Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференцирование пространственных параметров движения




Дифференцирование временных параметров движения

Основной путь развития — упражнения на точность различения вре­менных интервалов:

- воспроизведение временных отрезков: 3, 5, 7, 10 с путем мыслен­ного (внутреннего) отсчета времени;

 

-то же, при выполнении упражнений, например определение вре­мени в беге на 20 м;

12 1466


«Чувство времени» формируется постепенно: сначала педагог дает информацию о результате, определяя его по секундомеру, затем уче­ник сообщает «свое» время, сверяя с действительным, и, корректируя внутренние ощущения, позднее выполняет упражнение с заданным временем.

-выполнение упражнений с разным темпом: приседания, накло­ны, круговые движения рук на 1, 2, 4 счета; на счет 1—4.

Строится на ощущениях «чувства пространства» и кинестетических представлениях:

- выполнение симметричных и асимметричных движений и умение
контролировать точность положений;

-ходьба и бег с чередованием разной длины шагов (40, 60, 80 см);

- повороты на 45°, 90°, 180°;

-чередование наклонов и полунаклонов вперед, назад, в стороны;

- махи ног, круговые движения рук с разной амплитудой;

- прыжки в длину с места с разной траекторией полета, на задан­
ное расстояние;

- плавание и резкие движения рук и ног.
Дифференцирование динамических параметров движения
Основано на умении различать и варьировать усилия:
-статическое усилие мышц кисти, спины на ручном и становом

динамометре с максимальной силой, в 3/4, в '/2;

- прыжки в длину с места с максимальной силой, в 3/4, в '/2;

- метание в цель на разном расстоянии от мишени; в заданную цель
(для слепых - озвученная мишень); мячами разного веса;

-приседания с набивными мячами, гантелями разного веса.

Дифференцирование ритмических параметров движения («Чувство ритма»)

Типичной формой управления ритмическими параметрами движе­ния в практике АФК является использование музыки и других сигналов (звуковых, световых, тактильных, вибрационных); различающихся по высоте, громкости, продолжительности, тембру:

-ходьба, бег в заданном внешним сигналом темпе;

- шаги польки, галопа и др. под музыку;

- подскоки, прыжки на месте, с продвижением вперед, назад,
в сторону в заданном ритме;

- импровизации движений под музыку.

3. Развитие способности к пространственной ориентации Ориентация в пространстве - важная часть координационных спо­собностей. Недостаточность ее у инвалидов всех нозологических групп — результат не только патологических нарушений, но и следствие ги­подинамии. Поэтому одна из задач ориентации - вооружить человека, особенно слепого и слабовидящего, умениями и техникой безопасного и надежного передвижения в окружающей среде. При этом двигатель­ная способность и пространственная ориентация тесно взаимосвязаны. Е. XV. №11 (1986), исследовавший эту способность слепых, утверждает, что если субъект способен двигаться, но не ориентируется, движение


бесполезно и бессмысленно, и, наоборот, если субъект ориентирует­ся, но неподвижен, он не может оказаться там, где ему хочется.

Двигательная способность (мобильность) состоит из двух компонен­тов, один из которых — мыслительная ориентация, другой - физическое передвижение. Первый определяется как способность индивида распоз­навать окружение, временные и пространственные отношения относи­тельно самого себя, второй — как передвижение из одного места в другое посредством физической деятельности (К.Ф.Хусто с соавт., 1999).

Органы чувств играют ведущую роль в распознавании, истолкова­нии и использовании информации для ориентировки в пространстве:

-зрительная сенсорная система (для слабовидящих — остаточное зрение) осуществляет зрительное внимание, фиксацию, слежение, ак­комодацию;

- слуховая - слуховое внимание, локализацию, распознавание, раз­
личение звуков;

- тактильная - кинестетическое, температурное и осязательное рас­
познавание, различение;

-обонятельная — распознавание запахов.

Чувство самовосприятия, формирующееся в детстве и влияющее на развитие мышечного тонуса, существенно влияет на координацию дви­жений, в том числе и на пространственную ориентацию. Нарушения мышечного тонуса, особенно у детей с последствиями церебрального паралича, полиомиелита, искажают движения, позы, походку.

Методические приемы развития способности к пространственной ориентации направлены на формирование необходимых знаний и дви­гательных умений с помощью зрительных, слуховых, тактильных, ки­нестетических представлений, являющихся ориентировочной основой действий в замкнутом или открытом пространстве. Создание этих пред­ставлений особенно важно для детей с сенсорными нарушениями:

- знание о структуре пространства и внешних ориентирах (верхний
и нижний, правый и левый угол зала, окно, дверь, гимнастическая
стенка и т.п.);

- знания о положениях и позах тела в процессе выполнения упраж­
нений (правильная осанка, положение стоя, сидя, лежа на животе, на
спине, на боку, стоя не коленях);

-знания о видах размещения (в шеренге, колонне, круге, в парах) и перемещения (по прямой, по диагонали, «змейкой» и т.п.);

- знания о направлениях движения: вперед—назад, вправо-влево,
вниз — вверх;

- представление о величине (большой — маленький), весе (легкий —
тяжелый), форме (квадратный, круглый), фактуре (гладкий, шерша­
вый), материале (деревянный, металлический, резиновый), цвете (крас­
ный, синий, желтый);

- понимание пространственных различий в двигательных действиях
в зависимости от предлогов «перед», «за», «через», «по», «на», «меж­
ду», «под» (подпрыгнуть, спрыгнуть, пер_епрыгнуть);

-дифференцирование внешних сигналов (звуковых, световых, виб­рационных), предметных и символических ориентиров (хруст снега, шум


воды, шорох шагов), указывающих направление, амплитуду, траекто­рию, длину и количество шагов.

Указанные представления формируются на каждом занятии, но наиболее успешно реализуются в процессе игровой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.