Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники формирования ресурсов внебюджетных фондов и направления их использования




Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

· один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

· другой – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для достижения определенных целей.

Поскольку внебюджетные фонды предназначены для целевого использования, то обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником доходов внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у бюджетов внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Источниками поступления денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования, как правило, являются:

− страховые взносы, налоги (единый социальный налог с 01.01.2001 г. по 01.01.2010 г.);

− дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов;

− штрафные санкции и пеня;

− денежные средства, возмещаемые страховщиками в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

− доходы от размещения временно свободных средств обязательного социального страхования.

В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы.

1) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:

неналоговые доходы:

· страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

· дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ;

· взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

· недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ;

· доходы от размещения средств Пенсионного фонда РФ;

· штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

· безвозмездные поступления:

· межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ;

· безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

· взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

· недоимки, пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций в Пенсионный фонд РФ;

· прочие поступления;

2) в бюджет Фонда социального страхования РФ:

неналоговые доходы:

· страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

· страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;

· доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;

· штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

· безвозмездные поступления:

· межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования РФ;

· прочие поступления;

3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

· неналоговые доходы:

· страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

· недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

· доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

· штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

· безвозмездные поступления:

· межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

· прочие поступления;

4) в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования:

· недоимки и пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

· доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

· штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

· безвозмездные поступления:

· межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

· межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

· прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.[123]

Источниками формирования финансовых ресурсов внебюджетных фондов также могут быть добровольные взносы физических и юридических лиц.

С 01.01.2010 г. вступил с силу ФЗ-№212 от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов осуществляются государственные внебюджетные фонды.

Сроки, установленные для уплаты страховых взносов определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.

Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам – выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков:

1) государственные пособия;

2) компенсационные выплаты;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов;

4) доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

5) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума и др.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Применяются следующие тарифы страховых взносов [124]:

1) Пенсионный фонд РФ – 26 процентов;

2) Фонд социального страхования РФ – 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1 процента;

4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 3 процента.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Уплата страховых взносов производится в валюте РФ. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.

Плательщики страховых взносов имеют право:

1) получать по месту своего учета от органов контроля за уплатой страховых взносов бесплатно информацию о законодательстве РФ о страховых взносах, формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства РФ о страховых взносах;

3) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов;

4) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах, лично либо через своего представителя;

5) представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок;

6) присутствовать при проведении выездной проверки;

7) получать копии акта проверки и решений органов контроля за уплатой страховых взносов, а также требования об уплате страховых взносов;

8) требовать от должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов соблюдения законодательства РФ о страховых взносах при совершении ими действий в отношении плательщиков страховых взносов;

9) не выполнять неправомерные акты и требования органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, не соответствующие федеральным законам и др.

Плательщики страховых взносов обязаны:

1) правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы;

2) вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов;

3) представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;

4) представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты страховых взносов;

5) выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей и др.

Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право:

1) требовать от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов;

2) проводить проверки;

3) вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой ими страховых взносов;

4) определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации;

5) требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований и др.

Должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с ФЗ-№212 и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов.

Органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:

1) камеральная проверка;

2) выездная проверка.

Нарушением законодательства РФ о страховых взносах признается совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое установлена ответственность[125].

Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов в 2009-2011 годы представлены в таблицах 7-10[126].


Таблица 7

ПОСТУПЛЕНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(миллионов рублей; 1995 г. - млрд. руб.)

                         
Поступление                        
в том числе:                        
налоги, страховые взносы 1)                        
из федерального бюджета 2)                        
Расходование                        
в том числе:                        
на финансирование выплат населению пенсий, пособий                        
из них на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы - - - - - -              
1) с 2005 года - без учета поступлений из федерального бюджета за счет единого социального налога 2) с 2005 года - включая средства на осуществление ежемесячной денежной выплаты

 

ПОСТУПЛЕНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(миллионов рублей; 1995 г. - млрд. руб.)

                         
Поступление                        
в том числе:                        
налоги, страховые взносы                        
из федерального бюджета                        
из федерального фонда обязательного медицинского страхования - - - - - - -          
Расходование                        
в том числе:                        
на финансирование мероприятий по социальному страхованию                        
на финансирование выплаты пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий - - - - - - - -          
на финансирование выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию - - - - - - - -            
на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной работающим гражданам в рамках территориальной программы ОМС - - - - - - -       - -
на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка втечение первого года жизни - - - - - - -        
на финансирование исполнительной дирекции Фонда                        

 

ПОСТУПЛЕНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
(миллионов рублей; 1995 г. - млрд. руб.)

                         
Поступление                        
в том числе:                        
налоги, страховые взносы1)                        
из федерального бюджета - - - - - -            
Расходование                        
в том числе:                        
на дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС 397 2352 3562 4481 5095 5972 29266 38133 41823 102972)      
на субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан - - - - - - -          
на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами - - - - - -         - -
средства, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни - - - - - - -          
на финансирование исполнительной дирекции Фонда                        
1) С 2002 г. - включая недоимку, штрафы, пени по налогам, страховым взносам. 2) Субсидии на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов по территориальной программе ОМС за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС.

 

ПОСТУПЛЕНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
(миллионов рублей; 1995 г. - млрд. руб.)

                         
Поступление                        
в том числе:                        
налоги, страховые взносы1)                        
безвозмездные поступления ...                      
Расходование                        
в том числе:                        
на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования                        
на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам соответствующих врачей - - - - - - -          
на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан - - - - - - -          
на оказание социальной помощи региональным льготникам по обеспечению лекарственными средствами за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - - - - - -            
на финансирование исполнительной дирекции Фонда                        
1) С 2002 г. - включая недоимку, штрафы, пени по налогам, страховым взносам.

 

Обособление источников финансирования целевых мероприятий от бюджетных ресурсов позволяет:

· во-первых, расширить состав средств, направляемых на их обеспечение (за счет дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от займов и проведения денежно-вещевых лотерей и других источников);

· во-вторых, гарантировать целевое использование ресурсов в полном объеме их поступлений. В условиях обезличивания поступающих в бюджет финансовых ресурсов такой гарантии целевого использования средств, да еще и в полном их объеме, никто дать не может. В механизме формирования и использования внебюджетных фондов наиболее полно материализуется на практике тот правовой режим, который гарантирует защиту интересов каждого конкретного человека и территории.

Значение обособленного функционирования внебюджетных фондов особенно возрастает в условиях экономической и финансовой нестабильности в стране. Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.