Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межрайонная 2 страница




Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы. Поэтому к существование массы также неустойчиво.     4. Законы поведения и общения в больших социальных группах. Способы воздействия на большие социальные группы, управления ими   Во всех трех видах больших стихийных групп действуют общие законы. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источников: из средств массовой информации, в виде слухов и сплетен. Часто при формировании слухов искаженно интерпретируются сведения, переданные с помощью средств массовой информации. Этот источник служит средством не только дополнения, но и проверки информации, полученной через официальные источники. Сложившийся таким образом сплав суждений и утверждений начинает функционировать в массе или толпе. Играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость в собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действия. Возникает особый вид доверия к информации, полученной «здесь и сейчас» без всякой проверки ее достоверности. Идет стихийная передача информации. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия. Выделяют следующие способы воздействия на большие группы: Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид не испытывает при этом организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Идет «цепная реакция» заражения.   Паника – возникающее в массе людей определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка информации. (Сам термин – от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывающего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине) . Непосредственным поводом к панике может служить появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие механизм многократного отражения. Действует механизм заражения. Широко известна паника. Возникшая в 1938 году в СЩА после радиопередаче по книге Г. Уэллса «Война миров», когда масса радиослушателей самых различных возрастов и социальных слоев (около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовала появление марсиан. Это явление было специально проанализировано американскими психологами. (Стимулом к эмоциональному заражению могут служить аплодисменты, увеличивающие популярность актера; известна тактика фашистских лидеров, чьи выступления доводили толпы людей до состояния экстаза – выступление должно было происходить при большом скоплении народа). Паника относится к тем явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Для ее прекращения важно знать циклы паники. Важно также наличие человека, способного внести элемент рациональности в ситуацию паники, определенным образом захватить лидерство в этой ситуации. Также есть возможность прекратить панику, если в данной ситуации находится человек, который может послужить образцом поведения, способствующего восстановлению нормального эмоционального состояния толпы. Мера и степень заражения зависит от уровня развития самосознания каждого человека, попавшего в ситуацию паники. Внушение - особый вид воздействия, целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии, в отличии от сообщения и убеждения. Предполагается, что при внушении человек не способен на критическое восприятие информации. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая отсутствие критического восприятия, становится различной. Степень суггестии зависит от возраста (в целом дети более поддаются внушению, чем взрослые), в большей степени внушаемы люди утомленные, ослабленные физически, чем полные сил и энергии. При социальной суггестии огромное значение имеет авторитет суггестора, создающий дополнительный фактор воздействия - доверие к источнику информации. Степень контрсуггестии – сопротивления внушению – определяется личностью каждого человека. Разработаны механизмы контрсуггестии: недоверие к внушающему, получение дополнительной информации о суггесторе. В прикладном плане велика роль суггестии в рекламе и пропаганде. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Концепция Г. Тарда – «теория подражания»: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания формируются групповые нормы и ценности. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе происходят открытия и изобретения, которым подражают массы (Тард Г., 1892). Социальные конфликты, в соответствии с этой теорией, объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Конфликты – это колебания при выборе нового образца поведения. Виды подражания (по Г. Тарду): - логическое и нелогическое; - внутреннее и внешнее; - подражание-мода и подражание-обычай. Законы подражания: - осуществляется от внутреннего к внешнему (духу религии подражают раньше, чем обрядам); - низшие на социальной лестнице подражают высшим. Несмотря на абсолютизацию феномена подражания, Тард разработал интересную теорию. Механизм подражания особенно важен для детей, осваивающих мир.   5. Проблемы соотношения психологических характеристик большой группы и сознания отдельной личности. Большая социальная группа и личность   Тема выносится на самостоятельное рассмотрение студентов. При этом можно пользоваться учебными пособиями, перечисленными в методичке, а также литературой, подобранной студентами самостоятельно.   6. Психология массовых социальных процессов и движений. Общественное мнение, социальные стереотипы и установки   Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают различным уровнем: - это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, разоружение, за охрану окружающей среды), - локальные движения, которые ограничены какой-либо территорией или социальной группой (за равноправие женщин, «солдатские матери», за права сексуальных меньшинств) - и движения с сугубо прагматической целью в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета). Основные черты СД: - базируется на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает общественное движение; - цель всякого СД – изменение ситуации или в обществе в целом, или в регионе, или в какой-либо группе; - в ходе организации движения создается его программа с той или иной степенью четкости и конкретности; - движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы при движении к цели (в том числе – определяет свое отношение к насилию); - реализуется в тех или иных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, митинги, съезды и т.п. Исходным пунктом всякого СД является проблемная ситуация. Она одновременно преломляется в индивидуальном сознании и в сознании определенной группы: именно в группе создается некое единство мнений, которое и будет «выплеснуто» в движении. Важно иметь в виду, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда – легкость в изменении содержания лозунгов и целей движения. Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены мотивами его участников: - устойчивый интерес к тому или иному социальному явлению, проблеме; близость интересов группы личным интересам человека; - появление сиюминутной проблемы, важной для многих членов общества; - стремление сделать карьеру, обратить на себя внимание; - стремление решить свои личные проблемы, связанные с проблемой, решаемой движением; - стремлением к идентификации с группой, ощущению своей силы, мобилизации ресурсов.   РАЗДЕЛ 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА План изучения раздела: 1.Понятие «конфликт». Сущностные свойства конфликта. 2.Классификация конфликтов. 3. Основные причины конфликтов. 4. Структура конфликта 5. Динамика конфликта. 6. Коррекция и управление конфликтом. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. 7. Типы конфликтных личностей и особенности общения с ними. Литература: 1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань, 1992. 2. Бородин Ф.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 1991. 3. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – С-Пб: Лениздат, 1992. 4. Журавлев В.И. Введение в педагогическую конфликтологию. – Самара: Роспедагенство, 1995. 5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 2001. 6. Конфликтология. / Под ред. А.С.Кармина. – С-Пб.: Лань, 2001. 7. Корнелиус Е., Фэйер Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. – М.: АО Стрингер, 1992. 8. Скотт Г.Дж. Способы разрешения конфликтов. – Киев: Наукова думка, 1992. 9. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. –Минск: ТПЦ «ПОЛИФАКТ», 1992.   1. Понятие «конфликт»   Конфликт (от лат. соnflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая - либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу: - либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах; - либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. - Психологический словарь. – М., 1990. Конфликт – столкновение противоположных позиций, интересов. Взглядов, мнений субъектов взаимодействия, сопровождающееся их негативными переживаниями. Конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы, ценности. - Г.И.Козырев. – С.6. «Стремитесь избегать конфликтов», - советует вам всесильный Дейл Карнеги. По всей видимости он всерьез предполагает, что это возможно. Конфликт возникает из различных потребностей и целей разных людей, которые вступают во взаимодействие. Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций, нужно как две капли воды быть похожими друг на друга. Даже сиамские близнецы конфликтуют, что уж говорить о мужьях и женах. Так что согласимся с тем. что конфликт в человеческих отношениях неизбежен. И - добавим – необходим. Борьба супругов в творческом конфликте почти всегда приводит к творческим решениям. Актуализирующийся партнер уважает других за то, что они не похожи на него, так же как ученый ищет опровержение очевидного. Актуализирующийся партнер по супружеству должен быть благодарен конфликту. …Учитесь выражать себя, свои чувства. Но помните – целью спора не должен быть выигрыш. Высшая цель спора – выразить свое Я». - (с. 122). Вряд ли есть хотя бы один человек, который на разу не попадал ни в какие конфликты. «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс» (Ч.Диксон). Противоположность конфликта – это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире, согласии легко, просто, удобно. Поэтому и говорят, что «худой мир лучше доброй войны». Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным действиям, они портят взаимоотношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что может даже подорвать здоровье человека. Неудивительно, что люди их боятся и побаиваются. Конфликтологи-практики знают, что участники конфликта обычно не хотят называть конфликтом то, что между ними происходит. «Никакого конфликта между нами нет, - говорят они. – У нас просто некоторые разногласия». Люди считают, что конфликтовать – плохо. Но конфликты в нашей жизни неизбежны.   2. Классификация конфликтов Существуют разные классификации конфликтов, в зависимости от основания классификации. В зависимости от того, каков состав участников конфликта, выделяют следующие типы конфликтов: В качестве субъекта взаимодействия в конфликте может выступать: - как отдельное лицо (внутриличностный конфликт, который, как правило, бывает порождением амбивалентных стремлений субъекта) - так и два или несколько лиц (межличностный конфликт). В зависимости от конфликтной ситуации выделяют: - межгрупповые конфликты, - групповые, внутригрупповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности), - межорганизационные конфликты, в которых в качестве субъекта выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы, - конфликты внутри организации, - конфликты в больших социальных группах: - классовые конфликты, - межгосударственные конфликты. В особую группу выделяются межнациональные конфликты. По результатам, последствиям, связанным с ними, межличностные конфликты подразделяются на: - конструктивные (продуктивные) - межличностные конфликты, возможные лишь при условии, что оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. Это конфликты, положительно влияющие на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащие источником самоусовершенствования и саморазвития личности. Исследования Л. Козера и М. Дойч показали, что при определенных условиях межгрупповой конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая членов группы, стимулируя продуктивный выход из конфликтной ситуации. (В научных коллективах конфликты, обусловленные предметно-познавательной деятельностью их членов, создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая способствует столкновению различных представлений и стратегий исследовательского поведения, что способствует поиску продуктивных решений проблемы); - неконструктивные (деструктивные) - межличностные конфликты, возникающие, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, нарушаются межличностные отношения. При деструктивном конфликте наблюдается: - поляризация оценочных суждений партнеров; - стремление к расхождению исходных позиций; - стремление принудить партнера к невыгодному для него решению; - обострение конфликта; - желание уйти от исходной проблемы; - болезненные формы разрешения конфликтной ситуации Дестрективное разрешение конфликта имеет обычно три негативных следствия: - даже если кажется, что вы выиграли, а ваш партнер проиграл, то на самом деле это не всегда так. Чаще всего страдают обе стороны; - взаимоотношения становятся в будущем напряженные, переживается чувство негодования и обиды хотя бы одной из сторон. При этом участник, чувствующий себя проигравшим, нередко обвиняет себя в том, что неумело вел себя в конфликте, а потому и проиграл. Это снижает его самоуважение и самооценку; - неспособность к взаимному удовлетворению разрешить межличностные проблемы является вредной для обеих сторон, потому что не дает возможности решить содержательные проблемы между сторонами и отрицательно влияет на здоровье конфликтующих. По критерию реальности или истинности-ложности, согласно М.Дойч, выделяют следующие типы конфликтов: - подлинный, который существует объективно и воспринимается адекватно, - случайный или условный, зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается сторонами; - смещенный – когда имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основе явного; - неверно приписанный – между сторонами, ошибочно понявшими друг друга и неверно истолковывающими проблемы; - латентный (скрытый) – который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами; - ложный – когда отсутствуют объективные основания для конфликта и последний существует только в силу ошибок в восприятии и понимании.     3. Причины конфликтов   Причинами социальных столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: - материальные ресурсы, - важнейшие жизненные установки, - властные полномочия, - статусно-ролевые различия в социальной структуре, - личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности человека, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, то есть действия, направленные друг против друга. В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. Интенсивность в данном случае – вкладываемая участниками конфликта энергия и вместе с тем социальная важность конфликта. Форма столкновения (насильственная или ненасильственная) зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей ненасильственного решения конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборств.     4. Структура конфликта Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный. Структурные элементы конфликтов: 1) Конфликтующие стороны («конфликтанты»), их, как правило, две и более. Это отдельные индивиды или целые группы. При этом бывают многосторонние конфликты – между тремя и более сторонами. В конфликт могут быть, кроме того, замешаны и другие участники: сочувствующие (той или иной стороне), примирители, консу-льтанты, провокаторы (подстрекатели),невинные жертвы (известно, «когда паны дерутся, у холопов чубы трещат»). Для того, чтобы разобраться в конфликте, необходимо знать социальные и психологические характеристики конфликтантов. Под социальными характеристиками понимаются принадлежность к тому или иному слою общества или общественной группе, профессия, служебное положение, социальная роль, авторитет. Психологические характеристики – это свойственные человеку индивидуально-психологические черты. Эти черты во многом определяют возникновение и развитие конфликта. 2) Зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия. Она не всегда легко распознаваема, т.к. участники конфликта иногда сами не очень четко ее представляют. Иногда им кажется. Что спор разгорелся из-за пустяка, а на деле оказывается, что этот пустяк является внешним выражением глубинных расхождений, которые остаются неосознанными для конфликтантов. Дело затрудняется тем, что по ходу конфликта эти рамки могут расширяться и сужаться. Так, начиная дискутировать по делу, конфликтанты «переходят на личности» – и в результате конфликт отягощается расхождениями по поводу оценки поведения, манеры речи, морального облика друг друга. Наоборот, когда конфликт затихает, конфликтанты достигают согласия, зона разногласий стягивается, а при ликвидации всех расхождений – исчезает. 3) Представления о ситуации. Каждый из участников конфликта имеет свое представление о о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления у конфликтантов не совпадают. Они видят дело по-разному, что и создает почву для столкновений. (Чехов однажды встретился с преступником, который убил совершенно незнакомого человека, сидевшего с ним за одним столом в ресторане. «За что же ты его?» – спросил Чехов. – «Да он так противно чавкал, что я не выдержал», - ответил убийца. Видимо, у потерпевшего было представление, что его манера еды не заслуживает столь сурового наказания. Но, к несчастью, у убийцы оказалось иное представление об этом). Необходимо помнить, что никто не знает, как данную ситуацию представляет себе противная сторона, пока она не сообщит об этом. НО, если придуманная ситуация определяется как реальная, она реальна и по своим последствиям. 4) Мотивы. Они могут быть осознанными и неосознанными. Но в том и другом случае они самым существенным образом влияют на отношение человека к важным для него вещам. Мотивация определяет формирование цели – мысленного результата, которого индивид в данном случае хотел бы достигнуть. Реально недостижимые цели могут создать внутриличностные конфликт (человек, столкнувшийся с информацией, противоречащей сложившимся у него взглядам; человек любит двух индивидов, находящихся в состоянии конфликта; человек, сформулировавший несовместимые цели, ведущие к борьбе мотивов: он никак не может сделать выбор, хочет избежать и того, и другого, объект одновременно и притягивает, и отталкивает человека). То же самое – при межличностных конфликтах – те же ситуации (двое влюблены в одну, двое стремятся избежать выговора). 5) Действия. При всех предыдущих условиях, конфликтанты начинают вести себя так. Что их действия сталкиваются. Действия каждой стороны мешают противоположной стороне достичь своей цели. Начинается реальное протекание конфликта. Первое. Что открывается постороннему взгляду – это действия конфликтантов. Конфликт при этом подобенайсбергу: действия образуют «надводную», лежащую на поверхности часть, в отличие от «подводной», скрытой – зоны разногласий, мотивов   5. Динамика конфликта   Развитие конфликта идет в следующей последовательности: 1) постепенное усиление участников конфликта за счет накопления опыта борьбы; 2) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации; 3) повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц; 4) нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта; 5) изменение отношения к конфликтной ситуации и конфликту в целом. В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий (Кармин А.С): (они не обязательны) 1. Предконфликтная ситуация. Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то внешнего, случайно вторгнувшегося в эту ситуацию фактора (например, в комнату вошел совершенно посторонний человек и устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют предпосылки для конфликта (даже в приведенном примере – сама возможность появления в комнате постороннего человека). Бывает, что на предконфликтной стадии имеется достаточно сильная напряженность в отношениях, но она остается подспудной и не выливается в открытые конфликтные столкновения, причем подобное положение может сохраняться довольно долго (латентный, потенциальный конфликт). 2. Инцидент. С него, собственно, и начинается конфликт. Инцидент – это первая стычка в конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта. Нередко инцидент возникает как будто бы по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу. Так, у А.Дюма д`Артаньян, выехавший из отчего дома, всю дорогу сознавал, что он выглядит нелепо на своем дряхлом коне, и «не менее десятка раз за день хватался за эфес своей шпаги». Его случайная стычка с графом Рошфором была не столь уж случайна: если бы не подвернулся Рошфор, он схватился бы с кем-нибудь еще. Есть «предел терпимости» напряжения, своего рода энергетический барьер. Когда энергия раздражения, медленно накапливавшаяся в предконфликтный период, перекрывает этот барьер, начинается конфликт. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях это связано с тем, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться (например, перебранка в транспорте) или потому что конфликтующим удается в ходе инцидента разрешить свои разногласия. Острый конфликт (нападение бандитов, захват террористами заложников) может закончиться трагически, привести к гибели одной из сторон. Но при «нормальном» развитии конфликт переходит в следующую стадию. 3. Эскалация. На латинском scala – лестница. Идет нарастание конфликта, его «подъем» по лестнице, состоящей из отдельных ступенек – серии актов – действий и противодействий противных сторон. Эта эскалация может быть непрерывной – с постоянно нарастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается. То спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьем и временным улучшением отношений. Эскалация может быть крутой, быстро поднимающейся до крайне резких проявлений враждебности, и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном уровне (хронический, затяжной конфликт, который может длится годами, а затем сам пойти на спад). 4. Кульминация. Эта стадия наступает тогда, когда эскалация приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которой они сотрудничают, общности, в которой они живут или ставит под угрозу целостность личности. Кульминация – это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-нибудь «взрывном» эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим или одной стороне становится ясно, что продолжать конфликт больше не следует. Кульминация приводит к тому. что обе стороны осознают необходимость прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных основах. Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Нередко стороны начинают принимать меры для погашения конфликта, не дожидаясь, пока он дойдет до взрыва. При превышении же предела терпимости они устают от конфликта, возникает желание уладить конфликт, не достигая кульминации. Предчувствие, что «добром дело не кончится», настраивает их на поиск путей решения конфликта. В затяжном конфликте кульминация долго не наступает. В одних случаях конфликт при этом медленно угасает, но в других кульминация обходится очень дорого: в затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический» потенциал негативных эмоций, и выброс этой энергии способен произвести ужасающие разрушения. (Например, семейные конфликты: муж приходит домой постоянно пьяным В какой-то момент жена не выдерживает, и дело может кончится убийством или членовредительством). Для того, чтобы не допустить подобной ситуации, конфликологи советуют вызвать столкновение сторон, пока точка кипения еще не очень высока.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.