Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ, принципы ее организации. Бюджетный федерализм и бюджетные отношения в РФ




 

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Бюджетное устройство базируется на государственном устройстве.

К сожалению БК РФ, не дает определения бюджетного устройства, что свидетельствует о недопонимании взаимосвязи бюджетных категорий и их недооценке.

В ранее действовавшем федеральном законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» понятие бюджетного устройства трактовалось как: «организация бюджетной системы и принципы ее построения».

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного (федерального) бюджета, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.[65]

Консолидированный бюджет РФ
Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система, представленная на рис. 4.

Бюджетная система РФ
Федеральный бюджет РФ
Федеральные внебюджетные фонды
Территориальные бюджеты
Территориальные внебюджетные фонды
Федеральные целевые бюджетные фонды
Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)
Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
Местные целевые бюджетные фонды
Региональные целевые бюджетные фонды    
  Бюджеты районов
  Бюджеты городов
Районные бюджеты
Поселковые бюджеты
Сельские бюджеты
Городские бюджеты
Бюджеты внутригородских районов
Поселковые бюджеты  

Рис. 4. Бюджетная система РФ

 

Бюджетный кодекс РФ (далее БК РФ) даёт следующее определение бюджетной системы: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».[66]

Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства. В настоящее время бюджетная система РФ отражает некоторые особенности переходного периода и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Например, в ней не урегулированы проблемы межбюджетных отношений. Для построения бюджетной системы РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет соблюдение принципов организации бюджетной системы, освещенных в разделе 2.3 учебного пособия.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

· первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень – бюджеты субъектов РФ (по Конституции РФ в бюджетную систему входят – 83 бюджетов, из них:
21 республиканский бюджет, 9 краевых и 46 областных бюджетов, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга)[67] и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень – местные бюджеты (около 28 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ, который представлен на рис. 5[68].

Консолидированный бюджет РФ
Федеральный бюджет РФ
Консолидированные бюджеты субъектов РФ (территориальные бюджеты)
Федеральный бюджет
Федеральные целевые бюджетные фонды
Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)
Территориальные целевые бюджетные фонды
Бюджеты муниципальных образований (местные бюдж.)
Бюджеты районов
Бюджеты городов
Бюджеты районные
Бюджеты городские
Бюджеты поселковые
Бюджеты сельские

Рис. 5. Структура консолидированного бюджета РФ

Консолидированный бюджет РФ – включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет позволяет получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, он не утверждается, т.е. не имеет правовой нагрузки и служит для аналитических и статистических целей.

Он используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей запрещается:

· сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других;

· недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.

В международной практике используются понятия «консолидированный расширенный бюджет», включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов,
и «расширенный бюджет правительства», включающий федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти.

Ниже по оперативным данным Минфина РФ приведены данные о консолидированном бюджете РФ на 2010 г., отношение дефицита (профицита) консолидированного бюджета к ВВП.[69]

 

Таблица 2

Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты
государственных внебюджетных фондов в 2010 г.
[70], млрд рублей

  Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов из него:
федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Доходы – всего 13599,7 7337,8 5926,6
из них:      
налог на прибыль организаций 1774,6 255,0 1519,5
налог на доходы физических лиц 1790,5 - 1790,5
страховые взносы на обязательное социальное страхование 2477,1 - -
налог на добавленную стоимость:      
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1329,1 1328,7 0,3
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 1169,5 1169,5 -
акцизы по подакцизным товарам (продукции):      
производимым на территории Российской Федерации 441,4 113,9 327,5
ввозимым на территорию Российской Федерации 30,1 30,1 -
налоги на совокупный доход 207,7 - 178,9
налоги на имущество 628,2 - 628,2
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1440,8 1408,3 32,4
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 56,1 33,3 2,2
из нее единый социальный налог 45,7 32,9 0,0
доходы от внешнеэкономической деятельности 3227,7 3227,7 -
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 679,7 427,8 228,0
платежи при пользовании природными ресурсами 77,6 53,3 24,3
безвозмездные поступления 114,1 0,3 1511,7
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 46,1 0,2 45,9
Расходы - всего 17616,7 10117,5 6636,9
из них на:      
общегосударственные вопросы 1440,6 887,9 481,5
из них на обслуживание государственного и муниципального долга 260,7 195,0 71,3
национальную оборону 1279,7 1276,5 3,2
национальную безопасность и правоохранительную деятельность 1339,4 1085,4 254,1
национальную экономику 2323,3 1222,7 1103,6
из нее на:      
топливно-энергетический комплекс 48,5 18,0 30,5
сельское хозяйство и рыболовство 262,3 35,3 227,0
транспорт 461,7 303,1 161,5
дорожное хозяйство 645,0 281,1 363,9
связь и информатику 69,2 39,3 29,8
прикладные научные исследования в области национальной экономики 122,9 119,9 3,0
другие вопросы в области национальной экономики 535,2 347,4 187,8
жилищно-коммунальное хозяйство 1071,4 234,9 836,5
социально-культурные мероприятия 10133,8 1260,7 3642,8
межбюджетные трансферты 0,0 4135,9 300,4
из них межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов - 2757,6 290,7
Дефицит 1584,7 1812,0 99,6

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.