Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. для студентів спеціальності




Уфа 2005

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПОДАТКОВИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ

У двох частинах

Частина 1

для студентів спеціальності

8.030504 «Фінанси і кредит»

рівня підготовки «Магістр»

 

 

Відповідальний за випуск

канд. екон. наук, проф. В. М. Боронос

 

Редактор Н.А. Гавриленко

 

Комп’ютерне верстання О. В. Галахової

 

 

Підп. до друку 21.04. 2010, поз.

Формат 60х84/16.

Ум.друк.арк. 24,41. Обл.- вид.арк. 22,53.

Тираж 50 пр. Собівартість вид. грн к.

Зам. №

 

 

Видавець і виготовлювач Сумський державний університет,

вул. Римського-Корсакова, 2, м. Суми, 40007.

Свідоцтво суб’єкта видавничої справи ДК № 3062 від 17.12.2007.

Познавательные процессы

 

Общая психология: Учебное пособие / Сост. Л.Г.Дмитриева - Уфа: Восточный университет, 2006.- 160стр.

 

Учебное пособие разработано на кафедре общей психологии ВЭГУ и предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Психология».

 

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста государственных образовательных стандартов второго поколения.

 

 

Рецензенты: С.А.Башкатов, доктор биол наук, профессор; зав. кафедрой общей психологии ВЭГУ.

Л.Г. Бикчинтаева, доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности ОВД УЮИ МВД РФ,кандидат психологических наук,

доцент.

 

 

Издательство «Восточный

университет»,2005

Целью данного учебного пособия является изучение студентами общих закономерностей функционирования познавательной сферы человека.

Появление учебного пособия обусловлено необходимостью сделать сведения из курса «Общая психология» доступными максимальному числу студентов, обучающихся в нашем вузе. Пособие отвечает образовательному стандарту и современным представлениям о человеческой психике.

Наиболее востребованным, на наш взгляд, данное учебное пособие будет студентами заочной формы обучения. В силу разных обстоятельств (загруженность на работе, удаленность от города и т.д.) эти студенты не имеют возможности охватить весь спектр учебных изданий по базовому предмету цикла психологических дисциплин. В данном пособии собраны сведения из наиболее важных и надежных источников, что станет гарантией точных и систематических знаний студентов.

В учебном пособии раскрываются общие, традиционные и программные проблемы психологии. Оно является своеобразным синтезом учебников таких известных авторов, как Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Д. Дружинин, А.Г. Маклаков, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и т.д.

Объем дисциплины «Общая психология» не позволяет включить в одну книгу все содержание предмета. Поэтому решено подготовить несколько подобных учебных пособий по основным разделам дисциплины. Данная работа является, пожалуй, первой попыткой на нашем факультете подробного изложения фундаментального психологического курса.

 

Уважаемые студенты! Надеемся, материал, имеющийся в учебном пособии, поможет вам при подготовке к экзаменам и зачетам, а главное, укрепит ваше желание основательно и серьезно разобраться в сложном теоретическом курсе «Общая психология»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………

Глава 1. Ощущения ………………………………………………………

1 .1. Ключевые понятия…… ……………………………………………….

1.1. Общие сведения об ощущениях………………………………………

1.1.1. Сущность ощущений………………………………………………..

1.1.2. Теоретические основы ощущений………………………………….

1.1.2. Пороги ощущений…………………………………………………..

1.2.Классификация ощущений… ………………………………………….

1.2.1.Слуховые ощущения………………………………………………….

1.2.2. Зрительные ощущения………………………………………………

1.2.3. Кожные ощущения………………………………………………….

1.2.4. Вкусовые, осязательные, обонятельные ощущения……………..

1.2.5. Ощущения вибраций, движения и равновесия…………………..

1.3. Свойства и характеристики ощущений… …………………………..

1.3.1. Общие свой ства ощущений…………………………………………

1.3.2. Количественные характеристики ощущений……………………..

1.4. Взаимодействие ощущений, адаптация, развитие и нарушение ощущений……………………………………………………………………..

1.4.1. Взаимодействие ощущений……………………………………………

1.4.2. Сенсорная адаптация………………………………………………….

1.4.3. Развитие ощущений……………………………………………………..

1.4.4.Нарушение ощущений…………………………………………………..

1.5. Физиологические основы ощущений …………………………………..

1.5.1. Анализаторы…………………………………………………………….

1.5.2. Психофизические и психофизиологические закономерности ощущений……………………………………………………………………….

1.6. Вопросы для самопроверки……………………………………………….

1.7. Тестовые задания…………………………………………………………

1.8. Рекомендуемая литература………… …………………………………….

Глава 2. Восприятие ………………………………………………………

2.1. Ключевые понятия………………………………………………………

2.2. Общая характеристика восприятия…………… ………………………..

2.2.1. Сущность восприятия…………………………………………………

2.2.2. Свойства восприятия…………………………………………………

2.3. Классификация восприятия…………………………………………….

2.3.1.Восприятие по ведущей модальности………………………………..

2.3.2. Восприятие по индивидуальным различиям…………………………

2.3.3.Восприятие по степени волевых усилий……………………………..

2.4. Сложные формы восприятия……………………………………………

2.4.1. Восприятие времени………………………………………………….

2.4.2. Восприятие пространства…………………………………………….

2.4.3. Восприятие движения………………………………………………..

2.5. Восприятие окружающей среды…………………………………………..

2.5.1. Закономерности восприятия в организации целостной среды…….

2.5.2. Социально значимые характеристики среды………………………

2.6. Восприятие человека человеком……………………………………………

2.6.1. Восприятие внешности человека…………………………………..

2.6.2. Некоторые закономерности управления восприятием другого человека………………………………………………………………………..

2.6.3. Типичные ошибки в восприятии другого человека………………….

2.6.4. Восприятие жестов и их значение…………………………………….

2.6. Иллюзии восприятия…………………………………………………………

2.7. Нарушения восприятия………………………………………………………

2.8.Физиологические основы восприятия……………………………………

2.9. Вопросы для самопроверки……………………………………………….

2.10. Тестовые задания…………………………………………………………

2.11. Рекомендуемая литература………… …………………………………

 

Глава 3. Представление ………………………………………………….

3.1. Ключевые понятия……………………………………………………………

3.2. Общая характеристика представлений …………………………………

3.2.1.Свойства и функции представлений…………………………………..

3.2.2. Сущность представлений……………………………………………….

3.3. Виды представлений…………………………………………………………

3.4. Индивидуальные особенности представлений…………………………

3.5.Физиологические основы представлений……………………………….

3.6. Вопросы для самопроверки……………………………………………….

3.7. Тестовые задания…………………………………………………………

3.8.Рекомендуемая литература………… …………………………………

 

Глава 4. Внимание ……………………………………………………….

4.1.Ключевые понятия……………………………………………………………

4.2.Общая характеристика внимания……………………………………….

4.2.1.Сущность внимания……………………………………………………

4.3.2. Функции внимания……………………………………………………

4.3.3 Теории внимания……………………………………………………....

4.3.4. Свойства внимания……………………………………………………

4.4. Виды внимания……………………………………………………………….

4.5. Физиологические основы внимания……………………….........................

4.6. Вопросы для самопроверки……………………………………………….

4.7. Тестовые задания…………………………………………………………

4.8.. Рекомендуемая литература………… …………………………………

Глава 5. Память ……………………………………………………….

5.1.Ключевые понятия……………………………………………………………

5.2.Общая характеристика памяти…..……………………………………….

5.2.1.Сущность памяти………………………………………………………

5.2.2. Закономерности памяти……………………………………………..

5.2.3.Мнемические действия………………………………………………

5.3.Теоретические модели памяти………………………………………

5.3. Процессы памяти……………………………………………………

5.4. Классификация видов памяти……………………………………………

5.5. Индивидуальные особенности памяти………………………………..

5.6.Нарушения памяти…………………………………………………………

5.7. Физиологические основы внимания……………………….........................

5.8. Вопросы для самопроверки……………………………………………….

5.9. Тестовые задания…………………………………………………………

5.10. Рекомендуемая литература………… …………………………………

Глава 6. Воображение ……………………………………………………….

6.1.Ключевые понятия……………………………………………………………

6.2.Общая характеристика воображения…..………………………………….

6.2.1.Сущность воображения и его соотношение с другими познавательными процессами………………………………………………

6.2.2.Воображение как процесс преобразования представлений……….

6.2.3. Функции воображения………………………………………………

6.3. Классификация видов воображения……………………………………

6.4. Формы воображения………………………………………………………

6.5. Индивидуальные различия и развитие воображения………………

6.6. Физиологические основы воображения…………………….........................

6 7. Вопросы для самопроверки……………………………………………….

6.9.. Тестовые задания…………………………………………………………

5.10. Рекомендуемая литература………… …………………………………

 

Глава 7. Мышление ……………………………………………………….

7.1.Ключевые понятия……………………………………………………………

7.2.Общая характеристика мышления …..………………………………….

7.2.1.Сущность мышления…………………………………………………..

7.2.2.Основные признаки мышления………………………………………

7.2.3. Функции мышления………………………………………………

7.3. Классификация видов мышления……..……………………………………

7.4. Операции и формы мыслительной деятельности………………..……

7.5. Индивидуальные стили мышления…………………………………………

7.6.Теории мышления. Исторический аспект…………………………………

7.7.Формирование и развитие мышления………………………………………..

7.8. Нарушение процессов мышления……………………………………………

7.9. Физиологические основы мышления…………………….........................

7.10.. Вопросы для самопроверки……………………………………………….

7.11. Тестовые задания…………………………………………………………

7.12. Рекомендуемая литература………… …………………………………

Глава 8. Речь ……………………………………………………….

8.1.Ключевые понятия……………………………………………………………

8.2.Общая характеристика речи…..………………………………….

8.2.1.Свойства речи…………………………………………………..

8.2.2.Функции речи……………….………………………………………

8.3. Классификация видов речи……..……………………………………

8.4. Развитие речи……………………………………………………………..……

8.5. Нарушения речевой функции…………………………………………

8.6.Научно-теоретические основы речи. Исторический аспект…………

8.7.Речь и общение………………………..………………………………………..

8.8. Речь и мышление……………………………………………………………

8.8. Речь и личность…………………………………………………………….

8.9. Физиологические основы речи…………………………….........................

8.10.. Вопросы для самопроверки……………………………………………….

8.11. Тестовые задания…………………………………………………………

8.12. Рекомендуемая литература………… …………………………………

 

Глава 1. Ощущения

«Из экспериментальной психологии восприятия хорошо известно, что процесс формирования образа начинается с различения и далее идет через опознание к полному и адекватному восприятию данного объекта.

Также и историческое становление научных понятий начинается именно с их различения. Так, формирование и развитие понятия психического явления или процесса, естественно, начинается с различения психического и непсихического, т.е. с противопоставления сферы психических явлений всему многообразию остальной реальности, которая в эту сферу не включается»

 

 

Л.М. Веккер. Психика и реальность (единая теория психических процессов). – М., Смысл.- 1998. – С. 685.

 

 

«Модальность – это специфическая субъективная окраска, которая характерна для каждого ощущения. Например, ощущение сладкого совсем не похоже на ощущение горького, холодного или мокрого, красного и т.д. Модальность всегда соответствует характеристике рецептора. Она является субъективной формой представления объективных физико-химических свойств окружающего мира».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.