Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация досугового общения на современном этапе 2 страница




На страницах наших газет и журналов практически никогда не умолкает разговор о соседях, соседстве, общении, досуге, отдыхе по месту жительства. Выступающие с огорчением и тревогой говорят, что многоэтажный дом делает человека замкнутее. Расселившись по отдельным квартирам, люди как бы отгораживаются друг от друга. Даже члены вполне благополучных семей жалуются на то, что сидеть все время только в собственной квартире скучно. Хочется встретиться с другими семьями, соседями. А где? Конечно, можно у себя дома. И здесь, наряду с традиционным хождением в гости, уже родились новые формы, о которых пойдет речь. Но, видимо, этого недостаточно – встает вопрос о более масштабном решении проблемы общения по месту жительства. Здесь нужна продуманная, научно обоснованная организация микросреды, в которой интенсивно формировались бы добрососедские отношения и возникали новые человеческие взаимосвязи.

В современных условиях следует шире распространять опыт оборудования под холлы цокольных этажей многоэтажных домов. Интересной является новая серия зданий, чердаки которых перекрываются специальными оболочками, в результате чего образуются широкие просторные помещения, вполне пригодные под комнаты для кружковой работы и детские клубы.

В летнее время отличным местом общения и отдыха может стать двор. Но, разумеется, при условии, если он соответствующим образом оборудован. Речь идет о дворовых уголках отдыха, обустраиваются которые с минимальной затратой материальных средств.

В контексте нашего разговора нельзя обойти вниманием и проблему организации культурного досуга сельских жителей, особенно там, где нет стационарных учреждений культуры. В маленьких селах и деревнях давно уже назрела острая необходимость в небольших культурных центрах, которые могли бы стать общедоступным местом досугового общения на каждый день. Совместный просмотр телепередач, видеофильмов, житейские разговоры, беседа, обсуждение новостей – вот наиболее характерные из возможных здесь форм культурно-досуговой деятельности. На первый взгляд, эти формы весьма незамысловаты. Однако на поверку оказалась, что маленькие клубы при правильной организации их работы таят в себе очень большие социокультурные возможности. Даже в социальном плане при такой постановке дела в жизни людей появляется что-то новое. Традиционно-соседские отношения видоизменяются и укрепляются за счет общедоступного для всех совместного досуга, сплачивающего людей в более прочную, чем прежде, соседскую общность.

Мы не случайно так много говорим об околодомашних формах общения. Именно они представляют собой пока наиболее слабое звено в общей системе организации культурного досуга, звено, на которое до сих пор не обращалось должного внимания.

Новые возможности в организации досугового общения по месту жительства появились сегодня в связи с развитием жилищных кондоминиумов. Здесь общественность получила не только большие права в деле использования нежилых помещений внутри домов и комплексов, но и стала непосредственным распорядителем определенных хозрасчетных средств, часть из которых предназначается на культурно-досуговую деятельность. Существенно расширились и соответствующие полномочия жилищных кооперативов. Все это вселяет определенную надежду на то, что проблемы, связанные с организацией детских комнат отдыха, подростковых клубов, зон отдыха во дворах, домовых клубов для взрослых, небольших спортзалов, подвальных и чердачных мастерских, будут так пли иначе решаться.

На этапе интенсивного развития рыночных отношений существенные изменения произошли в сфере общественного питания. К сожалению, они выразились не только в определенных достижениях, но и печальных утратах. Главная из них заключается в том, что многочисленные рестораны и кафе новой волны оказались для преимущественной части населения абсолютно недоступными в качестве центров культурного досуга.

Создать в наших городах общедоступную среду для открытого, свободного общения нужное и благородное дело. Вполне понятно, что сегодня оно натыкается на серьезные материально-технические трудности. Тяжело рассчитывать на большое новое строительство и капитальные перестройки. Но выход во многих городах все-таки находят.

Массу интереснейших идей дали проведенные в последнее время конкурсы «Культурно-оздоровительные центры нового типа». Среди них дворовые зоны отдыха с использованием типовых бытовок, культурно-досуговое пространство в секционных жилых домах на основе общей продольной лестницы, миниатюрные сооружения во дворах с использованием легких элементов, отсеки для малых клубов в цокольных этажах и чердачных помещениях и т.д. Заслуживают внимания инновационные предложения по внедрению программ длительной тематической рекреации в городских парках культуры и отдыха.

Несколько лет назад родилась интересная инициатива по созданию благоприятных условий для городского общения улично-площадного типа. Все началось с оборудования пешеходной зоны на московском Арбате. Теперь с уверенностью можно сказать, что эксперимент себя полностью оправдал. Появилась уникальная возможность реального нарушения давно устаревшего правила: никогда и ни с кем на улице не знакомиться. Пешеходная часть зоны стала отличным местом всевозможных молодежных встреч и местом свободного общения для людей старшего возраста.

Столичный пример оказался заразительным. В России сегодня трудно найти город без пешеходных досуговых зон. Повсюду их оснащают маленькими кафе, ресторанчиками, бистро, погребками. Особенно живописный вид обретают такие улицы в летнюю пору, когда столики под тентами выдвигаются прямо на тротуар. Если к этому добавить неугомонных фотографов, художников, уличных музыкантов, лотошников, организаторов игровых развлечений, то мы получаем веселый и яркий клуб под открытым небом.

Одной из важных задач работы по организации досугового обще­ния является сегодня оказание людям помощи в преодолении не столь уж редкого в нашей жизни состояния одиночества. В словарях русского языка слово «одиночество» чаще всего опре­деляется через психологическое понятие «состояние». В. И. Даль и С. И. Ожегов рассматривали одиночество как состояние одинокого человека. В словаре «Психология» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского мы читаем: «Одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непри­вычных) условиях изоляции от других людей».

Проблему одиночества едва ли можно считать, как это иногда де­лают, порождением нашего века. Она является вечной и характерной для всех времен и народов. Исключительно большой интерес к этой проблеме всегда проявляла великая русская литература. Достаточно вспомнить Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Досто­евского, А. П. Чехова с их пристальным вниманием к маленькому одино­кому человеку.

Ничуть не меньше великолепных книг, посвященных теме оди­ночества, мы можем найти и в зарубежной литературе. В этом ряду «Оди­ночество бегуна на дальние дистанции» Аллана Силлитоу, «Одиночество на площади» Иосиэ Хотта, «Одиночество в Вавилоне» Иозефа Рединга, «За­бавное одиночество» Филиппа Соллерса и многие другие романы и повес­ти.

Талантливое раскрытие тема человеческого одиночества получи­ла в кинематографе, особенно в лентах Ингмара Бергмана, Микеланжело Антониони, Андрея Тарковского.

В целом, нельзя не отметить, что чуткое к человеческим бедам искусство сделало в познании такого социопсихологического феномена, как одиночество, значительно больше, чем наука. Научные изыскания по этой проблеме даже сегодня можно перечесть по пальцам. Что касается нашей страны, то их в сталинский период не было вообще: здесь привыкли заносчиво провозглашать оптимистический лозунг: «У нас одиноких нет!»

Анализируя отношение людей к проблеме общения и одиночест­ва, мы отчетливо видим, что некоторые из них отнюдь не считают одино­чество трагедией или несчастьем. Более того, как полагают эти люди, пре­бывание в состоянии одиночества – это вполне нормальное явление, по-своему формирующее и закаляющее личность. Вот отрывок из одного на­печатанного в журнале письма: «Одиночество – особая страна, планета, пребывание на ней требует мужества, независимости, духовной самостоя­тельности, наконец, честности. Здесь ты остаешься наедине с самым стро­гим и неподкупным судьей – своей совестью.

Убеждена, что не испытав одиночества, невозможно стать чело­веком. Оно закаляет ум и выковывает характер.

Предвижу недоумение: «Разве есть что-нибудь желаннее челове­ческого тепла, участия, понимания? Разве общение не является высшей душевной роскошью?» Конечно, да. Не случайно же стремятся к ним все люди без исключения – сильные и слабые, интеллектуалы и простаки. Но одиночество даст вам возможность оценить общение, дружбу, наслажде­ние беседой с единомышленниками еще более полно. Сделает вас незаме­нимым и желанным собеседником, советчиком, слушателем.

Одиночество – таинственный мир, который каждый должен от­крывать заново. Здесь нет проторенных маршрутов и компаса. Но, может быть, некоторые люди просто не доросли до него, как до состояния души? Кстати, не задумывались ли вы над тем, что все великие люди не мыслили свою жизнь без периодов одиночества, дорожили минутами, про­веденными наедине с собой, своей обостренной душевной болью, сомне­ниями?

Яростно горевавший по поводу своего одинокого положения Го­голь больше всего на свете любил дорогу; скитаниям по городам и странам предпочитал благостное проживание в родном городе с близкими и друзь­ями. Разве не одиночеству мы обязаны итогами Болдинской осени, «Фау­стом», мучительными в своей озаренности портретами Рембрандта?

Так почему же теперь мы считаем одиночество подлинным не­счастьем, бичом своей жизни?»

Приведем еще одно схожее по сути суждение. Не отвергая суще­ственных минусов одиночества в молодые годы, автор журнальной дис­куссии пишет: «И все-таки, мне кажется, это даже очень хорошо, что юно­ши и девушки уже в шестнадцать лет познают одиночество, потому что, повзрослев, они будут дорожить своими друзьями, добрыми знакомыми, дружбой вообще, любовью. Кто не знает цены одиночеству, тот не знает цены любви, дружбе, семьи. Надо пройти через одиночество, чтобы потом никогда не быть одиноким. Одиночество – это несчастье, но пережить его нужно гордо и достойно. Вы еще будете счастливы, жизнь-то продолжает­ся, а одиночество пройдет.

«Почему мы так отчаянно реагируем на одиночество?» – пишет психолог Н. И. Козлов. «Мне нравится быть с людьми, но я умею жить один – и праздную свое одиночество. Одиночество – это состояние, когда ушли все посторонние, и я остался наедине с самым близким человеком – с самим собой. Кстати, мне остался еще целый мир, мир вокруг меня. О чем плакать?»[6]

Доля истины во всех этих оптимистических суждениях, наверное есть. Однако, нам представляется, что в данном случае люди начинают не­осознанно путать два глубоко различных понятия одиночество и уедине­ние. Между тем, последнее отличается от первого очень важным призна­ком: на уединение человек идет сам и сознательно. Для него оно является или средством отдохнуть от чрезмерно насыщенных коммуникаций, или условием, позволяющим сосредоточиться над какой-нибудь важной и ин­тересной работой (особенно творческой), или формой подзарядки для вы­хода на новый виток контактов в более совершенном виде. Во всех этих случаях уединявшийся на время индивид может свободно вернуться в сис­тему нормальных межличностных отношений. Что касается одиночества, то тут дело сложнее. Одинокими, на наш взгляд, становятся не по собст­венному желанию, а в силу определенных обстоятельств, вынужденно. И едва ли это может приносить кому-то радость.

В этой связи, нам кажется, что более других прав тот участник упоминавшейся дискуссии, который написал об одиночестве менее опти­мистичные слова: «Одинокий человек не может быть счастливым, потому что всегда нужен рядом человек, ради которого ты готов отдать себя. Ведь сама природа создала нас для любви, а любовь ничем не заменишь. Можно жить ради высокой цели, забывать обо всем на работе, но когда вечером будешь возвращаться домой и вспоминать, что тебя там никто не ждет, здесь даже самый «счастливый» человек почувствует себя неполноценным. Поверьте, это трагедия».

Наиболее распространенным типом одиночества является дис­комфортное состояние, в которое попадает человек при болезненной соци­альной адаптации в связи с его пребыванием в условиях новой социальной среды. Такое нередко случается при определении ребенка в детский сад, школу и т. д. Нечто подобное может происходить и в ситуациях, когда мо­лодой человек переходит из одной детсадовской или ученической группы в другую. Приспособительные реакции у людей бывают быстрыми и мед­ленными. В последнем случае взаимосвязи индивида с новым социальным окружением складываются сложно, а иногда остаются вообще на уровне неполного и неустойчивого приспособления.

Подобные трудности в школьном возрасте очень хорошо описа­ны в ряде рассказов, а также в недавно вышедшей книге Ю. М. Нагибина «Тьма в конце туннеля». Приведем небольшой отрывок из его воспомина­ний о когда-то происшедшем переходе из одной школы в другую: «Нико­гда и нигде не чувствовал я себя таким потерянным и одиноким... Я был тут как на чужбине... Слабодушный Саша Черняев, обнаружив мою изо­лированность, бросил меня на произвол судьбы... И вот что любопытно: в школе я считался выдающимся художником, да и вообще ходил в способ­ных и ловких, а здесь оказался дурак дураком. Карандаш и краски меня не слушались, на плакатах буквы сползали под откос, молоток бил только по пальцам, а гвозди гнулись. Даже на зарядке мне никак не удавалось по­пасть в общий ритм. Я чувствовал себя изгоем, и это вязало мою душу, движения, мысли... Чувство отчужденности все нарастало во мне. Я уве­рился в собственной ничтожности и прятался в него, как улитка в свой ра-ковичный домик. Мне уже не хотелось сравниваться с другими ребятами, доказать, что я чего-то стою».

Подчеркнем, что подобный вид одиночества и социальной дискомфортности характерен не только для школьного возраста. Большая часть взрослых тоже говорит об очень болезненных переживаниях на новых местах и в новых коллективах, и тут ничего не поделаешь – такова особенность чело­веческой психики. Не случайно современная социальная педагогика уделя­ет так много внимания проблемам адаптации и помощи трудно адапти­рующихся людям.

В нашей жизни есть несколько периодов, когда возникает наи­большая вероятность оказаться в состоянии одиночества. И многие дейст­вительно не минуют этого. Прежде всего здесь надо назвать подростковый возраст, который вообще относится к числу критических периодов онтоге­неза, связанных с кардинальными трансформациями в сфере сознания, деятельности и межличностных отношений индивида. Характерной осо­бенностью общения человека на этом этапе является выдвижение в нем на первый план эмоционально-личностных смыслов. Нередко здесь распада­ются старые межличностные связи и начинают формироваться новые, это время первой любви с ее неизменными радостями и огорчениями, очаро­ваниями и разочарованиями. Тут, как и в жизни вообще, человеческого счастья никогда не хватает на всех, и кто-то обязательно оказывается обойденным или уж во всяком случае считает себя обойденным.

Очень сложным и тоже кризисным для многих становится период завершения трудовой деятельности и выхода на пенсию. Здесь также лома­ется накатанный и привычный строй жизни. Особенно когда человек, что называется, всецело жил своей работой. Теперь ее не стало, как не стало рядом людей, с которыми шел рука об руку многие годы.

Анализ опыта показывает, что в целом ряде случаев дискомфорт­ное положение человека в системе общения и, в частности, рассматривае­мое нами одиночество бывает обусловлено сугубо личными качествами этого человека. Здесь может мешать многое: врожденная социофобия, за­вышенное представление о себе самом, откровенный эгоизм, равнодушие к окружающим, гипертрофированная застенчивость, повышенная агрессив­ность и т. д.

Известный российский психолог Кан-Калик вполне справедливо утверждал, что главной причиной одиночества человека является его не­умение общаться с окружающими. «Наше общение с людьми, – сетовал он, – становится однолинейным. Положа руку на сердце признайтесь: мы очень часто организуем общение по жесткой схеме – получить необходи­мую информацию, вещь, решить какой-то вопрос. А ведь реальное обще­ние очень разнообразно и «многоэтажно». Здесь и функция информации, и познания другого человека в процессе общения, и организация взаимоот­ношений. А мы пытаемся втиснуть весь этот огромный «репертуар» обще­ния в прокрустово ложе только одной, скажем, информационной функции.

Чтобы уйти от одиночества, нужен прежде всего огромный инте­рес к другому человеку. Причем надо стремиться этот интерес в себе разви­вать, поддерживать. Это постепенно переведет вас на другой этаж – вашей внутренней психологической ситуации. Вы постепенно перейдете с этажа «Я» на этаж «ДРУГИЕ». А здесь лифтом не поднимешь­ся, здесь мало нажатия внутренней психологической кнопки, нужны огромные нравственные усилия.

Существует два способа общения людей – «от себя» и «от друго­го». Наша беда заключается в том, что чаще всего мы стремимся органи­зовать общение «от себя»: мне надо, я хочу добиться, мне необходимо – и в результате теряем из нашего «психологического поля» другого человека с его потребностями, чаяниями и интересами. Вот почему люди с ярко вы­раженным общением «от себя» чаще оказываются в одиночестве. А попы­тайтесь строить общение от партнера, исходить из его интересов, переживаний, и вы увидите, что «волшебная палочка» общения моментально зара­ботает на вас».

Применительно к современной рыночной действительности нель­зя не упомянуть еще одну причину и форму распространения отчуждения и отчужденности. Это чувство угнетающего одиночества, которое возни­кает в силу ряда известных социально-экономических причин. Значитель­ная часть российских людей в прошлом настолько привыкла к афоризму «государство нам поможет», что фактически провозглашенный в постсо­ветские времена девиз: «спасение утопающих – дело рук самих утопаю­щих» произвел на них эффект внезапно разорвавшейся бомбы. Возникшее на этой основе чувство покинутости, потерянности, неуверенности в зав­трашнем дне стало для многих стрессогенным фактором. Так родился бук­вально на наших глазах какой-то новый вид одиночества, связанный не просто с дефицитом общения, а носящий своего рода надкоммукативный характер и от того еще более страшный и тягостный.

Как уже отмечалось выше, процессы общения обладают опреде­ленной способностью к саморегуляции. В конце концов здесь все так или иначе идет в определенной последовательности: люди знакомятся, дружат, выходят замуж, женятся. И, на первый взгляд, начинает казаться, что тут можно обойтись без всяких менеджеров, аниматоров, медиаторов, и дру­гих посредников. Однако если присмотреться к системе наших коммуни­каций более внимательно, нетрудно заметить, что качественная сторона этой самоутряски оказывается нередко весьма ущербной.

В очень популярном у нас фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы» звучит превосходная песня Микаэла Таривердиева на слова Евге­ния Евтушенко. Песня о том, как трудно осуществлять, в повседневной че­ловеческой практике «соединение близких душ»:

Со мною вот что происходит,

Совсем не та ко мне приходит.

Мне руки на плечи кладет.

И у другой меня крадет.

Нельзя не согласиться, что авторы этой песни затронули в ней, может быть, одну из самых острых проблем нашей жизни: человек не на­ходит то, что изначально ему предназначалось и это безжалостно ломает не только его судьбу, но и судьбы окружающих. Разовый сбой порождает в дальнейшем бесконечную цепь иных нелепых подмен.

Если перевести обозначенную проблему из чисто художествен­ной в коммуникативно-аналитическую плоскость, то мы непременно вый­дем на вторую взаимосвязанную проблему – проблему выбора.

На современном этапе в публикациях, посвященных проблемам предупреждения и преодоления одиночества, стало часто употребляться понятие профилактика. У учителей, воспитателей, социальных педагогов, менеджеров досуга, аниматоров творческой самодеятельности и в самом деле есть немалые возможности помочь человеку не стать и не быть оди­ноким. Здесь могут оказаться полезными многие наши усилия: обучение искусству общения, развитие у людей общительности, помощь в преодо­лении разнообразных комплексов и социофобий, формирование во всех коллективах и группах добротного социально-психологического климата и т.д.

 

 

Рекомендуемая литература к главе VI

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.

2. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. – М.: RISC, 1998.

3. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. – Рязань, 1994.

4. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. – Л., 1989.

5. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и гигиене общения. – М.: Просвещение, 1987.

6. Жуков О.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М.: ИНФРА, 2002.

7. Егидес А.П. Лабиринты общения. – М.: Филинъ, 1999.

8. Ильева И.П. Культура общения. Опыт философско-методологического анализа. – Воронеж, 1989.

9. Искусство хороших манер. – СПб., 1995.

10. Каган М.С. Мир общения. – М., 1988.

11. Канн-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.

12. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990.

13. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

14. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.

15. Мясищев В.Н. Психология отношения. – М.; Воронеж, 1995.

16. Опалев А.В. Умение общаться с людьми. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.

17. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

18. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2001.

19. Садовская В.С., Стрельцов Ю.А. Основы коммуникативной культуры. – М., 2001.

20. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения. – М., 1999.

21. Сухарев В.А. Искусство распознавания людей. – М.: Сталкер, 1998.

22. Сухарев В.А. Магнетическая личность. – Ростов-на-Дону, 1997.

23. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. – М.: ФАИР, 1997.

24. Титаренко Н.А. Нравственные основы общения. – М., 1979.

25. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. – М.: ЮНИТИ, 1997.

 

 

Вопросы и задания к главе VI

1. Охарактеризуйте структуру межличностного общения и дайте характеристику его основным компонентам?

2. В каком отношении находятся досуговое общение и досуговая деятельность?

3. Назовите основные виды общения в сфере свободного времени.

4. В чем заключается педагогический потенциал межличностного общения в контексте досугового взаимодействия?

5. Охарактеризуйте процесс формирования культуры восприятия человека человеком.

6. В чем заключается сущность работы по направленному формированию системы межличностных отношений?

7. Раскройте основные пути и средства предупреждения и снятия межличностных и межгрупповых конфликтов.

8. Раскройте сущность общения как информационного процесса.

9. Каковы основные пути влияния человека на человека в процессе межличностной коммуникации?

10. Дайте краткое обоснование педагогическим принципам организации общения в современных культурно-досуговых центрах.

11. Охарактеризуйте основные компоненты процесса формирования коммуникативной культуры личности.

 


 

Заключение

Работа по подготовке к изданию настоящей книги с особой отчетливостью высветила перед нами тот факт, что проблемы просвещения, воспитания и культурного развития личности в сфере свободного времени не могут быть объектом внимания лишь одной педагогической науки. На современном этапе эти проблемы обретают уровень повышенной общественно-государственной важности. Следовательно, и полноценное рассмотрение поставленных в нашем учебном пособии вопросов предполагает непременный выход за рамки педагогики как таковой. Хотим мы этого или не хотим, но сама жизнь настойчиво заставляет нас искать опору в контексте смежных наук и технологий.

В общей системе педагогики досуга непосредственным образом отражается все новое, что появляется сегодня в области развивающегося гуманитарного знания. Это прежде всего относится к таким научным дисциплинам, как антропология, социология, педагогика, синергетика, андрагогика, акмеология, креациология, рекреалогия. Внимательное отношение к рождающемся здесь идеям является одним из очень важных ресурсов профессионального самосовершенствования менеджеров досуга, которым надо постоянно держать руку на пульсе быстроменяющейся жизни и по возможности шагать в ногу со временем.

Работая над учебным пособием, мы еще раз убедились в том, что осмысление опыта организации досуга приобретает особую значимость на этапе энергичного становления в стране гражданского общества. В этих условиях как никогда важным становится не только всемерная забота о повышении культуры и сознательности граждан, но и целенаправленная реализация культурогенного потенциала социальной среды и особенно умелое использование сил общественности по оказанию помощи человеку в его социализации и инкультурации.

Завершая учебное пособие, нельзя не отметить, что некоторые из рассматриваемых в нем вопросов остаются пока еще слабо исследованными. Это в полной мере относится к анализу деятельности по организации свободного времени как деятельности ярко выраженного анимационного характера. Несмотря на то, что подобный подход в определенной мере нами использовался, книга содержит лишь частичное решение данной проблемы и соответственно основная работа здесь впереди.

В заключение следует особо подчеркнуть, что при реализации принципов и правил, относящихся к педагогической деятельности, необходимо всячески остерегаться их шаблонного применения. Научное знание как фундамент подготовки и повышения квалификации менеджеров досуга реализует свои направляющие функции только в том случае, если оно разумно сопрягается с повседневным творчеством специалиста. Досуговая деятельность – это одновременно и наука, и искусство. Здесь нужно не просто усвоить и понять суть объективно существующих законов, но и уметь учитывать особенности их проявления и использования в конкретных условиях многообразной социокультурной действительности.

Настоящая книга рассчитана на то, что учебная подготовка будущих менеджеров досуга должна идти в тесной взаимосвязи с их формированием как исследователей, умеющих добывать новые знания путем непосредственного и самостоятельного анализа жизненных явлений и процессов. Предлагаемые в учебном пособии материалы прямо нацелены на оказание студентам непосредственной помощи в квалифицированном выполнении рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. Нельзя забывать, что становление учебных дисциплин наиболее успешно реализуется на основе коллективного творчества, в процессе которого активно вовлечены все, в том числе и учащаяся молодежь.

Наша книга не претендует на раскрытие всех социокультурных проблем сегодняшнего дня. Соответственно и применять ее надо в органическом сочетании с другими учебниками и учебными пособиями. В настоящее время в Российской Федерации нет ни одного вуза культуры и искусств, который не вносил бы свой полезный вклад в процесс научного фундирования основного профилирующего для этих вузов предмета – социально-досуговая деятельность. Нет никаких сомнений в том, что этот процесс коллективного творчества будет продолжаться и в дальнейшем.

 

 


[1] Эта позиция перешла у нас в большую часть официальных словарей, справочников и энциклопедий.

[2] См.: Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 1992. – С. 3.

[3] В 2006 году только в одной Москве функционировали 60 казино и свыше 3-х тысяч залов игровых автоматов.

[4] Монтень М. Об искусстве жить достойно. – М., 1975. – С. 115-116.

[5] Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 7. – М.: Наука, 1981. – С. 134.

[6] Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. – М.: Новая школа: АСТ – Пресс, 1997. – С. 95.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.