Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определите индивидуальные особенности мышления




Рекомендуемая литература

Вопросы для самопроверки

1. Дайте общую характеристику речи, как познавательного процесса.

2. Охарактеризуйте основные свойства речи.

3. Перечислите функции речи и дайте их краткую характеристику.

4. Что относится к периферическим системам обеспечения речи.

5. Какова роль второй сигнальной системы в процессе организации речи?

6. Каковы механизмы речи.

1. Охарактеризуйте основные виды речи?

2. Объясните суть различий между внешней и внутренней речью.

3. Охарактеризуйте различия между монологической и диалогической речью.

 

1.Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. – М., Владос, 2003.

2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960.

3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-хт. Т.2 / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979.

5. Брунер Д.С. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика: Сб. статей. М, 1984.

4. Веккер Л.М. Психика и реальность (единая теория психических процессов). – М., Смысл.- 1998.

5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика,1982.

7. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.

8. Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество. М., 1998.

8.Козубовский В.М. Общая психология. Познавательные процессы. – Минск, Амалфея, 2004.

9.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. СПб.,- Питер, 2003.

10. Лурия А.Р. Язык и мышление. – М,1979.

11. Маклаков А.Г. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

12.Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию - М., 1997.

13.Петровский А.В. Введение в психологию. – М.,2001.

17. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1932.

14.Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М,1990.

15. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2.- М.: Педагогика,1987.

16.Станкин М.И. Общая психология. Функциональные явления человеческой психики. – М., 2003.

17.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.

 

 

Тестовые задания

1. Определите, какой это познавательный процесс?

1. Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей и т.д. (память).

2. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира (ощущения).

3. Отражение новых образов и мыслей (воображение).

4. Отражение общих и существенных связей и отношений предметов и явлений окружающего мира (мышление).

 

2.Определите вид внимания в каждом из следующих примеров:

1. Сознательно ставя перед собой какую-либо цель, человек активно направляет свою деятельность с помощью усилий (произвольное).

2. Преднамеренно сохраняется,а усилий воли для его сохранения уже не требуется (непроизвольное).

3. Внимание, возникающее без участия воли, основанное, в основном, на интересе, новизне и значимости (послепроизвольное)

 

3.Укажите, на какие признаки предметов распространяется свойство относительнойконстантности восприятия:

 

а) цвет;

б)форма (*);

в) запах;

г) величина (*);

д) температура.

4. Для каких видов памяти характерны следующие особенности?

1. Вид памяти, обеспечивающий хранение информации без специальной установки (непроизвольная)

2. Вид памяти, обеспечивающий сохранение и воспроизведение различных движений (двигательная).

3. Вид памяти, обеспечивающий сохранение наших переживаний, отношений с окружающими (эмоциональная).

4. Вид памяти, обеспечивающий хранение информации со специальной установкой (произвольная).

5. Вид памяти, обеспечивающий оперативное удержание и преобразование информации (оперативная).

 

5. Укажите, чем оперирует словесно-логическое мышление:

 

а) предметами;

б) словами (*);

в) мыслями(*);

г) понятиями(*);

д) наглядными образами.

6.Назовите свойства восприятия, которые отличаются следующими признаками:

1. Относительное постоянство образов, в частности, их формы, цвета, величины, при изменении условий восприятия (константность).

2. Особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств, как единого целого (целостность).

3. Особенность восприятия, проявляющаяся в выделении каких-либо объектов или их частей. Выделяемый объект выступает как «фигура», а остальные объекты – как «фон» (избирательность).

4. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к определенной категории объектов (предметность).

5. Особенность восприятия, направленная на осознание объекта как единого целого (осмысленность).

 

7. Каким мыслительным операциям соответствуют приведенные определения?

1. Мысленное объединение частей или свойств в единое целое (синтез).

2. Мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным признакам (обобщение)

3. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида (классификация).

4. Установление сходства и разлия между предметами (сравнение).

5. Выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, не существенных (абстрагирование).

6. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики (анализ)

8. Определите тип воображения:

 

1. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию (воссоздающее).

2. Воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности (творческое).

3. Процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, направленный на будущее, и притом на желаемое будущее (мечта)..

 

9. Ответьте, различаются ли между собой понятия языка и речи (отметьте, пожалуйста, правильные суждения)?

а) не различаются;

б) речь – явление объективное (*);

в) язык – явление субъективное (*);

г речь – явление субъективное;

д) язык и речь не связаны.

 

 

10.Определите вид познавательного процесса:

1. Отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (восприятие).

2. Отражение действительности, опосредованным путем, с помощью знаков (речь).

3. Следовое отражение прошлого опыта, заключающееся в сохранении и воспроизведении информации (память).

4. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира (ощущение).

 

 

11.Выберите из предложенного перечня основные функции памяти:

а) запечатление;

б) переработка;

в) запоминание(*);

г) забывание(*);

д) осмысление;

е) воспроизведение(*);

ж) сохранение(*).

 

12. Каким формам мышления соответствуют следующие определения?

1. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо (суждение).

2. Форма мышление, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженные словом или группой слов (понятие).

3. Форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод (умозаключение).

 

1. Особенность мышления, проявляющаяся в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами (самостоятельность)

2. Умение изменять намеченный ранее путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы,которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала (гибкость).

3. Умение принимать определенные решения в очень короткий срок (быстрота).

 

14.Укажите, как называются специальные приемы запоминания?

 

а) упражнения

б) мнемоника

в) рационализация

г)интеллектуализация

 

 

15. Для каких видов памяти характерны следующие особенности?

 

1. Вид памяти, обеспечивающий хранение информации без специальной установки (непроизвольная)

2. Вид памяти, обеспечивающий сохранение и воспроизведение различных движений (двигательная).

3. Вид памяти, обеспечивающий сохранение наших переживаний, отношений с окружающими (эмоциональная).

4. Вид памяти, обеспечивающий хранение информации со специальной установкой (произвольная).

5. Вид памяти, обеспечивающий оперативное удержание и преобразование информации (оперативная).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.