Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности




Механизмы бессознательного восприятия связаны преимущественно с функционированием правого полушария головного мозга, отражающего действительность в совокупности существенных для данного момента элементов среды и единичных, случайных признаков, не имеющих в данный момент смыслового значения, а поэтому и не воспринимающихся сознанием человека. Однако при постановке новых задач, требующих поиска и выбора новых необычных путей решения, эти элементы бессознательного могут быть осознаны человеком, т.е. перейти в сферу сознания.

Неосознаваемое психическое сообщает сознанию о результатах своей деятельности с помощью эмоций. Такая форма психического отражения, как эмоция, не относится к категории осознаваемых явлений. Для перевода эмоций на уровень сознания необходимы дополнительные операции, связанные с вербализацией соответствующего эмоционального состояния.

Описание различных типов мышления следует из анализа способов решения различных задач. Выделяют четыре основных способа, которые наиболее часто встречаются при мыслительной деятельности.

Наглядно-действенное мышление основано на переборе действий, связанных с целями решаемой задачи. Данный тип мышления используется в практической деятельности человека. Для такой стратегии мышления характерно отсутствие законченного плана действий, выполнение деятельности в пошаговом режиме, когда текущая цель определяется только критериями успешного окончания предыдущей. При этом образуется разрыв между конечной целью деятельности и её результатом. Кроме того, в памяти человека должна храниться информация о действиях, проведение которых в данной ситуации может привести к достижению цели. Помимо перебора действий может использоваться перебор символов действий. В этом случае формируется так называемая «ага-реакция», или догадка, когда внезапно после некоторой приостановки действий находится решение проблемы. Догадки - приблизительные решения, возникающие при замене процесса перебора действий перебором символов действий.

Наглядно-образное мышление – это также способ практического мышления. Оно базируется на необходимости постоянной опоры на восприятие окружающей среды. Этот способ мышления очень важен при стратегии поведения человека в новой обстановке. Образы незнакомых предметов при этом в большей степени отражают реальный мир, чем информация, хранящаяся в памяти.

Образное мышление – связано с непосредственным манипулированием образами и представлениями. Этот способ представляет собой вариант теоретического мышления. Образы объединяются в структуры посредством процессов воображения, извлечения информации из памяти. В ходе мыслительной деятельности образные структуры могут преобразовываться, сравниваться друг с другом.

Понятийное мышление в своей основе имеет процессы обработки информации об отвлеченных понятиях. А также проведение логических умозаключений. Специфика понятийного мышления заключается в сложности построения длинных последовательностей причинно-следственных связей между понятиями. Формирование этих связей происходит путем выделения определенных атрибутов понятий. В каждой ситуации используются различные атрибуты одного и того же понятия.

 

 


           
   
 
 
 
   

 

 


Рисунок 11. - Основные типы мышления.

 

Все типы мышления взаимно дополняют друг друга и могут использоваться одним и тем же человеком в разных ситуациях. Однако можно говорить о том, что в зависимости от индивидуального склада люди могут отдавать предпочтение определенному типу мыслительной деятельности для решения стоящих перед ним задач.

В структуре мыслительных процессов выделяют набор логических операций и процедур, которые рассматриваются как базисные.

Рисунок 12. - Мыслительные операции.

 

Сравнение представляет собой сопоставление групп параметров понятий в соответствии с заданными критериями. В результате сравнения выделяют степени различия и сходства понятий. На процессе сравнения основывается любая классификация объектов и понятий.

Анализ состоит в расчленении понятия об объекте для определения характеристик объекта и их взаимоотношений. Результатом процесса анализа является представление данных об объекте в более удобном для сравнения виде.

Синтез заключается в объединении частей объектов по их соотношению, т.е. в построении целого, не сводимого к простому перечислению исходных частей. Процесс синтеза определяется законами соотношения.

Абстрагирование подразумевает выделение особых параметров объектов. При этом могут быть получены ошибочные результаты за счет некорректности выделения параметров или за счет неверной оценки важности этих параметров.

Обобщение имеет под собой цель объединения в единый класс, группу объектов на основе других процедур мыслительной деятельности.

Конкретизация основана на фиксации ряда параметров понятия, при анализе их обобщенного описания.

Алгоритмы этих процедур могут перекрываться и использоваться одновременно и в различных последовательностях в зависимости от цели деятельности и особенности субъекта.

Разрабатывая вопрос о природе индивидуальных различий мыслительной деятельности, И.П. Павлов предложил классификацию специально человеческих типов высшей нервной деятельности. Им было выделено три типа: художественный, мыслительный и средний, в основе которых лежит определенное соотношение у человека первой и второй сигнальных систем. Для художественного типа характерно преобладание первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мышления чаще пользуются чувственными образами. У мыслительного типа усилена работа второй сигнальной системы, что приводит к резкой выраженности способности к отвлечению от действительности, основанной на стремлении к анализу и соединению анализируемых частей в целое. Для среднего типа свойственна уравновешенность функций двух сигнальных систем. Большинство людей относится к среднему типу.

       
   

 


Рисунок 13. - Индивидуальные различия типов ВНД.

 

На основе многолетних комплексных исследований типов высшей нервной деятельности, темперамента, общих и специальных способностей выделяют два основных комплекса признаков, характеризующих художественный и мыслительный тип высшей нервной деятельности. Для людей с художественным типом мышления характерно преобладание невербального интеллекта. У них лучше развиты коммуникативные способности: музыкальные, педагогические, коммуникативно-речевые. Художественный тип мышления чаще встречается у людей с сильной нервной системой и экстравертов. Для них характерен оптимистический эмоциональный настрой.

Мыслительный тип отличает преобладание вербального представления фактов, развитые познавательные способности, такие как математические, когнитивные, лингвистические. Людей этого типа характеризует слабая нервная система и высокий уровень интроверсии, тревожность и пессимизм.

Художественный и мыслительный типы различаются и выраженностью степени доминирования левого и правого полушарий головного мозга. В целом справедливо утверждение, что художественный тип характерен для людей с преобладанием активности правого полушария, что определяет образность их мышления. Мыслительный тип свойственен людям с доминированием левого полушария, наиболее часто связанного с речевой функцией. Однако для творческих людей и людей искусства характерна интеграция способов обработки информации, предоставляемой различными полушариями, что приводит к интенсивному использованию двух полушарий в процессе мышления.

       
   
Правое полушарие
Левое полушарие

 


 

Рисунок 14. - Роль межполушарной асимметрии в организации мыслительных процессов.

 

Полагают, что левое полушарие обеспечивает процессы понятийного мышления. Оно преимущественно оперирует с вербальными стимулами и участвует в основном в аналитических процессах, что является базой логического мышления. Обработка входных сигналов осуществляется левым полушарием последовательно, что позволяет строить причинно-следственные связи. Правое полушарие реализует процессы образного мышления. Оно в основном имеет дело с невербальными стимулами, участвует в синтетической деятельности и отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за их преобразования.

Механизмы и функции сознания. Существует множество теорий о механизмах сознания в которых предпринимается попытка сформулировать необходимые и достаточные условия для возникновения сознания. Их можно разделить на структурные, когда акцент делается на рассмотрение роли отдельных структур или нейронных сетей мозга, и на функциональные, которые определяют сознание через специальные когнитивные операции – мышление, воображение, запоминание и желание. На деле эти два подхода не исключают друг друга, так как специальные операции, связанные с сознанием, реализуются с участием особых нейронных сетей, находящихся в конкретных структурах мозга.

Изучая процессы концентрации и индукции возбуждения, их распределение по коре больших полушарий головного мозга, И.П. Павлов создал теорию сознания, которая получила название теории светлого пятна. Он связывал сознание с фокусом возбуждения, светлым пятном, областью повышенной возбудимости, которая может перемещаться по коре больших полушарий головного мозга. При этом сознание не обязательно связано с символьными операциями – второй сигнальной системой и речевой деятельностью. По И.П. Павлову, сознание есть у человека и у животных.

Среди многочисленных определений сознания можно выделить два принципиально разных подхода. С позиции первого из них сознание рассматривается как совокупность некоторых когнитивных, связанных с субъективными переживаниями своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий и продуктов творчества. Другое определение сознания исходит из функционального состояния мозга. В этом случае сознание рассматривается как определенное состояние мозга или уровень реактивности мозга. Обобщение этих двух подходов находит отражение в определении сознания как специфического состояния мозга, позволяющего осуществлять высшие психические функции.

Существует ряд теорий о механизмах возникновения сознания.

 

 


Рисунок 15. - Теории механизмов возникновения сознания.

 

В основе голографической теории сознания К. Прибрама (1975) лежит положение о том, что информация о входных сигналах распределена по сети нервных клеток так же, как по узору физической голограммы. Распространение свойств голограммы на функции мозга означает, что информация в мозге о каждой точке объекта распределена по голографическому экрану мозга.

Теория повторного входа Дж. Эдельмана (1981) предполагает, что элементарные процессы сознания являются прерывистыми. Система сознания построена так, что сигнал, возникший внутри некоторой системы, входит в неё повторно после дополнительной обработки в других группах клеток. Параллельно в эту же группу клеток поступает сигнал из долговременной памяти. Таким образом, осознание возникает в результате взаимодействия нервных клеток (нейронов) высокого порядка с ассоциативными структурами, заложенными в долговременной памяти на основе прошлого опыта.

Прожекторная теория сознания предложена Ф. Криком (1990). В его теории идея И.П. Павлова о сознании как светлом пятне получила дальнейшее развитие. Он предположил наличие специального аппарата, создающего «луч прожектора», связав его с особой формой внимания и электрической активностью мозга. Кроме того, он указал на зависимость сознания от механизма кратковременной памяти. Согласно теории Крика, нейронные процессы, попадающие под луч прожектора внимания, определяют содержание нашего сознания, в то время как нейронные процессы вне света прожектора образуют подсознание. В ситуации произвольного внимания луч прожектора направляется командами из рабочей памяти. Таким образом, сознание практически зависит от некоторых форм памяти и внимания.

Процессы, которые обеспечивают осознание результатов действия когнитивных механизмов, образуют высший уровень сознания. Высокий уровень его активности обеспечивается включением механизма, регулирующего генерализованные и локальные влияния активирующих систем мозга. Высший уровень сознания находится под иерархическим контролем. Командные сигналы из коры больших полушарий извлекают необходимую информацию и переводят её в рабочую память для контроля за исполнением поведения.

Высший уровень сознания не может существовать без участия модулирующей системы мозга. Прерывание связей с системой активации вызывает нарушение сознания. Зависимость сознания от модулирующей системы мозга дает основание связывать сознание с определенным состоянием мозга, а не содержанием информационных процессов. С этой точки зрения сознание – это специфическое состояние мозга, при котором только и возможна реализация высших психических функций.

Выделяютдве функции сознания: чувство «Я» и функцию коммуникации. Предполагают, что процессы самооценки, самосознания (чувство «Я») и мотивационной сферы связаны с деятельностью правого полушария. Его поражение ведет к нарушению личности, тогда как при повреждении левого полушария личность остается сохранной, но страдает речь, т.е. коммуникативная функция сознания. Однако начальные этапы формирования речевого высказывания связаны с функционированием правого полушария, а завершается этот процесс при активном участии левого полушария. Лингвистические способности правого полушария и сходство функций обоих полушарий на ранних этапах развития свидетельствуют о том, что оба полушария первоначально обладают достаточно сходными симметричными свойствами, а в процессе развития постепенно специализируются, что и приводит к формированию доминантного и субдоминантного полушарий.

       
   

 


Рисунок 16. - Функции сознания.

 

Таким образом, в сознании представлены только конечные результаты процессов обработки информации, которые человек осознает в виде последовательных образов и переживаний. Операции, лежащие в основе создания отдельных образов и переживаний, в сознании не представлены. Однако чтобы понять, что такое сознание, необходимо выйти за пределы сознания и определить механизмы тех процессов, которые формируют субъективный образ и реализуются на уровне подсознания.

Роль бессознательного в организации поведения. Неосознаваемые процессы обработки информации, о влиянии которых субъект не отдает себе отчета, и принято относить к категории бессознательного. Таким образом, бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, действий и состояний, не представленных в данный момент в сознании. Бессознательное способно оказывать заметное влияние на поведение человека, его психику и содержание его сознания, проявляясь в формах аффекта, реакции защиты, сновидениях, гипнозе, непроизвольном запоминании и т.д.

 

 


           
 
- Врожденные факторы поведения
 
- Автоматизированные навыки - Неосознаваемые мотивы и установки - Нормы поведения - Вытесненные мотивационные конфликты - Интуиция
 
- Творческая интуиция
 


Рисунок 17. - Бессознательное и его роль в организации поведения.

П.В. Симонов предлагает выделяет три группы проявления бессознательного. Первая группа – досознательное. Оно охватывает все биологические потребности, выражающиеся в безусловных рефлексах и врожденных формах поведения (инстинктах), а также генетически заданных свойствах темперамента. Вторая группа бессознательного – подсознание. К ней относится все то, что ранее уже было осознано и вновь может стать осознаваемым в определенных условиях. Это различные автоматизированные навыки, стереотипы автоматизированного поведения. К ним же относятся неосознаваемые побудители деятельности (мотивы, смысловые установки), глубоко усвоенные человеком нормы поведения, вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты. Третью группу бессознательных явлений составляет сверхсознание, или интуиция, связанная с процессами творчества, которые не контролируются сознанием. Сверхсознание – источник новой информации, гипотез, открытий. Под сверхсознанием понимается высший этап творческого процесса. Его нейрофизиологическая основа – трансформация следов памяти и порождение из них новых комбинаций, создание новых временных связей, порождение аналогий. За сознанием остается функция отбора гипотез на основе их логического анализа. Сверхсознание всегда направлено на удовлетворение потребностей, устойчиво доминирующих в иерархии мотивов субъекта. В отличие от подсознания деятельность сверхсознания не осознается ни при каких условиях. Сознание оценивает только результаты деятельности сверхсознания.

Контрольный раздел

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности изменений памяти и внимания в процессе исполнения профессиональной деятельности.

2. Почему сознание является основой общения между людьми.

 

Тесты для самоконтроля

 

1. Какой вид памяти заключается в удержании информации в виде сенсорных следов, оставленных только что действующим стимулом?


1) сенсорная;

2) кратковременная;

3) промежуточная;

4) долговременная.


 

2. Физиологическая роль какого вида памяти состоит в закреплении энграммы за счет избирательного повышения эффективности взаимодействия между нервными клетками, задействованными данной информацией?


1) сенсорной;

2) кратковременной;

3) лабильной;

4) долговременной.


 

3. В системе какого вида памяти осуществляется избирательное удержание информации на время, необходимое для выполнения текущей деятельности?


1) сенсорной;

2) кратковременной;

3) лабильной;

4) долговременной.


 

4. Какой вид памяти характеризуется неограниченностью времени и объёма сохраняемой информации?


1) сенсорная;

2) кратковременная;

3) промежуточная;

4) долговременная.


 

5. Энграмма – это:

1) структурно-функциональный комплекс запечатления информации;*

2) неоднократное повторение воспринимаемой информации;

3) установка на длительное запоминание;

4) механизм запоминания.

 

6. Отбор соответствующих потребностям личности воздействий внешней среды и игнорирование несущественных или конкурентных воздействий является основной функцией:


1) памяти;

2) внимания;

3) мышления;

4) сознания.


 

7. ……………..– это процесс отражения существенных свойств и явлений объективного мира, их связей и отношений, направленный на активное познание человеком окружающей среды и решение возникающих перед ним задач.

 

8. Какой вид внимания вызывается особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент?


1) ментальное;

2) произвольное;

3) непроизвольное;

4) постпроизвольное.


 

9. Какой вид внимания появляется в процессе освоения деятельности и не требует усилий воли, так как поддерживается интересом к выполняемой деятельности?


1) сенсорное;

2) произвольное;

3) непроизвольное;

4) постпроизвольное.


 

10. Как называется процесс отражения существенных свойств и явлений объективного мира, их связей и отношений, направленный на активное познание человеком окружающей среды и решение возникающих перед ним задач?


1) внимание

2) восприятие;

3) сознание;

4) мышление.


 

11. О каком типе мышления идёт речь: «основано на переборе действий, связанных с целями решаемой задачи; используется в практической деятельности человека; для него характерно отсутствие законченного плана действий, выполнение деятельности в пошаговом режиме, когда текущая цель определяется только критериями успешного окончания предыдущей»?


1) наглядно-образное;

2) наглядно-действенное;

3) понятийное;

4) проблемное.


 

12. О каком типе мышления идёт речь: «в своей основе имеет процессы обработки информации об отвлеченных понятиях, а также проведение логических умозаключений; заключается в построения длинных последовательностей причинно-следственных связей»?

1) наглядно-образное;

2) наглядно-действенное;

3) понятийное;

4) проблемное.

 

13. ………………………. - это активное отражение в мозгу человека картин объективного мира и самого себя в этом мире, обеспечивая возможность воздействия на мир, его преобразования и целенаправленного поведения в нем.

 

 

14. ……………… – это фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию.


1.Методы изучения профессии.

2.Уровни анализа трудовой деятельности.

3.Профессиографирование и профессиограммы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.