Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В новое время поиски иных, более тесных и личностных связей с Богом привели к сложению новых мистических учений и движений. 1 страница




В их числе, в частности, янсенисты (неортодоксальные католики Франции и Голландии XVII - XVIII вв.); квиетисты (католические противники иезуитов во Франции XVII в.); пиетисты – консервативное антиинтеллектуалистическое неортодоксальное течение в немецком протестантизме (заявившее о себе с конца XVII в.); движение квакеров – радикальных протестантов, выступающих против всякой обрядности (в том числе против крещения и причащения), и полных пацифистов (движение зародилось в XVII в. в Англии и распространилось в США); русские секты так называемых духовных христиан, аскетов и противников обрядоверия, возникавшие со 2-й половины XVII в. (хлысты, молокане, духоборы, скопцы); наднациональное движение масонов (возникло в Англии в нач. XVIII в. и распространилось в высших дворянско-буржуазных кругах ряда европейских стран); наконец, теософские общества в разных странах современного мира.

Зрелое христианство относится к мистике с осторожностью.

Мистика – неофициальна, в лучшем случае она не вполне ортодоксальна, но нередко она приводила к ереси. Поэтому дальновидные иерархи и богословы стремились насытить мистикой обычное богослужение или подчеркнуть его мистический компонент. Вот характерные высказывания протоиерея Сергия Булгакова: «Мистика есть воздух Православия». «Богослужение содержит не только воспоминание, но и реальность воспоминаемых событий. Молящийся, в меру своего духовного возраста, соучаствует в жизни Господа, Божией Матери и святых, и чрез это становится причастным вещей невидимого мира. Этот мистический реализм есть общая предпосылка всего православного богослужения, вне которого оно потеряло бы всю свою силу – быть совершающейся мистерией боговоплощения». «Вообще в мистике православия не только не поощряется, но всячески изгоняется воображение, которым человек старается чувственно представить и пережить духовное - черта, свойственная exercitia spiritualia (духовные, спиритуалистические упражнения) Игнатия Лойолы, как и вообще католической мистике. Достаточно тех образов, которые содержит церковная молитва и икона, вместе с евагельскими образами, чтобы духовно входить в силу воспоминаемых событий, большее же, что приходит от человеческого воображения, отягчено его субъективностью и, что гораздо хуже, чувственностью, а потому и не пользует нимало».[455]

Таким образом, в истории отношения христианства к мистике наблюдается вполне определенная линия. В раннем христианстве, причем в самом ядре учения, были сильны мистические тенденции: оно было открыто религиозному поиску и нуждалось не только в Петре и Павле, апостолах-созидателях церкви, но и в апостоле-мистике Иоанне Богослове. Поэтому «Откровение Иоанна Богослова», хотя и с трудом, но все жевошло в священный свод «Нового Завета». Однако оно не было причислено к тем книгам, которые читаются в церкви. Более того, веками простым верующим не разрешалось читать и самое Библию. Зрелая, «организованная» церковь мало нуждается в мистике. В её отношении к мистике преобладает осторожность. Поэтому мистические сочинения принадлежат полуортодоксальной периферии христианского учения. Это область личного религиозного творчества, религиозной философии и поэзии.

3. Каббала как иудаистский эзотеризм и как «Йога Запада». Каббала – эзотерическое ученье, лежащее в основе иудаизма, считается также основой всего Западного эзотеризма.

Крупнейший религиозный мыслитель Нового времени Павел Флоренский писал о Каббале: «Каббала (букв. «предание») – родовое имя для мистических учений иудаизма, в центре которых стоит взгляд на текст Библии как на подвижный космос символических смыслов. В узком смысле термин этот обычно прилагается лишь к средневековой еврейской мистике (кульминация которой – Книга Зогар (Книга Блеска), написанная в Кастилии после 1275)».[456] Павел Флоренский в понятие «Каббала» включает и гораздо более ранние навыки символической экзегезы (аллегорического истолкования), которые описаны в отношении иудейских богоискателей Египта ещё Филоном Александрийским (Филоном Иудеем) (25 г. до н. э – 50 г. н. э.).

Основатель Традиционализма Рене Генон полагал, что термин «Каббала» можно использовать только по отношению к иудаистской Каббале: «На древнееврейском само слово («каббала» – С. П.) означает «традиция», и если оно не написано на этом языке, то нет никакого основания его использовать для обозначения всякой без различия традиции».[457]

Однако само наименование этого древнего эзотерического учения - «Каббала», вопреки широко распространенному мнению – отнюдь не еврейского происхождения: «Слово Каббала обыкновенно производят от еврейского слова «Киббел», что, значит, собирать, получать, - переводят преданием. [458] Эта этимология нам кажется натянутой и неточной: мы считаем, что слово Каббала имеет происхождение халдейско-египетское и имеет значение тайного знания или учения. Египетский корень «Кеп», «Копп», или «Кеб», «Коб», по-еврейски – «Габ», Кебб», или «Кебет» - обозначает: скрывать, закрывать; частица ал или аль – по-египетски значить брать; так что все слово обозначало: знание, исходящее из скрытых принципов – «брать из тайны». [459] (Курсив – цитируемого автора).

Знаменитый эзотерик Сент-Ив д’Альвейдр отмечал, что в основе двадцати двух букв алфавита Каббалы лежит древний арийский алфавит «самый скрытый и тайный, служивший вероятно прототипом не только для всех других такого же рода, но и для знаков ведийских и для букв санскритских… Этот алфавит, о котором я вам сообщал, я узнал от выдающихся браманов, которые меня не обязывали держать это в тайне».[460]

Сент-Ив д’Альвейдр подчеркивал, что каббалистический способ использования букв алфавита, как и сама Каббала – отнюдь не является иудейским изобретением: «Все религиозные школы – азиатские и африканские, обладавшие алфавитами космологическими, солнечными, лунными, солнечно-лунными, месячными, часовыми и т.п., пользуются своими буквами кабалистическим способом. Касается ли дело чисто научных знаний и поэзии, разъясняющей науку, или божественных откровений – все древние книги, писанные на наречии даванагари, а не на пракрите, могут быть поняты только благодаря Кабале этих наречий, но первые должны быть приведены к двадцати двум однозначным схемам, а вторые – к их точным космологическим положениям». [461]

Стержнем Каббалы, её «становым хребтом», является знаменитое Древо Сефирот (Древо Жизни), которое представляет собой компактное изложение научных, психологических, философских, теологических и эзотерических знаний, данное в схематичной форме. Один из наиболее знаменитых оккультистов XX века Алистер Кроули писал о происхождении Древа Сефирот (Древа Жизни): «Кажется вероятным, что каббалисты, придумавшие Древо Жизни, были вдохновлены Пифагором; возможно также, что и он, и каббалисты черпали своё знание из общего, более древнего источника».[462]

В эпоху Возрождения появляется христианская Каббала: «В пятнадцатом веке возникает христианское каббалистическое течение, которое рассматривает ортодоксальное учение Каббалы с христианской точки зрения и дополняет его новыми философскими идеями и практическими примечаниями». [463]

Знаменитая основательница Теософии Е. П. Блаватская писала о Каббале: «Каббала – древнехалдейская Тайная Доктрина. Оккультная система, передаваемая устно; но, признавая традицию, сама она вовсе не составлена из чисто традиционных учений, ибо когда-то она была фундаментальной наукой, но теперь искажена наслоениями столетий и интерполяциями западных оккультистов, в особенности христианских мистиков. Она занимается эзотерическим толкованием еврейских Писаний и учит нескольким способам толкования библейских аллегорий. …Первоначальная книга каббалы – «Зогар». Но нынешний «Зогар не есть «Зогар», оставленный Симоном Бен Иохаи своему сыну и секретарю в наследство. Автором современного приблизительного варианта был некий Мозес де Леон, еврей, живший в XIII веке».[464] (Курсив – Е. П. Блаватской).

Следует выделять Каббалу в широком смысле слова и Каббалу в узком смысле слова, то есть – иудаистскую Каббалу. [465]

Каббала в широком смысле слова, наряду с ученьем Гермеса Трисмегиста и символикой Таро, является одной из основ Западного эзотеризма. (Строго говоря, эти три составляющих части Западного эзотеризма представляют собой единое целое, и могут быть разделены лишь умозрительно). «Каббала является в общем основой Западного Предания (Оккультизма), а в частности на ней зиждется вся Практическая Магия, черпающая из нее свою демонологию».[466] (Курсив – цитируемого автора).

Говоря о составных частях Каббалы, известный оккультный автор Полина Рогальская пишет: «Последователи Кабалы подразделили свою эзотерическую философию на пять частей.

Естественная Кабала – помогает только лишь в исследовании тайн природы.

Аналогичная Кабала – определяет связь между вещами в природе. Она раскрывает мудрым, что все живые существа и субстанции суть едины, и что человек, малая вселенная, - точная копия большой вселенной, но только в миниатюре.

Духовная Кабала – освещает тайны небесных сфер через более высокие духовные силы. С её помощью познаются безграничные планы бесконечности и Сущности, населяющие её.

Астрологическая Кабала – помогает изучить энергии, силы, величины и состав субстанций звездных тел, одновременно раскрывая при этом мистическое строение нашей планеты.

Магическая Кабала – помогает добиться контроля над демонами и низкими сущностями из других невидиых миров. Это методы лечения больных с помощью талисманов, амулетов, заклинаний…». [467] (Курсив – П. Рогальской).

Знаменитая оккультистка Дион Форчун, отмечая, что Каббала лежит в основе Западного эзотеризма, подчеркивала её тождественность другим эзотерическим Традициям: «Философия Каббалы является эзотеризмом Запада. В ней мы находим космогонию, подобную начерченной в станцах Книги Дзиан, на которых основывалась в своей работе мадам Блаватская. В них она видела истоки традиционного учения, разъясненного ею в знаменитой Тайной Доктрине (Курсив – Д. Форчун – С. П.). Без космогонии Каббалы наша религиозная система будет неполной, и именно эта неполнота является слабостью христианства. Отцы Церкви, говоря метафорически, вместе с водой выплеснули и ребенка». [468]

Дион Форчун называла Каббалу «Йогой Запада».[469] Первая глава «Мистической Каббалы» - самой популярной её книги, так и называется – «Йога Запада».[470] Дион Форчун, эффективно использовавшая Каббалу, в качестве технического инструмента расширения сознания и практики духовного восхождения, писала в этой связи: «Интерпретацию Каббалы следует искать, однако, не среди раввинов страны Израиль, иудеев по крови, а среди тех, кто являются Избранными Людьми по духу, - другими словами, посвященными. Каббала, которую я изучала, не является чисто иудейской системой, поскольку она была дополнена в эпоху средневековья открытиями профессиональных алхимиков и тесно связанной с ними великолепной системой символики Таро. Представляя данный предмет, я для подкрепления своих взглядов опираюсь не столько на традицию, сколько на современную практику использования методики Каббалы как своеобразной оккультной техники… Поэтому следует ясно понимать, что я не говорю: «Это учение принадлежит раввинам»; скорее, я говорю: «Это практика современных каббалистов, важность которой трудно переоценить, поскольку это практическая система духовного развития, Йога Запада… Тем, кто хотел бы применять Каббалу в качестве собственно Йоги, нет необходимости подробно изучать еврейский язык; все, что от них требуется – это умение читать и записывать еврейские буквы. Современная Каббала довольно адекватно переведена на английский язык, но в ней остаются и должны навсегда остаться все её Слова Силы на еврейском языке, который является священным языком Запада точно так же, как санскрит является священным языком Востока».[471]

Известный оккультный автор Колин Уилсон писал о значении Каббалы, как одной из систем мистики, уходящей своими корнями в глубокую древность: «Важность каббализма в том, что он является одной из старейших систем мистического мышления в мире. Он на протяжении многих столетий рассматривался как ключ ко всем таинствам Вселенной и оказывал влияние на всех философов и религиозных мыслителей от ессеев до Роджера Бэкона».[472]

Каббала оказала существенное влияние и на ряд философов Нового Времени: «Влияние мистицизма Каббалы прямо или опосредованно испытали Гегель, Вл. Соловьёв, Бердяев, Юнг, Бубер».[473]

Следует, однако, подчеркнуть, что Каббала в широком смысле слова, на которой основывают свои изыскания оккультисты Запада, принципиально отличается от собственно иудаистской Каббалы, Каббалы в узком смысле слова, не имеющей универсального характера и представляющей собой эзотерическую сердцевину иудаизма. Поэтому многочисленные сочинения иудаистских каббалистов для эзотериков-неиудаистов представляют интерес лишь в связи с исследованием внутренней, глубинной, эзотерической сути собственно иудаизма.

Как отмечал один из классиков Традиционализма Мирча Элиаде, иудаистская «Каббала представляет собой одну из форм еврейского мистицизма: корни её восходят, с одной стороны, к хехалотическим текстам, а с другой – к популярным в древние времена умозрительным грамматологическим и нумерологическим толкованиям, синтезом которых стала Книга Творения – «Сефер Йецира» (IV в. н.э.?). Моше Идель выделяет в каббале два направления – «теософско-теургическое» и «экстатическое».[474] (Курсив – «Словаря религий, обрядов и верований»).

Некоторые современные исследователи пытаются классифицировать Каббалу, не как форму мистики, а как особую науку. Так, например, известный популяризатор Каббалы Михаэль Лайтман даёт следующее определение Каббалы: «Каббала – это наука о скрытом от глаз человека, от наших пяти органов чувств. Она оперирует только духовными понятиями, т. е. тем, что проходит неощутимо для наших пяти чувств, что находится вне их, как мы говорим, в высшем мире. Но названия каббалистических обозначений и терминов взяты из нашего земного мира.

Только с 90-х годов XX века разрешено и рекомендуется распространение науки Каббала. Почему? Потому, что люди уже более не связаны с религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о человеческих существах, русалках, кентаврах и пр. Люди готовы представить себе Высший мир как мир сил, силовых полей, мир выше материи. Вот этим миром сил, мыслей и оперирует наука Каббала». [475]

Однако, если Каббала и наука, то наука – оккультная. [476]

Среди трудов иудаистских каббалистов наибольший интерес для эзотериков, изучающих иудаизм, представляют труды крупнейшего гебраиста Нового времени Гершома Герхарда Шолема (1897-1982). Как справедливо отмечает известный современный мыслитель-традиционалист Александр Дугин - «труды данного автора считаются сегодня наиболее серьезными и весомыми из всего того, что было написано об иудейской Традиции за последние 200-300 лет, и особенно о её мистическом содержании».[477] Мистическое содержание Каббалы глубоко раскрыто в книге Гершома Шолема «Символизм Каббалы». На русском языке в 2004 году впервые издан труд Гершома Шолема по истории и феноменологии Каббалы «Основные течения в еврейской мистике».[478] В данной работе автор не только глубоко анализирует каббалистические труды, но и рассматривает историю развития еврейской мистики на протяжении почти двух тысяч лет.

Что касается происхождения древней Каббалы, то есть, Каббалы в широком смысле слова, лежащей в основе Западного эзотеризма, то единого мнения здесь не существует. «Время появления Кабалы – постоянный объект для полемики. Древние, посвященные в тайны Кабалы, верили, что её принципы были преподаны Богом Его Ангелам до духовного падения человека. Позднее, ангелы передали эти тайные знания Адаму с тем, чтобы путем познания и понимания этих принципов падшее человечество смогло бы вновь обрести утерянное состояние. Ангел Разиил сошел с небес, чтобы передать Адаму тайны Кабалы, другие ангелы посвящали в тайны этого Учения последующих патриархов. Например, Тофиел был учителем Шема, ангел Рафаил – учителем Исаака, Метатрон – учителем Моисея, Михаил – учителем Давида». [479]

Наша знаменитая соотечественница, основательница теософии Елена Блаватская писала по поводу происхождения древней Каббалы: «среди каббалистов нет и двух с одинаковым мнением относительно происхождения каббалы, «Зогара», «Сефер Иециры» и т.д. Некоторые доказывают, что она происходит от библейских патриархов, Авраама и даже Сета; другие – из Египта, третьи – из Халдеи. Эта система, несомненно, очень древняя, но подобно всем остальным системам, как религиозным, так и философским, каббала произошла непосредственно от первоначальной Тайной Доктрины Востока; через Веды, Упанишады, Орфея, Фалеса, Пифагора и египтян. Каким бы ни был её источник, субстрат её, во всяком случае, идентичен с субстратом всех других систем, от «Книги Мертвых» вплоть до поздних гностиков». [480]

Данную точку зрения разделяла и «матерь Агни-Йоги», как её величали Махатмы - Елена Рерих: «Каббала, как и все другие философские системы, является отзвуком Сокровенных Учений Востока через Веды, Упанишады, Учения Египта, Халдеи, Ассирии, Орфея, Пифагора и т.д. Во всяком случае, субстратум её тождественнен со всеми другими системами. Основы Каббалы именно следует отнести к самым древним временам». [481]

Один из наиболее знаменитых оккультистов XX века Алистер Кроули писал в этой связи: «Кажется вероятным, что каббалисты, придумавшие Древо Жизни, были вдохновлены Пифагором; возможно также, что и он, и каббалисты черпали своё знание из общего, более древнего источника. Во всяком случае, обе школы согласны относительно одного фундаментального постулата, а именно: Абсолютная Реальность лучше всего описывается Числами и их взаимодействием. Интересно отметить, что современная математическая физика пришла наконец к очень похожему выводу и отказалась от попыток описать Реальность единственным точным термином. Современная мысль представляет себе Реальность в образе кольца из десяти идей – таких как Потенциал, Материя и так далее. Каждая из этих идей не имеет смысла сама по себе и может быть понята только в терминах остальных». [482]

Знаменитый писатель-оккультист Говард Лавкрафт говорил в данной связи «об известной близости высшей математики к некоторым сторонам древней магии, таинства которой дошли до нас из неизмеримо далеких эпох – доисторических, а может быть, и дочеловеческих [483] - когда познания о Вселенной и ее законах были куда шире и глубже наших».[484] Неслучайно один из самых знаменитых эзотериков – древнегреческий мыслитель Пифагор, был также и знаменитым математиком.[485] В оккультных науках вообще, и в магии в частности, математика используется не менее широко, чем в рационалистических науках. Ведь согласно эзотеризму, все тайны Мироздания начерчены на страницах огромной книги, каковой является Вселенная, и написаны они на языке математики. Однако познать их с помощью полностью рационализированных, выхолощенных, мёртвых схем, в совокупность которых превратилась математика Нового времени – невозможно в принципе.

Каббала в широком смысле слова, восходит, говоря словами знаменитого основателя Традиционализма Рене Генона, к Примордиальной (Изначальной) Традиции, лежащей в основе эзотерических учений и сакральных Традиций всех народов.

Крупнейший современный эзотерик, писатель-метафизик Юрий Мамлеев писал по этому поводу: «Совершенно очевидно, что в основе всех великих ортодоксальных религий лежит единая метафизическая доктрина, Вечная Мудрость (Sophia Perrenial). Однако сами религиозные учения приспособлены к массовому сознанию. Но следует категорически подчеркнуть, что, в силу целого ряда причин, человеку – вообще для своего спасения – необходимо придерживаться той ортодоксальной, а не искаженной религии, к которой он принадлежит (для славян – православия). Нарушение этого принципа может иметь фатальные последствия».[486]

Аналогичной точки зрения придерживается и крупнейший отечественный мыслитель-традиционалист Александр Дугин, возводящий истоки Каббалы в широком смысле слова к Гиперборейской Теории, которая представляет собой «исток земной сакральности, сжатое и общее выражение того, что является Примордиальной (Изначальной) Традицией. Гиперборейская Теория, тем самым, есть фундамент и сокровище религий мира, древнейшая и над-временная, посвятительная, инициатическая доктрина».[487] Александр Дугин использует в данном контексте понятие «гиперборейская каббала».[488]

В эпоху Возрождения появляется христианская Каббала: «В пятнадцатом веке возникает христианское каббалистическое течение, которое рассматривает ортодоксальное учение Каббалы с христианской точки зрения и дополняет его новыми философскими идеями и практическими примечаниями. Отцами его являются: Пико дела Мирандола, Райхлин, Парацельс, Гильом Постель, Николай Фламель, Раймонд Луллий, Корнелий Агриппа, Кунрат и Кирхер. Из новых каббалистов следует упомянуть: Роберта Флуда, Генри Мора, Сен-Мартена, Элифаса Леви, Станислава де Гюайта, Пеладана, Ленена, Франка и др.

Иерограмма Иешуа является центральным местом учения христианских каббалистов. Это толкование имени Иисуса, написанное особым способом, вводится идея Логоса-Слова, синтезирующего в сфере Сына сияние и блеск десяти сефирот. Вместе с этим иерограмма Иешуа символизирует снисхождение духа в материю, воплощение Его, расчленение Единства и закрепление Его в мире элементарном и материальном, во множественности, чтобы после пребывания в состоянии падения Он мог возвыситься в большей силе и великолепии. Развитие этой идеи находит место в учении о падении и реинтеграции сефирот. См. сочинение M. Pasgualis. Traite sur la reintegration des etres dans leurs premiers proprietes, vertus et puissances spirituelles et divines Paris. 1899».[489]

О возникновении в XV веке христианской Каббалы писал и крупнейший русский религиозный философ Владимир Соловьёв: «С XV в. являются каббалисты и между христианскими писателями: в Италии - Пико-де-Мирандола; в Германии - Рейхлин («De arte cabbalistica» и «De Verbo mirifico»), Корнелий Агриппа ф.-Неттесгейм («De occulta philosophia») и Парацельс; во Франции - Вильгельм Постель (XVI в.); в Англии - Роберт Флудд или de Fluctibus и Генрих Мор (XVI - XVII вв.)».[490]

Возникшая гораздо позже Каббалы в широком смысле слова, иудаистская Каббала - Каббала в узком смысле слова - отнюдь не является оригинальным эзотерическим учением. Это подчеркивала и основательница теософии Елена Блаватская, и основательница «Агни-Йоги» Елена Рерих.

Е. П. Блаватская писала о Каббале: «Каббала – древнехалдейская Тайная Доктрина. Оккультная система, передаваемая устно; но, признавая традицию, сама она вовсе не составлена из чисто традиционных учений, ибо когда-то она была фундаментальной наукой, но теперь искажена наслоениями столетий и интерполяциями западных оккультистов, в особенности христианских мистиков».[491] (Курсив – Е. П. Блаватской).

С точкой зрения А. П. Блаватской, по поводу происхождения Каббалы, солидаризировалась и Е. И. Рерих: «В «Тайной Доктрине» Блаватской указывается, что евреи заимствовали свои представления о Космогонии из Индии, и от халдеев, и египтян». [492]

Владимир Соловьёв, отмечая зримое воздействие на Каббалу вавилоно-персидской магии, неоплатонизма и гностицизма, называл Каббалу мистической философией евреев,[493] «которая представляет языческую обработку специфически еврейских религиозных данных»,[494] а отнюдь не новое, оригинальное ученье: «От сродных явлений религиозно-философского синкретизма, каковы неоплатонизм и герметизм, гностицизм отличается признанием христианских данных, а от настоящего христианства - языческим пониманием и обработкою этих данных и отрицательным отношением к историческим корням христианства в еврейской религии. В этом последнем отношении гностицизм стоит в особенно резкой противоположности к иудействующим сектам в христианстве с одной стороны, а с другой стороны - к каббале, которая представляет языческую обработку специфически еврейских религиозных данных. Некоторые писатели, например, Баур, говорят об «иудейской гнозе» (помимо каббалы), но это более соответствует априорным схемам этих писателей, нежели исторической действительности».[495] (Курсив – наш - С. П.).

В отличие от Каббалы в широком смысле слова, восходящей к Примордиальной (Изначальной) Традиции, лежащей в основе всех эзотерических учений, как Западных, так и Восточных, иудаистская Каббала не имеет универсального характера. Она сущностно не связана с Примордиальной (Изначальной) Традицией и представляет собой, локальное эзотерическое учение, являющееся сердцевиной национальной религии евреев - иудаизма. Известный современный эзотерик Евгений Наклеушев пишет в этой связи: «Изучение индийской и, особенно, китайской культуры показало мне со всей ясностью, что «еврейство» отнюдь не столь универсально, как склонно себе приписывать».[496]

Фактическим создателем иудаистской Каббалы является жрец Озириса Хозарсиф, вошедший в историю под именем «Моисей» в качестве величайшего пророка Израиля. («И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу». – Втор., 34:10). «Моисей, который в Египте познал всю мудрость, оказался первым, кто вернул её (Каббалу – С. П.) на родину. Во время сорокалетнего странствия по пустыне он получил несколько тайных уроков от одного из ангелов (от ангела Метатрона – С. П.)… Позднее Моисей посвятил в секреты этой доктрины 70 старейшин, а они в свою очередь передавали из уст в уста своим последователям-ученикам. Из всех составивших неразрывную цепь традиций самыми Великими Посвященными в Кабалу были Давид и Соломон». [497]

Однако Моисей лишь интерпретировал древнюю Каббалу в соответствии с теми задачами, которые перед ним стояли, адаптировал её к еврейской специфике, а отнюдь не создал новое оригинальное эзотерическое ученье. Но, приспосабливая древнюю Каббалу к своим целям, Моисей переработал её таким образом, что она превратилась в полную свою противоположность. В результате, иудаистская Каббала стала представлять собой своего рода «метафизическое извращение» древней Каббалы – «эзотеризм наоборот». [498]

Фалес Аргивинянин пишет в данной связи, что иудаистская Каббала представляет собой «отзвуки Великих Сказаний Красной Расы (то есть – атлантов – С. П.), преломленных в научных призмах солнечных халдеев, исковерканные диким невежеством иудейских жрецов - жалкого наследия ренегата и безумца Хозарсифа».[499]

Именно бывший жрец Озириса, отвергнувший своего Бога «ренегат и безумец Хозарсиф», то есть – «величайший иудейский пророк Моисей», [500] является родоначальником иудаистской Каббалы - не имеющего аналогов в истории эзотеризма, «метафизического извращения» Древней Мудрости.

Знаменитый эзотерик конца XIX – начала XX вв. Сент-Ив д’Альвейдр писал о происхождении иудаистской Каббалы: «К иудеям Кабала перешла от халдеев, через Даниила и Ездру. К древним израильтянам – до рассеяния десяти неиудейских колен – Кабала перешла от Египтян через Моисея. У халдеев, равно как и у египтян, Кабала составляла часть того, что академии метрополии называли мудростью, то есть синтезом наук и искусств, приведенных к общему принципу. Этим принципом был Слово или Глагол… Мы полагаем, что евреи передавали довольно верно значение полученного от халдейских ученых, принимая во внимание, что письменностью вообще и переложением древних книг в частности заведовал Ездра, под руководством великого главы халдейской академии магов – пророка Даниила…[501] Кабала раввинов, относительно недавно составленная, как писанная, так и устная, была досконально известна еврейским адептам первого века нашей эры. Она, конечно, не была тайной для человека таких знаний и такого положения, как Гамалиил. [502] Но она не была тайной также и для его первого и выдающегося ученика Св. Павла, ставшего апостолом воскресшего Христа». [503]

Приводя слова апостола Павла: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2:6-8), Сен-Ив д’Альвейдр констатировал, что эти слова «тринадцатого апостола» - знатока Каббалы, «провозглашают неудовлетворительность еврейской Кабалы».[504] Ведь что касается иудаистского эзотеризма, то здесь можно вести речь отнюдь не о самодостаточном эзотерическом учении, адекватно отображающем Высшую Мудрость, а лишь о «драгоценном обрывке древней мудрости, представляемом еврейской Кабалой». [505]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.