Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала




Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК. Важно изучить и понять особенности требований конкретной профессии к психическим качествам работника. Но личность, индивидуальность человека характеризуется множеством признаков, качеств. Как выделить из всего возможного многообразия те качества и признаки, которые важны для успешного выполнения работником профессиональных задач в данном виде труда? Этого рода качества принято называть профессионально важными качествами (ПВК). Описание упорядоченной совокупности ПВК называется психограммой профессионала. Термин «психограмма» был предложен немецким психологом В. Штерном.

Результатом психографирования, по Штерну, и должна была стать психограмма личности. Психограмма могла быть полной или частичной. В первом случае – психологическое изучение составлялось по обширной программе – полной психографической схеме. При составлении частичной психограммы программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон. Штерн выделял, кроме того, срезовые и продольные психограммы. Срезовая психограмма составлялась при разовом обследовании личности, продольная – при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени. Только продольные психограммы могли дать сведения о тенденциях развития личности, т.е. позволить понять личность, устойчивые и случайные её проявления.

В начале XX века психограмма рассматривалась как набор профессионально важных качеств личности профессионала. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда – успешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендента на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества).

При исследовании профессиональной работоспособности, утомления, в целях диагностики степени снижения психических функций под влиянием проделанной работы следовало выявить ПВК как наиболее изменчивые, временно нарушаемые в данной профессии под влиянием утомления психических функций. Именно эти функции и свойства следовало измерять для суждения о степени профессионального утомления.

Отечественный психотехник С.Г. Геллерштейн (1926) в качестве образцов приводил психограммы, составленные в 20-е гг. для профотбора. Психограмма успешного летчика (составлена итальянским психологом Джемелли) включала следующий перечень ПВК: способность быстрой ориентировки в окружающих явлениях, сосредоточенное внимание при широком его объеме, быстрота и точность запоминания, слабая раздражительность (устойчивость эмоциональной сферы), сопротивляемость влиянию перемены высоты. С.Г. Геллерштейн отмечал неполноту и неточность характеристик профессионала и необходимость совершенствования методов психологического анализа профессий.

Профессиограмма обычно составляется в виде текстового описания. Психограмма профессионала может быть представлена в форме текста либо таблицы или в форме «аналитического графика» (Толчинский А.А., 1932). Е.М. Иванова (1992) предложила упорядочить процесс психологической интерпретации трудовых действий работника. В приложении 2 приводится образец такого рода анализа цикла действий оператора пейджинговой связи, в ходе которого вычленяются предполагаемые ПВК, требуемые для успешного выполнения каждого действия.

Классификации профессий

Мир профессий изменчив и многообразен. Для ориентации в мире профессий нужны классификации. Их может быть много, так как для их построения существуют самые разные основания.

В 1957 году принята Международная стандартная классификация профессий (МСКП), созданная объединенными усилиями представителей ЮНЕСКО, ООН и Всемирной организации здравоохранения. МСКП включает более 7 тыс. наименований профессий. Задача данной классификации состоит в обобщении статистических данных разных стран, построении международных программ, связанных с рабочей силой (с вопросами миграции населения, профтехобразования, анализа заработной платы, размещения рабочей силы и пр.). В этой классификации профессии группируются независимо от отраслей промышленности, главным критерием группировки здесь служат характер работы, используемые орудия и средства производства, используемой сырье, требуемое образование.

Классификация профессий по отраслям народного хозяйства также является многоцелевой, основу её составляют экономические и технологические критерии. Зная о принадлежности конкретной профессии к некоторой отрасли можно представить характер продукта труда, тип используемых технологий, степень опасности профессии по риску профессиональных заболеваний и травматизму.

Классификация профессий в целях гигиены и охраны труда необходима врачам для разработки мер профилактики и диагностики случаев профессиональной патологии. В 1913 году на средства Московского земства врач-гигиенист С.М. Богословский опубликовал книгу «Система профессиональной классификации», включавшую семь разновидностей гигиенических группировок профессий.

В 70-е гг. XX в. в нашей стране была разработана классификация видов работ по степени тяжести, понимаемой как интегральный показатель степени неблагоприятного влияния на здоровье и функционального состояния всего многообразия факторов труда, условий труда и трудовой нагрузки (Славина Э.С., Макушин В.Г., 1974).

Группировки профессий в целях подбора и рациональной расстановки кадров на отдельном предприятии или в отрасли составляются на основе аттестации трудовых постов (должностей).

В рамках истории труда, техники может быть разработана историческая классификация как группировка профессий в связи с историческими эпохами, уровнем развития технического прогресса, прогнозом будущих изменений в мире труда.

Классификация профессий может быть построена на основе психофизиологического подхода, критерием такой классификации оказывается требуемая степень развития психических и психофизиологических функций. Примером может быть классификация видов труда по степени необходимости творческих интеллектуальных функций в работе. Также могут быть построены группировки профессий по требованиям к мнемическим функциям, к психомоторной одаренности, типам интеллекта, особенностям профессионального общения и т.д. Такого рода классификации предлагались в начале XX века. С. Пиорковский выделял группы профессий: низшие (неквалифицированный труд); средние (специализированные индустриальные профессии с требованиями к сенсомоторной сфере или к интеллекту, но в ограниченных пределах); высшие (требующие самостоятельных решений, развития организационных функций и общего интеллекта). Близкий вариант классификации предлагал и О. Липман, отличие его варианта заключалось в делении профессий высшей группы: на гностические (ученый); технические (инженер); и символизирующие (художник, музыкант).

Известный отечественный экономист С.Г. Струмилин считал полезным создать классификацию профессий по разновидностям неприятных сторон труда. Он предполагал учитывать неприятности физического порядка (утомительность труда, физическая боль, сырость, дискомфортные температурные ощущения); неприятности эстетического порядка (дисгармония ритма; световые и звуковые диссонансы, неприятные запахи и пр.); неприятности социального порядка (бесцельность, неинтересность работы; суета, плохая организация совместной деятельности; отсутствие взаимной поддержки в общей работе; оторванность от людей). Эти проявления негативных сторон профессий предполагалось иметь в виду, определяя заработную плату работников, которая должна им компенсировать моральные издержки, вызванные негативными эмоциями.

В 60-е гг. XX в. Ленинградскими учеными под руководством Е.А. Климова была создана информационно-поисковая система «Профессиография». Эта система предполагала всестороннее изучение профессий (с точки зрения социально-экономической, производственно-технической, санитарно-гигиенической и психофизиологической). Классификационные признаки профессий объединялись в пять групп:

1) общие сведения о профессии (название профессии, специальности, вида работы; принадлежность к отрасли народного хозяйства, распространенность, численность работников, средний заработок);

2) подготовка кадров (тип учебного заведения; длительность обучения; условия приема на учебу, уровень итоговой квалификации; перспективы профессионального роста);

3) типовые производственные показатели работы (виды труда; предмет и цели работы; тип используемых орудий; важнейшие обязанности работника; виды трудностей, ошибок, возможность аварий по вине работника; преобладающий тип деятельности по её содержанию; формы организации труда и характер социальных связей в труде);

4) санитарно-гигиенические условия труда (профессиональные вредности, медицинские противопоказания);

5) психофизиологические характеристики труда (120 признаков):

- сенсорные процессы и перцептивные действия;

- психические процессы по хранению, переработке информации, принятию решения – наблюдение, память, мышление, речевые функции;

- моторные компоненты деятельности;

- эмоциональный фон трудовой деятельности – особенности регуляции трудового поведения, характер нервно-психической напряженности;

- индивидуально-личностные качества – помехоустойчивость, выносливость, быстродействие, уравновешенность, активность, волевые качества, трудолюбие, коммуникативность, гуманность.

Каждый признак оценивался по степени выраженности; при этом использовались градации: высокая и постоянная, высокая и периодическая, умеренная. В итоге каждая профессия могла быть представлена в виде графического профиля степени выраженности структурных компонентов профессиональной деятельности, оцененных по девяти шкалам.

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной классификации её видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.

1. По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.

2. По характеристикам целей труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:

- оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий – (стандартный – преподавание, лечебная работа и др., нестандартный – научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство).

- динамический и статический;

- однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.).

3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление – водолазные работы, низкие температуры – полярники, информационные перегрузки – диспетчерская работа и т.д.), в экстремальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т.д.).

4. По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:

- регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

- индивидуальный и коллективный (совместный).

Е.А. Климовым предложена «четырехярусная классификация профессий», которая построена на основе многофакторного принципа.

Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:

1) человек – живая природа (Ч-П) – агроном, микробиолог и т.п.;

2) человек – техника (Ч-Т) – слесарь, механик, оператор ЭВМ;

3) человек - человек (Ч-Ч) – врач, учитель, продавец и т.п.;

4) человек – знаковая система (Ч-З) – математик, редактор и т.п.;

5) человек – художественный образ (Ч-Х) – дирижер, художник, артист и т.п.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:

1) гностические (от греч. – «гносис» – знание) профессии (Г) – дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х);

2) преобразующие профессии (П) - мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-Т), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х);

3) изыскательские профессии (И) – летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х);

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда (Р) – контролер слесарных работ (Г-Ч-Т), лаборант химического анализа (Г-Ч-П), ветеринар (П-Ч-П), слесарь (П-Ч-Т);

2) профессии машинно-ручного труда (М) – токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т.п.;

3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) – оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т.п.;

4) профессии, связанные с применением функциональных средств труда (Ф) – актер, акробат и т.п.;

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):

1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) – лаборант, бухгалтер и т.д.;

2) работа на открытом воздухе (О) – агроном, монтажник, инспектор ГИБДД и т.п.;

3) работа в необычных условиях (Н) – водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т.п.;

4) работа в условиях повышенной ответственности (Т) – воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь и т.п.

Выделенные четыре яруса (группы) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

 

 

Контрольный раздел

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему профессиональную деятельность необходимо рассматривать как сложное, многомерное и многоуровневое динамическое явление.

2. Что дает совершенствование методов психофизиологического анализа для оптимизации трудовой деятельности человека?

3. Какие задачи решает профессиография?

 

Тесты для самоконтроля

 

1. Профессиография – это:

1) научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для выбора профессии;

2) технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим, психофизиологическим свойствам и возможностям, здоровью человека;

3) совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для эффективной профессиональной деятельности;

4) процесс изучения условий труда.

 

2. Принцип конкретности в профессиографии означает:

1) описание не только штатных, но и необычных условий трудовой деятельности;

2) многогранное исследование профессии в психограмме;

3) описание в профессиограмме различных аспектов профессии: общих социальных, профессиологических, экономических, психологических, социально-психологических, психофизиологических, гигиенических, медицинских, образовательных

4) перечисление задач, выполняемых работником с указанием степени значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени и последовательность.

 

3. Содержание, структура, форма и объем профессиограммы зависят от:

1) цели разработки профессиограммы;

2) особенностей квалификационных требований конкретной профессии;

3) перспективности профессии;

4) массовости профессии.

 

4. Принцип надежности в профессиографии реализуется через:

1) описание требований профессии с учетом не только штатных, но и необычных, экстремальных условий;

2) ранжирование профессий по степени профессионального риска;

3) оценку профессиональных рисков;

4) комплекс мер по профилактике производственного травматизма и профзаболеваемости.

 

5. Что НЕ может являться целью разработки профессиограммы:


1) деловая оценка персонала;

2) профориентация и профконсультация;

3) привлечение персонала;

4) профессиональное обучение.


 

6. Общая социальная и профессиологическая характеристика профессий в профессиограмме разрабатывается на основе:

1) психофизиологических исследований;

2) описания профессий в специальной, нормативно-справочной, научной литературе, изучения инструкций, технологических документов, опроса экспертов;

3) психологического тестирования и опроса экспертов;

4) степени популярности профессии.

 

7. Описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности содержится в:

1) психограмме;

2) общей социальной характеристике профессии;

3) заключительной части профессиограммы;

4) профессиологической характеристике.

 

8. Какой тип профессии НЕ относится к «четырёхярусной классификации профессий» по Е.А.Климову?


1) человек-человек;

2) человек-природа;

3) человек-знак;

4) человек-коллектив.


 

9. Какой класс профессий НЕ входит во II ярус «Карты мира» профессий по Е.А. Климову?


1) гностические;

2) функциональные;

3) преобразующие;

4) изыскательские.


 

10. К неэкпериментальным методам изучения профессиональной деятельности относят (два варианта ответа):


1) метод наблюдения;

2) метод тестов;

3) лабораторный метод;

4) метод опроса.


 

11. К экпериментальным методам изучения профессиональной деятельности относят (два варианта ответа):


1) метод наблюдения;

2) метод тестов;

3) лабораторный метод;

4) статистический анализ.


 

 

12. В методы, повышающие объективность и точность наблюдения НЕ входят:


1) фотография рабочего дня;

2) хронометраж;

3) анализ продуктов трудовой деятельности;

4) анкетирование.


 

13. В каких формах выступает процесс самонаблюдения? (два варианта ответа)


1) в виде результатов теста;

2) в виде самоотчёта;

3) в виде трудового метода;

4) в виде лабораторного эксперимента.


 

14. Каким требованиям должна отвечать беседа как научный метод?

1) доверительности, открытости и искренности;

2) проблемности, адекватности и объективности;

3) планомерности, естественности и взаимопроверяемости ответов;

4) индивидуального подхода и субъективности.

 

15. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний – это:


1) рефлексия;

2) ориентировочный рефлекс;

3) рефлексология;

4) доминанта.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.