Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные виды монополий. Монополистическое ценообразование в краткосрочном периоде




Qa Q

C MC1

Q

АС

Q

АС

Если для каждой фирмы, действующей на данном рынке (отрасли), цена товара Ра совпадает с их минимальными средними издержками АС, то экономическая прибыль будет равна нулю, а фирмы покрывают все свои издержки. Фирмы из других отраслей не будут заинтересованы во вхождении на данный рынок, и обострение конкуренции не произойдет.

Q

А Ра

АС

Qa Q

Qa Q

FC

Убытки

TR

TR,TC прибыль

ТС

 
 



P, MC, AVC

А MC

Р

прибыль AC

Р1 В

убытки AVC

P2


Рис.8.3. Определение величины прибыли (убытков) в краткосрочном периоде

 

В случае снижения цены до уровня Р1 фирма будет сокращать объем производства и новое равновесие установится в точке В (пересечение МС с Р1). Фирма имеет при этом объеме производства минимальные средние издержки и может продолжать производство. В данных условиях фирма не будет получать экономическую прибыль, но она покрывает все свои издержки, а предприниматель получает нормальную прибыль.

Наконец, если цена на рынке снизится до Р2, то даже при уменьшении объема производства она будет выше средних переменных издержек – AVC, фирма будет нести убытки и должна будет прекратить производство. Размер потерь фирмы равен площади нижнего заштрихованного прямоугольника.

В долгосрочном периоде, когда изменяется объем всех ресурсов, фирма помимо изменения цены должна учитывать возможность вхождения на рынок новых фирм. Рассмотрим три ситуации изменения цены и возможные стратегии поведения фирм.

На рис.8.4. представлен 1-й вариант ценообразования в долгосрочном периоде.

 

P МС

Рис.8.4. 1-й вариант ценообразования в долгосрочном периоде

Рис.8.5. характеризует 2-й вариант ценообразования в долгосрочном периоде. При уменьшении цены до уровня Рв – фирмы отрасли начинают нести убытки, и поскольку издержки будут превышать получаемую прибыль, то некоторые из них начнут покидать этот рынок. С уменьшением числа фирм в отрасли количество предлагаемых товаров начнет уменьшаться, и в силу действия закона спроса и предложения, цена начнет расти. Фирмы до тех пор будут покидать отрасль, пока на рынке не установится цена, равная минимальным средним издержкам.

P МС

B Рв

Рис.8.5. 2-й вариант ценообразования в долгосрочном периоде

 

Если цена товара повысится до уровня Рс (рис.8.6), то фирмы начнут получать экономическую прибыль. Это будет сигналом для фирм из других отраслей о возможности более выгодного использования ресурсов.

Вхождение на рынок новых фирм приведет к увеличению предложения товаров и, следовательно, к снижению цены до такого уровня, когда фирмы перестанут получать экономическую прибыль.

 

Р МС

С Рс

Рис.8.6. 3-й вариант ценообразования в долгосрочном периоде

 

Из сказанного можно сформулировать два условия достижения равновесия фирмой в долгосрочном периоде:

1. Предельные издержки должны равняться рыночной цене товара

(8,6) Р = МС

2. Фирма должна стремиться получать нулевую экономическую прибыль, а для этого должна достичь такого объема производства, при котором цена (и, соответственно, предельные издержки) равна минимальным средним издержкам.

(8,7) Р = minAС

Но есть и 3-е условие, которое станет понятным, если вернуться к понятию долгосрочных средних издержек – LRAC.

MC2

MC3

АТС1 АТС2 LRAC

ATC3

A

Рис.8.7. Кривая долгосрочных средних издержек

 

Расширение объема имеет смысл только до тех пор, пока наблюдается положительный эффект масштаба производства. В долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции оптимальным будет объем производства, при котором достигаются минимальные долгосрочные средние издержки (min LRAC).

Когда удовлетворяются все три условия в долгосрочном периоде, то считается, что вся отрасль в целом находится в состоянии равновесия. Это означает, что при данном уровне развития техники и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и максимизирует свои издержки. Если не изменяются ни технология, ни цены на факторы производства, то любая попытка фирм изменить объем производства приведет к убыткам.

Если в технологии производства произойдет прорыв и это позволит новым фирмам войти в отрасль, то при старой цене они будут получать экономическую прибыль. Это, в конечном счете, приведет к снижению цены до уровня минимальных средних издержек новых фирм. В этой ситуации у старых фирм имеются два варианта действий:

1. Если сложившаяся рыночная цена будет выше средних переменных издержек, то она может продолжать производство.

2. Если цена опустится ниже AVC, то фирма должна прекратить производство.

Помимо совершенно - конкурентных существуют рынки с несовершенной конкуренцией, одним из которых является монополия.

Для монополии характерны следующие черты:

· существует единственный продавец (фирма является единственным производителем продукта или поставщиком услуги) и, соответственно, фирма и отрасль – синонимы;

· продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает отсутствие у него альтернативы – он или должен покупать его или обходиться без него;

· существуют значительные барьеры для вступления других фирм в эту отрасль;

· итоговой характеристикой является диктат со стороны монополий над ценами, т.е. фирма осуществляет контроль над ценой.

В зависимости от характера барьеров, затрудняющих вступление в отрасль других фирм, выделяют три основных вида монополий:

· закрытая монополия;

· естественная монополия;

· открытая монополия.

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью государственных юридических ограничений. Государство создает легальные барьеры, выдавая патенты и лицензии.

Патенты предполагают предоставление изобретателю исключительного права контролировать продукт. В США, где срок действия патента –17 лет, его предоставление сыграло видную роль в росте многих гигантов современной индустрии – Дженерал моторс, Ксерокс, Полароид, Дюпон и др.

Лицензия – это государственное разрешение на тот или иной вид деятельности. Например, государство выдает лицензии радио-теле- компаниям. Соответственно, фирмы, которые не имеют лицензий, не допускаются в эту сферу деятельности.

Естественная монополия существует в тех отраслях, где конкуренция затруднена или просто неосуществима. Прежде всего, это предприятия общественного пользования: электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения и связи, транспортные фирмы и т.д. Этим фирмам государство предоставляет исключительное право на производство товаров или услуг, получая взамен право регулировать их деятельность, чтобы не допустить злоупотреблений их монополистическим положением.

С естественными монополиями связаны монополии, базирующиеся на владении важнейшими природными ресурсами. Например, южно-африканская компания Де Бирс, контролирующая 80% мирового предложения алмазов.

Открытая монополия возникает тогда, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. Это фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией. Ее конкуренты могут появиться на этом рынке несколько позже.

Такая классификация видов монополий довольно условная, так как фирмы могут относиться сразу к нескольким видам. Например, электрические и газовые компании могут быть отнесены и к естественным и к закрытым монополиям. Практически все монополии могут стать открытыми, так как легальные барьеры могут быть рано или поздно отменены. Кроме того, все монополии подвержены конкуренции со стороны товаров субститутов.

Эти моменты определяют особенности монополистического ценообразования в краткосрочном периоде. Первой особенностью является то, что кривая спроса у фирмы монополиста совпадает с кривой рыночного спроса на данный товар. Это имеет принципиальное значение, так как в отличие от совершенной конкуренции, где фирма не могла воздействовать на цену товара и ее кривая спроса имела вид горизонтальной линии, то кривая спроса фирмы монополии имеет «классический» падающий характер, т.е. любые изменения объемов выпускаемой продукции будут оказывать влияние на цену товара.

Другой особенностью является то, что кривые спроса и среднего дохода в условиях монополии будут совпадать. Поскольку фирма устанавливает одну цену для всех единиц товара, то величина среднего дохода и будет являться ценой товара.

Наконец, предельный доход у монополии будет всегда меньше цены товара (и, соответственно, среднего дохода), поэтому кривая предельного дохода лежит всегда ниже кривой спроса. Чтобы продать одну дополнительную единицу товара фирма-монополист должна снизить цену на эту единицу товара вследствие действия закона спроса. Но, снизив цену этой единицы, фирма вынуждена продавать по этой цене и все единицы товара, т.е. получая доход от выпуска первой дополнительной единицы товара, монополист теряет часть дохода за счет снижения цены всех единиц товара. На рис.8.8. представлены эти особенности ценообразования. Кривая спроса (D) имеет нисходящий характер, т.е. уменьшение цены ведет к росту спроса и, соответственно, среднего дохода.

Кривая предельного дохода (МR) находится ниже D = AR, поскольку получаемый предельный доход связан со снижением цены на все единицы товара. Кривая совокупного дохода (ТR) имеет вначале восходящий характер, а затем нисходящий. Точка перегиба соответствует той величине спроса, где МR пересекает горизонтальную ось координат, т.е. опускается ниже нулевого значения. Чтобы объяснить особенности кривой ТR, необходимо использовать теорию эластичности спроса.

 

P

I

A

II

D = AR

 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.