Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. История архитектуры и градостроительства этрусков




 

I. ЭТРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА

Культура Древней Италии развивалась на территории, расположен­ной к югу от Альп и включала в себя Ломбардскую низменность, Апеннинский полуостров и острова Средиземного моря.

Выгодное географическое положение, плодородные земли, мяг­кий климат, богатство полезных ископаемых привлекали в Италию на-. роды с Севера, Юга, Востока. Здесь происходит смешение различных культур греческой и малоазийской,.что способствовало возникнове­нию на апеннинском полуострове - цивилизации ранней и могучей. Древнейший памятник относится к палеолиту.

Наскальные рисунки III тыс. до н.э., окрашены. Керамика с геометрическим арнаментом - I пол. II тыс. В конце бронзового" ве­ка 2-я половина II тысяч. - появились свайные поселения - терра-пары. Круглые, прямоугольные, на искусст. земляных насыпях, на деревянных сваях. Сохранились урны, статуэтки, наскальные рисун­ки человека и животных.

Под Болоньей, в местечке Мелланова обнаружили жилища - круг­лой, овальной формы УШ-УП в до н.э. культура Вилланова столб в центре поддерживал деревянную крышку терракотовые урны в Форме жилищ, фрески, скульптура из бронзы украшена, керамикой.

К VIII в до н.э. из многочисленных племен Италии - умбры, латины, самниты - выделились Этруски. Произошли либо от др. ин­доевропейского народа или пришли с севера. По др. версии со вре­мен Геродота - пришли с востока. Имеются многочисленные.восточ­ные элементы в раннем периоде и сильное греческое влияние в поз­днем.

Этрурия располагалась вдоль берега Тирренского моря, занима­ла территории современной Тосканы.

С VIII в - отцентровалась культура Средиземноморья, соперни­чавшая с греческими финикийцами в области мореплавания и торговых ремесел. Товары поставлялись не только в Средиземноморье, но и на север Европы, в страны Скандинавии. Появляется письменность.

VП-V1 вв - период расцвета. Переход к рабовладельческому строю, возникновение этрусской федерации. Города близки по общес­твенной организации к греческим полисам связаны единой религией /Юпитер, Юнона и Минерва/, экономическими, политическими отноше­ниями, но сохраняли автономию.

Архитектурные и культурные памятники свидетельствуют, что существуют зависимые землевладельцы, рабы, кооперация труда, необходимая для крупных строительных земляных работ. Власть при­надлежит царю.

Особенно развивались города вдоль побережья и на торговых путях.

В период могущества этруски подчиняли север Испании,"Корейку.

В V веке начался экономический и политический упадок, выз­ванный усилением Греции и внутренними противоречиями. Во II в. этрусия становится частью Римской республики.

Этруски поклонялись множеству богов, изображаемых в человечес­ком облике. Верховная триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Большое место - культ мертвых. Вера в загробную жизнь Гробницы из камня или в скалах - вид жилища - изучение культуры.

В истории этрусской культуры - 3 периода: I — УП-У вв; II У-1У вв; III - сер. IV- I вв. до н.э.

Архаический - расцвет, сильное влияние Восточного Средизем­номорья, особенно Греции. Второй период постепенный упадок могу­щества, третий - отмечается взаимодействием новых эллинских влия­ний, выразившихся в развитии жилого дома, широкое введение гре­ческих ордеров, которые использовались как декорация.

Строительные материалы и техника. Строительные материалы де­рево, камень, вулканические породы - туф, вулканический песок связующее.

Дерево - для перекрытий кладка - кирпич, /с III тыс. до н.э./ и глина. Из глины керамика. Из камня - без раствора - для штукатурки. Ложные своды и купола /угол равен 10 м/.

Градостроительство. Зтрусско-италийская градостроительная схема связана с древними этрусскими обрядами. Этруссы, руковод­ствовавшись "ритуальными книгами", в которых описывались "по ка­кому обряду основывались города, освящались храмы, что сообщает стенам нерушимость, а вратам законность".

Жрец ориентировал будущий город по странам света, пользуясь инструментами типа компаса, очерчивал границы, помечал расположе­ние ворот. В огороженом пространстве воздавалась система улиц с центром, с храмом триады на холме. Параллельные и перпендикуляр­ные системы с кварталами. Определенное соотношение ширины глав­ных и второстепенных улиц. Не менее 3-х улиц, 3 ворот и 3 храмов.

Впоследствии эта градостроительная схема получила развитие в Римской республике и империи.

Пример правильного этрусского города - на месте современно Марцаботто. Возможно он назывался Низа существовал в У1~У вв, пал. в IV в под нашествием галлов.

В северо-восточной части, на холме - священный центр Акро­поль /майд. цоколи храм и жертвены/. У подножья - город /100 га/. Правильная сетка улиц, 2 главные улицы - восточно-западная и сев. -юг. имели тротуары и мостовую шириной 15 м, второстепенная улица -5м, главная улица - каналы для стока дождевых вод, пок­рыты на переправах каменными плитами. Боковые части тротуаров приподняты. Вода подводится в город по подземным каналам из ре­зервуара за городом кварталы 1= 165, в = 35,40,68. В каждом квар­тале производственные мастерские, лавки, позади - жилые комнаты -кубикулы. выходящие во внутренний двор. Город еще не раскопан. Предполагают, что поблизости от "трудовой" части расположены кварталы знати, аристократии, т. к. близ Марцаботто открыты гроб­ницы со сложной планировкой и багатой утварью и украшены.

Город Сийна. Руины открыты в 1956 г. "Венеция" была построе­на в V в до н. э. в лагуне реки в 3 км от моря. Улицы - каналы. Большой канал - 30 м - исправленное русло реки По, пересекая с севера на юг весь город. Небольшие каналы перпендикулярно пересз-кают его. Найдены остатки свай. В настоящее время затоплены. Но с помощью аэро съемки обнаружены.

Инженерные сооружения. Этрускам известна техника обработки меди, олова, железа. В Популонии найдены железоплавные печи диа­метром 8 метров, выложены огнеупорным кирпичом. Дренажирование болот как средство борьбы с малярией. Известны акведуки. Извес­тен клинчатый кирпич - арки, своды. Главный водосток Рима - клоа­ку Максима - начали строить в III в до н.э., но сводчатые части датируются 11-1 в до н.э. Римские историки высоко ценят искус­ство этруских инженеров, построивших дороги и мосты, которые во время империи использовались в военных целях.

центром, с храмом триады на холме. Параллельные и перпендикуляр­ные системы с кварталами. Определенное соотношение ширины глав­ных и второстепенных улиц. Не менее 3-х улиц, 3 ворот и 3 храмов.

Впоследствии эта градостроительная схема получила развитие в
Римской республике и империи.

Пример правильного этрусского города - на месте современно Марцаботто. Возможно он назывался Миза существовал в У1-У вв, пал. в IV в под нашествием галлов.

В северо-восточной части, на холме - священный центр Акро­поль /майд. цоколи храм и жертвенник/. У подножья - город /100 га/. Правильная сетка улиц, 2 главные улицы - восточно-западная и сев. -юг. имели тротуары и мостовую шириной 15 м, второстепенная улица -5м, главная улица - каналы для стока дождевых вод, пок­рыты на переправах каменными плитами. Боковые части тротуаров приподняты. Вода подводится в город по подземным каналам из ре­зервуара за городом кварталы 1= 165, в = 35,40,68. В каждом квар­тале производственные мастерские, лавки, позади - жилые комнаты -кубикулы, выходящие во внутренний двор. Город еще не раскопай. Предполагают, что поблизости от "трудовой" части расположены кварталы знати, аристократии, т.к. близ Марцаботто открыты гроб­ницы со сложной планировкой и богатой утварью и украшены.

Город Сийна. Руины открыты в 1956 г. "Венеция" была построе­на в V в до н. э. в лагуне реки в 3 км от моря. Улицы - каналы. Большой канал - 30 м - исправленное русло реки По, пересекая с севера на юг весь город. Небольшие каналы перпендикулярно пересекают его. Найдены остатки свай. В настоящее время затоплены. Но с помощью аэросъемки обнаружены.

Инженерные сооружения. Этрускам известна техника обработки меди, олова, железа. В Популонии найдены железоплавные печи диа­метром 8 метров, выложены огнеупорным кирпичом. Дренажирование болот как средство борьбы с малярией. Известны акведуки. Извес­тен клинчатый кирпич - арки, своды. Главный водосток Рима - клоа­ку Максима - начали строить в III в до н.э., но сводчатые части датируются П-1 в до н.э. Римские историки высоко ценят искус­ство этруских инженеров, построивших дороги и мосты, которые во время империи использовались в военных целях.

В Перудже хорошо сохранилась дорога, мощеная платами 30 см, длиной 1,08 м. Устои мостов высекали в скалах или из каменных блоков.

Сохранился мост около Вейи-Понте Содо 1=80 м река течет в туннеле, шириной 4 м, мост на высоте 10 м полотно дорожное.

Городские стены - также свидетельствуют об инженерном ис­кусстве народа. Возводят с VI в до н. э. Сначала из грубоотесаи-ных камней на растворе толщиной около Зм, 5м, без башен.

После IV в до н.э. - блоки квадратных сечений, дл. в 2-3 квадра. /60x60x120/180 см/ тычковые ряды чередуются с ложковыми. создают перевязку. Сочетание с клинчатыми арками и башнями фортифи-кационными.

Наиболее значительный комплекс сохранен в Перузии /стены, башни, ворота/. Северный въезд в город - арка Августа /1.1-1 вв до н.э./ зажат между двумя башнями, сужающимися кверху. Пролет 4,36м из 2-х несущих рядов клинчатого кирпича 3-й ряд - декорация. Фриз, отделяющий арку ворот от верхней декоративной арки, изобра­жающий колоннаду.

Погребальные сооружения. Является богатым материалом для изучения культуры и архитектуры этрусков, т.к. часто повторяет Форму жилищ соответствующего периода, также присутствие утвари, росписи.

Можно разделить на 2 типа 1-тумулус конический земляной холм, окружен у основания каменной стеной. Внутри одна или нес­кольких камер перекрыт ложным куполом или сводом.

К концу VI в до н. э. этот тип заменен гробницами высеченны­ми в скалах.

Этрусские скальные гробницы располагаются вне креп, стем, складываясь в города мертвых - некрополи. При выборе места учиты­вался рельеф местности. Чаше всего некрополь занимал отдельное плато или крутой склон горы.

Самые грандиозные некрополи VII до н.э. обнаружены около Цере. Некрополь 'располагался на плато, на которых тумулусы и более поздние гробницы расположены вдоль главной и нескольких попереч­ных улиц. Все элементы камер высечены из туфа. Обнаружены также и шахтные погребения, которые позволяют связать культуру этрусков с культурой Виллангова.

Перекрытия камер имитировали деревянные перекрытия жилищ, мебель, высеченную из камня.

Предполагают /на основании изученных гробниц/, что простейший этруский дом состоял из центрального помещения - атрия с очагом, напротив входа у стены находилось ложе. Постепенно план до­ ма усложнялся, к атрию пристроены комнаты, главной частью жилищ становится таблинум - приемный зал хозяина, отсюда двери в коридор
- остий, в котором по обе стороны расположены комнаты для женщин,
детей, слуг.

Храмы. Древнейшие храмы этрусков, сложены из сырцового кир­пича и дерева - перекрытия не сохранились. Изучаются по сохранен­ным фундаментам и письменным свидетельствам более позднего перио­да /Витрувий/.

Простейшие храмы появились в VII в до н.э., напоминали гре­ческие с 2-х колонными портиками.

В начале VI в до н. э. складываются основные типы этруских храмов. 1-целловый и 3-х целловый, с развитыми многоколонными порти­ками. Каждая целла посвящена богу Юпитеру, Юноне, Минервы. В одноцелловых храмах, помимо глубокого переднего портика устраива­лись открытые крылья или колонные портики более узкие, чем перед­ний. В 3-х целловом, боковые и иногда не имели передней стены и боковых портиков - были открыты на фасад, так что фактически эти храмы во многом положи и сохраняют тройственность.

Храм Юпитера Капитолийского в Риме. По форме плоский - квад­рат. По описанию Витрув кол. -дер. высотой 1/3 в Фасада строго по осям стен. Главный фасад четко выделен глубоким портиком лестни­цы. Передний ряд колонн перекрыт двумя параллельными балками, на которых уложены такие же балки, несущие перекрытия портика. Круп­ная двускатная крыша храма с большими свесами предохраняющих сыр­цовую кладку и деревянные комплексные свесы кровли, образующие карниз, как и терракотовые облицовки, покрывавшие деревянные конструкции над колоннами покрыты росписью. Фасад этрусских храмов с широкой лес­тницей, невысокими колоннами, перегруженными терракотой, верхними частями имел приземистый, тяжелый облик. Особенно в сравнении с греческими храмами этого же периода. Колонны этрусских храмов мож­но рассматривать как прототип "тосканского ордера" Витрувия. но не как архитектурный ордер, т.к. расположенные над ними части не имели четких тектонических членений. Колонны обладают гладким, резко сужавшимся стволом стояли на круглой базе - плинте и завер­шались плоским эхином и высокой абакой. Другой, более сложный тип этрусской колонны - граненный ствол на круглом плинте и валютами. Капители имеют сходство с "протоионическими" капителями. Сирии и Кипра. Впоследствии вытеснены греческим ордером.

Во втором периоде этрусской архитектуры нововведение в храмо­вом зодчестве и ордерах не наблюдается. Меняется в сторону все большего богатства и усложнения терракотовым декор храмом. Появ­ляется терракотовый барельеф.

Хотя этрусское зодчество не оставило выдающихся сооружений в ист. масштабе, но определило многие черты раннеиталийской и поз­же римской архитектуры! высокое строительное мастерство, искус­ная работа с металлом /капитолийская волчица/ /нач. V в/, тради­ции градостроительства, традиции планировки жилья и т. д.

 

 

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

II. АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

История Римской республики охватывает период с 509 г, до н.э. со времени свержения этруских царей до 27 г. до н.э. - воз­никновение Римской империи.

Рим, являясь первоначальным обычным городом-государством, который объединил к I в до н. э. все области Италии, Грецию, Маке­донию, Испанию, Малую Азию, Галлию, часть северной африки, Сирию. Все Средиземноморье.

История рабовладельческой Римской республики - непрерывные войны, как внешние, так и внутренние. Конфликты между старой знатью и рядовым населением городов, лишенных политических прав. Борьба рабов, вылившаяся в два восстания в Сицилии II в до н.э.., восстание Спартака I в до н. э. Внешние войны в которых Рим высту­пал агрессивной стороной. Особенно тяжелыми для Рима оказались война с галлами IV в до н.э. и при Пунинеские войны с Карфагеном, когда Ганнибал поставил Рим на грань катастрофы.

Многие полководцы 11-1 вв стремились обеспечить себе едино­личную власть в Риме, но удалось это лишь Августу /27 г. до н э, - 14 г. до н. э. /.

В создании римской культуры участвовали не тлько римляне, но и этруски, греки. Римская культура не имела яркого творческого начала, присущего Греции, хотя и в Греции культура была построе­на не на пустом месте - эгейский мир, влияние Малой Азии, Египта. Местные латинские особенности и этрусские традиции составили ос­нову римской культуры, которая впоследствии развивалась с пос­тоянным влиянием культуры завоеванных народов. К I в до н.э. уже сложились характерные римские типы зданий и сооружений.

 

Строительные материалы и техника.

Основным строительным ма­териалом в Риме был камень. Наиболее удобными для обработки -вулканические породы - туф серого', желтого или коричневого цвета. Ценился твердый известняк - травершин, применявшийся экономно, лишь в местах наибольшей нагрузки. Применяемая облицовка туфом. Из камня - культовые и общественные здания и сооружения, жилье - из кирпича-сырца, со II в до н.э. - обожженный кирпич. Колонны -из фасон, кирпича. К концу I в до н. э. прим. пустотельные кирпи­чные блоки для устройства отопления и вентиляции и наконец - на­чинают применять мрамор. Применяются различные виды кладки квад-ровая, полигональная - известные из лик. пер. Греции, в V-III римляне освоили по "нормам" кладку из блоков /карп./ 60x60x120. Несколько типов:

К III в до н.э. влиянием греков улучшили обработку внешней стороны блоков. К концу II в до н.э. относится изобретение римского бетона открывшего огромные возможности в стрительстве. Отличие римского бетона: применение поццуоланового - вулканического песка /г. Поццуоли/. Придают прочность, быстрое схватывание, уменьшение объемного веса. Вначале - заполнение небольших объемов, впослед­ствии - самостоятельный строительный материал, но осталась обли­цовка камнем инцерт, ретикулат, углы - из квадровой или нормальной каменной кладки (кирпича). Параллельно шло развитие арочно-сводчатых конструкций. Хотя остается открытым вопрос о самостоятельном изобретении арки римлянами.

Первое появление клинчатой арки относится к IV в до н.э. Соединение бетонной техники и клинчатых арочно-сводчатых конструкций дало невиданные возможности: римские акведуки, Колизей, Пантеон.

Одним из дошедших до нас монументальных сооружений в новой технике - портик Эмилиев II в до н.э. склад зерна в Эмпории. В 174г. до н.э. здание портика, в плане, вытянутом вдоль набереж­ной /487 х 60 м/ разбитое внутри на 50 нефов, ступенями под жилье от берегов Тибра. Каждый неф имел пролет 8,3 м, фасад из туфа, стены бетонные, облицованные инцертом.

Малые сроки строительства. Колизей - за 5 лет. Акведуки в 100 км и более за 2-3 г. При проектировании использовались модульность элементов конструкций, типизация элементов, кратность размеров футу, что позволяло расчленить работу на одинаковые несложные операции. Очень высокая организация труда на римских стройках.

Градостроительство. Во времена войны - главное внимание - обо­роне, фортификационные сооружения и самому необходимому благоустройство - водопроводы и канал. Городские стены, акведуки, клоа­ки. Города складывались стихийно, подчиняясь рельефу.

В У1П-УП в до н.э. Рим - небольшое поселение /квардатный Рим/, хижины овальные или прямоугольные: деревянный каркас, трос­тниковые стены обмазанные глиной. К концу VII в - крепость-город 285 га. В VI в до н.э. древнейшая каменная стена Рима Палатин, Капитолий, Квиринал, Эсквилин. В V-III в. в. город с постепенно сложившейся неправильной планировкой узких кривых улиц, страдаю­щий от пожаров.

Взятие галлами в IV в до н.э. Рима, показало необходимость строительства оборонительных укреплений. Построена стена Сервия в 378-352 г. до н. э. 426 га. Совмещение строительных приемов ита­льянских и греческих. Земляной вал 30-40 м толщиной — между высокой передней и более низкой задней стеной из камня. Клинчатые арки площадками для катапульт, установлены позже /II-I вв/.

В V в до н. э. на юге Италии существовал город с регулируемы­ми планами. Гипподамова система распространена в Италии. Город Фурий (греческий полис Италии) - спланирован самим Гипподамом. Новое в римской регулярной планировке - пересечение перпендикулярно 2-х магистралей - как результат Формирования лагеря. Устройство типового римского лаге­ря использавалось Полибием II в до н.э.

К концу древнего периода разбивали квадрат или прямоугольник (римский военный лагерь), ориентирова­нный строго по сторонам света, окруженный рвом и валом. В центре каждой стены - ворота. Географическую ориентацию подчеркивали две глав­ные дороги-улицы: кардо - север - юг, декуманус - восток -запад на их пересечении - площадь для общественных собраний воинов - форум.

В важнейших пунктах сооружения постоянного лагеря стены ка­менные, вместо палаток - казармы, административные и обществен­ные учреждения из камня. Со временем эти лагеря, в которые вели дороги становились городами.

Один из подобных городов - крепость в Остии. 340-335 г.г. до н. э. в устье Тигра.

Первоначально крепость невелика, но после разрушения Карфа­гена, благодаря росту морской торговли Рима начался экономичес­кий подъем Остии.

Стены постепенно разрушились, строительство велось бессис­темно, город утратил геометричность плана. Дома господствующих слоев населения группировались вокруг форума. Храмы скромны и ма­лочисленны.

Кроме Остии - Минтурно, Геркуланум Полигеи - особое место, засыпанный 24 августа 79 г. н. э. великолепно сохранился. Осно­ван в VI в до н. э. Греками. В I в до н. э. - римская. Поэтому ха­рактерно смешение греческой и римской истории. Основа планировки - два декумануса и два кардо. Декуманусы - ул. Меркурия и Стабианская ориентированы на Везувий. Город расположен на лавовом плато. Форум также ориентирован на Везувий и находится не в цен­тральной части города, как обычно, а в юго-западной части.

Общественные сооружения. В республиканский период все сторо­ны общественной жизни сосредоточены на форуме - это центр полити­ческой;жизни, народные собрания, торговля. В праздники - гладиаторские бои. На форумах кроме храмов строили базилики /суд, биржа/, курии для заседаний сената, таверны - лавки торговцев.

 

Форум Помпеи. Сложился к III в до н.э.

Замкнутый ансамбль, построен по италийскому принципу фронтальной осевой композиции.

 

РИМСКИЙ ФОРУМ формировался иначе, складываясь на протяжении вбей истории Рима. Поэтому Римский форум -имеет геометрическую строгую форму. Форум возник в VI в до н. э. у подножия Капитолий­ского холма - как место торговли и народных собраний. Для осуше­ния заболоченного места проведена клоака Максима, впадающая в Тигр. Затем Регия - жилище царя и курил /здание заседаний сена­та/ вблизи Комиция - площади народных собраний, храм Конкором, храм Сатурна, базилики и др. Образование рынков: Бычий, Овощной, Рыбный /форумы Боариум, Голиториум, Пискариум/.

Хаотичная застройка получила композиционный центр после воз­ведения в 78 г. до н.э. на юго-восточном склоне Капитолия зда­ния государственного архива - Табулария, замкнувшего Форум. Со стороны Форума это 2-х этажное сооружение. Открытая галереия пер­вого 'этажа высотой 10 м состоит из 11 арок, пролетом 3,5 м. На = фасаде Табулария арка впервые объединилась с ордером, образовав новый архитектурный элемент - ордерную аркаду. Основные массы здания выполнены из бетона, но все наружные стены - из тесаного туфа. Под Табуларием проходит прямая лестница из 67 ступеней, соединяющих Форум с храмом Вейова, перекрытая цилиндрическими сводами.

В середине I в до н.э. Римский Форум реконструирован. При­нят уровень площади, строится базилик Юлия.

В 54-46 г. г. до н.э. построен новый Форум Цезаря, уже по единому проекту. При близком сходстве с Форумом Помпеи в нем дос­тигнута большая геометрия и симметрия частей. Эти черты легли в основу планировки Форумов последующего времени.

Храмы. Основной тип общественных сооружений в эпоху респуб­лики. Под влиянием этрусков и греков появились статуи богов и храмы, посвященные богам. Верховные боги - Юпитер, Юнона, Минер­ва, Марс, Венера и Веста. Вследствие тесной связи религии с госу­дарственной властью культовым церемониям придавалось большое зна­чение в государственном масштабе. Создан собственный ордер Рима -Тосканский.

В У-1У вв. до н. э. выстроено множество храмов - простилей на высоком постаменте /до 5м/.

 

Самый значительный - храм Юпитера Капитолийского в Риме, из­вестный по остаткам основания и описаниям Дионисия Галикарнасского. К концу VI в - трехцелловый храм.Дианы, который украшали гре­ческие мастера. Влияние Эллинизма все более усиливалось. Сначала это выражалось в механическом сочетании разнородных элементов, без понимания и применения логики, размерности, модулирования, изобретенного греками.

 

Храм Мира в Песшуме 111-11 в н.э. - 4-х кол. простиль с дорическим фризом.

Храм Аполлона в Помпеях - ионические колонны с: дорически* фризом I в н. э.

Храмы Римского Форума. Поиски и разработки типов римских храмов продолжались до I в до н. э. Наряду с новыми архитектурны­ми решениями продолжались существующие традиционные типы храмов.

Храм Геркулеса 100 г. до н.э. - дорический ордер - прос­тиль с равными по объему портиком и целлой.

К I в до н. э. возник новый тип храмов - псевдопериитер, ко­
торый является синтезом форм, интерколумнии боковых портиков за­
полнены раздвинутыми стенами целлы. Полуколонны и свободно стоя­ щие колонны единного ордера.

Наиболее ранний - псевдопериитер в Табуре храм Юпитера а Террачине - больших размеров псевдопериитер /34 х 20 м/ поднят над морем на 200 м.

Храм Фортуны Вирилис 42-38 г. г. до н. э. на Бычьем рынке Ри­ма - единственных храм республики, сохранившийся полностью. Выс­троен из туфа и оштукатурен.

Круглый периптер - храм I в до н. э. Сибиллы в Тибуре - ко-ринф. к храму Весты на Бычьем рынке I в н.э. - мрамор.

Характерное для этих храмов - сужение проемов в верхней час­ти.

Святилища. Комплексы святилищ создавались вокруг древних культовых мест - священных источников или в скалах.. Храм сочетал­ся с театром, располагающимся ниже, где проходило святилище в Кальяри на о. Сардинии III в до н.э.. Святой Юноны в. Габии - 200 г. до н.э. Отличает строго осевое расположение.

В первой половине I в до н.э. - святилище Фортуны в Прекес-те. Рядом с древнейшим местом культа Фортуны - пещера, прямоу­гольное здание площадью 22x14, примыкает к скале.

Ионический ордер. Пол покрыт мозаикой, изображен разлив Ни­ла. Впоследствии пристроена базилика. В 82-70 г. г. до н. э. строится новое святилище Фортуны диктатором Суллой. Применена ор­дерная аркада.

В середине I в до н.э. - культовый ансамбль - Святого Герку­-
леса в Тибуре. Более широкое применение аркад. Совмещение; театра
на нижней террасе с храмом - на верхней. Портики усложнились не
только по форме, но и по высоте, получив второй ярус. Традицион­-ная осевая композиция.

Базилики. Одно из необходимых сооружений италийского Форума - общественный центр, судопроизводство, биржа, место деловых встреч.

Древнейшим из сохранившихся базилик в Помпеях II в до н. з. с узким фасадом, обращенным на форум.

Бетонные стены, наверху прорезаны окна, покрыты туфом и росписями. В глубине базилика - трибунал - 2-х ярусное оформле­ние колонн.

В Риме: б. Порция /184 г. до н.э./, Фульвия Эмилия /179 г. до н. э. / - не ост. от Базилика Эмилия на Римском Форуме, похожем в общих чертах на б. в Помпеях.

Термы. К середине II в до н.э. установлен состав помещении, раздевалки, холодные, теплые, горячие бани, парильня.

Стабианские термы в Помпеях II в до н.э. В начале. I в до н.э. - проведен водопровод.

Термы форума Помпеи, Геркуланума наметилась тенденция преоб­ладания банных помещений над гимнастическими.

Нимфеи - полукруглые, овальные, прямоугольные сооружения с источником или фонтаном архитектурно сложились к концу республи­ки и предназначались для отдыха в виллах и термах.

К I в до н. э. выработалась базиликальная форма нимфеев: пря­моугольная в плане здания с апсидой в глубине.

Театры. Большое значение римляне уделяли развлечениям. За­воевав город, в первую очередь там строились театр, амфитеатр. После завоевания Греции началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое практичные, с трезвым складом ума рим­ляне почитали за образец. Во II в до н.э. греческий язык стал обычным в высшей обществе. В театрах -играли греческие пьесы, ко­медии. Но если греческие театры расположены обычно на склонах ак­рополя и открыты в природу, то римские театры замкнуты, круглые в плане. И как завершение эволюции римского театра - в 55-52 г.г. до н.э. на Марсовом поле построен театр Помпея - самостоятельное здание, а не скамьи под открытым небом.

Амфитеатры - сооружения сугубо римские. Предназначены для боев гладиаторов, борьбы рабов с дикими животными и т. д. Римские амфитеатры овальные в плане. Новые конструкции фундаментов - бе­тонные субструкции. И если при строительстве театров обходились одним центром, то для постройки субструкции амфитеатров приходи­лось намечать несколько центров сведения осей фундаментов до 12, в зависимости от размеров амфитеатра.

Инженерные сооружения. Беспрецедентным сооружением риьлян
являются акведуки. Объясняется отсутствием воды вблизи городов.
Поэтому вода доставлялась с гор системой акведуков, длиной до 100
км. Если этрусские акведуки обычно имеют 1 ярус аркад, то рим­
ские -2,3 яруса.

Продолжается совершенствование техники строительства мостов через реки, ущелья.

Переняв и усовершенствовав технику строительства дорог римляне строят великолепные дороги. 312 г. - Аппиева дорога выс­тлана бетонными плитами Ь 30 см, по щебеночному основанию и слою дренажа.

После взятия галлами Рима внимание уделяется крепостным соо­ружениям. Камень, кирпич, бетон, новые фортификационные приемы.

Растет пролет арок. Арочные пролеты мостов Фабриция и Цес-тия I в до н. э. достигают 24,5м.

Римской архитектурной практикой разработано 5 ордеров: тос­канский, римско-дорический, римско-ионический, римско-коринфский, композитный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.