Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важнейшие этапы создания программного продукта




Создание программного продукта включает в себя этапы:

· постановку задачи;

· разработку интерфейса пользователя;

· разработку алгоритма работы программного средства;

· написание программы на специальном языке;

· подготовку наборов данных, независимых от пользователя;

· преобразование текста программы и наборов данных в машинные коды;

· отладку программы;

· сопровождение программного средства.

Постановка задачи – это указания форматов наборов исходных данных и способов их обработки, а также форм представления выходных данных.

Алгоритм работы программы – список указаний по преобразованию первичных данных в выходные и указаний, определяющих реакцию программы на возникновение различных ситуаций.

Интерфейс пользователя – набор правил обмена информацией между пользователем и программой. Существуют несколько стандартов на интерфейс пользователя. В настоящее время одним из наиболее популярных является интерфейс среды Windows. Он непрерывно развивается и уже прошел путь, включающий в себя CUA (Common User Interface), GUA (Graphic User Interface), MDI (Multiply Document Interface) и т.д.

Написание программы на специальном языке – описание алгоритма работы на человеко-читаемом языке, имеющем очень ограни­ченный запас слов и лексических конструкций. Как правило, такой язык практически не содержит синонимов и различных вариантов сочетаний слов, требующих выполнить одно и то же действие. Такой язык называется алгоритмическим.

Необходимость преобразования текста программы и наборов данных в машинные коды обусловлена следующими причинами. Человек хорошо работает с картинками и текстами, машина – с на­борами импульсов, причем значение имеет факт наличия или отсутс­твия импульса, а не его параметры. Исполняемый файл содержит за­пись указанных комбинаций импульсов. Теоретически возможно соз­давать эту запись непосредственно с клавиатуры в виде множества единиц и нулей. Но это настолько тягостный процесс, который вдобавок требует детального знания аппаратной части компьютера, что практически невозможно его реализовать без огромного количества ошибок. Указанное выше преобразование выполняют специальные программы – компиляторы и интерпретаторы.

Отладка программы – процесс пробных пусков программы с различными наборами данных, целью которого является выявление и ис­правление ошибок и неточностей в обработке данных, тупиковых и аварийных ситуаций, в которых программа не знает, что она должна делать дальше (тупиковая) или как продолжить обработку данных при возникновении ошибок (аварийная).

Сопровождение программы – поддержание программы в работоспособном состоянии и корректировка ее в соответствии с выявлен­ными в процессе эксплуатации замечаниями.

Следует отметить, что солидные фирмы-разработчики программных средств сначала создают не окончательную версию программного средства, а пробную и передают ее в пробную эксплуатацию (тестирование). В процессе тестирования устраняются пропущенные при отладке ошибки. Таким образом создается окончательная версия программного продукта. При дальнейшем совершенствовании продукт обычно название не меняет, а меняется только номер его версии.

1.3. Инструментальные средства разработки
программных продуктов

Выше мы выделили три момента создания программного продук­та, в которых невозможно обойтись без вычислительной машины и специальных программных средств. К ним относятся:

· ввод программы в вычислительную машину;

· преобразование текста программы в машинные коды;

· отладка программы.

Для решения этих задач служат специальные программные средства – системы программирования. Они обычно включают в себя текстовый редактор (решает проблему ввода программы), компилятор или интерпретатор (решает вторую задачу) и отладчик программы (решает третью задачу).

Текстовый редактор системы программирования может ничем не отличаться от текстовых редакторов общего назначения. Важно, чтобы формат хранения текста программы редактора соответствовал формату хранения текста программы в системе программирования.

Процесс преобразования текста программы в машинные коды можно выполнять двумя способами:

· читать команду за командой, преобразовывать команды в маши­нные коды и тут же исполнять эти команды без записи ре­зультата преобразования на диск;

· читать команду за командой, преобразовывать в машинные коды и записывать результат преобразования в дисковый файл.

Программные средства, реализующие первый подход, называются интерпретаторами, второй – компиляторами. Интерпретаторы удобны в отладке программы, компиляторы – в создании окончательной версии программного продукта. Программа, созданная в среде интер­претатора, не может работать без него и вдобавок работает значи­тельно медленнее программы, созданной в среде компилятора. Име­ются системы программирования, совмещающие оба подхода.

Процесс компиляции программы достаточно сложен и начинается с преобразования текста программы с алгоритмического языка на язык ассемблера – язык самого низкого уровня, требующий хорошего знания аппаратной части компьютера. Затем происходит преобразование программы в машинные коды и создается файл типа *.obj. На этом заканчивается работа компилятора и далее начинает свою работу компоновщик, который включает в код программы библиотеки стандартных модулей (целиком или в той мере, в какой это необходимо). Результатом его работы является файл типа *.ехе или *.com. Часто файлы типа *.obj не пишутся на диск современными системами программирования.

Обычно систему программирования называют по имени алгорит­мического языка, на котором создаются программы. Примеры наибо­лее распространенных систем программирования приведены в табл. 1.1 в порядке возрастания возможностей языка.

Системы программирования включают в себя средства отладки. Наиболее примитивные отладчики позволяют отследить место проявления ошибки и указать причину ее возникновения, более мощные – позволяют отслеживать значения данных в ОЗУ и процессоре, указы­вать точки останова программы при отладке, изменять значения данных и т.д. В некоторых случаях имеются автономные средства отладки – например, Turbo-Debugger.

Последние версии систем программирования содержат инструментальные системы создания наборов данных, независимых от поль­зователя программного продукта. К их числу относятся средства создания справочных систем, средства создания иконок (пиктограмм) и т.д., и т.п.

Выбор алгоритмического языка для программирования определяется задачами, стоящими перед пользователем и его уровнем развития. Если вы предполагаете писать солидные проекты с вторжением в область операционных систем или с применением сложных приемов программирования, то следует выбирать язык С. Если вы желаете писать солидные прикладные программы, то следует остановить свой выбор на системе Delphi. Для солидных работ в области баз данных следует выбрать язык Visual FoxPro, а еще лучше более современные языки, рассмотрение которых не входит в задачу настоящего пособия.

Таблица 1.1

Примеры наиболее популярных систем программирования

Наименование системы Алгоритмический язык Наличие
интерпрет. компилят.
Системы общего назначения
GW BASIC     Turbo-Basic Power Basic   Quick-Basic Q-Basic   Visual Basic   Turbo-Pascal Borland Pascal Pascal for Windows Delphi   Turbo-C Visual C++ Turbo-Ассемблер BASIC (начальная и расширенные версии) Turbo-Basic Turbo-Basic   Quick-Basic Quick-Basic   Visual Basic (потомок языка Quick Basic) Pascal Pascal Pascal Pascal   C   Язык ассемблера Да     Нет Да   Да Да   Да   Нет Нет Нет Нет   Нет Нет Нет Нет     Да Да   Да Да   Да   Да Да Да Да   Да Да Да
Системы управления базами данных
dВase Clipper FoxPro Visual FoxPro dBase Clipper (потомок языка dBase) FoxPro (потомок языка dBase) FoxPro (потомок языка dBase) Да Нет Да Да Нет Да Да Да
         

В соответствии с программой подготовки специалистов в области экономических дисциплин вы не ориентируетесь на разработку крупных программных продуктов. Для вас четко прослеживается перспектива широкого применения офисного пакета MS Office. А этот пакет в качестве универсального встроенного средства программирования содержит систему Visual Basic for Applications. Родственной ей системой является система программирования Visual Basic. Поэтому для вас будет лучше остановиться на этой системе программирования, которая современна и имеет достаточно возможностей для создания хороших программ.

Следует отметить несколько пренебрежительное отношение к системам на основе языка Basic различных программистов. Причина этого "снобизма", на мой взгляд, кроется в отрицательном впечатлении от первых программ на языке Basic, полученном даже не самими программистами, а их знакомыми, которые и не представляют всех его возможностей.

1.4. Подходы к программированию и технология
создания программного продукта




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.