Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-досуговая деятельность как педагогическое явление 2 страница




В 90-е годы содержательно-смысловым и организационно-технологическим ядром обновляющейся деятельности по организации свободного времени стала культурно-досуговая деятельность. С определенными оговорками ее можно считать преемницей традиционной культурно-просветительной работы, расставшейся на этапе демократического реформирования с долголетней политической ангажированностью и сбросившей с себя оковы жесткой идеологизации. Новая деятельность за довольно короткий промежуток времени обрела целый ряд позитивных качеств – она органичнее по сравнению со своей предшественницей вошла в систему повседневной культуры, больше внимания стала уделять проблемам организации отдыха и развлечений, активно занялась возрождением фольклорных традиций и т.д. Однако не обошлось здесь и без определенных потерь, о чем теперь приходится не только сожалеть, но и исправлять допущенные ошибки.

Серьезным просчетом в реформировании прежней культпросветработы на первых этапах перестройки было опасное зауживание целей, задач и содержания пришедшей на смену ей культурно-досуговой деятельности. На этом пути мы довольно быстро растеряли традицию информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усиленной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для любого общества деятельность и по формированию ценностного сознания.

В настоящее время дают себя знать более плодотворные тенденции. Речь идет об усилении процессов, в результате которых начинают энергично сближаться друг с другом культурная, образовательная и социальная сферы общественной жизни. Это объективно выводит проблему содержания деятельности по организации свободного времени из искусственно зауженных рамок и настойчиво подталкивает саму деятельность к полифункциональному развитию.

Сегодня культурно-досуговые центры уже не могут ограничиться вышедшей одно время на передний план работой по организации отдыха и развлечений. Диапазон их задач расширяется в связи с необходимостью организационно-педагогического воздействия на такие социальные общности, как семья, соседство, территориальные общины, разнообразные этнические группы и т.д. Начинают возвращаться в ранг социокультурных задач задачи ценностного, гражданского, патриотического воспитания молодежи. Возрождается забытая на время деятельность в помощь занимающимся самообразованием.

Социально-культурная деятельность имеет своего рода двуслойное построение. Основой ее является широко распространенное использование людьми своего свободного времени для собственного культурного саморазвития и социокультурной самореализации. Вместе с тем во всех цивилизованных обществах существует традиционная система квалифицированной помощи этим людям со стороны специалистов, которых на современном этапе принято называть аниматорами и менеджерами культуры и досуга, а их организационно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные инициативы именуют анимационной социокультурной работой. В результате слияния двух обозначенных векторов, собственно, и возникает целостная система формирования и проявления личности в сфере досуга, где решаются кардинальные задачи развития ее опыта (знания, навыки, умение, привычки), типологических свойств (способности, темперамент, характер) и функциональных механизмов психики (восприятие, мышление, эмоции, воля).

При оптимальном положении дел социокультурный менеджмент не просто пристраивается к культурному саморазвитию, но и выступает в роли своеобразного «педагогического локомотива», ведущего за собой это саморазвитие.

В историко-культурном плане современная социокультурная деятельность является прямой и непосредственной преемницей традиционного внешкольного образования и системы массовой культурно-просветительной работы. То же самое относится и к обозначающим эти деятельности понятиям. Вполне естественно, что содержание и объем реальной практики и их знаковое определение могут на разных этапах развития несколько изменяться. Во всяком случае, применительно к их нынешнему наполнению надо отметить такие моменты, как все более усиливающуюся интеграцию культурно-просветительной работы с образованием, с социальной и социально-педагогической работой и все более ярко проявляющееся взаимопроникновение социального и культурного начал.

В понятии рассматриваемой нами деятельности объективно заложены несколько важных в онтологическом и гносеологическом плане смыслов. Прежде всего сочетание «социо-» и «культурное» означают предполагаемое и реализуемое взаимодействие культуры и социума, при котором практически все слои общества включаются в процесс активной культуризации общественной жизни. Далее имеется в виду, что общественные силы в процессе такого взаимодействия являются не просто потребителем, но и повсеместным производителем продуктов материальной и духовной культуры. Поле творческого развития социокультурной деятельности – это свободное время человека, используемое самостоятельно или с помощью соответствующих досуговых центров в целях культурного развития людей и тех общественных отношений, в которые они вступают друг с другом.

Нельзя упускать при экспликации рассматриваемого феномена еще один немаловажный момент. Социально-культурная деятельность представляет собой синтез двух относительно самостоятельных видов деятельности, в контексте которого культурная деятельность связана, прежде всего, с миром сознания личности и его формированием, а социальная – направлена главным образом на развитие отношений человека с другими людьми и организацию общественной жизни в целом. По своим целям и функциям эти виды деятельности существенно различаются и вместе с тем обладают вполне реальной способностью к органическому перекрещиванию, взаимодействию и взаимообогащению.

Среди других педагогических категорий категория «социально-культурная деятельность» отличается особой широтой и масштабностью. Она включает в себя такое разнообразие явлений и процессов, охарактеризовать которые посредством единого понятия трудно. Попробуем разобраться в сущности этой деятельности путем квалификации ее основных черт.

Деятельность человека в условиях досуга является особой разновидностью свободной деятельности. Ее можно условно подразделить на практическую – преобразование материальной культуры, быта общественных отношений, связей между людьми и духовную, где основным объектом и вместе с тем средством ее являются отбираемые, создаваемые и используемые в целях культурного развития личности образы, понятия и идеи.

Если произвести классификацию досуговой социокультурной деятельности по предмету, на который она направлена, то следует выделить пять основных векторов ее развития: человек – природа, человек – техника, человек – художественный образ, человек – знаковая система, человек – человек. В последнем случае деятельность представляет ничто иное, как процесс направленного формирования личности и включает в себя распространение знаний, популяризацию определенных идей, организацию взрослых и молодежи на те или иные практические действия. В качестве конкретного объекта в данной ситуации может выступать отдельный человек или совокупность лиц, характеризующихся определенной общностью положения, т.е. объединенных по какому-то единому признаку. Следует особо отметить, что здесь довольно часто объектом становится и сам субъект деятельности. Это происходит, когда его активность направлена, прежде всего, на самосовершенствование – самообразование, самовоспитание, саморазвитие.

Буквально на всех этапах своего существования культурно-досуговая деятельность человека развивалась в форме домашнего, индивидуального или, в некоторых случаях, совместного любительства. Она и сегодня остается основной составляющей совокупности занятий в сфере свободного времени. Наряду с этим любительство издавна функционировало в форме совместной групповой деятельности. Особенно широкое развитие оно получило с возникновением специальных социокультурных центров, нацеленных на всемерную поддержку непрофессионального творчества и массового самообразования, и именно здесь появились и стали весьма популярными разнообразные кружки, курсы, народные университеты, клубы по интересам, инициативные объединения и другие формирования самодеятельного типа.

Говоря об индивидуальном и коллективном любительстве, следует подчеркнуть, что правомерным и полезным является и то, и другое. Какую форму досуга выбрать, в конце концов, решает сам человек. Однако на современном этапе, для которого стало характерным ослабление коллективистских связей (что серьезно настораживает), следовало бы всемерно способствовать более широкому развитию общественно-организованного досуга. Перед менеджерами культуры встает ответственная и важная задача – показать и доказать преимущества коллективного любительства, сделать так, чтобы оно заняло достойное место в общей структуре свободного времени населения.

Деятельность личности в сфере свободного времени может развиваться как репродуктивная и творческая. В первом случае люди воссоздают уже ранее известные продукты и образцы деятельности. Во втором – это процесс, в котором человек собственными действиями оказывает влияние на объекты, качественно преобразуя их и приспосабливая к своим нуждам и потребностям.

В соответствии с реально сложившейся практикой следует различать индивидуальных и коллективных субъектов любительской деятельности. Индивидуальный субъект весьма характерен для домашнего любительства. Самодеятельность, развивающаяся на базе культурно-досуговых центров, наоборот, тяготеет к возможным объединениям типа кружков, студий, клубов по интересам, инициативных формирований и т.д. Необходимость введения понятия «коллективный субъект» обусловлено еще и тем, что во многих видах организационных досуговых занятий усилия отдельных участников переплетаются настолько тесно, что выделение конкретного «долевого» действия каждого (это относится и к процессу, и к продукту деятельности) практически невозможно.

Любительские занятия человека всегда имеют целевую направленность, в итоге их должно быть что-то достигнуто. Как и любая общественно-полезная деятельность, культурная деятельность в сфере свободного времени характеризуется созиданием определенных ценностей. По своему содержанию они могут быть предметными и непредметными.

Особенностью многих досуговых занятий можно считать то, что они являются самоцельными, т.е. одновременно оказываются и деятельностью, и ее продуктом. О таких видах деятельности говорят, что в них производимый продукт неотделим от акта, в котором он производится. По способу существования эти занятия представляют собой процесс удовлетворения разнообразных человеческих потребностей – потребности в творчестве, общении, самореализации, культурном отдыхе и т.д. Как уже отмечалось, непосредственные результаты любительской деятельности довольно часто не являются объективно творческими и в этом смысле не имеют сколько-нибудь существенной значимости для общества. Зато в процессе их получения идет формирование определенных внутренних качеств любителей, и этот педагогический результат очень важен как в общественном, так и в личном плане.

Ключевым положением, определяющим подход к решению многочисленных вопросов функционирования культурной любительской деятельности, является ее нацеленность на культурное развитие личности. Причем здесь имеются два важных момента. С одной стороны, досуг должен компенсировать объективную ограниченность основной производственно-трудовой деятельности взрослого человека. С другой – систему досуговых занятий следует выстраивать так, чтобы сами они обладали качеством взаимодополняемости и взаимозаменяемости.

Мы уже говорили о том, что наряду с элементами, имеющими ярко выраженную личностно развивающую направленность, в структуре свободного времени есть еще один, не менее важный элемент: занятия, выполняющие рекреационные функции. В социологической и культурологической литературе до сих пор наблюдается недооценка рекреационных потребностей и деятельности по их удовлетворению. Во всяком случае, эту деятельность зачастую отодвигают на второй план, рассматривают как занятия нерационального типа, которые могут стать рациональными только при условии подтягивания их до уровня более возвышенной деятельности. Нам представляется, что такой подход вступает в полное противоречие и с реальной практикой досуга, и с современным пониманием сущности и особенностей свободного времени.

Важную роль в уяснении природы и сущности социокультурной деятельности играет правильное определение ее основных функций. Это понятие вошло в состав категориальной системы культурно-просветительной теории сравнительно недавно. На внешкольно-образовательном этапе их развития то, что мы сегодня вкладываем в смысл термина «функции», обозначалось с помощью лексем типа целей, задач, направлений и других характерных для тогдашней педагогической науки обозначений.

В 60-е годы прошлого столетия одним из первых среди культпросветских исследователей, кто поставил вопрос о необходимости определения функций культурно-просветительской деятельности, был М.Н. Зеленецкий. В дальнейшем тема получила активное развитие в публикациях Г.Г. Карпова, Л.Н. Когана, С.А. Белякова, А.Н. Ванеева, А.В. Сасыхова, Ю.А. Стрельцова, С.М. Косолапова, А.Г. Соломоника, В.Е. Триодина, В.Р. Фирсова, Р.К. Шеметило, Д.М. Генкина, Н.Ф. Макситина, Ю.Д. Красильникова, М.А. Ариарского, Г.П. Блиновой, Е.М. Клюско, В.М. Рябкова, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Т.Г. Киселевой и других специалистов в области культурно-досуговой деятельности.

Некоторое время не было единого и авторитетного подхода к трактовке понятия «функции». Однако большинство исследователей склонялось к тому, чтобы рассматривать функции как проявление сущностных свойств культурно-просветительной работы в ее взаимодействии с личностью, социальными группами и другими объективно развивающимися феноменами общественной жизни, включая и общество в целом.

За прошедшие годы в поисках оптимального решения проблемы функций определились несколько, хотя и взаимосвязанных, но неоднозначных позиций. Одной из них стала позиция, согласно которой функции обозначались по содержательно-целевому признаку и в число их включались просветительно-воспитательная, культурно-творческая функция, а также функция организации отдыха и развлечения. В рамках второго подхода, отличающегося прямой апелляцией к социальным полномочиям культурно-просветительной, культурно-досуговой, социокультурной деятельности, выделялись функции производства, сохранения, распространения и усвоения культурных ценностей. При реализации третьего подхода к некоторым из уже упоминавшихся функций, в том или ином сочетании, добавляются такие, как организация коллективной эмоциональной жизни, формирование общественного мнения, создание культурно-развивающей среды, коммуникативная функция и другие.

На современном этапе получил развитие еще один подход к определению основных функций социокультурной деятельности. В рамках его решается коренная проблема всех реально существующих видов социокультурной деятельности – их выход на потребности и запросы человека, общества и самой культуры как относительно самостоятельного феномена общественной жизни. В результате мы получаем три изначальных вектора: СКД – культура, СКД – общество, СКД – человек, производными которых становятся креативная, социоорганизующая и личностно-развивающая функции.

Креативная функция в этой системе отражает место и роль социокультурной деятельности в процессе пополнения культуры основными предметно-практическими и духовно-психологическими ценностями. Основанием для выделения такой функции служит тот основной факт, что, обретая свою культурную ценность, досуговые занятия превращаются в культуротворческий фактор. Это происходит на уровне фольклора, любительства, самодеятельности и других форм, объединяемых общим понятием «народное творчество».

Содержательно-смысловую доминанту еще одной функции социокультурной деятельности, которую чаще всего в данном контексте именуют социально-организующей, составляет целостная совокупность воздействий на систему общественных отношений всех возможных уровней. В плане нашего рассмотрения она интересна тем, что в ее составе за последние годы произошло особенно много трансформаций, связанных с активным развитием социальной педагогики и социальной работы. Опыт исторического развития убедительно показывает последовательно возрастающую роль культурного досуга в духовном приобщении человека к социуму, в социализации и социальной адаптации личности, в укреплении общественных связей между людьми.

И, наконец, третьей функцией современной социокультурной деятельности в рамках рассматриваемого похода является личностно-развивающая, педагогическая функция. В процессе досугового приобщения людей к системе культурных ценностей происходит целенаправленное развитие основных личностных потенциалов, включая познавательный потенциал (что человек знает), ценностно-ориентационный (что человек ценит), творческий (что и как человек созидает), коммуникативный потенциал (с кем и каким образом человек общается).

Мы уже говорили о том, что досуговые занятия относятся к тем видам деятельности, в возникновении и развитии которых решающую роль играют не внешние, а внутренние побуждения человека. Такая деятельность, в принципе, не может возникнуть помимо активации потребностно-мотивационных механизмов. Причем потребность здесь, даже в своем развитом виде, еще не является непосредственным возбудителем направленного действия. Для того чтобы это произошло, потребность должна быть осознана. Лишь в случае, когда в потребностное влечение включается акт сознания, неоформленное желание становится четким мотивом поведения. Человек соотносит свои побуждения с целями, к которым стремится, со знаниями об объекте предстоящей деятельности и на этой основе выбирает наиболее подходящий вариант практического действия.

Мотивация – это источник активности, движущая сила человеческого поведения. Качественное содержание ее определяет предметное наполнение и многие другие характеристики практических занятий. В основе любого побуждения лежит исходное противоречие, в котором непосредственно фиксируются оба возможных состояния действительности: сущее и желаемое. Эти полюса и возбуждают то напряженное поле мотивации, под влиянием которого возникает направленная деятельность. Что касается потребностей, то они проявляются в возникновении некоторого дефицита, неудобства, напряжения в нормальной жизнедеятельности, с одной стороны, и личностной нацеленности на устранение этого дискомфорта, с другой. Содержащееся в потребности напряжение заключает в себе необходимость своего разрешения – в конечном итоге оно должно быть ослаблено или окончательно снято.

В реальной действительности всегда имеет место деятельность, движимая мотивом необходимости, долженствования. Без этого нормальное функционирование общества было бы просто невозможным. Однако такое положение характерно, прежде всего, для рабочего и определенной части внерабочего времени. В сфере свободного времени мы обычно сталкиваемся с иной картиной. Здесь возникают действия, которые не имеют ни чисто биологической, ни прямой материальной детерминации. Человека привлекает само действие как таковое.

В принципе культурно-досуговые занятия не лишены результативно-целевых мотиваций. Однако в данном случае главной является мотивация процессуального типа, связанная с непосредственным интересом к процессу. В качестве основного стимулятора тут чаще всего выступает удовольствие от свободной реализации функциональных возможностей – физических, интеллектуальных, эмоциональных. В данной ситуации мы сталкиваемся с характерным для социокультурной деятельности фактом: даже четко фиксируемый результат важен не сам по себе, а как условие и средство продуктивного проявления определенных способностей.

Мотивация, как и практическая активность в сфере свободного времени, всегда носит ярко выраженный избирательный характер. Внимание человека могут привлекать многие явления действительности. Более ограничены личностные способности: в любой определенный момент индивид добивается реализации сравнительно немногих своих побуждений. Каким из них будут отданы предпочтения – зависит от уровня культурного развития, привычек, подготовленности к тем или иным видам деятельности и ряда других личностных качеств, формирующихся под влиянием образования, воспитания и самовоспитания, культурного потенциала окружающей среды.

По сравнению с биологическими потребностями культурные потребности относительно молоды и не имеют столь могучей внутренней побудительной силы. Вследствие этого очень часто для формирования и побуждения их приходится прибегать к внешней активации. Прежде чем стать побудителем практической активности, любая потребность должна отразиться в человеческой голове, то есть стать осознанной потребностью. Этот процесс может носить спонтанный характер, но еще чаще здесь требуется своеобразный внешний толчок – стимул, ускоряющий динамику осознания и актуализации внутренних побудителей к деятельности.

Если мотивы являются внутренними побудителями практической активности, то стимулы представляют внешние воздействия, актуализирующие и пробуждающие наши потребности. К ним относятся целенаправленное влияние на сознание личности и особая подталкивающая к деятельности организация объектов и средств удовлетворения потребностей. Стимулирование полноценной социокультурной деятельности составляет в современных условиях сердцевину и суть работы любого менеджера досуга.

Для практического включения человека в то или иное занятие необходимо, чтобы его потребность обрела четкую предметную направленность. Такая опредмеченная, конкретизированная потребность выступает в форме интереса. Возникновение интереса означает, что среди многочисленных объектов личность определила и выбрала конкретный объект удовлетворения своих потребностей. Но одного желания включиться в интересующее занятие еще недостаточно, надо уметь это сделать, проявить определенные способности. Способности выступают здесь как своеобразные средства, дающие людям возможность полноценно удовлетворять свои желания, действовать со знанием дела, с обоснованным расчетом на успешные результаты.

Очень важную роль в формировании и регулировании реального проявления психологических феноменов, входящих в состав потребностно-мотивационной сферы человека играет социокультурный менеджмент, рассмотрению которого уделяется первостепенное внимание в следующих главах нашего учебного пособия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.