Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции рынка




 

Рынок оказывает огромное воздейст­вие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:

· регулирующая,

· стимулирующую,

· информацион­ная,

· посредническая,

· санирующую,

· социальную.

Регулирующая функция. В рыночном регулировании большое значение имеет соотно­шение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает — это сигнал к сокращению. В современных условиях эконо­мика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А. Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохранять­ся, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизвод­ственные пропорции в экономике.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посред­ством цен он стимулирует внедрение в производство дости­жений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расши­рение ассортимента товаров и услуг.

Следующей функцией рынка является информацион­ная. Рынок представляет собой богатый источник инфор­мации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортимен­те и качестветех товаров и услуг, которые на него постав­ляются. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющи­мися условиями рынка.

Посредническая функци я рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оп­тимального поставщика продукции. В то же время продав­цу предоставляется возможность выбрать наиболее подхо­дящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, не­жизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, по­ощряет развитие эффективных, предприимчивых, пер­спективных фирм.

Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнутав условиях тотального огосударствления.

В литературе выделяют еще и такие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение воспри­имчивости экономики к научно-техническому прогрессу, све­дение производительных сил в единую систему, стимулиро­вание эффективности экономической деятельности, зависи­мость производства от потребительского спроса, создание условий для эффективной кооперации труда.

Подчас рынок не справляется со своими задачами, т.е. не реализует некоторые из своих функций, и рыночный механизм саморегуляции допускает сбои. Экономисты обычно выделяют шесть наиболее общих случаев несостоятельности рынка:

· неравномерность развития рыночной экономики;

· незаинтересованность в производстве «общественных благ»;

· возникновение «внешних эффектов»;

· отсутствие необходимой, объективной информации;

· образование монополий;

· неравномерное распределение доходов.

Рыночная экономика имеет циклический характер развития, что обусловлено объективными причинами, Это делает неизбежным наступление экономического спада, который связан не только с экономическими трудностями, но и ростом социальной напряженности в обществе. Кроме того, чрезмерный экономический подъем также может вызвать многочисленные проблемы, разрешить которые рыночный механизм часто бывает не в состоянии.

В условиях рыночной экономики производители либо вообще не заинтересованы в производстве так называемых «общественных благ», которые являются для потребителей бесплатными, либо не могут их предложить в необходимом для общества объеме. Так, к общественным благам относятся национальная оборона, обеспечение общественного порядка, контроль за состоянием окружающей среды, образование и т.д. Все эти товары объединяет два важных свойства. Во-первых, они потребляются многими людьми без ущерба друг для друга, и при их потреблении они не конкурируют между собой.

Во-вторых, общественные блага обладают свойством неисключаемости из потребления. Например, производство такого блага как национальная оборона, обеспечивает одинаковую безопасность всем гражданам данной страны, и исключить кого-либо из его потребления практически невозможно. Поскольку потребители могут беспрепятственно пользоваться общественным благом, у них нет стимула покупать и оплачивать его производство.

Несостоятельность рынка обнаруживается также при появлении «внешних» (экстернальных) эффектов – воздействии производства товаров и услуг на лиц, которые не участвуют ни в их продаже, ни в покупке. Например, фирма, производящая химическую продукцию и загрязняющая окружающую среду, наносит вред здоровью проживающему вокруг населению. Этот внешний, экстернальный эффект, не отражается в рыночной цене производимой продукции. Поэтому цены не будут выполнять в этом случае роль индикатора действительной ценности, что приведет к неэффективной аллокации ресурсов на рынке, т.е. рыночной несостоятельности. Препятствием к отражению в ценах экстернальных эффектов являются либо неопределенность прав собственности, либо высокие трансакционные издержки – издержки по ведению переговоров и заключению сделки между контрагентами. Так при загрязнении окружающей среды население, страдающее от него, из-за отсутствия прав собственности не могут потребовать с «виновника» компенсации за нанесенный ущерб и их потери не будут отражены в цене произведенной продукции. В результате данного блага будет создано больше, чем требуется с точки зрения всего общества (при учете всех издержек).

Экономические субъекты, действующие на рынке, не всегда располагают объективной, доброкачественной информацией. Если их действия будут основаны на такой информации, то на рынке, где всегда существует ситуация неопределенности, неизбежно возникнут отклонения в ценах. Причина этого состоит в том, что сделки заключаются часто в условиях ассиметричной информации. Такого рода явления принято обозначать как интернальные эффекты. Интерналии – это издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении последней. Примерами интерналий является ущерб, который несет покупатель от потребления товара, оказавшегося некачественным; выигрыш фирмы от повышения квалификации рабочего за счет его самообучения и т.д. Источником возникновения интерналий являются затраты на получение информации, которые могут оказаться выше ожидаемого выигрыша от заключения сделки. Присутствие интерналий не позволяет участникам сделки получить ту ценность, на которую они рассчитывали, осуществляя свои затраты, что приведет к неэффективной аллокации ресурсов.

Рынок работает хорошо только тогда, когда на нем существует конкуренция, и начинает давать сбои, если образуются монополии. Последние имеют возможность ограничивать объем продаж и поднимать цену, не считаясь не с конкурентами, ни с потребителями. Эта проблема особенно актуальна для России, где происходит формирование рыночного механизма и конкурентной среды. В большинстве отраслей промышленности 80% (а иногда и больше) выпускается одним-двумя предприятиями.

Рынок предполагает такое распределение доходов, которое не отвечает принципам социальной справедливости и порождает неравенство доходов населения.

Все перечисленные случаи несостоятельности рыночного механизма делают необходимым государственное вмешательство в экономику. В Германии после второй мировой войны была принята доктрина «социальной рыночной экономики», которая затем последовательно реализовывалась. Она базируется на экономической концепции А. Мюллера-Армака и Л. Эрхарда, согласно которой задачей государства является объединение «принципа свободы рынка с социальным равенством». Для этого оно должно гарантировать конкурентные отношения, а также заботится о достижении социально-политических целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.