Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологическая переориентация современной религиозной философии и теологии




Оптимистическая и пессимистическая антропология

Человек как объект и как субъект познания

Два способа рассмотрения человека

4. Человек — микрокосм и микротеос («микробог»)

1. Два способа рассмотрения человека. Антропологические ученья принципиально различаются между собой в зависимости от того, с каких исходных позиций в них рассматривается человек, как феномен Бытия.

Есть два способа рассмотрения человека — «сверху» и «снизу»:

· от Бога и духовного мира;

· от бессознательных космических и теллурических сил, заложенных в человеке.

Из тех мыслителей, которые смотрели на человека «снизу», наибольшее значение приобрели К. Маркс и З. Фрейд.

Религиозная антропология смотрит на человека «сверху» — со стороны Бога. Это и определяет ее специфику. Как подчеркивал Н. Бердяев, «преимущество теологии заключалось в том, что она ставила проблему человека вообще, в ее целости, а не исследовала частично человека, раздробляя его, как делает наука, христианство освободило человека от власти космических сил, от духов и демонов природы, подчинило его непосредственно Богу. Даже противники христианства должны признать, что оно было духовной силой, утвердившей достоинство и независимость человека, как бы ни были велики грехи христиан в истории».[572]

2. Человек как объект и как субъект познания. Человек изначально включен в систему «объект-субъект» — проблема отношения между человеком-субъектом и Мирозданием-объектом является основным вопросом всех мировоззренческих систем. В системе «объект-субъект» человек также может рассматриваться двояко.

«Человек может быть познаваем как объект — как один из объектов в мире объектов. Тогда он исследуется такими антропологическими науками, как биология, социология, психология и т. д. При таком подходе к человеку можно исследовать лишь те или иные стороны человека, но человек целостный в его глубине и в его внутреннем существовании остается неуловим.

Есть другой подход к человеку. При этом подходе человек сознает себя не только объектом, но, прежде всего, субъектом. Тайна о человека раскрывается в субъекте, во внутреннем человеческом существовании».[573]

В объективизации, в выброшенности человека в объективный мир тайна о человеке закрывается, он узнает о себе лишь то, что отчуждено от внутреннего человеческого существования. Человек не принадлежит целиком объективному миру, он имеет свой собственный, внутренний мир, свою несоизмеримую с объективной природой судьбу. Человек как целостное существо не принадлежит природной иерархии и не может быть в нее вмещен. В субъекте раскрывается идущая изнутри творческая активность человека.

3. Оптимистическая и пессимистическая антропология. Одинаково ошибочна антропология оптимистическая и антропология пессимистическая. Человек низок и высок, ничтожен и велик. Человеческая природа полярна. И если что-нибудь утверждается в человеке на одном полюсе, то это компенсируется утверждением противоположного на другом полюсе.

4. Человек — микрокосм и микротеос («микробог»). Древнегреческая философия учила, что бытие соответствует законам разума. Разум может познавать бытие, потому что бытие ему сообразно, заключает в себе разум. Но это лишь частичная истина, легко искажаемая. Есть истина более глубокая. Бытие сообразно целостной человечности, бытие — человечно, Бог — человечен. Потому только и возможно познание бытия, познание Бога. Без сообразности с человеком познание самой глубины бытия было бы невозможно.

Это обратная сторона религиозного учения о «богоподобии» человека. Человекообразность бытия и Божества есть снизу увиденная истина, которая сверху открывается как создание Богом человека по своему образу и подобию. Человек не только Микрокосм, но и Микротеос («Микробог»). Познавая себя, человек познает не только Мироздание (Макрокосм), но и Бога.

5. Антропологическая переориентация современной религиозной философии и теологии. Проблема человека занимала заметное место в классической религиозной философии и теологии. Вместе с тем догматически установленная классической религиозной философией и теологией иерархия ценностей на первое место всегда ставила вопрос о Боге. Антропологические ученья М. Шелера, Ж. Маритена, Г. Марселя, П. Тиллиха, Э. Мунье, Тейяра де Шардена и им подобных мыслителей принимались религиозными ортодоксами с большой осторожностью. Но в настоящее время многие идеи этих и других новаторски мыслящих философов широко используются сторонниками антропологического поворота в религиозной философии. Современный антропологический поворот связан с намерением религиозных реформаторов пересмотреть традиционную иерархию ценностей и проблем религиозной философии.

Если классическая религиозная философия сводила все мировоззренческие вопросы, в том числе и вопросы антропологии, к проблеме Бога, то современная религиозная философия ставит в центр именно проблему человека. Проблема Бога явно отодвинута на задний план, на первый план выдвигается проблема поиска человеком своего внутреннего, сокровенного «Я».

В отличие от религиозных ортодоксов, которые считают, что все проблемы человека, в конечном итоге зависят от силы его веры в Бога (яркий библейский пример — многострадальный Иов, который, благодаря своей истовой вере был вознагражден сторицей за все мученья, которые он претерпел) современные религиозные философы, как и экзистенциалисты, подчеркивают такие проблемы человеческого бытия как отчужденность, одиночество, страх, отчаяние и т. д. Они не утешают человека, не обещают ему прижизненного или посмертного воздаяния, а пытаются лишь направить его на путь постоянного духовного совершенствования, акцентируя внимание на том, что в формировании жизнеутверждающего мироощущения в первую очередь все зависит от самого человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.