Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогическая сущность ценностного ориентирования личности




Просветительно-образовательная деятельность, о которой шла речь в предыдущем параграфе, является важным и необходимым компонентом общего процесса развития человека. Однако сама по себе она еще не решает всех задач культурного формирования личности. Наиболее эффективно это происходит в том случае, когда познание органично сочетается с выработкой определенных оценок, ориентаций и установок. Человек никогда не воспринимает события, факты, поведение других людей, предметы окружающего мира и имеющиеся знания о них равнодушно. Он радуется и огорчается, обнадеживается и разочаровывается, любит и ненавидит. Помимо гностических представлений об объектах действительности люди неизменно формируют к ним определенное отношение. В рамках такого отношения, а вернее системы отношений, устанавливается связь составляющих действительность явлений и процессов с потребностями, интересами, желаниями, стремлениями личности, а также социальных групп, к которым личность принадлежит.

Начавшееся в 90-е годы реформирование нашего общества нанесло сильнейший удар по старой системе воспитательной работы. Многое из того, что было в советский период, оказалось разрушенным, а создать новое долгое время не удавалось. В конце концов это привело к чуть ли ни полному отказу от воспитания. Нельзя не отметить, что подобные настроения и подходы коснулись не только досуга, но и системы воспитания образования в целом. В принятом тогда Законе «Об образовании» (1992 г.) воспитание недвусмысленно отодвигалось на второй план и рассматривалось не более чем некое дополнение образовательного процесса[2].

В сфере пришедшей на смену культпросвета советского времени культурно-досуговой деятельности наступил период смысловой опустошенности и идейной дезориентации. Рухнула отработанная десятилетиями технология подготовки и проведения политизированных тематических вечеров, устных журналов, театрализованных представлений. Развалились кружки и объединения политпросветительной направленности. Началась усиленная перетряска репертуара художественной самодеятельности и т.д. Воспитательная составляющая нового культпросвета заметно обеднела как в содержательном, так и в организационно-технологическом плане. Определенная часть практических работников опрометчиво решила, что заниматься теперь в основном можно и нужно лишь художественным любительство и организацией развлечений.

На какое-то время государство, целиком и полностью затянутое в вихрь экономических реформаций, вообще ушло от своих воспитательных функций и перестало рассматривать их в качестве приоритетных направлений. Гораздо охотнее и активнее писалось, говорилось с высоких трибун о недопустимости «насильственной политизации подрастающего поколения», о целесообразности роспуска ряда детских и молодежных организаций, о необходимости вывода образовательных и культурных учреждений из-под каких-либо партийных влияний. В новой Конституции был провозглашен полный отказ от единой идеологии. Серьезным препятствием на пути формирования новых подходов к воспитанию стало то, что не было понятным, на каких ценностных основах его надо строить. Определенные надежды в плане воспитания детей и молодежи возлагались на ожившую было сферу т.н. дополнительного образования. Однако такие задачи оказались дополнительному образованию явно не по силам, а само оно применительно к культурно-досуговым центрам свелось в конце концов к чисто художественному просвещению.

Нельзя не отметить, что примерно в середине 90-х годов в оценке воспитания и воспитательной работы начались определенные позиционные сдвиги. Об этом свидетельствуют такие документы, как рекомендации «О роли и повышении эффективности влияния детских объединений на развитие и воспитание детей» (1996), «Рекомендации парламентских слушаний о воспитании детей и молодежи в современных условиях» (1997), Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1998), «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы» (1998), Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2000 г.) и др.

Прямые требования уделять должное внимание решению воспитательных вопросов мы встречаем и в других законодательных актах. Это касается «Федерального закона о библиотечном деле» (1994), Закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации», «Закона об основах туристской деятельности» (1996), «Закона об образовании» (1998). Примерно в том же духе выдержаны и утвержденные недавно применительно к социокультурной сфере нормативные документы – «Примерное положение о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа» (2002) и «Примерное положение о клубном формировании культурно-досугового учреждения» (2002).

В конце 90-х годов в стране всерьез заговорили о разработке и внедрении новой целостной концепции воспитания, сохраняющей преемственность по отношению к российским педагогическим традициям и соответствующей современному периоду общественного развития. В основу новой воспитательной парадигмы предполагалось положить идеи гуманизма, антропоцентризма, духовности, демократизма, культуро ориентированного и личностно ориентированного формирования личности.

Акцент на личностно ориентированную педагогику в рассматриваемом контексте был вполне закономерным. В условиях устранения государства от прямого решения воспитательных задач, в обстановке фактического отсутствия достаточно четкого социального заказа, в атмосфере неясности с общей системой ценностных установок не оставалось ничего другого, как сделать акцент на формирование внутреннего мира развивающегося человека. Иного выхода здесь собственно и не существовало.

Из общего и довольно широкого содержания обновляемой воспитательной деятельности в рассматриваемый период выдвинулось на передовые позиции национально-патриотическое воспитание. Такой подход действительно обеспечивает в процессе формирования личности весьма надежную точку опоры. По сути дела, это оказалось ничем иным, как обращением в трудные времена кризисного развития к основным ценностям, выработанным на протяжении многих веков великой русской культурой и отечественной педагогикой. И совсем не случайно за последние годы у нас были приняты на сей счет две государственные программы – «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 – 2010 годы». Одна из них успешно реализована, а другая же активно реализуется в настоящее время.

До сих пор у нас много говорят и пишут о русской национальной идее и особенно о ее конституирующей роли в становлении воспитательной системы. Предложения и суждения на этот счет можно встретить самые разнообразные. Есть люди, которые с большим уважением относятся к широко известной формуле предложенной когда-то министром просвещения и президентом Академии С.С. Уваровым. Речь идет о знаменитой триаде «Православие, самодержавие, народность». Деятели нашей нынешней науки, где-то отталкиваясь от этой формулы, дают свои триадные варианты. Так, например, Г.В. Осипов усматривает национальную идею сегодняшнего дня в «духовности, народности и державности». Н.Д. Никандров – в «Православии, патриотизме, народности». Есть и другие – не менее интересные предложения.

Можно по-разному относится к предлагаемым интерпретациям национальной идеи. Однако ясно, что применительно к разработке новых основ воспитания следует признать, что здесь весьма ценными являются понятия «духовность», «народность», «патриотизм» и «державность». Не исключается, что именно они и должны стать ключевыми в обновляемой парадигме современной воспитательной работы.

Для того чтобы разобраться в сущности и особенностях воспитательной, ценностно-ориентационной деятельности в сфере свободного времени необходимо прежде всего уяснить смысл таких понятий, как ценность, ценностная ориентация, ценностная установка и направленность личности. Ценностью может быть явление внешнего и внутреннего мира – определенный объект: мысль, идея, образ, научная концепция и т.д. Как уже говорилось выше, все, с чем человек сталкивается, он так или иначе оценивает. Обычно процесс оценивания имеет четыре основных компонента: субъект (он производит оценку), объект (то, что оценивается), основание (критерии, с позиций которых идет оценка), характер оценки (положительная, нейтральная, отрицательная).

Если ценности – не просто акт сознания, но и реально существующие явления, то оценка всегда выражает отношение человека к ценностям. Ценность, подверженная оценке и отраженная в голове личности, обретает способность влиять на человеческую активность.

На основе осознания потребностей и их соотнесения с объектами окружающего мира у людей формируются ценностные представления, которые они вырабатывает сами или берут готовыми в результате обучения. На базе ценностных представлений возникают ценностные ориентации.

Ценностные ориентации – это устойчивые, социально обусловленные отношения человека к миру, в основе которых лежит осознанная и разделенная ценность. С точки зрения психологии, они представляют собой элементы сознания личности. Ориентация, как отношение личности к тем или иным объектам действительности, включает в себя восприятие, понимание и оценивание этих объектов. Можно выделить три основных этапа формирования ориентации: осознание потребностей, соотнесение их с явлениями окружающего мира, выработка отношения – позиции к этим явлениям.

Особой разновидностью общего феномена «отношение» является ценностная установка. Установка – результат многократных внешних воздействий на человека и его собственной аналитической деятельности. Она закрепляется в процессе многократных повторений и предопределяет восприятие действительности и практические действия личности. Установка – это выражение ценностной ориентации в форме предрасположенности к чему-либо. Ее следует рассматривать как состояние готовности к определенной активности. Здесь имеет место возбуждение опережающего типа, предвосхищающее еще не наступившее событие. Это своего рода подготовка ответных реакций субъекта на предстоящую ситуацию.

Установка более конкретна, чем ориентация. В отличие от ориентации она всегда предметна, т.е. направлена на вполне определенный объект и предполагает не только оценку, но и готовность и способность действовать в соответствии с этой оценкой.

Ценностные ориентации и установки находят концентрированное выражение в направленности личности. Направленность – сложное образование, характеризующее сложный облик личности, ее отношение к жизни, деятельности, к себе и другим людям. Основу направленности составляет внутренняя позиция личности, доминирование определенных мотивов, предрасположенность к определенным поведенческим реакциям. В ней фиксируется устойчивая совокупность ее основных качеств.

Ценностно-ориентационный процесс в аспекте его целей, содержания и результатов можно охарактеризовать с помощью таких понятий, как взгляд и убеждение.

Взгляд – это точка зрения личности по тому или иному вопросу, выражаемая в ее суждениях, умозаключениях и оценках и характеризующая ее субъективное отношение к различным природным и общественным явлениям.

Убеждением является твердый взгляд на что-нибудь, основанный на определенных положениях, мнениях, которые в сознании человека связаны с глубоким и искренним признанием и переживанием их истинности, бесспорной убедительности.

В своем историческом развитии теория и практика ценностно-ориентационной деятельности последовательно впитывала в себя опыт народного, религиозного, семейного, сословного, школьного воспитания. Ярко выраженный ценностно-ориентационный компонент входит в состав буквально всех религиозных и светских форм мировоззрения. Это было характерным уже для культуры в форме мифологии и фольклора, которые, так или иначе, различали добро и зло и отвечали на сакраментальный вопрос – что такое хорошо и что такое плохо. Мифология в этом ряду включала в себя самые разнообразные элементы духовной культуры и одновременно выполняла функции первобытной религии, философии и искусства древнего человека. Что касается фольклора, то это социокультурное образование тоже носило ярко выраженный синкретический характер. Но у него уже были существенные отличия от мифологии. Главная из них заключалась в том, что в нем распалась нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и имени этого существа. В контексте фольклора на подобной основе родился художественный образ в собственном виде со всеми своими атрибутами. Мифы в целом ряде случаев нелегко отличить от фольклорных сказок, но все равно разница между ними очевидна: мифы священны и в них верят, а сказки не таят в себе ничего священного и верить в них совсем не обязательно.

Свою ценностно-ориентационную парадигму принесло на Русь принятое ею христианство. Православная традиция особенно глубоко пронизана воспитательным началом. Религия не только передает определенную сумму представлений о мире, но и стремится сформировать у людей определенные социальные установки. То, что мы называем сегодня общечеловеческими ценностями, во многом уходит своими корнями именно в ценностно-ориентационную сферу религиозных верований. Отношение к религии всегда было в известной мере и остается неоднозначным. Однако огромное влияние религиозных концептов и образов на формирование мира ценностей не подлежит никакому сомнению.

Новый Завет, творения отцов церкви, духовное наследие христианских мыслителей легли в основу морально-нравственного ориентирования верующего человека. Православие на протяжении более чем двух тысячелетий выступало в качестве надежной духовной опоры для миллионов людей. Трудно переоценить ценностно-ориентационную роль провозглашенного в Священном Писании золотого правила нравственности и этических заповедей. Христианство ввело в обиход очень важные в воспитательном плане понятия греха, покаяния и жизни по совести. В центре православного учения всегда стояли заповеди «Бог есть любовь» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Религия на Руси целенаправленно стремилась приучать сызмальства людей думать и заботится о других, учиться любви к ближним.

На разных исторических этапах на Руси и в России складывались различные отношения двух культур – духовной и светской. Однако лучшие представители властных структур и общественности никогда не склонялись к их противопоставлению. Более того, сами представители власти, как и деятели культуры, не раз вносили очень ценную лепту в процесс ценностного ориентирования. Одним из первых на этом пути был великий киевский князь Владимир Мономах – автор величайшего памятника древнерусской литературы и педагогической мысли «Поучение детям».

Не менее интересен появившийся позднее (XV век) древнерусский свод правил общественной и домашней жизни «Домострой». В основу его легли отрывки из Библии, назидательных изданий типа «Златоуст», «Измарагд», «Пчела», «Златая цепь». Речь в них шла о том, почему и как следует прививать молодому поколению почтительность к старшим, вежливое отношение к окружающим, трудолюбие, честность, скромность, трезвость, милость и сострадание к бедным.

В этом же ряду стоит подготовленное по указанию Петра I руководство о правилах поведения вышедшее в России под названием «Юности честное зерцало» (1717). Интереснейший памятник культуры XVIII века включил в себя наряду с традиционными нормами православной морали и древнерусскими поучениями новые специфические правила поведения, связанные с культурой и образом жизни передовых западно-европейских стран.

Российская интеллигенция сделала много полезного для обоснования русской национальной идеи как исходной доктрины для последующих конкретных программ развития ценностного сознания граждан. Не помешает упомянуть в этой связи провозглашенную в 1833 году министром народного просвещения С.С. Уваровым формулу «Православие – самодержавие – народность». В годы советской власти она послужила объектом самой ожесточенной и весьма несправедливой критики. Между тем эта формула выражала характерные черты и национальное своеобразие России того времени. В целом, как показывают уроки истории, она сыграла на определенном этапе весьма продуктивную роль в обеспечении единства, безопасности и развития российской державы.

Делу постановки ценностного ориентирования граждан в советский период очень трудно дать однозначную оценку. Здесь были и свои плюсы, и свои минусы. Во всяком случае внимание к проблемам развития ценностного сознания со стороны партийно-государственных структур уделялось довольно большое и средств на эту работу тоже не жалели. Гораздо хуже дело обстояло с доктринальными основами идеологических программ. С самого начала они стали рассматриваться как практическая пропаганда коммунизма и коммунистическое воспитание граждан. Характерными чертами их целей и содержания были откровенная мифологичность, фантастичность, окопная психология, а по многим параметрам – догматизм и схоластика.

На современном этапе парадигмальные проблемы ценностного ориентирования всецело обусловлены общим кризисным состоянием России, которая, в сущности, находится в исторической полосе цивилизационного перелома – болезненных экономических и социокультурных перемен, затрагивающих буквально все аспекты жизнедеятельности общества.

Вопросы, связанные с формированием ценностного сознания личности, особенно обострились в связи с тем, что сегодня у нас отсутствуют единые для всех идеологические установки, как это было раньше. Сейчас человеку приходится во многом самостоятельно осуществлять выбор общественных ценностей и самому формировать на их основе индивидуальную систему ценностных ориентации, регулирующих его мотивацию и практическое поведение. Вполне понятно, что процесс такого выбора и осмысления весьма и весьма сложен. Значительное число людей оказываются в состоянии когнитивного диссонанса. Им нелегко разобраться в обилии идей, предлагаемых различными политическими партиями, общественными движениями, отдельными авторами книг, статей, выступлений по радио, телевидению и т.д. И еще труднее отдать предпочтение тем или иным идеям – особенно когда чуть ли не во всех из них есть определенное рациональное зерно.

Ценностный плюрализм хорош для основательно подготовленного, умеющего правильно оценивать и анализировать предлагаемые ему альтернативы человека. В противном случае он способен породить или массу мучительных колебаний, или взятие за основу первого попавшегося из совокупности мнений, оценок и концепций.

Явно непродуманными оказались отказ от единой государственной идеологии и гипертрофия принципа идеологического плюрализма. Не оправдала себя надежда на то, что, провозгласив множество противоречащих друг другу позиций, мы построили некую идеальную демократию. Духовная жизнь страны превратилась в элементарный «раздрай» и междоусобицу бесчисленного множества партий, объединений и общественно-политических течений.

Среди людей, попавших во властные структуры, модным стало предавать анафеме не только прежнюю коммунистическую идеологию, с которой они боролись, но и всякую идеологию вообще. Между тем идеология является непременным атрибутом любого нормально развивающегося общества. В сущности, без нее ни одна страна не в состоянии продуктивно функционировать и развиваться. Все попытки проигнорировать эту социальную закономерность в некоторых западных странах неизбежно кончались полной неудачей. Лозунг деидеологизации через некоторое время приходилось менять на открытый призыв к реидеологизации. Общество начинало понимать, что идеологию можно изменять или совершенствовать, но отказаться от нее нет никакого смысла.

Как уже говорилось выше, основная причина кризиса в области ценностного сознания заключалась в том, что старое было разрушено (или считалось разрушенным), а заменяющее его новое создать явно не удалось. Многочисленные, но карликовые политические партии, отличавшиеся исключительно слабой отработкой своих идеологических платформ, ничего кроме полного замутнения в области общественного сознания внести не могли. Крайне неудачно, складывалось дело с новой государственной символикой. Не на высоте оказалась система средств массовой информации. Реализация ими своеобразно понимаемого принципа политического плюрализма привела лишь к вульгарным перебранкам представителей различных течений и движений, в результате которых у рядового гражданина, и без того вконец запутавшегося в безбрежном разноголосье, голова вообще шла кругом. Не добавляли ясности шумные, но в основном бестолковые, по существу, митинги, демонстрации, манифестации. Из сферы политической жизни исчезли авторитеты, к голосу которых можно было бы прислушаться. Каждый тянул идеолого-политическое одеяло только на себя. Окончательно разочаровавшиеся люди все больше приходили к очень печальному и весьма опасному выводу: верить нельзя никому.

Повторим еще раз, что аксиологический кризис имел своим печальным последствием разрушение воспитательного процесса. Он рассыпался потому, что стало совершенно непонятным, во имя чего надо людей воспитывать. Воспитательный корабль объективно не мог двигаться вперед, ибо команда не знала куда плыть. Ушли в небытие прежние общественные политические объединения в среде подрастающего поколения. Ушли былая лекционная работа, политическое образование и самообразование. На какое-то время понятие «воспитание» вообще исчезло из педагогического лексикона – его стали стыдливо заменять словом «развитие». Появились даже своеобразные объяснения подобной практики: воспитание и свобода не совместимы, воспитание – это насилие над личностью, у старших сегодня нет права учить молодых и т.д.

На современном этапе более благоприятными для формирования ценностного сознания становятся некоторые объективные предпосылки. Меняется в лучшую сторону имидж России на мировой политической арене. Идет укрепление государственности как одной из составляющих русской национальной идеи. Ослабевают разбушевавшиеся было центробежные тенденции. Страна целенаправленно встает на твердый путь единства и сплоченности. Очевидны после длительного спада первые позитивные сдвиги в экономике. Все это вместе взятое закладывает добротную основу для устранения деформаций, произошедших в системе воспитательной деятельности в период кризисного развития нашего общества.

Эффективность ценностного ориентирования во многом обусловлено тем, в какой мере на уровне общественного сознания удается определить цели и идеалы общественного развития, а также основные представления о личности, которую данное общество хотело бы сформировать. Оценки многообразных явлений человеческой деятельности и общественных отношений в плане добра и зла, истины или неистинны, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, разрешаемого или не разрешаемого закрепляются в общественном сознании и социопедагогической практике как воспитательные ценности. Именно они становятся основными ориентирами в трудном деле формирования и самоформирования личности. Они же находят свое сущностное воплощение и в наборе тех личностных качеств, которые формируются в ходе и результате воспитательного процесса. Речь идет о таких качествах, как доброе отношение к людям, патриотизм, гражданская активность, справедливость, чувство собственного достоинства, упорство в достижении поставленных целей, разумное соотношение общественных и личностных интересов.

В значительной своей части ценности не являются раз и навсегда данными. Они меняются со сменой культурно-исторических условий и во многом зависят от конкретных социоэкономических обстоятельств. Существенное влияние на характер ценностей и ценностных ориентации оказывают социальные особенности различных общественных групп. Применительно к дореволюционной России исследователи вполне обоснованно выделяют заметно различающиеся ценностные установки дворянства, разночинцев, крупной буржуазии, крестьянства. В современном российском обществе речь может идти о специфике ценностного сознания относительно небольшой группы зажиточных людей, средней социальной страты, рабочего класса, крестьянства. Еще в большей мере специфицируются ценности в тех случаях, когда заходит разговор об ориентации людей, принадлежащих к различным политическим партиям. Вместе с тем в любом обществе, включая и современное российское общество, реально существует особая обойма ценностей, которая в идеале должна исповедоваться любым законопослушным, добропорядочным, достаточно развитым в культурном отношении человеком. Это и создает объективные и реальные возможности для сознательного и целенаправленного ориентирования и самоориентирования граждан.

Очень ценным источником формирования системы ценностно-ориентационных идей для русского народа, а в определенной мере и всех россиян, были и остаются духовно-нравственные сокровища христианства. Именно отсюда черпаются те никогда не теряющие своей значимости установки, которые мы называем общечеловеческими ценностями. Священное Писание и многочисленные поучения таких отцов церкви, как Иоанн Златоуст, митрополит Илларион, Кирилл Туровской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Нил Сорский, Феофан Затворник, составляли основу нашей национально-конфессионной системы ценностей, фундамент православной этики и педагогики. Воспринятые и усвоенные народом, эти поучения вошли в содержание его менталитета как ответы на вопросы о смысле и организации человеческой жизни, о гармонии социального благоустройства.

Одной из основных составляющих современного ценностного сознания могла бы стать идея необходимости формирования духовно-ориентированной российской цивилизации. Соединяющее в себе как религиозные, так и безрелигиозные компоненты понятие «духовность» содержит твердую установку на то, что в мире есть нечто более высокое и значимое, чем прагматические, вещественные ценности. Такая установка реализуется в непременном стремлении человека к истине, добру и красоте. В предлагаемой ею ценностной иерархии на первое место выходят неутилитарные, постматериальные ценности, не сводящиеся к потребительству, потребительскому мышлению и поведению.

Еще одним компонентом содержания ценностно-ориентационной деятельности является совокупность качеств ценностного сознания, объединяемых емким понятием «народность». Народ всегда национален. Лишенный национальных признаков, он будет представлять собой аморфную и безликую массу не связанных единой историей, национальными идеалами; менталитетом и образом жизни людей. Потеря этой самобытности, по сути, означает гибель нации.

Идея народности ценностного сознания, установок и ориентации означает их неразрывную связь с жизненными интересами, чаяниями и устремлениями народа. Другой аспект этой идеи отражает приоритет национальной самобытности, которую следует не просто ценить, но всячески сохранять и подтверждать как отличающееся «не общим выражением» лицо нации. Ни одной стране, включая и Россию, не приносило пользы бездумное третирование своего, истинного, собственного и тем более вытеснение его за счет беспредельного насаждения у себя заемного, подражательного.

Вплотную к такому пониманию народности как одной из важных духовных ценностей примыкает идея патриотизма, патриотических ориентации и установок личности. Являясь кардинальным принципом и содержательным компонентом нравственного ориентирования, эти установки проявляются в чувствах любви к своей родине, гордости за достижения родной страны, уважении к ее историческому прошлому, бережном отношении к народной памяти и национальным традициям.

На современном этапе особую значимость приобретает практико-деятельностный аспект патриотизма. Речь идет не просто о любви к Отечеству, но и активном отстаивании его интересов, беззаветном служении Родине. В общественное сознание надо возвратить идеал России как великой державы, которой можно гордиться и прилагать все силы для ее дальнейшего расцвета и укрепления. Вместе с тем нельзя не отметить применительно к сегодняшнему дню и подстерегающую нас опасность грубой фальсификации патриотических чувств, которая приводит порой к разжиганию национальной розни и спекуляции на патриотических настроениях. Патриотизм возвышает человека, когда он сопряжен с глубоким уважением к другим людям, другим народам и направлен на укрепление взаимопонимания, согласия и единства между ними. Именно это качество патриотических чувств выдвигается на первый план в таких принятых у нас документах, как Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 – 2010 годы» и Программа, посвященная проблемам формирования толерантности и борьбы с экстремизмом.

Весьма важную роль в контексте ценностного сознания русского народа занимает идея соборности. Являясь несомненным достоянием отечественной традиции, она родилась в недрах православной церкви и традиции. Первоначально это понятие трактовалось как совокупный разум православного народа, существенно отличающийся от религиозного индивидуализма западных римско-католических и протестантских конфессий. Однако в процессе дальнейшего развития категория соборности обрела конфессионально-народный характер и стала пониматься и рассматриваться в качестве некоего общего принципа устроения социально-духовного бытия. Одним из практических проявлений его стал феномен русской христианской общины как множества, собранного в свободное и органичное единство. У русского ценностного сознания исконно был коллективно-общинный характер, и к типичному для Запада индивидуалистическому укладу жизни здесь всегда относились неодобрительно.

Нельзя не признать, что на этапе реформирования в качестве основного смысла бытия и своеобразного общественно-личностного идеала нам стал предлагаться идеал потребительского общества – каждый сам за себя. Нетрудно заметить, что по существу своему это сугубо индивидуалистический идеал, сводящий к тому же смысл человеческого бытия в основном на уровень не духовных, а утилитарных, физических потребностей и устремлений типа «много работать для того, чтобы много есть и пить» и так до бесконечности.

Смысл бытия по сравнению с нашими прежними представлениями снижается здесь максимально, и всевозможные ссылки на то, что российский народ сегодня усиленно рвется именно в такое «цивилизованное общество» весьма сомнительны в своей правомерности и объективности. Особенно тяжело воспринимать подобные утверждения и призывы русским людям, архетипически воспитанным в духе православия. Для многих из них популяризируемый капитализм представляет самое настоящее антихристово воплощение. Ведь для того, чтобы выжить и преуспеть в подобных условиях, надо делать то, что всегда считалось на Руси несомненным грехом.

В построении на современном этапе системы ценностного ориентирования нельзя обойтись без таких конституирующих понятий, как культура личности, группы, общества в целом. Обращение к этому понятию дает возможность и открывает перспективу наиболее правильного понимания целей и задач основных содержательных компонентов процесса формирования ценностного сознания. Именно культура включает в себя отработанные тысячелетиями представления о нравственной ответственности, о границах, которые никому нельзя переступать, о том, как быть добрым, создавать красоту и уметь любить. В контексте развивающейся культуры сосредоточены исходные нормы народной морали, вековое достояние духовности, принципы и правила добропорядочного поведения.

Довольно сложные проблемы в системе ценностного ориентирования на уровне национальной идеи, новых общественных целей и идеалов и государственной идеологии связаны сегодня с ярко выраженной несхожестью исповедуемых различными социальными группами идеологических ценностей. Далеко не однонаправляемыми являются ценностные ориентации современных «западников» и «славянофилов». Неоднозначны представления о ценностях у достаточно обеспеченных предпринимательских кругов и тех, кого мы относим к социально незащищенным слоям населения. Есть расхождения в ценностном сознании молодежи и старших поколений. Не всегда гармонично соотносятся религиозные и светские взгляды на обновляющуюся жизнь и т.д.

Вместе с тем все это отнюдь не означает невозможность разрешения возникших проблем. Совершенно очевидно, что нам придется для начала сделать упор на систему идеалов и ценностей, которая могла бы стать приемлемой для большей части общества и соответствовала бы целям прогрессивного развития общества в целом. Снять все возникающие на путях искомого консенсуса несовпадения и определенные противоречия нам, скорее всего, не удастся никогда. Но добиться, чтобы их было по возможности меньше – дело вполне реальное.

В ходе осуществления реформирования в организации ценностно-ориентационной деятельности и воспитательной работы в целом наряду с определенными достижениями было допущено много досадных ошибок. Тотальная критика советского периода повлекла за собой полное разрушение ранее накопленного опыта. Явно не нашлось достойной замены упраздненным детским и молодежным общественно-политическим организациям. Применительно к общеобразовательной школе задачи воспитания были, по существу, выведены за рамки педагогического процесса. Официально провозглашенный в новой Конституции отказ от государственной идеологии и развал существующей ранее идеологической инфраструктуры оказался сокрушительным ударом по системе столь необходимого ценностного воспитания. Возложение этих задач на общественные средства массовой информации не оправдало себя даже в самой малой степени. Долгое время существовала полная неразбериха в области государственной символики.

Прямая ориентация на западные и прежде всего американские образцы в области развития экономики, а отчасти и политики, естественно, повлекли за собой существенные изменения в сфере ценностного ориентирования. На этой почве сразу же возникли новые трудности.

Такие духовные феномены, как смысл бытия, национальная идея, общественные идеалы и в значительной мере соответствующая им идеология, относятся к явлениям, которые в принципе не могут насаждаться сверху, произвольно и тем более волюнтаристски. В этих условиях они просто-напросто не приживаются, как не приживаются плохо совместимые ткани при медицинских пересадках.

Ценностное сознание в его национальной модернизации – это всегда плод исторического развития и многовекового всенародного творчества. Здесь очень многое зависит от менталитета, национального характера, устоявшегося образа жизни, традиций, обычаев, верований. На разных этапах своего развития ценностное сознание народа неизменно модифицируется. Вместе с тем сущное его ядро, как правило, остается неизменным. Вот почему при любых исторических изменениях продуктивнее всего не прерывать по возможности того, что называют «связью времен», а всемерно обеспечивать в системе ориентации и установок внутренне смысловое единство прошлого, настоящего и будущего. Во всяком случае, в условиях кризисного развития общества, которое налицо у нас сегодня, при формировании обновленного ценностного сознания очень полезно озвучить некоторые «старые голоса» и попробовать с помощью определенной модернизации включить их в живую реальность сегодняшнего дня.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.