Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские школы античности




а) Ионийская натурфилософия

Падение власти родовой аристократии и подъем власти земледельцев, торговых слоев общества, а также ремесленников, получивших политическое оформление сначала в институте тирании, а затем рабовладельческой демократии, явились благоприятной предпосылкой возникновения европейской философии. На первых порах она развивалась в рамках идеологии этих новых слоев общества, которые были заинтересованы в развитии отдельных наук, в том числе философии. Кроме того, благодаря выгодному географическому положению Ионии она имела обширные связи с высокоразвитыми странами Востока и Средиземноморья. Мореплавание и торговля сами по себе требовали знаний по астрономии и географии. Расцвету философского мышления способствовало развитие материального производства, отсутствие резко отделенной от общества касты жрецов и религиозных догм, которые могли бы служить серьезным препятствием для формирования научной картины мира того времени. К VII и VI вв. до н.э. центром греческой культуры стала Иония. В Милете возникла ионийская натурфилософия. Ее представители пытались ответить на вопрос о том, что является неизменной первоосновой всего сущего, из которой все возникает и в которую все возвращается. При этом мир они воспринимали как единое материальное целое. Фалес (ок. 624-547 до н.э.) считал первоосновой всех вещей воду и влагу. Анаксимандр (ок.610-546 до н.э.) – апейрон (беспредельное), Анаксимен (ок.588-525 до н.э.) - воздух. Все трое принимали за основу мира материальную субстанцию, которую они полагали одушевленной (гилозоизм). Материалистические и диалектические взгляды ионийских натурфилософов выражены в достаточно наивной форме. Наряду с философией они изучали астрономию, географию, геометрию и другие науки. Сохранились свидетельства о политической деятельности Фалеса. Из Ионии происходили также Пифагор (ок. 580-500 до н.э.) – основатель собственной философской школы, Ксенофан (565-470 до н.э.), который считается основоположником школы элеатов, а также Гераклит.

Пифагорейцы были первыми представителями философского идеализма. Основой всего сущего они считали числа и числовые отношения. В созданном ими религиозно-политическом союзе огромное внимание уделялось вопросам этики. Они внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии, теории музыки.

Элеаты. Их наиболее ярким представителем стал Парменид (VI-V вв. до н.э.), выдвинувший идею единого неизменного и неделимого бытия. Множественность вещей и их движение были, с его точки зрения, лишь видимостью и обманом органов чувств. Зенон и Мелис, исходя из парадоксальности этого тезиса, пришли к созданию своеобразной диалектики понятий. Пифагорейцы и элеаты представляли главным образом аристократические слои греческих городов-государств.

Гераклит и философы-материалисты V в. до н.э. В отличие от философии элеатов Гераклит (ок. 544-483 до н.э.) видел сущность бытия в непрерывном изменении, которое происходит согласно всеобщему закону (логосу), в единстве и вечной борьбе противоположностей. Стихийный материализм Гераклита бал неразрывно связан с диалектикой. Подобно элеатам, Эмпедокл, Анаксагор и Левкипп также выдвигали тезис о наличии неизменной материальной основы всего существующего. Но вместе с тем они разделяли идею Гераклита о вечной подвижности и изменчивости реального мира, которую они объясняли соединением и разъединением элементов (Эмпедокл), геометрией (Анаксагор) или атомов (Левкипп). Подъем рабовладельческой демократии создал социально-экономическую основу для развития античного материализма. На смену Ионии и Южной Италии, бывших основными центрами развития философии, пришли Афины, которые, одержав победу над персами, приобрели значительный политический и духовный приоритет в Греции. Анаксагор был первым знаменитым философом, представлявшим афинскую философскую школу.

Софистика. Развивающаяся рабовладельческая демократия непосредственно связана с подъемом общественной жизни. Народные собрания, выборность правителей и законодательная основа жизни общества вызвали живой интерес к риторике, искусству доказательства, политике, праву. Все это одновременно явилось причиной отхода от натурфилософских проблем и выдвижения на первый план антропологических, политических, этических и других проблем. Софисты стали первыми, кто осознал необходимость их постановки, они же дали материал Аристотелю для его логики, т.е. науки о законах мышления. Развивая риторику, софисты внесли значительный вклад в повышение общего уровня образования свободных имущих слоев. Используя учение о естественном праве, они выступали главным образом против устаревших общественных традиций, нередко впадая на этом пути в субъективизм и релятивизм.

Сократ и сократики. Сократ (469-399 до н.э.) усматривал свою основную задачу в преодолении произвола в сфере понятий в процессе познания истины, ибо истинное познание, по его мнению, является предпосылкой нравственного образа действий, к которому должен стремиться каждый человек. Сократ верил в силу человеческого разума и логической аргументации; его этика глубоко рационалистична. Хотя сам Сократ происходил из малоимущих граждан полиса, среди его учеников были выходцы из среды аристократии. Из так называемых сократовских школ – мегарская (основанная Евклидом) и, вероятно, элидо-эритрейская школы испытали сильное влияние элеатов и софистов. И те, и другие, однако, стремились к преодолению релятивизма. Значительное число приверженцев имело учение киренаиков, проповедовавших гедонизм, а также атеистические воззрения, и киников (циников), которые стремились к автаркии, т.е. внутренней независимости и самоудовлетворенности индивида, презирали достижения культуры и цивилизации и нередко вели нищенское существование. Негативно относились к существующей культуре того времени и та и другая школы: философы – выходцы из бедных слоев населения – отвергали ее, ибо не могли пользоваться ее плодами, философы же, представляющие зажиточную часть общества, были намерены паразитировать на ней.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.