Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Именно политическая свобода является сегодня предпосылкой всех социальных, гражданских, человеческих свобод




Политология – наука о политике

Политология, ее предмет и социальный статус

 

План:

1.1. Политология – наука о политике.

1.2. Политическая наука как теоретическая система.

1.3. История политологии – смена научных парадигм.

1.4. Методы, функции и значение научно-политологического знания.

Мир политики не требует особого представления. Человек, начинающий осознавать себя и свое окружение практически, сразу же сталкивается с признаками политической действительности в образе государства и его символов (гимна, знамени, имени или портрета президента и т. д.). Зримое и незримое присутствие политики сопровождает современного человека всю его жизнь.

В этом бесконечном пространстве политической природы индивид, личность может выступать в двух основных ипостасях: либо наблюдателя, статиста, либо участника общественно - политических событий или процессов. Очень часто он одновременно является и актером, и зрителем в этом своеобразном театре теней. Но в любом из этих качеств человек может выступать или свободным или несвободным, в зависимости от степени понимания своего места и роли, своего отношения к основным политическим реалиям. Только знание мира политики, его законов может сделать нас свободными, прежде всего свободными политически.

Эту суровую истину приходится усваивать нам, соучастникам молодой украинской государственности и демократии, с болезненной необходимостью и в первую очередь. Свобода – начало творчества, начало всякого развития и прогресса. В ней – главная предпосылка нашего приближения к ценностям цивилизованного общества высоких социальных стандартов.

Путь к нему указывает наука о политике, наука политики. Речь идет о двух, хотя и родственных, но резко отличающихся друг от друга ветвях знания. Первая из них, наука о политике (политология) путь познания и понимания преимущественно для политического наблюдателя, который стоит на позиции политического объективизма, свободного от участия в непосредственной интриге, связанной с борьбой за влияние и власть. Непредвзятое отношение хладнокровного наблюдателя – основное условие успешного овладения научно-политическим знанием, свободным от партийно-идеологической односторонности и ограниченности, основу которой составляет стремление защитить собственную позицию, мнение, а не найти объективную истину.

Вторая так называемая науканаука политики, служит овладению навыками политической практики, деятельности теми, кто активно участвует в политической борьбе за власть, в соревновании с другими политическими деятелями, партиями, группировками. Для постигающих эту науку (или – искусство практической политики) объективное отношение к политическому знанию, информации и их носителям – неестественно, оно-недопустимая роскошь. Главным предметом их устремлений выступает не истина, а политический успех, означающий близость к власти как высшей цели и основной ценности политики.

Между двумя способами политического познания существует противоречие, выражающее существенное различие в устремлениях наблюдателя за политикой ее непосредственного участника. Наблюдатель, он же теоретик, в попытке сохранить объективность своей позиции, неизбежно превращается в политического скептика, критика официального политикума и политиков по сути. Будучи, таким образом, носителем политического знания, он либо не влияет на саму политику, либо опосредовано влияет (через критику). Ему остается роль пассивного вынужденного участника (поскольку от государственно-политических дел полностью изолироваться невозможно) или статиста, но, в любом случае, имитатора.

Практик – политик является специфически заинтересованной личностью, для которой знание есть инструмент повседневной деятельности, элемент социальной технологии, средство достижения власти или использования ее в интересах своей политической группы-партии. Он, во - первых, заинтересован в знании-информации, обеспечивающей успех, при этом служение истине – правде всегда для него – на втором плане. Во вторых, он стремится максимально расширить круг своих сторонников, понуждая и принуждая к этому тех самых социальных статистов, людей пытающихся сохранить позицию объективного наблюдателя.

Таким образом, первая попытка ознакомления с характером политического познания, особенностями политической науки, приводит нас к пониманию специфической ее двойственности, которая устанавливает ее пределы и ограничения.

Познание политики начинается с признания факта наличия двух родов истины (истины абстрактно-теоретического, объективно - гуманистического отношения к политическому миру и истины достижения политического успеха и корпоративного доминирования, власти), двух родов социально-политической свободы (свободы сознательного неучастия в борьбе политических партий и свободы осознанного подчинения логике политической конкуренции) и двух соответственных наук: науки о политике (политологии) и науки политики (искусства и технологии политического успеха).

Вся сложность восприятия и оценки политических реалий является следствием забвения или непонимания указанной двойственности: невозможности одновременного нахождения индивида в двух измерениях истин, во-первых, и постоянное изменение положения индивида относительно политики, во вторых. Это значит, что в политике человек является то просто наблюдателем, то заинтересованным участником, не замечая, как правило, изменение своего субъективного положения и отношения к ней, а значит, не осознавая действительной причины двусмысленности познавательной и поведенческой ситуации, которые приводят к потере социальной ориентации и непониманию смысла социально-политической реальности. В результате, для подавляющего большинства индивидов она, эта действительность представляется, как уже указывалось, миром теней.

Итак, наука о политике или политология, отталкивается от объективного анализа государственно-политической сферы жизни общества, выступает одновременно средством или формой ее критической оценки, критики. При анализе объекта познания она, во-первых, стремится опираться на максимально доступное количество фактов; во-вторых, рассматривать их всесторонне, объективно путем соотнесения всех позитивных и негативных их следствий (то есть, через их внутренние и внешние противоречия ); в-третьих, избегать однозначных и примитивных их оценок и интерпретаций в практическо-политическом или идеологическом плане или применять их в форме прямых политических аналогий и рекомендаций для политиков и граждан. Научно-политологическое знание взаимодействует с живой политической действительностью опосредовано, через систему политического мировоззрения. Отсюда следует, что не стоит требовать от теоретика-политолога немедленной и точной оценки актуальных политических событий.

Политик, при анализе и оценке ситуации, во-первых, выбирает из всей совокупности фактов и явлений только те, которые дают возможность ему оправдать и усилить свои позиции и ослабить позицию своих конкурентов; во-вторых, он не заинтересован в их глубоком и всестороннем анализе, но подходит к ним спекулятивно и конъюнктурно, интерпретируя их субъективно или с позиций выгоды своей партии; в-третьих, он стремится навязать свое видение ситуации максимально широкому кругу людей, пытаясь вовлечь их в круг защитников своей идеологической концепции. Духовным продуктом политиков выступает идеология как система групповых политических ценностей, как инструмент управления или манипулирования сознанием и поведением граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.