Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная власть 1 страница




Судебную власть возглавляет Верховный суд, который состоит из главного судьи, назначаемого императором по представлению Кабинета, и 14 судей, назначаемых Кабинетом. В Верховном суде имеются три отделения (по пять судей). Кворум для пленарного заседания суда — 9 членов, для отделений — 3 члена. Верховный суд, как отмечалось осуществляет конституционный контроль, а также является послед­ней инстанцией для рассмотрения других дел. Он окончательно рас­сматривает во второй инстанции дела о преступлениях против государства, в третьей инстанции — остальные уголовные, а также гражданские дела. Верховный суд осуществляет также определенные полномочия су­дебного управления в соответствии с традициями судебного централиз­ма. Он обобщает судебную практику, издает руководящие указания для нижестоящих судов, Положения о прокуратуре при судах, издает акты о судебной дисциплине и об управлении судами (акты административного характера). Решения по принципиальным вопросам руководящих указа­ний и по иным важным вопросам принимаются особой коллегией, состо­ящей из членов Верховного суда и других высших судов Японии (их 8).

Конституция устанавливает референдарную ответственность членов Верховного суда: каждые 10 лет одновременно с выборами i нижнюю палату парламента избиратели голосуют «за» или «против» кон­кретных судей (по всему составу суда). При большинстве голосов «про­тив» судья должен уйти в отставку (случаев такого недоверия не было).

Для подготовки дел к слушанию при Верховном суде имеется 20 сек­ретарей-исследователей, которые избираются из числа судей, но нг время работы секретарями-исследователями приостанавливают судей скую деятельность.

Высшие суды, имеющие в своем составе несколько отделений (до 6) являются судами первой инстанции по делам о государственных преступ­лениях, а также апелляционной инстанцией по уголовным и граждан­ским делам, рассмотренным нижестоящими судами. Дела о некоторых важнейших государственных преступлениях (например, о государствен­ной измене) рассматриваются коллегией пяти судей, остальные дела — тремя судьями.

Почти 50 окружных судов, имеющихся в каждой префектуре (губер­наторстве), делятся на несколько отделений (в среднем 4—5) и рассмат-

ривают основную массу уголовных и гражданских дел. Они являютсу также апелляционной инстанцией для так называемых дисциплинарные (с элементами общественного характера) судов. В большинстве случаее дела в окружных судах рассматриваются единолично судьей, но уголов­ные дела, по которым грозит наказание с лишением свободы на срои более одного года, а также гражданские дела с высокой ценой иска — коллегией из трех судей.

Низовое звено — дисциплинарные суды. Дела в них рассматривает единолично судья, который не обязательно должен иметь юридическое образование. В этом суде рассматриваются мелкие уголовные дела и гражданские дела с ценой иска не более 900 тыс. иен (приблизительно 11 тыс. долл. США).

Особую систему составляют суды по семейным делам. Они действу­ют при окружных судах и рассматривают споры о наследстве, мелкие уголовные преступления, совершенные несовершеннолетними, споры, связанные с семейным правом, выполняют посреднические функции, главным образом по семейным делам.

Особых административных судов в Японии, как и в англосаксонских странах, нет (административные судьи в США и административные три­буналы в Великобритании не являются специализированными судами административной юстиции). Контроль за управлением в Японии тоже осуществляют общие суды, но по специальной процедуре и со специаль­ными исками. В их числе так называемый народный иск, когда лицо само не заинтересовано в исправлении незаконных актов администрации и обращается в суд за другого (в каких-то отношениях этот иск напоминает латиноамериканский процесс «ампаро»).

§ 8. Местное самоуправление и управление

Местное самоуправление и управление в Японии в соответствии с законом 1947 г. основано на принципе местной автономии. Япония разделена на префектуры (43 обычные префектуры, префектура Токий­ского столичного округа и входящие в него две столичные префектуры, префектура острова Хоккайдо). Правовое положение всех этих единиц, включая столичный округ, одинаково. Токийский столичный округ де­лится на городские районы (их более 20), а также на примыкающие к Токио города, поселки, деревни, входящие в этот округ. Остальные пре­фектуры (в том числе две столичные) делятся на города, поселки и дерев­ни. Наряду со столичным округом другие крупные города (с населением более 1 млн. человек) также имеют внутригородские районы, но в этих районах нет самоуправления, главы их исполнительных органов назнача-

ются мэрами городов; не избираются и районные представительные органы. Существуют также специальные округа: финансово-промышленные корпорации регионального развития и др. Их органы, избираемые и деле гируемые, занимаются в основном координирующей деятельностью.

В административно-территориальных единицах, обладающих право!» местного самоуправления, граждане избирают сроком на 4 года префектуральные, городские, деревенские собрания, состоящие из профессиональных и неосвобожденных депутатов (последние совмещают депутат скую деятельность с другой работой). Эти депутаты иммунитета неимеют. Они получают жалованье из муниципального бюджета, а также некоторые доплаты, связанные с ведением депутатских дел (в том числе ежегодные доплаты на исследовательскую работу по вопросам местного самоуправления и на ознакомительные поездки в другие префектуры для изучения опыта работы в размере 380 тыс. иен (около 4,7 тыс. долл.) Депутаты могут быть отозваны досрочно по требованию 1/3 избирате­лей большинством голосов.

В мелких общинах советы не избираются, созываются собрания из­бирателей (практически жителей).

На тот же срок, что и советы, граждане избирают органы управления административно-территориальных единиц — префектов (губернато­ров), мэров городов, старост деревень. Эти должностные лица созыва­ют собрания на очередные и внеочередные сессии, имеют право вето по отношению к решениям собраний (вето преодолевается вторичным при­нятием решения собранием большинством в 2/3 голосов), право досроч­ного роспуска собраний при определенных условиях (с назначением даты новых выборов). Губернатор префектуры может быть смещен с должности премьер-министром, а мэр города и староста деревни — гу­бернатором. Все должностные лица общей компетенции (губернаторы, мэры и др.) вправе на своей территории приостанавливать исполнение актов центральных органов управления (но не правительства).

Система управления на местах, как и в центре, бюрократична. В ней все четко расписано. В частности, губернаторы ведают решением 126 во­просов, мэры крупных городов — 28, главы других городов и поселков — 51. Исполнительными полномочиями обладают также постоянные ко­миссии местных собраний: по труду, по образованию, по делам персона­ла и др. Комиссии избираются собраниями или назначаются главой адми­нистрации с согласия собрания, их деятельность рассматривается как особый вид публичной службы (как и все местное самоуправление и управление).

Как отмечалось, на местном уровне в Японии имеются различные формы участия населения в решении местных вопросов. Выше говори­лось о праве определенной части избирателей требовать созыва собра-

ния, принятия решении, кадровых изменений в местной муниципальной службе и др.

Хотя в Японии существует развитая система органов местного само­управления (их нет лишь в городских районах), в стране действует до­вольно жесткий прямой контроль центральных ведомств за деятель­ностью органов местного самоуправления и управления. За деятельнос­тью местной полиции, школ, больниц следят определенные министерст­ва, они же контролируют осуществление делегированных ими полномо­чий. Большое значение имеет финансовый контроль, так как в Японии более 70% всех налогов идет в государственный бюджет и только 30% — в местные бюджета. О праве смещения губернаторов премьер-министром, о возможности смещения других избранных должностных лиц уже говорилось выше.

Деятельность органов местного самоуправления координирует спе­циальное Министерство по делам местного самоуправления. На деле оно фактически руководит ими, давая советы и осуществляя инспекции на местах.

Глава 22 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИНДИИ

Индия (Республика Индия) освободилась от британской колониаль­ной зависимости в 1947 г. Она занимает второе место в мире (после Китая) по численности населения (около 1 млрд. человек), седьмое — по размерам территории (Индия почти втрое меньше Китая), девятое место — по объему ВВП, но приблизительно 115-е место — по доле ВВП на душу населения.

§ 1. Конституция Индии

Подготовка и принятие конституции. Конституция Индии была принята Учредительным собранием в 1949 г. и полностью вступила в силу в 1950 г. (до этого в Индии существовали колониальные конститу­ции, дарованные метрополией). Учредительное собрание (299 членов) было созвано еще до провозглашения независимости Индии и состояло в основном из депутатов, избранных провинциальными органами (около 3/4 всех членов), а также из представителей индийских княжеств, выде­ленных в результате консультаций (1/4). Большинство мест в нем полу­чил Индийский национальный конгресс — широкое движение, под руко­водством которого развивалась мирная борьба за независимость.

Основные принципы конституции были сформулированы лидерами Конгресса, разработка текста велась специальной комиссией, но многие положения конституции формулировались в ходе длительных дебатов в самом Учредительном собрании. Индийский национальный конгресс до­бился закрепления в конституции тех целей, которые он выдвигал: сво­бода от колониализма, равные права, политическая и экономическая справедливость, демократическое общество, достоинство личности, со­действие миру между народами и др. В конституцию вошли антиэксплу­ататорские положения, идеи «индийского социализма», «демократичес­кого социализма», который понимался как третий путь развития, от­личный от капитализма Запада и тоталитарного социализма.

Создатели индийской конституции использовали те правовые инсти­туты, которые были знакомы населению издавна (например, панчаяты) и из опыта «косвенного управления» колониальных времен (например, представительные органы в провинциях). С другой стороны, они воспри-

няли и приспособили к индийской специфике положения конституций других стран (Великобритании, США, отчасти СССР и др.).

Конституция Индии — самая объемная конституция в мире. С учетом последующих изменений она включает 465 статей, 12 крупных приложе­ний, а также более 70 поправок. Одни поправки вносятся в текст консти­туции, изменяя его, другие прилагаются к ней (есть очень пространные поправки, отдельные из них близки по объему к конституции США).

Основные черты, содержания конституции. Конституция Индии содержит разные по значимости и степени гарантированности нормы, относящиеся не только к конституционному, но и к некоторым другим отраслям права. Отдельные положения конституции могут показаться несущественными (например, один из руководящих принципов политики государства: предотвращать убой коров и телят), хотя в специфических условиях Индии, с учетом верований населения, они приобретают важ­ное значение. Конституция излишне детализирована, но ее основное содержание относится к важнейшим сторонам общественного и государ­ственного строя, правового статуса личности.

В доктрине и практике Верховного суда Индии конституция рассмат­ривается как документ, состоящий из двух частей, разных по своему значению (эти части структурно не обособлены, они выделяются анали­тически). Это «основные черты (свойства) конституции», которые считаются неизменяемыми (сюда относятся, в частности, нормы об ос­новных правах граждан и руководящих принципах политики государст­ва), а также остальные положения конституции, которые изменяются в установленном порядке. Теория неизменяемых основных черт и структу­ры конституции позволяет приспосабливать ее к новым условиям при сохранении ее «каркаса», принципиальных положений.

К основным чертам содержания конституции могут быть отнесены:

1) Закрепление народного и государственного суверенитета, завое­ванного в результате антиколониального движения. По существующим в политологии классификациям в Индии действует соревновательная политическая система, хотя и со значительными элементами командно-административного вмешательства со стороны государства, существует особая разновидность демократического режима — либеральный поли­тический режим. Основная доля политической власти в Индии принадле­жит национальной буржуазии. Хотя в последние годы в ее среде значи­тельно усиливается крупный капитал, но правящий «политический класс» сохраняет прогрессивные тенденции во внутренней и (в меньшей степени) во внешней политике, проводит реформы, облегчающие жизнь широких масс.

2) Отрицательное отношение к эксплуатации и угнетению, хотя и в своеобразной трактовке. В разделе конституции о руководящих прин-

ципах политики государства или в вытекающих из них положениях гово­рится о праве на достаточные средства к существованию, праве на защи­ту от экономической эксплуатации, праве на прожиточный минимум и др. Право на защиту от эксплуатации включает три положения: о запре­щении торговли людьми, принудительного труда, детского труда (ст. 24). Нужно, однако, учесть, что эти и иные антиэксплуататорские (в значи­тельной мере ограниченные) положения сформулированы как руководя­щие принципы, имеющие ориентирующий характер для деятельности государственных органов: они не подлежат принудительному судебному исполнению, не относятся к основным правам. В практике Верховного суда Индии были различные решения о соотношении основных прав и руководящих принципов. В последние годы суд исходит из установки, что ни основные права, ни положения о руководящих принципах не имеют приоритета по отношению друг к другу, что нужно исходить из гармоничного учета обеих групп прав.

3) Провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики, кастовой системы, сохраняю­щегося большого разрыва в уровне развития различных этнических групп.

4) Закрепление принципа смешанной экономики, где государствен­ный сектор играет важную роль. Однако начавшиеся после принятия конституции преобразования (национализация, аграрная реформа и др.) тормозились противодействием правых сил, использовавших содержав­шиеся в конституции положения о праве собственности: оно было отне­сено к основным правам. Парламент в противоборстве с Верховным судом Индии ограничил это право, а затем вообще исключил его из ч. III «Основные права» и перенес в другую часть конституции. Это дало новые возможности для реорганизации экономики страны, хотя доминирова­ние частного сектора никто и не пытался поколебать. Экономика Индии — капиталистическая экономика со значительным государствен­ным контролем. Конституция предусматривает ограничение и упраздне­ние крупных монополий, действует специальное антимонопольное зако­нодательство, но около 130 крупных монополий и в настоящее время контролируют три четверти всех частных активов. В соответствии с кон­ституцией в Индии действует государственное планирование, в 1996 г. завершен 8-й пятилетний план развития экономики (1991—1996). Кон­ституция говорит о цели государства обеспечить такой социальный поря­док, для которого характерна экономическая и социальная справедли­вость, о справедливом распределении материальных ресурсов, о предот­вращении концентрации богатств и средств производства. Однако поло­вина населения страны живет за чертой бедности (очень низкой по ин-

пинским стандартам), а в руках 3% сельских жителей — богатых земле­владельцев — сосредоточено более половины всей земли.

5) Специфическая форма территориально-политического устройства государства — федерация, учитывающая национальные и лингвисти­ческие особенности населения, построенная, по существу, на основе автономии штатов, сочетающаяся с созданием автономных округов в некоторых штатах и характеризующаяся высокой степенью централи­зации.

6) Установление системы органов государства и их отношений, при­сущих форме парламентарной республики.

7) Сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционного права.

8) Политика поддержания всеобщего мира и международной без­опасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии, особенно в последние годы.

Изменение конституции. Конституция предусматривает комбини­рованную систему принятия поправок. Поправки к большинству статей принимаются парламентом сравнительно простым способом. Проект по­правки может быть внесен любым членом парламента в любую из двух палат (на деле поправки, как правило, предлагаются правительством). Если проект получит одобрение палат (2/3 присутствующих), он пере­дается президенту, который должен подписать и опубликовать закон. Многие поправки принимаются по процедуре принятия обычного закона:

простым большинством присутствующих в каждой палате. Для статей, которые считаются наиболее значимыми, применяется усложненный по­рядок: после принятия, но до передачи поправки на подпись президенту она должна быть ратифицирована не менее чем половиной легислатур (законодательных собраний, местных парламентов) штатов.

Если поправка невелика, она включается в текст конституции как дополнение или замена соответствующей статьи. Пространные поправки (некоторые из них насчитывают множество страниц) прилагаются к тексту конституции, хотя и не всегда публикуются как приложение к ней. В результате принятия поправок было добавлено около 80 новых статей, исключено около 20^всего было произведено около 500 различ­ных изменений текста. Изменения, внесенные в конституцию, перестро­или федеративную структуру государства, впервые включили положе­ния о политических партиях, изменили содержание права собственности и способы ее защиты, ввели в конституцию определение Индии как соци­алистического государства (42-я поправка в 1975 г.) и т.д.

Конституционный контроль. Хотя в штатах Индии (за исключени­ем одного штата — Джамму и Кашмир) нет своих конституций, консти-

туционный контроль осуществляет не только Верховный суд Индии, но и высокие (верховные, высшие) суды штатов (местные суды решений о неконституционности не принимают). Окончательное решение остается за Верховным судом Индии. Он состоит из главного судьи и 17 судей (с 1977 г.), назначаемых президентом после консультаций с премьер-мини­стром, министрами и другими лицами. Судьей Верховного суда может быть гражданин, состоявший не менее 10 лет адвокатом при высоком суде штата или при других судах (двух и более). Судьи остаются в долж­ности до достижения ими 65-летнего возраста. Досрочно судья может быть смещен только в том случае, если каждая палата парламента в присутствии абсолютного большинства состава и большинством в 2/3 присутствующих признает судью недееспособным или обвинит в недостойном поведении.

Верховный суд имеет право толковать конституцию (ст. 132). «Право, сформулированное Верховным судом, является обязательным для всех судов на территории Индии» (ст. 141). Осуществляя конституционный контроль, он может признать федеральные законы, законы штатов, иные правовые акты неконституционными, т.е. фактически аннулировать их действие. На практике Верховный суд принимал как решения, тормозя­щие проведение прогрессивных преобразований (объявил неконституци­онными национализацию банков, указ президента об отмене пенсий и привилегий бывшим правителям княжеств, препятствовал ограничению права собственности в общественных интересах и др.), так и решения, имеющие позитивное значение (по вопросу о правах «зарегистрирован­ных» каст и племен, о ликвидации «неприкасаемости», о минимуме зара­ботной платы, о расширительном истолковании свободы слова, забасто­вок и др).

§ 2. Основы правового статуса личности

Основы правового статуса индийских граждан одинаковы, но опреде­ляются неравными по значению статьями конституции. Социально-эко­номические права формулируются, как правило, в качестве руководя­щих принципов политики с вытекающими отсюда отмеченными выше особенностями их судебной защиты; другие права закреплены иными статьями конституции. Фактическое осуществление всех этих прав, од­нако, в специфических условиях страны неодинаково и во многом зави­сит от сохранившихся пережитков кастовой системы, уровня развития этнических групп. Есть и некоторые правовые преимущества, предусмот­ренные законодательством для наименее развитых социальных слоев населения, зарегистрированных каст и племен. Основные права, соглас-

но сложившейся доктрине, обеспечиваются конституционными гаран­тиями: при их нарушении гражданин может обращаться в любой суд, включая Верховный, и последний может принять принудительное реше­ние (низовой суд не может объявить тот или иной закон неконституцион­ным, он обеспечивает лишь осуществление основных прав). Права, за­крепленные в разделе о руководящих принципах политики, такими га­рантиями не обеспечены.

Конституция устанавливает равноправие граждан перед законом, за­прещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола и места рождения.

Среди социально-экономических прав — право на защиту от эксплу­атации (в трех названных выше аспектах оно фигурирует в группе основ­ных прав), в числе руководящих принципов политики — право на доста­точные средства к существованию, на труд, на защиту от экономической эксплуатации, на государственную помощь в случае болезни, безработи­цы, право на прожиточный минимум, право детей на обязательное бес­платное обучение. В конституции говорится о праве рабочих на участие в управлении производством.

Политические права включают свободу слова, печати, право на объ­единение и другие традиционные политические права и свободы.

Среди личных свобод конституция называет неприкосновенность личности (хотя допускается широко использовавшееся в Индии при объ­явлении чрезвычайного положения длительное превентивное заключе­ние под стражу без суда), свободу передвижения, неприкосновенность жилища, тайну переписки и др. Конституция отменяет феодальные титу­лы, неприкасаемость (особенно униженное положение одной из каст).

В конституции Индии зафиксированы также основные обязанности граждан (42-я поправка). К их числу относятся: соблюдение идеалов и институтов страны, уважение государственного флага и государственно­го гимна, воинская обязанность, обязанность следовать идеалам нацио­нально-освободительной борьбы, содействовать гармонии и духу общего братства среди всех индийцев, развивать научный подход, проявлять гуманизм, стремиться к совершенству во всех областях индивидуальной и коллективной деятельности и др. Как видно из изложенного, многие из этих обязанностей имеют не юридический, а моральный характер.

§ 3. Правовое регулирование общественных объединений

В соответствии с конституционным принципом свободы объединения в Индии создано множество различных организаций. Они характеризу­ются большой пестротой, связанной с особенностями состава населения

страны. В стране насчитываются сотни партий (на выборах в парламент и органы штатов участвуют иногда около 300 партий), хотя общеиндий­ских партий не более десятка. Существующие в стране партии принято делить на три группы: всеиндийские, национальные и местные. К всеиндийским относится Индийский национальный конгресс (сокращенно ИНК(И), называющийся так по имени Индиры Ганди, занимавшей пост премьер-министра), а также Бхаратия Джаната парти, Джаната Дал, Лок Дал, Социалистический конгресс, Коммунистическая партия Индии, Коммунистическая партия (марксистская) и др. К региональным, дейст­вующим в одном или нескольких штатах Индии, относятся Акала Дал, Телугу Десам, Всеиндийская мусульманская лига и др. Местные пар­тии — это Крестьянская и рабочая партия, Республиканская партия и др. Долгое время в Индии действовала многопартийная система с одной доминирующей партией — ИНК, а затем ИНК(И). Она была нарушена е 1977—1979 гг., когда у власти стояла Джаната партия, и поколеблена е 1989 г. Хотя ИНК(И) остается и теперь крупнейшей партией Индии, он е 90-х годах не всегда имел абсолютное большинство мест в нижней палате и формировал то правительство парламентского меньшинства, то коалиционное правительство. Теперь он опять стал правящей партией, хотя не имеет большинства в нижней палате (258 мест из 545 в 1997 г.).

ИНК(И) представляет собой, по существу, движение, а не партию Его программной концепцией является идея «общества социалистического образца», в котором осуществляется сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и значительной роли государственного сектора, при довольно высокой регулирующей роли государства во многих сферах общественной жизни. ИНК(И) вы­ступает против религиозной и общинной розни, ведет борьбу с бедное тью, неграмотностью, кастовыми пережитками. В настоящее время это преимущественно центристская реформистская партия.

Бхаратия Джаната партия (119 мест в нижней палате из 545 в 1997 г.) — правая партия, построенная на религиозной общинной осно­ве, стоящая на позициях индуистской обособленности, национализма, кастовых перегородок. Эта партия ориентируется преимущественно на средних и мелких предпринимателей, торговцев, земледельцев. Она вы ступает за децентрализацию экономики, ограничение роли государственного сектора.

Партия Джаната Дал (40 мест в нижней палате) занимает центрист­ские позиции; большинство ее членов — выходцы из ИНК. Ее позиции близки к ИНК(И), но, будучи оппозиционной партией, она критикует правительство за высокий уровень безработицы, коррупцию, злоупот­ребления чиновников. Джаната Дал выступает за демократизацию обще­ственной жизни, укрепление единства страны, списание долгов с крес-

тьян, за более решительное преодоление кастовых и религиозных пред­рассудков.

Индийский национальный конгресс (С) (социалистический) возник в результате раскола ИНК, но не столько по принципиальным соображени­ям, сколько в результате борьбы за руководство в партии, за министер­ские посты. Его позиции мало отличаются от позиций ИНК(И), но он широко использует социалистическую фразеологию.

В Индии существует около десятка партий, называющих себя комму­нистическими. Определенным влиянием пользуется Коммунистическая партия Индии. Она руководит массовыми организациями, насчитываю­щими приблизительно 6 млн. членов. Партия занимает ортодоксальные марксистско-ленинские позиции, мало изменившиеся после распада со­циалистической системы в мире. Она борется за повышение уровня жизни трудящихся, проведение земельной реформы, отстаивает демо­кратические методы решения национальных, религиозных и кастовых проблем, борется против усиления власти монополистического капита­ла. Коммунистическая партия Индии (марксистская) занимает более гибкие, реалистические позиции, приспосабливая марксизм к условиям Индии. Она представлена в парламенте 35 местами в 1997 г.

В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов избира­тельного права и выборов). Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде поправки в основной закон, гласит, что член парламента утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии, переходит в другую.

Основной социально-экономической организацией предпринимате­лей в Индии является Федерация индийских торгово-промышленных палат. В ее рамках действует Всеиндийская организация работодате­лей, которая ведет переговоры с профсоюзами по вопросам труда, зара­ботной платы, рабочего времени. Крупная организация бизнеса — Объ­единенные торгово-промышленные палаты Индии. В отличие от анало­гичной федерации Объединенные палаты представляют не только мест­ный, но и иностранный капитал. Действует также Федерация ассоциа­ций мелкой промышленности, объединяющая в основном кустарей, но ее численность очень мала (менее 100 тыс. членов).

В профсоюзах Индии состоит незначительное число рабочих и слу­жащих (по разным данным, от двадцатой части до четверти). Отраслевых профсоюзных объединений в Индии практически нет, организации суще­ствуют, как правило, лишь на уровне предприятий. Существуют пять национальных профцентров, наиболее крупными из которых являются два: Индийский национальный конгресс профсоюзов (около 4 млн. чле­нов), сотрудничающий с ИНК(И) и проповедующий мирное сотрудниче-

ство труда и капитала, строительство демократического социализма, не­насилие, и Всеиндийский конгресс профсоюзов (3,5 млн. членов), нахо­дящийся под влиянием Коммунистической партии Индии и выдвигаю­щий требования ограничения монополий, повышения заработной платы, сокращения налогов с несостоятельных слоев населения и повышения ставок налогов для богатых и т.д.

В сфере сельского хозяйства действуют Всеиндийский крестьян­ский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих. Обе организации находятся под влиянием различных компартий.

Большую роль играют в Индии различные религиозные объедине­ния, в которых объединяются сторонники многочисленных религиозных учений.

В стране создана сравнительно широкая сеть средств массовой ин­формации, но их влияние на общественное мнение ограничивается тем, что более половины населения страны неграмотно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.