Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи спортивной медицины




СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

Глава 11

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

Спортивная медицина (СМ) является составной частью лечебно-профилактического направления системы здравоохранения, одним из решающих условий высокой эффективности физи­ческого воспитания населения нашей страны.

Осуществление систематических врачебных наблюдений за огромным количеством людей, занимающихся оздоровительной физкультурой и спортом, является главной задачей спортивной медицины.

Цели спортивной медицины:

• определение состояния здоровья, физического развития и
в соответствии с этим рекомендация рациональных средств
и методов физического воспитания и спортивной трени­
ровки;

• организация и осуществление регулярного врачебного
наблюдения за здоровьем всех лиц, занимающихся
оздоровительной физкультурой (ФК) и спортом;

• определение наиболее рациональных санитарно-гигие­
нических условий физического воспитания и осуще­
ствление системы мероприятий, направленных на устра­
нение факторов, оказывающих неблагоприятное воздей­
ствие на человека в процессе занятий оздоровительной ФК
и спортом;

• содействие правильному проведению занятий оздо­
ровительной ФК и спортом с лицами разного возраста и
пола, различных профессий и с разным состоянием здо­
ровья;

• содействие обеспечению высокой эффективности всех
физкультурно-оздоровительных мероприятий;


 

• научное обоснование средств и методов физического
воспитания;

• разработка новых, наиболее совершенных методов врачеб­
ных наблюдений за спортсменами, санитарно-гигиени­
ческих исследований, диагностики, лечения и предупреж­
дения предпатологических (включая травмы) состояний у
спортсменов.

Основные разделы работы по СМ:

• врачебное обследование лиц, занимающихся оздорови­
тельной ФК и спортом;

• диспансеризация ведущих контингентов спортсменов;

• врачебно-педагогические наблюдения;

• оздоровительные, лечебные и профилактические меро­
приятия;

• санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями
проведения спортивных занятий и соревнований;

• медицинское обеспечение спортивных соревнований и
массовых видов ФК;

• профилактика спортивного травматизма.

11.2. Врачебные обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом

Цель врачебного обследования — допуск к спортивным занятиям, систематическое изучение влияния этих занятий на физическое развитие, состояние здоровья и функциональное состояние лиц, занимающихся оздоровительной ФК и спортом, а также определение их тренированности.

Врачебные наблюдения состоят из первичных, повторных и дополнительных врачебных обследований.

Первичные врачебные обследования проводятся для всех лиц, начинающих занятия оздоровительной ФК и спортом. При этом определяются состояние здоровья, физическое развитие и приспособляемость организма к дозированным физическим нагрузкам. Если при обследовании в состоянии здоровья и физическом развитии выявляются незначительные отклонения, то в занятия ФК и спортом вносятся ограничения, рекомендуется коррекция характера и режима спортивной тренировки.

Повторные врачебные обследования ставят цель — оп­ределение влияния регулярных занятий оздоровительной ФК и спортом на состояние здоровья, физическое развитие и функ­циональные возможности спортсмена. При этих обследованиях выясняется также степень сдвигов в функциональном состоянии


 


организма спортсмена в связи с динамикой тренирован­ности.

Обследования спортсменов проводятся не реже 1 раза в год, лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся оздоро­вительной ФК, — 2 раза в год. Спортсмены, находящиеся на диспансерном наблюдении, проходят регулярные обследования не менее 4 раз в год.

Дополнительные врачебные обследования направлены на решение вопроса о допуске к соревнованиям, а также к тренировкам после перенесенных заболеваний (и травм), длительных перерывов в занятиях, при явлениях переутомления, по рекомендации тренеров или по просьбе спортсмена. Дополнительные обследования проводятся также для спорт­сменов, допущенных к занятиям, но имеющих отклонения в состоянии здоровья.

По результатам обследования врач составляет заключение, в котором дает оценку физического развития, состояния здоровья, функционального состояния и степени общей тренированности спортсмена. Всем учащимся определяют медицинскую группу для занятий на уроках физического воспитания. Кроме того, в заключение врач дает рекомендации по характеру и режиму тренировки, вносит ограничения, а в случае необходимости определяет лечебно-профилактические мероприятия, назначает срок повторного врачебного обследования.

Диспансерный метод наблюдения за спортсменами является активной формой врачебного наблюдения за регулярно тре­нирующимися и выступающими в соревнованиях спортсменами, которые ведут круглогодичную тренировку. Этот метод стал применяться после организации в стране врачебно-физкуль-турных диспансеров (ВФД).

Основные задачи диспансерного наблюдения:

• укрепление здоровья и улучшение физического развития
спортсменов, длительное сохранение их высокой спор­
тивной работоспособности;

• предупреждение и выявление ранних признаков нарушения
состояния здоровья, переутомления, перетренированности
и перенапряжения;

• содействие повышению спортивного мастерства и совер­
шенствованию методики тренировки.

В основу диспансерного наблюдения положено динамическое изучение физического развития и состояния здоровья, а также воздействия на организм спортивных занятий и соревнований.

Врачебно-физкультурная консультация. Это форма работы по ВК, которая используется при обращении здорового или


больного человека в ВФД или врачебно-консультативный пункт, расположенный в поликлинике. Цель такой консультации — решение вопросов, связанных с занятиями физкультурой и спортом или использованием их средств для лечения. При этом может быть проведено углубленное обследование с применением функциональных проб. В одних случаях консультация дается педагогу или тренеру, в других — спортсмену как во время плановых медицинских осмотров, так и при обращении к врачу с целью получения дополнительной информации по вопросам физиологии физических нагрузок, самоконтроля и др.

Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) — исследования, проводимые совместно врачом и преподавателем физического воспитания (тренером) с целью оценки влияния на организм занимающегося физических нагрузок, установления уровня адаптации к возрастающим тренировочным нагрузкам. На основании данных ВПН врач должен оценить степень соот­ветствия процесса тренировочных занятий принятым гигие­ническим и физиологическим нормам. Для этого врачу необхо­димо знать содержание, организацию, методику и условия проведения занятий, состояние занимающихся и их реакцию на физическую нагрузку.

В процессе ВПН используют следующие методические приемы.

Определение плотности занятия. Путем хронометража действий одного-двух занимающихся определяется общее время, потраченное на выполнение упражнений. Плотность занятий определяется как соотношение времени, потраченного на упражнения, к общему времени занятия (в процентах). Квалифицированно проведенное занятие имеет плотность 60— 70%.

Определение физиологической «кривой» урока. Врач, присутствуя на различных этапах тренировки, регистрирует частоту сердечных сокращений (ЧСС) или иной физиологический показатель и строит график, демонстрирующий его динамику в процессе физической нагрузки. Анализируя эту «кривую», можно оценить эффективность вводной части занятия, интенсивность физи­ческой нагрузки в его основной части, продолжительность заключительной части и степень восстанавливаемости пульса к концу занятия.

Оценка степени утомления. Проводится по внешним приз­накам утомления — цвету кожных покровов, потоотделению, точности движений и др., а также быстроте восстановления ис­ходной ЧСС после окончания занятия.

При правильно построенном занятии отмечаются допустимая для данного контингента возбудимость пульса, практически


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.