Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы работы социального педагога 3 страница




- негативные стороны в межличностных отношениях и поведении людей;

- негативные явления в правосознании и социально-правовом мышлении.

В построении программы профилактики ведущую роль играет ориентация профилактической работы. В зависимости от того, на каком уровне планируется ее проведение, в работе будут преобладать установки либо на устранение объективных источников развития негативных состояний (проективный план), либо на использование компесаторных средств (коррективный план). Можно выделить 3 уровня профилактических мероприятий: общесоциальный - на государственном уровне, специальный на уровне социума и микросоциума, индивидуальный.

На уровне государства профилактика осуществляется через систему повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости (социальная профилактика). Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором боле успешно осуществляются все другие виды профилактики.

Социальный педагог также направляет свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, воспитатели, родители, группа сверстников), изменяя их отношения, меры воздействия на ребенка. Он может воздействовать на представления клиента об окружающих его людях, на сопровождающие переживания и изменять их, может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие) и взаимоотношения с ним.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по предупреждению совершения правонарушений и антиобщественных действий. Принимается ряд мер задолго до их возникновения (например, для предотвращения социальной инфантильности и пассивности создаются педагогические ситуации для развитие активности и самостоятельности ребенка).

Иногда профилактические меры принимаются в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых - это вторичная профилактика. Выделяют также профилактику общую и специальную. Специальная профилактика - система мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, неуспеваемости, школьных страхов и т.п.

По содержанию общепрофилактические меры можно разделить на

- экономические, направленные на повышение жизненного уровня населения,

- социально-культурные, содействующие удовлетворению культурных запросов, организации досуга, духовного и физического развития людей;

- организационные, предусматривающие создание новых профилактических служб или совершенствование деятельности имеющихся;

- воспитательные, предназначенные для обеспечения нравственного, трудового, правового воспитания различных категорий детей, развития их общественной активности.

В последние годы уделяется много внимания ранней профилактике отклонений в раз личности ребенка. Это связано со следующими причинами:

- детство является тем периодом, в котором закладывается фундамент личности, нравственные и этические эталоны;

- в детстве формируется поведение в соответствии с общепринятыми нормами;

- нервная система ребенка пластична и способна к изменению (если говорить о профилактике детской инвалидности);

- в этом периоде ребенок обладает повышенной внушаемостью, многое делает по подражанию;

- в этом возрасте ребенок зависим от взрослых, родители и педагоги для него - главные авторитеты.

К принципам социально-педагогической профилактики относятся:

- опора на положительный потенциал человека;

- комплексный подход, предполагающий участия в профилактических мероприятий специалистов различных направлений;

- профилактика должна строиться, исходя из особенностей физического, психического, социального состояния клиента;

- современная жизнь изобилует стрессовыми факторами, которые обладают кумулятивным эффектом и ни один из них не может считаться причиной той или иной сложной социальной проблемы, следовательно, при проведении профилактических мероприятий необходима комплексная диагностика ситуации развития ребенка;

- раннее начало профилактики предотвращает возникновение новых проблем;

- системный характер, т.е. искоренение источников стресса как в самом человеке, так и в социальной среде и одновременно - создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем.

Перед началом профилактических мероприятий социальный педагог должен учитывать такие моменты:

1. Любая социальная проблема, как правило, носит комплексный характер, следовательно, необходимо выделять социальный компонент. Практически всегда решение проблемы требует усилий нескольких специалистов.

2. При постановке цели должен быть четко определен объект и предмет направленности воздействия.

3. Подбор адекватных средств профилактики может вестись только на основе конкретизированной цели работы.

4. Важно определить эффективность профилактических мероприятий: удовлетворенность социальным обслуживанием, сокращение правонарушений, улучшение психологического климата, удовлетворенность деятельностью, нормализация или улучшение состояния человека и др. Главный результат - устранение причин социального негативного явления.

Методы профилактики включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить социальное, психическое и физическое здоровье. Например, тренинг позитивного жизненного настроя был разработан для терапевтических целей, но он широко используется для поддержания полезных социальных навыков. В то же время деятельность социальных служб нацелена на такое изменение социальной среды, чтобы она поддерживала нормальную жизнедеятельность человека.

 

1.4.5. Социально - педагогическое консультирование

 

Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому с целью помочь ему в решении проблем. Социально-педагогическое консультирование - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Социальный педагог может компетентно консультировать клиентов в следующих направлениях:

1. Сфера жизнеобеспечения (трудоустройство родителей и подростков, помощь в оформлении льгот, инвалидности, оказание материальной помощи).

2. Организация быта (посредничество в обеспечении машиной, проведении ремонт жилья, помощь в приобретении компесаторного оборудования, организации уголка для ребенка).

3. Семейное здоровье (решение проблем здорового образа жизни, решение вопросов духовного и морального здоровья, формирование семейных традиций, помощь в избавлении алкогольной зависимости).

4. Вопросы воспитания детей.

5. Внутренние и внешние коммуникации семьи.

Основной целью консультирования является оказание личности помощи в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Задачи, которые решает социальный педагог в ходе консультирования - помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые обычно не сознаются и не контролируются, будучи источниками трудностей.

Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве: 1) инструмента организации контактов с потенциальным клиентом; 2) способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, пережившему определенные проблемы, всем несовершеннолетним, обращающимся с разнообразными вопросами.

Информация консультанта может реализовать различные функции: быть катализатором и фасилитатором, выступить средством мобилизации ресурсов личности и формирующим мотивацию действий; предупреждать последствия действий клиента; помогать клиенту объективно и комплексно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже их уяснить и осуществить оптимальный вариант выбора действия, поведения. Консультант ликвидирует дефицит информации, вооружает клиента новыми подходами к решению проблемы.

При проведении консультации социальному педагогу рекомендуется придерживаться таких принципов, как

- целесообразность и целеустремленность (консультация должна решать строго определенную задачу);

- добровольность и ненавязвость;

- доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

- ориентация на нормы и ценности клиента;

- запрет давать клиенту советы;

- анонимность консультирования;

- методическая грамотность и компетентность;

- разграничение личных и профессиональных отношений.

Консультирование осуществляется разными способами в зависимости от разнообразия условий деятельности и личных качеств клиентов, от концепций и методов вмешательства.

Выделяют контактное и дистантное консультирование. При контактном консультировании между клиентом и педагогом происходит беседа (консультативная беседа). Дистантный вид консультативной помощи не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу (телефонное общение, переписка).

Согласно другой классификации выделяют: общее консультирование клиентов социальными педагогами; специальное консультирование клиентов по направлению специалистов социальных служб; обучающее консультирование специалистов (работа с персоналом); договорное консультирование специалистами по различным организационным, экономическим, профессиональным вопросам.

В зависимости от цели и объекта консультирования можно выделить:

- психологическое консультирование - ориентация пациентов в широком круге проблем взаимоотношений, общения, поведения в целях конструктивного разрешения всевозможных жизненных коллизий, препятствующих самореализации личности и успешной социальной адаптации.

- профессиональная консультация подразумевает помощь пациенту в выборе профессионального пути с учетом его интересов, склонностей, способностей и особенностей физического, интеллектуального состояния, а также сложившихся социально-экономических реалий.

- психолого-медико-педагогическая консультация - межведомственная коррекционно-педагогическая и консультационно-диагностическая помощь населению, учреждениям и органам образования, здравоохранения и социальной защиты в определении, разработке и реализации эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия, социально-педагогической реабилитации и абилитации детей и подростков.

- семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической помощи при социальных проблемах, конфликтах и т.д. Семейное консультирование направлено на сохранение нравственного климата в семье, формирование наиболее оптимальных внутрисемейных отношений, а также проблем взаимоотношения с детьми и их воспитания, на оказание помощи в выборе наиболее оптимального подхода по коррекции внутрисемейных отношений и воспитательной деятельности;

- консультирование детей - спектр консультирования может быть очень широк: осмысление своей позиции, выбор целей, изменение отношения к чему-либо, профориентация и т.д.

По форме выделяют индивидуальное и групповое консультирование, по содержанию - конкретное (по узко специальной проблеме индивида или группы: передача дополнительной информации) и программное (двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого специалист помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, устранить налет субъективности в оценках и на этом основании повысить качество оказываемых услуг).

Наиболее распространена консультационная беседа. Условно беседу можно разделить на 4 этапа:

1. Знакомство, начало беседы. Выявление причин, побудивших клиента к обращению за консультацией.

2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез. Анализ, оценка и диагностика проблемы, формулирование проблемы и определение целей консультирования.

А) консультант поддерживает контакт с клиентом,

Б) консультант стимулирует клиента на дальнейший рассказ.

3. Воздействие (акцентирование противоречий в рассказе клиента, переструктурирование и переформулирование окружающей его реальности при помощи комментариев) с целью помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем выбрать подходящий. Установление стратегий и плана действий.

4. Завершение беседы: подведение итогов беседы, оценка результатов консультации и выводы, обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими специалистами.

Консультация подразумевает формулирование рекомендаций по содержанию, приемам и формам поведения и жизнедеятельности, по руководству подчиненными, доведения до клиента дополнительной информации.

Роли социального педагога при консультировании: исповедник, конфидент, консультант, генерал (утрированный вариант консультант), старший товарищ, терапевт, информатор, простак.

Одной из форм консультаций является интервью: оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенциальные возможности. Интервью - это особый способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса (на основе вербальной коммуникации). Интервью может быть свободным (не регламентировано темой и формой беседы) и стандартизированным (по форме близко к анкете с закрытыми вопросами). В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций: а) респондент знает, почему он поступил или поступает так, а не иначе (используется строго направленный вопросник); б) респонденту недостает информации о причинах своего действия; в) интервьюер ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. В случаях "б" и "в" требуются методы, предполагающие сотрудничество в процессе поиска необходимой информации.

Для консультирования используются такие приемы и техники:

- прием активного слушания;

- прием перефразирования - это проверка правильности высказывания другого человека при помощи повторения его идей другими словами, через противоположные утверждения (например: хорошо учится - на пятерки или вообще старается?);

- использование ключевых фраз клиента с целью перехода на его язык;

- прием конфронтации - показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворении и разрыву. Но этот прием может быть использован для создания условий качественного роста клиента, вскрытияего противоречий;

- прием "Я-послания". Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента. Этим "Я-посланием" социальный педагог пытается найти отклик у клиента;

- метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации;

а также эмоциональное заражение, художественные аналогии, минитренинг, внушение и прочее.

Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого нужно соблюдать следующие условия:

- позиция консультанта не должна противоречить взглядам клиента;

- необходимо показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов; при всех равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение.

Хороший консультант обладает 7 качествами: эмпатия, уважение к клиенту, конкретность и четкость, умение оказывать другим помощь в самопознании; искренность, умение вести себя так, чтобы движения соответствовали бы жестам, умение иметь дело с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Можно выделить некоторые правила консультирования:

1. Не следует начинать общение словами "Я думаю..", "Я чувствую…".

2.Выслушать клиента полностью, а затем реагировать на мнение клиента, его вопросы и поставленные проблемы.

3. Когда клиент продемонстрирует потребность в помощи, проанализировать его действия и определиться с советами и рекомендациями. Использовать фразы "Вы полагаете …", " Вы чувствуете …", чтобы дать возможность клиенту прислушаться к себе.

3. Следует учитывать, что на результаты консультации большое внимание оказывает мнение окружающей социальной среды, что необходимо предвидеть.

4. При телефонном консультировании не брать сразу трубку (через 2 - 3 сек.); начинать разговор с оповестительной формулы, не класть трубку первым, использовать мягкие варианты высказываний, не нести ответственности за жизнь клиента, не поддакивать клиенту (консультант нужен для того, чтобы клиент увидел проблемы "со стороны"), не навязывать своего мнения.

 

1.4.6. Социальная адаптация

 

Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Социально-педагогическая адаптация, по определению Л.В. Мардахаева, - явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию.

Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующей системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов:

1. Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения. В современных условиях эти процессы находят свое выражение в переориентации человека на самого себя: всевозможные оздоравливающие системы, нетрадиционные способы психологической и физиологической самореализации, развитие «экстрасенсорных» способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.д.

2. Другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой действительности без реального их воплощения.

3. Третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности.

Поскольку социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, то можно говорить о четырех качественных стадиях социальной адаптации:

1) индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признаются;

2) вторая стадия – терпимость, когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;

3) стадия приспособления, аккомодации связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;

4) стадия полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.

В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных учреждениях для детей. В деятельности социального педагога можно выделить 3 этапа, которые подразумевают некоторую технологичность в работе:

1. Пребывание ребенка в изоляторе.

2. Проживание в учреждении.

3. Завершение процесса.

 

1.4.7. Социальная терапия

 

Социальная терапия тесно связана с психотерапией. На первом этапе контакт социального педагога с клиентом осуществляется в виде консультирования, беседы или совета. Для оказания терапевтической помощи он должен сам проводить терапевтическую работу или организовывать ее совместно с другими специалистами. Воспринимая человека как индивидуальную самоценность, с его переживаниями, проблемами и трудностями, социальный педагог имеет возможность творчески использовать лучшие, апробированные методы в своей практике.

Направления социальной работы, которые основываются на различных функциональных подходах:

1. Первый подход основывается на лечебной функции социальной работы. Роль социального педагога заключается в оказании помощи клиенту в решении его общих проблем совместно с медиками и психологами.

2. Второй подход - социальное развитие, т.е. включение клиента в активную групповую деятельность. Деятельность таких групп рассматривается как процесс «совместного развития», положительно влияющий на социальное здоровье клиента.

3. Третий подход основан на функции отстаивания интересов клиента. Главная задача сводится к тому, чтобы нужды притесняемых или социально уязвимых людей были обществу, например, организациям, к которому работают.

Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный – выражение лица, тембр и интонации голоса.

Социальная терапия основывается на двух формах работы - индивидуальной и групповой. В 1928 году на Милфордской конференции были определены следующие факторы, обуславливающие правильный выбор технологического решения социальных проблем:

- знание типичных отклонений от общепризнанных норм социальной жизни;

- изучение подробностей жизни конкретного человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации;

- применение соответствующих методов изучения ситуации людей, нуждающихся в социальной поддержке, с целью оказания им адресной помощи;

- использование средств и ресурсов местных органов (общественных организаций);

-применение знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода;

- знание теоретических основ, определяющих цели, этику и особенности адресной помощи в социальной работе.

Индивидуальная терапия применяется к клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности.

Групповая терапия позволяет скорректировать поведение, углубить и тщательно разработать эффективную программу индивидуальной терапии. В группах используют психотерапевтические упражнения – релаксация, пантомимические сцены, участие в «конструктивном споре», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий или ассоциаций, использование гештельттерапии и т.д.). Состав групп может отличаться по характеру и по целям: группы совместной деятельности, группы для родителей, мужские и женские группы. Технология работы в группе решает следующие задачи:

- исправление, корректировки цели, когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов;

- предупреждение дисфункций (в случае такой опасности);

- обеспечение нормального развитие членов группы, особенно в критические периоды роста;

- утверждение личности;

- воспитание чувств гражданственности.

Социальный педагог может использовать терапевтические общие и частные методы:

- трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем действии руда на психофизическую сферу человека;

- терапия самовоспитания – активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного «я». Приемы: самоизучение, самооценка, переоценка собственной личности, самоанализ, переоценка прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров», создание желаемого образа «Я», формирование приемов самоубеждения, самопоощрения, самовнушения, сюжетная сенсорная репродукция поведения «Я-образа» в различных ситуациях деятельности и общения; «наложение» стереотипов «Я-образа» на реальное поведение в процессе повседневной жизни деятельности;

- методы поведенческой терапии в группе (выполнение клиентом разных функций в терапевтическом сообществе, организация свободного времени, терапия занятостью, беседы о профессии);

- дискуссионная терапия, которая имеет несколько этапов: знакомство членов группы, обсуждение ожиданий клиентов, их опасений, переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованностью между ожиданиями клиентов и групповой реальностью; нарастание сопротивления и агрессии в отношении руководителя группы, соотношение этих переживаний с прошлым жизненным опытом; вскрытие истинных чувств к руководителю, их переработка, выработка групповых норм в отношении руководителя; вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью; формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в работе группы, норм и традиций группы; анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельного человека; обсуждение результатов терапии, подведение итогов;

- социотерапия – воздействие на социальное окружение клиента с помощью государственных и общественных организаций;

- музыкотерапия – включает использование музыкальных тем, вызывающих у слушателя переживания;

- ритмотерапия, которая связана с музыкотерапией и другими средствами искусства, ритмом природы, присущими человеку естественными биоритмами жизни;

- арттерапия – лечение искусством. Существует несколько вариантов этого метода: использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами, побуждение клиентов к самостоятельному творчеству, использование произведений искусства и самостоятельного творчества клиентов, творчество самого специалиста;

- цветотерапия – воздействие цвета на психику человека;

- психогимнастика – одна из форм психотерапии, при которой взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, а также выработку умения выражать чувства, желания;

- натурпсихотерапия – лечение природой;

- логотерапия: специалист беседует с клиентом, стремясь вербализовать для него его эмоциональное состояние, чтобы с его помощью клиент сам справился с трудной ситуацией;

- библиотерапия – в процессе чтения специально подобранной книги пациент ведет записи, анализ которых помогает ему объективно оценивать свое состояние;

- имаготерапия – использование в целях терапии игры образами. Человек создает динамический образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

 

Контрольные вопросы

 

1. Объясните сущность технологического подхода в социально-педагогической деятельности.

2. Дайте характеристику различных типологий социальных технологий.

3. Дайте сравнительную характеристику социально-педагогических технологий и методик работы социального педагога.

4. Разъясните обобщенный вариант алгоритма социально-педагогической технологии с использованием примера из социально - педагогической практики.

5. Определите задачи и область применения социальной диагностики и назовите основные методы социальной диагностики и охарактеризуйте их.

6. Социальный патронаж: сущность и алгоритм проведения.

7. Назовите цель, принципы социально - педагогической диагностики.

8. Что может причинами и условиями обострения проблем клиента?

9. раскройте сущность методов диагностики: метод фокус-групп, ситуационный анализ, метод "Делфи", "докладная записка", контент-анализ, метод "репертуарных решеток".

10. Назовите алгоритм социального патронажа.

11. Чем отличается социальный патронаж и социальный надзор?

12. Раскройте сущность технологии "социально-педагогический мониторинг".

13. Назовите уровни проведения профилактических мероприятий.

14. Обоснуйте необходимость проведения ранней профилактики.

15. Какие проблемы клиентов являются предметом консультирования?

16. Обоснуйте применение принципов консультирования.

17. Дайте характеристики разных видов консультирования.

18. Приведите в качестве примера ситуации, когда будет эффективно применение разных приемов и техник консультирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.