррекционно-развивающие за­дачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенство­вание психофизических способностей, профилактику и предупрежде­ние вторичных отклонений (Г.Б. Сергеев, 1995; М.А. Денисова, 1995; Е.М. Мастюкова, 1997; Л.Н. Ростомашвили, 1999).

Практика показывает, что нарушения в развитии приводят в пер­вую очередь к расстройству координации движений (Н.П. Вайзман, 1997; С.Н. Мишарина, 1997; В.А. Ванюшкин, 1999). Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соиз­мерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их точ­но, свободно, без напряжения и скованности, — вот те свойства, ко­торые необходимы ребенку для нормальной жизнедеятельности. Суще­ственные отставания от здоровых сверстников наблюдаются и в разви­тии физических качеств: силы основных мышечных групп туловища и


конечностей, быстроты движений, выносливости, скоростно-силовых качеств, подвижности в суставах (Е.В. Начинова, 1989; А.А. Дмитриев, 1991; Э.Н. Абилова, 1992). Отставание в физическом развитии может составлять от 1 до 3-х лет.

Именно поэтому в работе с детьми, имеющими стойкие наруше­ния в развитии, коррекционно-развивающая направленность адаптив­ного физического воспитания занимает приоритетное место среди дру­гих принципов и является его сущностной основой.

Принцип заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использова­ния сохранных функций и формирования обходных путей.

Так, при нарушении зрения компенсация формируется под влия­нием комплекса сохранных ощущений: слуховых, кожных, мышечно-суставных, обонятельных, вибрационных, температурных, которые достаточно подробно информируют человека об окружающем простран­стве, что и позволяет ему решать сложные двигательные задачи (Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1991; В.А. Кручинин, 1991).

Процесс компенсации после ампутации конечностей тесно связан с двигательными перестройками, приспособлением поврежденных струк­тур организма к иным условиям существования. По мнению Т.И. Су-лимцева, А.Н. Таманцева (1993), компенсаторные возможности ампу-тантов находятся в прямой зависимости от уровня развития физических качеств — мышечной силы, силовой выносливости, мышечно-сустав-ного чувства, равновесия, дифференцировки временных и простран­ственных характеристик движения.

При поражении спинного мозга, когда нормальную ходьбу восста­новить невозможно, формируют различные варианты компенсаторной ходьбы за счет активного развития сохранных функций (Ц. В. Скворцов, 1997; А.С. Витензон, 1998). Тренировка поврежденных структур, воз­можности развития которых чрезвычайно ограничены, часто не приво­дит к желаемым результатом.

Таким образом, смысл принципа компенсаторной направленнос­ти педагогических воздействий состоит в том, чтобы с помощью спе­циально подобранных физических упражнений, методов и методичес­ких приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежден­ных органах и системах за счет активизации сохранных функций, со­здавая со временем устойчивую долговременную компенсацию (Ф.З. Меерсон, 1986).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.