Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-педагогические проблемы развлекательной деятельности 1 страница




Особая необходимость умелого педагогического регулирования развлекательного досуга связана на современном этапе с целым рядом специфических обстоятельств. Сфера этого досуга все больше и больше попадает у нас под влияние частных инициатив. Соответственно усиливается роль сугубо коммерческих интересов, отодвигающих задачи культурного развития личности в лучшем случае на второй план. Пока не удалось выправить характерные для периода перестройки и реформирования сбои в области ценностного ориентирования. Налицо ослабление нравственных устоев общественной жизни. Не восстановилась до сих пор угасшая сила молодежных организаций, ранее довольно много занимавшихся вопросами удержания развлекательного досуга в рамках культурогенного пространства. В современных условиях на авансцену жизни начинает выходить поколение с несколько другой культурой, другой моралью, другими представлениями о допустимом и недопустимом. Это дети кризисного времени с его неустойчивостью, туманными ориентирами, тревогой за завтрашний день, идейными разочарованиями и т.д. Для их досуга действительно характерен эскапизм как желание убежать от жесткой действительности в иллюзорный, придуманный, карнавальный мир.

Все это еще более осложняет и без того нелегкую проблему организации молодежных развлечений.

Сегодня в совокупности разнообразных развлечений одно из самых почетных мест, без сомнения, принадлежит игровым развлечениям. Игра – сложное социокультурное явление, роль которого в жизни личности трудно переоценить. Долгое время развлекательно-игровые занятия трактовались у нас как специфическая детская форма деятельности и исследовались только в связи с задачами формирования подрастающего поколения. Между тем игры сопровождают человека на протяжении всех возрастных этапов, и смотреть на них как на некую младенческую забаву было бы глубоко неверно.

Вполне понятно, что в жизни взрослого человека по сравнению с детьми игра занимает во многом иное место. Существенно изменяются ее мотивы и функции. Однако это не означает, что у людей совершенно исчезает потребность в этом виде досуговой деятельности, а сама игра перестает влиять на развитие личности.

Игра исключительно емка по своему содержанию. В процессе ее происходит удовлетворение познавательных, коммуникативных, эстетических, рекреационных потребностей человека. Посредством направленного использования игровых форм досуга решаются важные задачи воспитания и распространения культурных ценностей.

По природе и сути своей игра является деятельностью, обладающей целым рядом особенностей. Для игры характерна своеобразная мотивация. Включение в нее не диктуется ни практической необходимостью в достижении вещных результатов, ни общественными обязанностями. Человек смотрит в данном случае на употребление своих сил не как на необходимость, а как на источник радости и наслаждения. Если закономерной причиной трудовой деятельности служит стремление людей удовлетворить определенные материальные потребности, то игра не имеет столь утилитарного значения и не направлена на получение каких-либо материальных продуктов. Труд, даже когда он доставляет человеку наслаждение, остается общественной обязанностью и неизбежно связан со строгой ответственностью за качество и количество производимого продукта. В игре нет ни принудительных элементов, ни традиционно понимаемых обязанностей. Человек сам решает вопрос – вступать ему в это занятие или нет, столь же он волен и в своем праве выхода из игры. Даже самое поверхностное соотнесение игры с деятельностью производственно-трудового типа показывает, что игровые занятия не только менее жестко детерминированы исходными задачами, но и не так строго регламентируются внешней организацией.

Игровой деятельности чужды сложные опосредования и расхождения между мотивами и поведением. Она представляет собой совокупность действий, которые значимы для человека по их прямому назначению. Активность в данном случае рождается из непосредственных побуждений – человек играет потому, что это ему нравится.

У любой игры есть свое содержание. Игровые занятия всегда связаны с достижением определенной цели посредством преодоления каких-то препятствий. В ходе их человек совершает разнообразные умственные и физические операции. Как и любая деятельность, игра предполагает обязательное овладение определенными способами практического действия.

Не менее своеобразны результаты игровой деятельности. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются определенные психические качества, приобретаются новые знания и умения. Это и есть ее основной продукт, очень важный и ценный как в общественном, так и в личностном плане.

Играя, человек освобождается от целого ряда механизмов, сдерживающих его спонтанное поведение. Будучи свободно развивающейся, без сколько-нибудь серьезных ограничений деятельностью, игра обеспечивает любому участнику право свободной смены различных игровых объединений, если это по какой-то причине понадобится.

Современная жизнь с ее неуклонно возрастающей регламентацией, а данная тенденция особенно ощутима в сфере сегодняшнего производства, дает людям мало возможностей для открытого внешнего выражения своих эмоциональных состояний. Игры в этом смысле являются отличным компенсирующим средством.

Игроки и болельщики проявляют свою радость, восторг, одобрение и неодобрение, досаду, разочарование самым непосредственным образом. И это освобождение во время игры от многих условностей доставляет им неизменное удовольствие. Разумеется, определенные правила поведения существуют и тут. Но все же они дают игроку и особенно болельщику гораздо большую свободу, чем во многих иных ситуациях.

Практически во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное первенство. Побеждает здесь тот, кто лучше других сможет проявить свою ловкость, быстроту, находчивость, сообразительность, эрудицию, художественно-творческую одаренность, техническую сметку, бытовую сноровку и т.д. Стремление не оплошать, не оказаться слабее других, не подвести команду создает хорошее спортивное напряжение. В состязательно-игровой обстановке происходит мощная мобилизация физических и духовных сил. Этот необычный вид активности как раз и является одним из основных факторов, способствующих снятию накопившегося эмоционального напряжения.

Игровая деятельность таит в себе возможность побед, а успех всегда придает уверенность в собственных силах, поднимает настроение и повышает психический тонус. Преодолевая игровые трудности, люди получают физическую, волевую и интеллектуальную закалку.

Любая игра имеет свои правила. Однако участники ее могут в чем-то отступать от первоначально заданных установок. Игры относятся к тем видам развлечений, которые основаны на внесении в предварительно принятые условия инициативы, импровизации, творчества. Стоит изъять эти сущностные элементы, и игра исчезнет, разрушится, превратится в какой-то другой вид деятельности.

В основе всякой игры лежит сознательное преобразование реальной ситуации в воображаемую. В этом смысле игровое занятие немыслимо без некоторой доли фантазии и символики. Игра как бы приподнимает нас над обыденностью, переносит в новую атмосферу. Благодаря этому досуг приобретает своеобразный романтический ореол.

Важно не только понимать специфику игровой деятельности, но и видеть особенности возникающих здесь отношении. Создавая собственные формы общностей, игра значительно расширяет систему традиционных контактов и связей человека. Общеизвестно, что в процессе игровой практики складывается наиболее благоприятный тип общения, характеризующийся простотой, доброжелательностью, взаимопониманием. Общие интересы и совместные переживания всегда сближают. Но в игре вступившие в нее сходятся особенно легко и быстро. В этом смысле игровая коммуникация обладает поистине чудотворными свойствами. Нередко благодаря ей люди превращаются из инертных и необщительных в активных, разговорчивых, инициативных. Исчезают излишняя застенчивость, стеснительность и многие другие качества, мешающие по-настоящему развлекаться и быть хорошим партнером по отдыху.

Там, где повседневный досуг умело насыщен игровыми занятиями, мы получаем возможность с большим успехом решать многие задачи культурного развития личности. Нравственно воспитывающее влияние игровой деятельности связано с тем, что игры осуществляются главным образом в коллективно-групповых формах и основаны на непосредственном общении людей. Всякий раз, когда человек становится участником командных игр, у него так или иначе возникает чувство общности с другими игроками. Развлечения игрового типа неизменно предполагают определенную координацию усилий, взаимную помощь и взаимную выручку. Почти во всех игровых ситуациях слаженные коллективные действия – как основное условие успеха – обязательно получают немедленное и сильное подкрепление в виде ярких положительных переживаний.

Игровое сообщество – это самодеятельный микроколлектив, выступающий применительно к каждому отдельному участнику игры как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее определенный стиль поведения. Вступая в такое сообщество, человек берет на себя некоторые моральные обязательства и подвергается воздействию общего мнения команды. Очень важно, что приобретаемые здесь навыки и привычки сохраняются и переносятся из сферы досуга на другие виды деятельности за пределами игровой ситуации. Таким образом, игра вносит специфически важный вклад в процесс накопления нравственного опыта.

Правильно организованная игровая деятельность способствует творческому развитию личности. Очень часто успех в игре зависит от умения находить нестандартные пути к цели. Необычность игровых задач заставляет человека по-новому, с неожиданной стороны подходить к разрешению различных проблемных ситуаций. Нередко он припоминает такие сведения, производит такие мыслительные операции, с которыми в обыденной жизни почти не сталкивается. Играя, мы всегда делаем выбор из множества возможных альтернатив. Поскольку никогда заранее не известно, какая из них будет оптимальной, человеку приходится полагаться на интуицию, а порой действовать просто наугад. Вот и рождается так называемое состояние игрового риска и неразрывно связанные с ним захватывающие эмоциональные переживания.

В большинстве своем игры оказывают на людей благотворное эстетическое воздействие. В процессе игровой деятельности широко используется разнообразный художественный материал. Многие игры проходят под музыку, отличаются пластикой, ритмичностью, изяществом движений. Эстетическими качествами могут обладать и принимаемые в ходе игры решения, особенно когда они оригинальны, неожиданны, эффективны: интересная игровая комбинация, успешно выполненное обманное движение, остроумные ответы, парадоксальный подход к решению задачи и т.д.

В подвижных играх происходит полезный тренаж и совершенствование двигательной сферы. Связанные с активностью в ее особой пластично-эстетической форме игровые движения и действия, как правило, не дублируют те, к которым человек прибегает в ходе своей производственно-трудовой деятельности, а такая моторика всегда доставляет особую «мышечную радость». Для игры характерен специфический темп и ритм поведения. Играющий, как правило, не приноравливается к каким-то извне заданным параметрам, а наоборот, приспосабливает ход и характер игры к своим собственным желаниям, вкусам, потребностям. В этом смысле подвижные игры являются хорошим компенсирующим и полезным средством даже для людей и без того имеющих достаточно высокую физическую нагрузку.

Значительная часть популярных игровых развлечений носит самостоятельный характер и обходится без прямого вмешательства профессиональных организаторов досуга. Как правило, эти игры идут в специальных помещениях, где сосредоточен игровой инвентарь и другие приспособления, рассчитанные на самостоятельное их использование. Важное место занимают настольные игры. Они требуют от участвующих в игре известных навыков, некоторых знаний, определенной ловкости и сообразительности. Однако, как правило, эти игры легки для освоения и в то же время увлекательны и полезны.

В современных социокультурных центрах широко используется большая группа настолыю-спортивных игр: шашки, шахматы, бильярд, нарды, настольный теннис, настольный футбол, хоккей, баскетбол, крокет, кегельбан, спиральбол и др. Игра в данном случае ставит перед человеком четко очерченные игровые задачи и строится в соответствии со строго заданными правилами. Ко многим настолько-спортивным играм у людей складывается особый тип интереса – они способны повторять эти игры сколько угодно, и привлекательность игры от этого не уменьшается.

Широкое распространение имеют разнообразные головоломки – пластмассовые, проволочные, шнуровые и т.д. Очень модными стали в последнее время викторины с электроконтролем, а также игры типа «электронного домино» и особенно многовидовые электронные тетрисы.

Повсеместной популярностью пользуются настольные печатные игры. Взрослые не меньше, чем дети увлекаются решением кроссвордов, чайнвордов, занимательных графических, математических, логических задач. Существует большое число популярных игр со словами и буквами: анаграммы, метаграммы, логогрифы, шарады и др.

Особой ценностью обладают те настольно-спортивные игры, которые относятся к разряду так называемых интеллектуальных игр. В отличие от умственного труда эти игры требуют не профессиональных познаний и навыков, а таких качеств, как сообразительность, смекалка, широта эрудиции, острота и оригинальность мышления. Их творческий, импровизационный характер, соревновательность, яркая эмоциональность неизменно доставляют человеку радость и наслаждение. И это не случайно, что по мере повышения культуры и образованности людей «интеллектуальный спорт» все более становится одним из популярнейших видов игровых развлечений.

Самостоятельную группу игр образуют незамысловатые по своему содержанию, но весьма увлекательные в качкстве веселого состязания мелкие переносные аттракционы-щиты и мишени для метания мечей, дартс, щиты и фигуры для набрасывания колец, затейный тир, удочки с кольцами, катушки с длинным шнуром и т.п. Новые возможности для оснащения игротек аттракционами открываются с освоением массового производства и экспортной закупкой многообразных развлекательных автоматов. Оставаясь популярным развлечением, они выполняют целый ряд важных развлекательных функций – формируют быстроту реакции, сноровку, развивают глазомер, четкость и координацию движения, умение быстро ориентироваться в мгновенно меняющихся ситуациях и т.д.

Среди игровых развлечений, проводимых культорганизаторами, следует прежде всего выделить викторины, музыкальные игры и игры аттракционного типа. В основе викторин и музыкальных игр лежит так называемый вопросно-ответный ход. Тематика их весьма разнообразна и методика проведения довольно проста. Игры аттракционного типа представляют собой групповые состязания, в процессе которых используются различные предметы и специальное оборудование. Особую остроту таким аттракционам придает то, что они проводятся в присутствии множества зрителей. Как правило, задание здесь выполняют поочередно и в быстром темпе. Темп задается музыкой или заранее обуславливается лимит отпускаемого на попытку времени. Почти всегда для играющего эта попытка единственная, после чего он уступает место другим.

В массовые игровые программы неизменно включаются полуспортивные подвижные игры. Большая популярность этих традиционных развлечений базируется на естественном стремлении человека к физической активности. В группу полуспортивных игр входят старинные народные, модифицированные детские и несколько облегченные варианты спортивных игр. Они складываются из таких спортивных элементов, как бег, прыжки, бросание, передача и ловля предметов, построения и перестроения. Игровые цели тут незамысловаты: найти предмет, поймать водящего или убежать от него, приобщиться к группе, когда этому препятствуют соперники и т.п. Никакой подготовки и специальной тренировки для этого не требуется, многие из игр хорошо знакомы с детства, традиционны для данной местности и поэтому люди всегда участвуют в них с удовольствием.

В отличие от полуспортивных развлечений игры хороводного типа менее импровизационные. Играющие действуют под постоянным контролем ведущего, и основная задача их состоит в четком одновременном выполнении ритмических движений танцевального или спортивного характера, фигурного шага, разного рода перестроений в выборе или перемене партнера. Игра, как правило, идет под музыку и часто сопровождается пением. Существует и целый ряд других игр, которые переплетаются с танцами. К ним относятся, например, игры, связанные с приглашением партнеров, и игры, построенные как «танцы с препятствиями» и т.д.

В программах развлекательного типа могут использоваться разнообразные наборы игр, непосредственно не связанных друг с другом. Однако организаторы отдыха обычно предпочитают такое построение программ, в котором серия игровых развлечений нанизывается на единый сюжетный стержень. Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически оправданно выстроить и связать относительно самостоятельные игровые эпизоды, в результате чего программа приобретает монолитность, стройность, законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

По сравнению с другими видами игр в театрализованных играх особенно ярко выражено активно-творческое начало. Даже развитие игры, несмотря па предварительную обусловленность замыслом сценариста и организатора, определяются во многом выдумкой и фантазией самих играющих. В процессе ее очень часто возникают непредвиденные отклонения, сюжет принимает новые обороты, запланированное содержание обогащается, расширяется, обрастает импровизационно-возникающими линиями и эпизодами. Вот почему проводимые по одному и тому же сценарию игры в буквальном смысле никогда не повторяются.

На какой бы конкретной основе не развертывалась театрализованная игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои литературные, музыкальные, хореографические способности, блеснуть остроумием, показать эрудицию, отличиться в ловкости и сноровке. В ходе игры, особенно в ответах на вопросы и творческих заданиях, играющие широко используют яркие и интересные данные, почерпнутые из газет, журналов, книг, радио- и телепередач. Благодаря игре мы нередко знакомимся с такими сторонами жизни, с которыми до этого нам не приходилось соприкасаться.

Массовая театрализованная игра всегда направлена на то, чтобы преобразовать и актуализировать имеющийся у участников запас жизненных и художественных впечатлений в живую, веселую импровизацию. Строя игру, они дают свое понимание затрагиваемых событий и фактов, выражают собственное отношение к различным жизненным явлениям. При этом особый характер игровой деятельности и игровой ситуации обуславливают довольно специфический способ трактовки материала. О чем бы ни шла речь, проблемы решаются в игровом ключе.

Усложняясь в своем сюжетно-содержательном наполнении, отдельные игры уходят с массовой площадки на сцену и принимают там принципиально новую форму театрализованного игрового конкурса. Перебравшись за рампу, такая игра становится одной из специфических разновидностей развлекательного зрелища. Основная особенность этих игр – то, что отдыхающие добровольно дают право играть лишь отдельным своим представителям, а остальные участвуют в игровом действии как активные болельщики: они живо переживают все перипетии игры, но непосредственно в ней не заняты или заняты лишь в некоторых ее ситуациях.

Развлекательные игровые программы такого типа всегда носят соревновательный характер и осуществляются как конкурсы на командное или личное первенство. Некоторые задания в данном случае могут быть выполнены участниками импровизационно, другие – требуют предварительной подготовки и репетирования.

По своему содержанию игровые конкурсы почти всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников и общей эрудиции, и художественно-исполнительских способностей, и физической ловкости, и сообразительности, и изобретательности, и определенных творческих талантов. Высокий зрелищный престиж этих программ объясняется их постоянной оригинальностью и неповторимостью. Здесь практически отсутствуют повторы в заданиях, а следовательно, и в содержании развивающегося действия. Традиционны лишь сама идея игровых состязаний и основные их структурные элементы.

Наиболее простым видом игровых конкурсов являются весьма популярные вечера веселых вопросов. По своей сути они представляют развернутую и несколько театрализованную викторину. Интереснее всего эти конкурсы проходят в тех случаях, когда участники игры разбиваются по тому или иному признаку на несколько соревнующихся групп. Игровое задание обдумывают все, а отвечает на них представитель команды. Чаще всего вечера веселых вопросов бывают тематическими: содержание их может охватывать такие области человеческой деятельности, как наука, техника, спорт, литература, искусство и более конкретно: музыку, театр, кино, изоискусство и т.д. Нередко эти программы организуются как своеобразные игровые путешествия по областям и крупнейшим городам нашей страны и отдельным зарубежным странам. В содержательном плане вечера веселых вопросов значительно обогащаются, если их участники заранее получают тематическую ориентировку.

Не менее широкое распространение в досуговой практике имеют так называемые конкурсы-аукционы. По своему содержанию они представляют собой серию тематических вопросов и заданий, с которыми ведущие обращаются к участникам игрового состязания. Развлекательный аукцион состоит обычно из двух турнирных периодов. В первом, когда в игре участвуют все присутствующие, производятся отборочные соревнования. Побеждает на этом этапе тот, кто последним вносит наиболее существенное добавление, разъяснение к полученным ранее ответам. Во втором туре, строящемся по принципу развлекательно-игрового конкурса-зрелища, борются за личное или командное первенство определившиеся перед этим победители. Диапазон заданий в этом случае значительно расширяется. Наряду с разрешением вопросов традиционно-викторинного типа финалисты участвуют в художественных, спортивных и других состязаниях. Задания такого состязания строятся с расчетом на какие-то зрелищно-эффективные реакции, а сам конкурс предполагает наличие зримых атрибутов борьбы. Короче говоря, эта часть аттракциона должна «хорошо смотреться».

Одной из наиболее развитых форм театрализованного игрового состязания являются конкурсы веселых и находчивых. Воплотив в себе все лучшее, что было и есть в практике других игр, КВН, без сомнения, занял в группе сегодняшних развлекательных программ ведущее место.

Характерной чертой конкурсов этого типа является их содержательно-организационная комплексность. Будучи коллажными по своей природе и сути, они включают в себя шуточные приветствия, небольшие музыкальные выступления, турниры «вопрос – ответ», демонстрацию «домашних заданий» и т.д. Юмор, находчивость, эрудиция, ловкость вот основные принципы, на которых строятся КВН как игровые соревнования и забавные представления. По сравнению с другими конкурсами они подвержены большей театрализации и поэтому выигрышны в зрелищном отношении.

Своеобразное место в системе игровых конкурсов занимали и занимают состязания, вошедшие в практику под названием «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни». В соответствии с особенностями контингента участников они по-разному строятся в содержательном отношении, но имеют много общего в принципах организации.

В женском варианте конкурса основной акцент делается на задания, имеющие целью выявить художественный вкус, педагогическую подготовленность, умение красиво и элегантно одеваться, бытовую находчивость, кулинарную сноровку и т.д.

В конкурсах для юношей главное место занимают состязания в технической грамотности, знании автодела, силе, ловкости, владении спортивным оружием и т.д.

В современной развлекательной практике есть и целый ряд других театрализованных конкурсов. К ним можно отнести турниры смекалистых, состязания под названием. «Веселые старты», игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Умники и умницы» и т.д. Как и все, что связано с творческой самодеятельностью масс, игровые конкурсы непрерывно изменяются, совершенствуются, обогащаются. Многие из них представляют собой определенные версии популярных телеконкурсов, которые на этот раз уходят с экрана в непосредственную досуговую практику.

На современном этапе очень активно расширяется тематико-содержательный диапазон компьютерных игр. Здесь отчетливо выделяются такие группы, как спортивные игры, имитирующие самые разнообразные виды игрового спорта; игры-стимуляторы, где экран компьютера превращается в кабину гоночного авто, самолета, вертолета и т.д.; ролевые компьютерные игры, когда играющие путешествуют, преодолевая на своем пути самые необычные преграды и препятствия; игры в стиле экшн, в рамках которых игрок находится в состоянии боевого противодействия с многочисленными недоброжелателями; игры-стратегии, требующие от игроков незаурядных способностей в решении проблем экономического, политического и общественного характера и др.

Совершенно особую форму игровой деятельности составляют сегодня ставшие популярными среди детей, подростков и молодежи игры-театрализации. В основе их лежит игровая реализация определенных сюжетов по заранее подготовленным сценариям, воплощение которых в отличие от драматических спектаклей не является строго обязательным и чаще всего служит лишь своеобразной канвой, допускающей свободные импровизации. К подобным играм заранее готовятся, делают необходимые игровые атрибуты, распределяют основные роли и т.д. Примером могут служить довольно распространенные во многих странах, включая Россию, так называемые толкиенистские или хоббитские игры. Это игротворчество поклонников английского писателя Дж. Толкиена, создавшего в своих произведениях действительно интересный и весьма затейливый мир, населенный эльфами, гоблинами, рыцарями, принцессами и другими сказочными персонажами. Судя по всему, молодых людей привлекает возможность уйти в сформированную силой воображения новую реальность, насыщенную системой ценностей и идеалов, которые им пока еще не в состоянии дать реальная жизнь. Существует немало молодежных игр и по иной тематике и проблематике.

В свое время в процессе интереснейшего игрового народного творчества родились на Руси такие увлекательные игры, как русская лапта, городки, бабки, горелки, чижик, котел, рюхи, свайка и многие другие. Очень жаль, что значительная часть из них оказалась к сегодняшнему дню забытой, и даже на фоне бурно развивающегося фольклорного бума возрождение этих игр идет явно замедленными темпами.

Довольно долгое время противоречивым оставалось у нас отношение к уже упоминавшимся азартным играм. Их то разрешали, то ограничивали, то вообще запрещали соответствующими статьями в Уголовном кодексе. И тем не менее, они оказались поистине неистребимыми. В 90-е годы к нам вернулись известный еще в дореволюционное время «наперсток» и разнообразные уличные лотереи «лохотронного» типа. В подпольном порядке стали действовать работающие «на интерес» собачьи и петушиные бои, а также опасные забавы со ставками типа американского реслинга.

В «Толковом словаре» В.И. Даль выделял в денежных играх игры коммерческие, «ровные», «где входит в расчет умение», и игры «азартные или роковые, зависящие не от искусства, а от одного счастья». Несколько позднее применительно к последним стало применяться понятие «игры шанса». Их характеризуют обычно как игры, где умения и навыки не имеют особого значения, игрок более пассивен, чем в коммерческих играх и постоянно обречен на ожидание исхода, т.е. выпадения определенного символического набора игровых знаков (цифр, фишек и т.д.). К ним относятся, прежде всего, кости, рулетка, игровые автоматы, лотереи и т.д. Человек надеется на «чудо», на «везение». В коммерческих играх на умение тоже есть элементы «шанса», но строятся они иначе. Играющий в эти игры изначально получает тот или иной символический набор, которым надо умело распорядиться. Тут уже многое значит расчет, опыт, навыки, сообразительность. Суть мастерства в подобных играх заключается в том, чтобы постоянно находить оптимальные решения складывающихся проблемных ситуаций в пределах установленных правил.

Нетрудно заметить, что в основных денежных играх задействованы, в сущности, те же типовые механизмы, что и в играх, о которых мы говорили ранее. Однако здесь имеются и свои особенности. Главная из них – риск и рискованная деятельность. Речь идет о действиях, совершаемых человеком несмотря на осознаваемую возможность неудачи. Это операции, производимые в неясной, неопределенной ситуации. Играющий в данном случае всегда надеется на успех, но никогда не имеет полной уверенности в том, что поставленная цель будет достигнута. Именно в этом, на наш взгляд, и таится главная манкость азартно-коммерческой игры и основная ее эмоциональная привлекательность. Остро волнующая альтернатива «повезет не повезет» закономерно вызывает то «щекотание нервов», которого человеку очень не хватает в повседневной будничной и от этого пресноватой жизни и которого он жаждет, забывая об опасностях, а порой вообще обо всем на свете. Кстати говоря, последнее относится не только к азартно-коммерческим играм, а распространяется в целом на досуговое поведение людей. Судя по всему, элементы определенного риска, включенные в контекст отдыха, придают последнему особую пикантность, а следовательно, и особое обаяние и притягательность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.