Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этические принципы в медицине




Модели взаимоотношений врача и пациента

Выделяют четыре типа моделей:

Модель технического типа одно из следствий биологической революции - возникновение врача-ученого, который полагает, что его задача в том, чтобы предоставить все данные больному, а решение - за пациентом.

Модель сакрального типа включает в себя следующие критерии:

- приносить пользу и не наносить вред;

- защита личной свободы;

- охрана человеческого достоинства;

- говорить правду и исполнять обещания;

- соблюдение справедливости и ее восстановление.

Модель коллегиального типа предусматривает,что в рач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели - к ликвидации болезни и защите здоровья пациента.

Модель контрактного типа ( социальных отношений), основанная на контракте или соглашении. Для этой модели характерны принципы свободы, личного достоинства, честности, исполнения обещаний и справедливости необходимы для модели контрактного типа, в месте с этим решения принимаются так, что сохраняется уверенность – и пациент, и врач морально чистоплотны.

Сотрудничество врача и больного не зависимо от типа их отношения строится на основании четырех главных компонентов: поддержки, понимания, уважения, сочувствия.

Поддержка - это одно из важнейших условий установления правильных взаимоотношений врача и больного, т.е. врач стремиться быть полезным больному.

Понимание - когда больной уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в знании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач выражает то же самое невербальными средствами: взглядом, кивком головы, тоном и интонацией.

Уважение - признание ценности больного как индивида и важности его забот, т.е. слова пациента произвели на врача впечатление, он признал значительность происходящих с больным событий.

Сочувствие - установление сотрудничества между врачом и больным. Нужно уметь поставить себя на место больного, взглянуть на мир его глазами. Сочувствуя, мы испытываем чувства другого человека.

Взаимоотношения между представителями различных профессий (врачами, медсестрами, администраторами, социальными работниками) и пациентами образуют сложную социальную сеть, через которую реализуются индивидуальные, групповые и государственные интересы, связанные с вопросами охраны здоровья.

По вопросам этических принципов в медицине наиболее широкое признание получила концепция предложенная известными американскими специалистами Томом Бичампом и Джеймсом Чилдрессом, выдвигающая в качестве основополагающих четыре принципа.

Принцип “не навреди ” (латынь – “primum non nocere”) - применительно к деятельности врача, к его взаимоотношениям с пациентами различают такие формы вреда:

- вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;

- вред, вызванный недобросовестностью, злым и корыстным умыслом;

- вред, вызванный неверными, нерасчетливыми или неквалифицированными действиями;

- вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

Вред, причиненный вследствие недобросовестности - объект скорее административно-юридического, чем этического интереса и заслуживает безусловного морального осуждения (когда врач, допустим, просто поленился выполнить необходимую процедуру, либо выполнил ее не квалифицированно недобросовестно).

Вред, обусловленный недостаточной квалификацией врача, предусматривает не только сугубо техническое, но и моральное содержание - тот, кто, став врачом, не умеет делать того, что обычно делает врач, достоин морального осуждения.

Объективно необходимый вред квалифицируется на два вида:

- в случае госпитализации - вред связан с ограничением возможностей,

- в случае информирования пациента - с одной стороны, утаивание информации о состоянии и прогнозе его заболевания (обманывая пациента, врач унижает его достоинство), с другой стороны, вред может быть нанесен в случае, когда пациенту дается правдивая, обескураживающая информация о состоянии его здоровья.

Так же вред пациенту может проистекать и в случае сообщения врачом информации о данном пациенте третьим лицам (нарушается правило конфиденциальности).

Принцип “делай благо” является продолжением предыдущего и расширением его содержания. Это не запрет, а норма, которая требует некоторых позитивных действий. Смысл данного принципа созвучен словам - благодеяние, благотворительность, милосердие, филантропия, пастернализм (от лат. pater - отец). Последний термин подразумевает что врач при этом выступает как бы в роли отца, который не только заботиться о благе своего неразумного ребенка, но и сам определяет, в чем состоит это благо.

Принцип уважения автономии пациента - ставит под сомнение безусловная и исключительная компетентность врача в определении блага пациента. Например, доктор предлагает пациенту какую-либо хирургическую операцию, то пациенту вовсе не обязательно иметь все те специальные знания, которыми располагает доктор, для того, чтобы сделать автономный выбор: ему достаточно понимать лишь существо дела.

Принцип справедливости - каждый должен получить то, что ему причитается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.