Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ности в процессе выполнения занимающимся двигательного действия (ре­шения двигательной задачи). 5 страница




Для преодоления этой трудности в адаптивной физической культу­ре следует выполнять следующие правила.

А) При составлении словесных формул ООТ эталонной ориенти­ровочной основы действия необходимо определить стратегическую ли­нию их сокращения и обязательно выделить те формулы, которые со­размерны по времени с реальной скоростью выполнения упражнения. При этом в последнем случае словесная формулировка управляющих движений может, а иногда и должна заменяться сокращенными до воз­можных пределов словесными символами (П.Я. Гальперин, Н.А. Ко-быльницкая, 1974), звуками и подсчетом, несущими своеобразную смыс­ловую нагрузку и отображающими ритм двигательного действия.

При обычной процедуре формирования действия отказ от словес­ных формулировок ООТ и переход на звуковые, ритмические ориенти­ры знаменуют собой важный этап качественной перестройки ориенти­ровочной основы (ее интериоризации) и всего действия.

Б) Громкоречевое проговаривание полных словесных формул и за­медленное воспроизведение двигательного действия, которое в есте­ственных условиях нельзя замедлять, возможно в трех случаях:

- при формировании зрительно-логического (или логического для
незрячих занимающихся) образа с помощью макетов тела человека, на
которых демонстрируются, например, необходимые суставные движе­
ния;

- при использовании императивных тренажеров, управляющих сус­
тавными движениями спортсмена, или физической помощи педагога
(например, помощи тандотерапевта);

- при идеомоторной тренировке.

Во всех этих случаях рекомендуется обязательное сочетание громко-речевого проговаривания полных словесных формул в процессе замед­ленного воспроизведения двигательного действия, а иногда и его оста-


новки в ключевых моментах, с одной стороны, и проговаривания со­кращенных словесных символов, соразмерных с реальной скоростью оптимального (эталонного) способа выполнения движений, с другой.

Во всех остальных случаях необходимо стремиться к выполнению оптимальной техники действия и проговариванию сокращенных сло­весных формул, соразмерных с реальной скоростью движений и сфор­мированных в процессе идеомоторной тренировки или освоения зри­тельно-логического образа осваиваемого действия.

Соблюдение перечисленных правил позволяет конкретизировать процесс формирования ЭООД, сделать его более целенаправленным, а получаемые варианты ЭООД — более объективно отображающими ее преобразование по мере интериоризации.

Пятая трудность - выявление и описание диапазона возможных (допу­стимых) отклонений от оптимальной техники и двигательных ошибок — вытекает, прежде всего, из недостаточной теоретической разработанности проблемы количественного определения двигательных ошибок и допусти­мых отклонений от оптимальной (эталонной) техники, что, в свою оче­редь, обусловлено доминированием теоретических воззрений о неизбеж­ности проб и ошибок, невозможности их исключения из процесса обуче­ния, а следовательно, недостаточной актуальности проблемы четкого раз­граничения допустимых отклонений и ошибок. Кроме того, определение такого разграничения, особенно по текущим (а не итоговым) характери­стикам, очень сложная проблема, требующая для своего решения привле­чения большого количества методов исследования, в частности, механико-математического моделирования, теории оптимизации и др.

При обучении двигательным действиям лиц с отклонениями в со­стоянии здоровья для преодоления данной трудности необходимо ру­ководствоваться следующими правилами.

А) В случаях, когда приоритет целей обучения отдан результату, необходимо количественное определение «коридора» допустимых от­клонений по конечному результату в каждой выделенной ООТ.

Б) Когда выполнение упражнения связано с риском падения, по­лучения травм, необходимо обязательное определение границ «зон опас­ности и риска», создание специальных устройств, предупреждающих о приближении занимающегося к таким зонам; страховочных приспособ­лений, ограничивающих возможность попадения звеньев тела в «опас­ную зону»; и (или) овладение в совершенстве умениями и навыками страховки и помощи.

Шестая трудность — выделение и описание управляющих движений человека, с помощью которых он выполняет двигательное действие, — обусловлена существованием как в теории, так и практике самых раз­личных подходов к изложению и представлению учащемуся способа осуществления движений.

Выделение и описание в ООТ того, что конкретно должен и может сделать занимающийся, зависит, с одной стороны, от объективной фазовой структуры действия, а с другой — от особенностей занимаю­щихся (их возраста, уровня развития интеллекта, степени поражения сенсорных систем и др.).


Предлагаемые в теории и особенно в практике физической культу­ры трактовки операций, которые должен выполнить ученик, как пра­вило, недостаточно конкретны, многозначны и допускают различные интерпретации.

Так, например, в последнем учебнике по теории и методике физи­ческой культуры, приводя пример инструкции занимающемуся, осваи­вающему подъем разгибом на перекладине, Л.П. Матвеев, М.М. Боген (1991) так описывают ориентир в ООТ-1: «...и зафиксировать взглядом ориентир (подвешенный мяч, разметку на стене и т.д.), подсказываю­щий точку перехода в вис согнувшись». Неясно — как подвешенный мяч или разметка на стене могут подсказать точку (?) перехода в вис согнув­шись? Ведь процесс сгибания в тазобедренных суставах (или перехода в вис согнувшись) — это процесс, характеризующийся некоторой продол­жительностью, а поэтому его никак нельзя обозначить точкой.

В практике нередко можно слышать выражения: «направь стопы вверх», «притормози движения голени», «активно проводи ногу назад». Хотя совершенно очевидно, что описанные эффекты или те или иные пространственно-временные характеристики движений могут быть по­лучены за счет различных управляющих движений и их комбинаций, которые, в свою очередь, совершаются на фоне общего перемещения и (или) вращения тела занимающегося. Другими словами, содержание словесных формул ООТ такого типа не отвечает на вопрос о том, что конкретно должен сделать учащийся в тот или иной момент?

Следующие правила выделения и описания управляющих движе­ний в ООТ позволяют более эффективно осуществлять процесс обуче­ния двигательным действиям в адаптивной физической культуре.

А) В качестве «азбуки» описания тех или иных операций, составля­ющих двигательное действие, необходимо использовать суставные дви­жения, поскольку все многообразие действий человека, в конечном счете, сводится либо к фиксации, либо к изменению конкретной позы (взаимного расположения звеньев тела или суставных движений).

При этом алгоритм описания операций в каждой ООТ должен сво­диться к описанию: 1) исходного положения тела занимающегося пе­ред выполнением операции; 2) действий учащегося - конкретных сус­тавных движений (сгибание, разгибание, фиксация и т.п.), которые должен активно или пассивно (за счет внешних сил) выполнить зани­мающийся; 3) конечного положения, в котором должно оказаться тело занимающегося (его общий центр масс, ориентация тела, программа позы) и которое должно рассматриваться как исходное положение для последующей операции (последующей ООТ).

Если операция, описываемая в той или иной ООТ, осуществляется за счет многих суставных движений, то необходимо выделить одно — два главных управляющих движения в суставах, от которых в наиболь­шей степени зависит конечный результат операции, и сориентировать сознание занимающихся именно на эти суставные движения.

В теории такие действия, от которых в наибольшей степени зависит результат той или иной операции, фазы, части, называют «главное зве­но техники движений», «ведущий элемент координации» и др.


В качестве примера словесной формулы одной из ООТ инструкции для освоения большого оборота назад на перекладине может служить следующее описание действий гимнаста: «исходное положение - момент завершения сгибания в тазобедренных суставах (броска ногами) до угла 40° (при этом руки и туловище образуют единый с вертикалью угол 45°) - действия гимнаста - нажимая руками на гриф, согнуться в плечевых суставах, облегчая это движение разгибанием в тазобедренных суста­вах; вы должны почувствовать, что акцентированное разгибание в тазо­бедренных суставах помогает приблизить туловище к рукам и тем са­мым согнуться в плечевых сочленениях - конечное положение - угол в плечевых суставах достигает 40°, туловище и ноги составляют единую линию (руки образуют с вертикалью угол 130°)». Конечное положение данной операции является исходным положением для последующей операции.

Б) Для детей дошкольного и младшего школьного возраста с за­держкой психического развития, с проблемами развития речи, лиц с нарушениями интеллекта осваиваемое двигательное действие должно быть встроено как необходимое в ряд действий, реализующих другие предметные действия (Н.П. Филатова с соавт., 2001).

Как отмечают данные авторы, предметное действие оформлено пред­метом, его свойствами. Его цель четко проявляется, наглядна, доступна для детей и лиц с нарушением интеллекта и, как правило, связана с доставанием, перемещением предмета, преодолением предмета как препятствия, с разбиранием предмета на части и др.

В этом случае задача педагога состоит в подборе предмета, по отно­шению к которому будет выполняться движение: перемещать свое тело по отношению к предмету (перепрыгнуть через ручей, лужу, высокое препятствие, запрыгнуть на кочку, лопух, площадку и т.п.), переносить груз, передвигать его; в прыжке коснуться и переместить или ударить висящий предмет; достать его, бросая другой предмет (мяч) и др.

По мнению Н.П. Филатовой с соавт. (2001), формирование мотива деятельности детей при разучивании движений не игровыми действия­ми, как это чаще всего рекомендуется делать, а предметными, которые могут быть вплетены в игру или обоснованы сюжетом, является наибо­лее эффективным. В работе данных авторов приводятся материалы Е.М. Филипенко (1979), доказавшего, что при относительно одинако­вой координационной сложности движений быстрота заучивания упражнений с предметами, по сравнению с упражнениями без предме­тов, в среднем выше в 2,5 — 3 раза.

Предметное действие позволяет конкретизировать движения зани­мающихся, сделать их доступными для самоконтроля. Поэтому если но­вое двигательное действие может быть освоено в контексте одного или нескольких предметных действий, то его освоение нужно организовать именно таким способом. В этом случае может с успехом использоваться теория поэтапного формирования действий и понятий П.Я. Гальперина.

Конкретность и четкость описания того, что должен сделать уча­щийся в каждой ООТ, является важным условием организации процес­са обучения без ошибок, особенно на его первых этапах.


В дальнейшем, при совершенствовании двигательных действий и интериоризации ЭООД, словесные формулы могут существенно изме­няться, а цели конкретных операций могут выражаться метафорами, аналогиями и др. (С.В. Дмитриев, 1999). Как отмечает С.В. Дмитриев, цель-метафора выражает целевое задание «не жестко», поскольку сама допускает различные толкования, разные смысловые нюансы и ассо­циации. Основная функция таких целей состоит в создании эмоцио­нально-экспрессивного эффекта. Образная метафора позволяет предельно сжать, спрессовать мысль, выразить огромную сумму знаний сжатой формулой. Пример цели-метафоры: «В фазе финальных действий пред­ставь себя вулканом, извергающим лаву и камни».

Цель-аналогия (смысловая ассоциация) «прикладывает» образ одного фрагмента действительности к другому ее фрагменту, дает воз­можность увидеть какой-либо объект (или идею) как бы «в свете» дру­гого объекта (или идеи). Пример цели-аналогии: «Толкание ядра в финальной фазе подобно хлопку кнутом - волнообразно - хлыстовой передаче скорости в биосистеме с уменьшающейся массой» (С.В. Дмит­риев). Применение целей-метафор, целей-аналогий полезно при совер­шенствовании двигательных действий лицами с сенсорными наруше­ниями, поражениями опорно-двигательного аппарата.

И, наконец, седьмая трудность - обеспечение контроля за правиль­ностью осуществления управляющих движений занимающимся (обес­печение обратной связи) - связана с необходимостью внедрения в учеб­ный процесс технических средств срочной или сверхсрочной (текущей) информации, методические принципы которой обоснованы В.С. Фар-фелем (1975).

По существу, каждая операция, описанная в ООТ, должна контро­лироваться с помощью объективной информации о выполненных уча­щимся действиях.

Вот как описывают операцию «захват пилы» Н.Н. Сачко и П.Я. Галь­перин (1968): «Взять стойку пилы: кисть касается шаховки; пальцы на датчике стойки: заметить усилие, когда синяя линия приблизится к красной...». Здесь для отслеживания правильности выполнения опера­ции авторы вмонтировали специальный датчик, с помощью которого регистрируется усилие, приложенное учащимся к инструменту, и со­поставляется с заданным.

Правила обеспечения процесса обучения обратной связью.

А) При освоении двигательного действия необходимо стремиться к созданию конкретных ориентиров о правильности выполняемых зани­мающимся движений в каждой ООТ эталонной ориентировочной ос­новы действия. Этими ориентирами могут быть предметы, графические рисунки, звуковые и световые сигналы и т.п.

Примером удачного использования резинового мяча в качестве ори­ентира для контроля за правильностью действий ребенка может служить ситуация обучения прыжку в длину с места, описанная Н.П. Филатовой с соавт. (2001). Для контроля за одновременностью отталкивания двумя нога­ми ребенку предлагается выполнить предметное действие - перемещение прыжком резинового мяча, зажатого между стопами. Прыгнуть и перемес-


тить мяч с места на место, не уронив его, можно только при условии, что толчок выполняется одновременно двумя ногами, в противном случае мяч выкатится из ног. В этом случае ребенок может сам контролировать свои действия по отношению к мячу и одновременно осваивать сенсомо-торное действие целостно, максимально приближаясь к верному ощуще­нию одновременного толчка двумя ногами в прыжке в длину с места.

Б) Необходимо внедрять в учебный процесс технические средства срочной (получаемой сразу после выполнения задания) и сверхсроч­ной (текущей) (получаемой в процессе осуществления действий) ин­формации о совершаемых занимающимся операциях.

В) Для упражнений, используемых в адаптивной физической куль­туре, наиболее актуальна информация о главных целевых объектах освоения двигательных действий — управляющих движениях в суставах.

Завершая рассмотрение наиболее важных аспектов обучения двига­тельным действиям в адаптивной физической культуре, подчеркнем, что проблема определения ЭООД и организации ее формирования, а также создания искусственных условий освоения действий, обеспечи­вающих надежную страховку и полную безопасность занимающихся, минимизацию ошибок и переучиваний, являются центральными про­блемами дидактики адаптивной физической культуры.

В заключении данной главы учебника напомним, что для обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре, прежде всего, необходимо проанализировать выделенные ранее три группы факторов:

-потребности, мотивы, для удовлетворения которых происходит освоение действия (или, по-другому, какой из видов адаптивной физи­ческой культуры является доминирующим в конкретном случае);

- особенности самого двигательного действия (его кинематические
и динамические характеристики; программу перемещения общего цен­
тра масс, вращения тела, программу изменения суставных движений и
диапазоны допустимых отклонений от перечисленных программ, не
приводящие к ошибкам; эталонную ориентировочную основу двига­
тельного действия и др.);

- особенности занимающихся, которые будут осваивать действие
(ограничения двигательной сферы, обусловленные основным дефек­
том, сопутствующими заболеваниями, вторичными отклонениями).

Только проведенный анализ всех выделенных факторов, а также изучение имеющихся материально-технических условий, возможнос­тей по их обновлению и созданию новых позволит определить рацио­нальную стратегию и тактику процесса обучения двигательному дей­ствию, выстроить приоритеты целей этого процесса.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные трудности определения эталонной ориен­тировочной основы действия и представления ее в виде инструкции для занимающихся.


 

2. Какие правила определения количества ООТ и интервалов между
ними вы знаете?

3. Какие рекомендации по информационному «наполнению» содер­
жания словесных формул ООТ вам известны?

4. Расскажите о путях формирования эндогенных ощущений, воспри­
ятий, представлений и их описании в инструкции по освоению ЭООД.

5. Как необходимо поступать, когда время на проговаривание сло­
весных формул содержания ООТ превышает реальное время выполне­
ния операций и всего действия?

6. Сформулируйте правила выделения и описания управляющих дви­
жений человека, с помощью которых он выполняет двигательные дей­
ствия. Приведите примеры реализации этих правил.

7. Какова роль предметных действий в обучении детей и лиц с откло­
нениями в развитии интеллекта?

8. Расскажите о проблеме обеспечения процесса обучения обратной
связью в адаптивной физической культуре. Каковы пути ее решения?


ГЛАВА 20

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Вся человеческая деятельность, интеллект, труд, чувства, общение, эмоции побуждаются к жизни движениями. Установлено, что потребность в движении сложилась в ходе эволюционного развития человека. Выпол­няя те или иные двигательные действия, он проявляет в них свои спо­собности, отличающиеся качественным своеобразием. Так, характеризуя отдельные способности человека, говорят, что он сильный, ловкий, выносливый и т.п. По существу, в этих характеристиках проявляются физические способности, которые в научной и методической литературе часто называются физическими качествами. Хотя эти понятия не тожде­ственны (Ю. В. Верхошанский, 1988), традиционно в практической дея­тельности их используют как аналоги. Существуют противоречивые и похожие по сути определения физических качеств (способностей). Так, Л.П.Матвеев (1991) считает, что физические качества — это врожденные морфофункциональные способности, благодаря которым возможна фи­зическая активность, проявляемая в целесообразной двигательной дея­тельности. Е.П.Ильин (1983), Б.В.Евстафьев (1987) определяют их как развитие врожденных задатков, базирующихся на психофизиологичес­ких и морфологических особенностях организма. Ю.Ф.Курамшин (1999) дает следующее определение: «Физические способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечаю­щих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечи­вающих эффективность ее выполнения».

В.Г.Григоренко, Б.В.Сермеев (1991) в применении к лицам, име­ющим травматические поражения позвоночного столба и функций спин­ного мозга, рассматривают физические способности как совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организ­ма человека, единство которых обеспечивает готовность больного или ин­валида к бытовой, производственной, спортивной и другим видам социаль­ной деятельности. Основой этой готовности авторы считают формирова­ние двигательной функциональной системы, становление и развитие которой протекает в рамках обучения новым двигательным действиям и развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости, гиб­кости, ловкости. Каждому из этих качеств присущи специфическая струк­тура, целевая направленность движений, мышечная координация, ре­жим работы и характер энергообеспечения. В основе их лежит целост­ная адаптивная реакция, ведущая к психической, морфологической, физиологической перестройке функций организма. Поэтому определе­ние, предложенное В.Г.Григоренко, Б.В.Сермеевым, можно экстрапо­лировать не только на людей с поражением опорно-двигательного ап­парата, но и на лиц с сенсорными, соматическими, интеллектуальны­ми и другими нарушениями.


20.1. Основные закономерности развития физических способностей

Закономерности рассматриваются как выражение действия законов и отражают общие тенденции педагогического процесса независимо от состояния здоровья занимающихся.

1. Движение — ведущий фактор развития физических способностей.

Движение присуще всем живым объектам на самых различных уров­нях организации. В ходе эволюции характер и способ движения приоб­ретали различные формы, но наиболее совершенные виды движения в основе своей имеют мышечное сокращение, энергия которого направ­лена на перемещение массы тела. Организм человека рассчитан на по­стоянное движение, поэтому оно рассматривается как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формиру­ющее начало в его развитии (И.И. Шмальгаузен, 1942; И.А. Аршавский, 1971). По мнению В.С.Фарфеля (1964), физическое развитие не проис­ходит само собой с достижением нужного возраста, а является резуль­татом двигательной активности.

Для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов движение — не только условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания работоспособности, но и способ развития всех зон коры больших полу­шарий мозга, координации межцентральных связей, формирования дви­гательных взаимодействий, анализаторных систем, познавательных процессов, коррекции и компенсации недостатков в физическом и пси­хическом развитии (М.М. Кольцова, 1973; АА Дмитриев, 1991; В.В. Ворон-кова, 1994; Н.П. Вайзман, 1996).

2. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физичес­
кими способностями.

Проявляясь в деятельности, физические способности практически неотделимы от двигательных умений. Совершенствование техники того или иного двигательного действия в решающей мере зависит от соот­ветствующих физических способностей и, наоборот, - чем выше уро­вень физических способностей для выполнения конкретного упражне­ния, тем быстрее оно осваивается.

Существуют упражнения сопряженного воздействия, направленные одновременно на развитие физических способностей и совершенствова­ние элементов техники изучаемого двигательного действия. Например, та­кие подводящие упражнения, доступные для лиц с сохранными двига­тельными функциями, как бег с высоким подниманием бедра, с захлес­тыванием голени, семенящий, по разметкам, в гору, под уклон, по пес­ку, с небольшими отягощениями и др., выполняемые многократно, с одной стороны, развивают силу разгибателей ног, амортизационные свой­ства стопы, общую силовую выносливость, с другой — направлены на обучение технике бега: уменьшение реакции опоры, вынос бедра, коор­динацию движений рук и ног, расслабление, темп и ритм движений.

В физической подготовленности детей с различными отклонениями самым слабым звеном являются координационные способности: рав-


 




новесие, тонкая моторика, расслабление, ритмичность движений и др. Казалось бы, что эти способности нужно интенсивно развивать, чтобы компенсировать двигательные недостатки. Однако на практике оказы­вается, что дети нуждаются в обучении движениям, требующим прояв­ления этих способностей. Таким образом, задачи обучения и развития сливаются, что подтверждает эту закономерность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.