Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция К. Менгера об обмене благ




К. Менгер пытался найти ответ на вопрос, почему самые необходимые человеку блага вовсе не являют­ся самыми ценными. Согласно его концепции, цен­ность определяется соотношением потребности в благах и их количеством. Ценность зависит от субъ­ективной оценки людьми благ, удовлетворяющих те или иные их потребности. Наиболее высоко ценятся относительно редкие блага,

Теория К. Менгера может быть проиллюстрирована следующей таблицей, содержащей условный при­мер:

Количество потребляемых благ (степени удовлетво­рения потребности) А (хлеб) В (сыр) С (банан)ы)
1 (один)      
2 (два)      
3 (три)      
4 (четыре)      
5 (пять)      

Таблица показывает постепенное снижение пот­ребности в каждом благе по мере ее насыщения (по мере увеличения запаса этого блага) и сравнитель­ную остроту потребностей человека в различных бла­гах.

В качестве примера в таблицу включены три про­дукта (хлеб, сыр и бананы), обладающие, по субъек­тивным оценкам потребителей, различной сравни­тельной ценностью. Оценка сравнительной ценности выражена в баллах по горизонтали (по строкам таб­лицы). Наибольшей ценностью для потребителя об­ладает хлеб (10 баллов), далее следуют сыр и бананы (соответственно 9 и 8 баллов).

Ценность каждого блага снижается по мере увели­чения их количества (по мере насыщения спроса), что показано цифрами. Так, при наименьшем уровне на­сыщения потребности в хлебе это благо получает оценку в 10 баллов, а при достижении пятой ступени насыщения — 6 баллов. То же относится и к любому другому благу. Таким образом, согласно К. Менгеру, ценность блага определяется не количеством тру­да, затраченного на его производство (как это преду­сматривает теория трудовой стоимости), а субъек­тивными оценками потребителей.

Ценность, по мнению К. Менгера, субъективна «не только по своему существу, но и по своей мере». Вместе с тем Менгер признавал, что затраты труда находятся в непосредственной связи с величиной ценности.

К. Менгер рассматривал субъективные оценки по­требителями ценности тех или иных благ в качестве основы формирования рыночных цен на соответст­вующие товары, основы процесса ценообразования.

3.2.3.. ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ Е. ФОН БЁМ-БАВЕРКА

Евгений (Ойген) фон Бём-Баверк (1851 - 1914) -представитель австрийской школы маржинализма. Будучи министром финансов, выступал за соблюде­ние принципов «здоровых финансов». Й. Шумпетер отмечал, что Бём-Баверк обнаружил «безраздельную преданность своему делу, совершенное бескоры­стие, широкие интеллектуальные интересы, широкий кругозор и подлинную простоту - и при всем этом он был полностью свободен от ханжества или какой-либо склонности к проповедям».

Будучи учеником Менгера, он стремился ни в чем не изменять его теорию. Ему принадлежит обосно­вание теории предельной полезности. Он также разработал «Теорию ожидания», объясняющую про­исхождение, уровень и динамику процента на капи­тал. Центральная идея этой теории заключается в следующем: в связи с продолжительностью времени, в течение которого средства производства превра­щаются в продукт (т.е. переносят свою стоимость на продукт), возникает разница в ценности этих средств и продукта. Эта разница представляет собой основу возникновения процента на капитал. Происхожде­ние процента на капитал связано со стремлением людей приобретать блага сегодня, а не отклады­вать на завтра. По версии Бём-Баверка, рабочие, в отличие от капиталистов, недооценивают свое бу­дущее и стремятся не откладывать получение пло­дов своего труда. Капиталисты же, напротив, гото­вы откладывать получение своего дохода. При этом Бём-Баверк считал, что процент на капитал является общеэкономической категорией, свойственной любой экономике, где имеет место обмен товаров те­кущего и будущего потребления.

Бём-Баверк опирается на три причины, по кото­рым люди выражают готовность приобретать блага именно сегодня, а не завтра. Первой причиной яв­ляется наличие в обществе малообеспеченных лю­дей, которые в целом предпочитают получить благо сегодня, а не завтра. Вторая причина заключается в том, что в некоторой части общества наблюдается недостаток воли, воображения и веры, чтобы предпо­читать будущие блага сегодняшним. И, наконец, тре­тьи причина заключается в том, что людям больше свойственно стремление к «окольному» производству сегодня в надежде получить больше продукта (выго­ды) теперь же, чем к «непосредственному» производ­ству в будущем. Это утверждение подкрепляется тем, что, по мысли Бём-Баверка, отдача производства в дальнейшие периоды будет снижаться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.