Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метрологическойдеятельности




ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

 

«Чего нет в документах, того нет на свете».

Латинская пословица

 

Переход России к рыночной экономике, появление иных форм собственности, кроме государственной, расширение международного сотрудничества и перспектива вступления России в ВТО, привели к необходимости пересмотра правовых, организационных и экономических основ метрологической деятельности. До начала действия Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» [29] все правовые нормы в области метрологии определялись Постановлениями Совета Министров СССР: под номером 273 «Об обеспечении единства измерений в стране» от 4 апреля 1983 г. и под номером 936 «Положение о государственном надзоре за стандартами и средствами измерений» от 28 сентября 1983 г. Однако, в соответствии с принципами правового государства, юридические нормы, непосредственно направленные на защиту прав и интересов граждан, охрану установленного правопорядка должны закрепляться актом наиболее высокого ранга – Законом, который и был принят в апреле 1993 года.

Закон Российской федерации «Об обеспечении единства измерений» [29] состоит из следующих разделов:

· Общие положения

· Единицы величин. Средства и методики выполнения измерений

· Метрологические службы

· Государственный метрологический контроль и надзор

· Калибровка и сертификация средств измерений

· Ответственность за нарушение положений настоящего закона.

В преамбуле к Закону оговорено, что «Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений». Закон имеет также целью:

· содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе применения государственных эталонов единиц величин и использования результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах;

· создание благоприятных условий для международных и межфирменных связей;

· регулирование отношений государственных органов управления Российской Федерации юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;

· адаптацию российских средств измерений к мировой практике.

Закон является еще одним шагом к созданию в России новой системы измерений, адаптированной к современным условиям. Опираясь в процессе разработки на ранее действовавшие правовые акты, Закон установил немало нововведений от терминологии, соответствующей международной, до лицензирования, калибровки и сертификации СИ. Существенной отличительной особенностью Закона от подобных законодательных актов зарубежных стран, где в условиях рыночных отношений вмешательство государства в сферу метрологического обеспечения производства не допускается, является его широкая направленность. Закон нацелен не только на защиту прав и интересов граждан и установленного правопорядка, но также и экономики Российской Федерации в целом.

Согласно статье 2 Закона, отношения, связанные с обеспечением единства измерений, регулируются лишь федеральными актами законодательства, за малым исключением, указанным в статье 13. Данное положение вещей вызвано недостаточным развитием федерализма в нашем государстве, ибо реализация задач по обеспечению единства измерений не требует отнесения всех без исключения вопросов законодательного регулирования в этой области к исключительному ведению федеральных органов власти.

Статья 10 Закона устанавливает основные положения о Государственной метрологической службе и определяет ее организационную структуру [30]. к существенным чертам, характеризующим правовое положение ГМС относятся:

· межотраслевой и межведомственный характер деятельности ГМС;

· административно-правовая подчиненность (подчиненность по вертикали) Госстандарту России;

· централизация, организационная обособленность и автономия в рамках Госстандарта России;

· четкая грань между ГМС и службами ГСВЧ, ГССО, ГСССД, которые являются не административно-правовыми а чисто функциональными образованиями;

· существование параллельно с ГМС метрологических служб федеральных органов управления РФ и юридических лиц.

Одной из особенностей принятого Закона является включение статьи о деятельности структурных подразделений метрологических служб предприятий, организаций и учреждений. Деятельность данных структурных подразделений в международной практике находится за пределами законодательной метрологии и относится к исключительной компетенции указанных организаций.

Анализ ранее действовавших правовых актов в области метрологии и нового Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» показывает, что основные различия между ними относятся к Государственному метрологическому контролю и надзору (табл. 12). Особенно это касается сфер распространения ГМК и ГМН, установленных Законом. Все разрабатываемые, поступающие по импорту и находящиеся в эксплуатации СИ делятся на две группы. К первой относятся СИ включая единичные экземпляры, предназначенные для применения и применяемые в сферах распространения ГМК и ГМН, и не предназначенные для применения в данных сферах. Вследствие того надобность в метрологической аттестации отпала, а аналогом регистрации на право поверки является аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки СИ.

В Законе четко разделены функции ГМК и ГМН (рис. 8), введены новые, ранее не применяемые виды контроля и надзора, значительно расширена сфера распространения и произведено деление всего парка СИ на две большие, ранее указанные группы.

Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» укрепляет правовую базу для международного сотрудничества в области метрологии, принципами которого являются:

· поддержка приоритетов международных договорных обязательств;

· содействие процессам присоединения России к ГАТТ/ВТО;

· сохранение авторитета российской метрологической школы в международных организациях;

· создание условий для взаимного признания результатов испытаний, поверок и калибровок в целях устранения технических барьеров в двусторонних и многосторонних внешнеэкономических отношениях. [31]

Законодательные основы российской метрологии определены сегодня самыми высокими актами, в числе которых:

· Конституция РФ, в которой говорится, что в ведение РФ находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии;

· Закон РФ «Об обеспечении единства измерений;

· Постановление Правительства РФ «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» от 12 февраля 1994 г. № 100.

 

Таблица 12

 

Сравнительный анализ государственного метрологического контроля и надзора за средствами измерений

 

Виды Государственного метрологического контроля и надзора  
В соответствии с Постановлением Совета Министров от 04.04.83 №273 «Об обеспечении единства измерений в стране» в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений»
Виды Государственного метрологического контроля:   Государственные приемочные испытания типа СИ, предназначенных для серийного производства или ввозу по импорту большими партиями; Метрологическая аттестация единичных экземпляров   Государственная поверка Ведомственная поверка Регистрация предприятий на право: · изготовления СИ · поверки СИ · ремонта СИ   Виды Государственного метрологического контроля за СИ, попадающими в область его распространения: Утверждение типа СИ;     Поверка СИ, в том числе эталонов; Лицензирование деятельности юридических и физических лиц на право: · изготовления СИ · ремонта Си · продажи СИ · проката СИ.
Государственный метрологический надзор за: · выпуском, состоянием, применением и ремонтом СИ, соблюдением метрологических правил и норм; · деятельностью ведомственных метрологических служб. Государственный метрологический надзор за: · выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм; · количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; · количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
  ГОССТАНДАРТ РОССИИ  
       

 

  ВНИИМС   Государственные и общественные контрольно-надзорные органы

 

Органы государственной метрологической службы

Государственный метрологический Государственный метрологический

надзор контроль

 

Надзор за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величины, соблюдением метрологических правил и норм    
 
 


Утверждение типа СИ

   
Надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций   Поверка средств измерений, в том числе эталонов
   
Надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже   Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ

 

 

Области распространения государственного метрологического контроля и надзора (здравоохранение, торговля, экология, сертификация и др.)

 

 

Рис. 8. Государственный метрологический контроль и надзор

 

 

Однако, для реализации всего комплекса работ по обеспечению единства измерений, необходима не только правовая, но и нормативная база в области метрологии. Для реализации положений Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» разработаны подзаконные акты – нормативные документы по метрологии. Нормативные документы, существовавшие ранее и не противоречащие Закону, так же допускаются к применению. В целом Государственную систему измерений обеспечивает более 2400 НД. К ним относятся:

· Государственные стандарты системы ГСИ. Например: ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений».

· Рекомендации по метрологии (МИ). Например: МИ 2365-96 «ГСИ шкалы измерений. Основные положения. Термины и определения».

· Руководящие документы (РД). Например: РД 50-660-88 «ГСИ. Документы на методики средств измерений».

· Правила по метрологии (ПР). Например: ПР 50.2.006-94 «Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения». Данный вид документов после регистрации в Министерстве юстиции принимает обязательный характер.

· Правила по межгосударственной стандартизации (ПМГ). Например: ПМГ 18-96 «Межгосударственная поверочная схема для средств измерений времени и частоты».

Основными объектами стандартизации (регламентации) в области метрологии являются:

· общие правила и нормы по метрологии;

· государственные поверочные схемы;

· методики поверки средств измерений;

· нормы точности измерений;

· методики выполнения измерений.

Наряду с перечисленными документами, составляющими нормативную базу ГСИ, существуют международные документы по метрологии, устанавливающие рекомендации, позволяющие обеспечивать единство измерений в международном масштабе [31]. Они по содержанию и области применения охватывают четыре составляющие метрологической практики:

· терминологию в области метрологии;

· единицы величин, их наименование, обозначение и определение;

· требования к метрологическим характеристикам средств измерений;

· способы выражения погрешностей результатов измерений величин.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.