Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоречия политики и ее социальное значение




Таким образом, демократия является единственной типом социально-политической системы, где главным принципом организации является ее политическое самоограничение или отделения политико-властных отношений от отношений гражданских, что позволяет гражданам реализовывать свои потребности и интересы вне прямого влияния, контроля со стороны политики и политиков.

Представленные формы политической организации общества указывают на возможность существования двух его основных разновидностей: политизованного и деполитизованного. В рамках первого возможности политического влияния на жизнь людей могут быть практически неограниченными. И наоборот, все социальные и личные проблемы неизбежно упираются в государственно-политический способ их разрешения. Именно на такой стадии своего развития находится сегодня и украинское общество и его граждане, выступая в роли непосредственных заложников политики.

В обществе деполитизованном гражданская жизнь образует относительно автономную, независимую от прямых политических влияний сферу. При этом политический процесс и его результаты не сказываются напрямую на качестве жизни людей, что и создает ситуацию определенной личной гражданской свободы. Поэтому, социальная свобода сегодня – это, прежде всего защищенность от непосредственной политической конъюнктуры и прямого влияния государственно-политических институтов разного уровня.

В рамках обозначенных двух типов политических обществ сегодня развивается политическая жизнь и политический процесс в отдельных странах. Очевидно, что к политизованным относятся страны с тоталитарным политическим режимом, где политические принципы и механизмы определяют решения всех социальных проблем, а политические критерии оценки ставятся во главу угла и на уровне функционирования государства и на уровне жизнедеятельности всех социальных групп и индивидов.

Политизованной также является общественная жизнь авторитарного государства, поскольку его сутью является создание привилегий для властной верхушки, а смыслом ее политики – охрана этих привилегий. При этом, однако, политика составляет круг интересов и занятий меньшинства, а гражданам отводится роль простых наблюдателей-статистов или исполнителей. Таким образом, политика дистанцируется от частной и гражданской жизни, поскольку сфера частных интересов не несет прямой угрозы правящей группировки и ее лидеру. Общая политизация в данном случае возникает в условиях жесткого противоборства или войны граждан против правительства, узурпировавшего власть, т.е. во время кризиса режима или революции.

Однако и в условиях демократического политического режима, сутью которого является защищенность сферы гражданских (социально-экономических) отношений от прямого политического произвола, субъективизма, политизация общественной жизни может значительно усиливаться. Это происходит, во-первых, в ситуации явной внешнеполитической угрозы, которая сопровождается неизбежной консолидацией граждан и власти; во-вторых, при возникновении внутриполитического кризиса в стране, от которого не гарантирует никакая демократия. В-третьих, усиление влияния политического процесса на социальные процессы связано с проведением периодических общенациональных кампаний по выборам в центральные органы власти.

Таким образом, три основные модели политического сообщества характеризуются:

Первая – тоталитарная, всеобщей политизацией общества и принудительным вовлечением всего населения в качестве участников политического процесса;

Вторая – авторитарная, частичной деполитизацией общества и принудительным отсечением значительной части или большинства граждан от политического участия;

Третья – демократическая, очевидным разграничением (законодательно закрепленным) сферы политических и неполитических отношений внутри сообщества, причем границы государственно-политической и гражданской подсистем не являются постоянными, а политический процесс то усиливает свое воздействие на гражданское общество, то ослабляет. В соответствии с этим меняется место и значение политики в обществе, изменяется также содержание самой политики, меняется и характер социальных процессов в целом.

Именно третья модель – демократическая, по сути - и выступает принципиальным объектом политологических исследований, областью реализации научных технологий. Научное постижение политики, таким образом - это изучение принципов функционирования системы демократии.

В рамках этой системы политика представлена следующими секторами: во-первых, сферой отношений государства и гражданского общества; во-вторых, сферой функционирования системы государственно-политической власти самой по себе. В свою очередь, совокупность связей государства и гражданского общества выражается двояко: во-первых, через участие граждан в процессе формирования органов власти и их представителей, а также осуществления контроля за ней посредством СМИ, групповых и массовых акций; во-вторых, через регулятивно-управленческое воздействие структур власти на гражданское общество, их посредничество в гармонизации интересов социальных групп.

В системе самой государственно-полититической власти необходимо выделяются, по меньшей мере, три основных среза политических взаимодействий. Первый, наиболее формализованный, выражает законодательно установленную иерархию административно-политического управления, является ядром механизма управления государственными структурами на всех уровнях их функционирования. Второй, частично формализованный выражает отношения между политической правящей группой-партией или коалицией и ее оппозицией, взаимодействие этих двух сил, их реальный авторитет отражается в их способности контролировать основные ветви власти: правительство, парламент, президентскую администрацию.

Третий, наименее формализованный комплекс политических связей является выражением постоянно существующей политической конкуренциии между политическими группировками в структуре политической власти и на уровне внутривластных взаимодействий. Это сфера постоянной кулуарной борьбы и интриг политических группировок, групп политического давления из среды как правящей, так и не правящей коалиций, партийных группировок.

Таким образом, мир политики представлен достаточно определенными организационными формами, смыслообразующим центром которых выступает государственно-политическая власть как комплекс динамичных связей и отношений между наиболее влиятельными социальными группами в обществе, выражающийся в системе отношений доминирования-подчинения. В таком непосредственном основном значении политика, прежде всего – соревновательная деятельность индивидов и групп, нацеленных на завоевание контроля за ключевыми государственными постами.

В современных государственных системах необходимым условием такой деятельности является вовлечение в политическое соревнование за власть граждан как своеобразных посредников. Посредством этого вовлечения происходит легитимация или узаконивание права на обладание властью политических группировок, стремящихся к власти. Следовательно, массовое гражданское участие – неотъемлемый элемент современной политики, осуществляемый чаще всего по инициативе и под патронатом тех же партийно-политических группировок.

Венчает же весь этот комплекс связей, отношений и форм гражданского политического участия деятельность органов государственной власти, их представителей, лидеров государства по управлению государством как механизмом власти и регулированию отношений между государством и структурами гражданского общества. Эта деятельность, как и функционирование государственных структур-органов, осуществляется в условиях постоянного давления на них конкурирующих политических групп, гражданских объединений и граждан.

В современных обществах политические взаимосвязи и отношения опосредуются не только нормами права, но и целым комплексом духовно-идеологических ценностей (идеи, теории, программы, лозунги, партийные бренды), носителями которых выступают и сами политики и средства массовой информации. Эта идейная, информационная часть мира политики выступает духовным посредником и влиятельным регулятором поведения политических агентов, являясь важнейшей составляющей и политической и духовной социальных подсистем.

Наконец, естественным компонентом демократического государства является политическая наука, выступающая не только в роли объективного арбитра и наблюдателя политического процесса, но в качестве важнейшей составной политических технологий на всех уровнях их применения.

Таким образом, политика как социальное явление представлена сегодня комплексом институтов и учреждений, законов и норм, связей и отношений, идей и ценностей, знаков и символов, образующих сложную, динамичную подсистему общества, которая осуществляет посредничество, контроль и управление за всеми другими подсистемами и обществом в целом.

Многообразие социальных ролей политики служит серьезным препятствием для понимания ее сущности. Поскольку она представляет своеобразный род социальной деятельности, осуществляемой различными субъектами, вкладывающие в нее свой смысл, то сущностные характеристики ее очевидно меняются.

Вся политическая деятельность детерминируется властью как высшей ее целью и одновременно главным средством реализации политических интересов и стремлений. Без обладания рычагами власти политик не может решать какие-либо серьезные социальные проблемы, она – главный инструмент их разрешения. Поэтому, стремясь влиять на общество, политический деятель, прежде всего, целенаправленно стремится к завоеванию государственной власти как к средству и высшей цели. Однако, достигнув власти, политик не спешит поделиться ею с кем-то, уступить ее, поскольку она – единственно надежное орудие для решения всех вопросов. Так власть становится для него самоцелью, а решение всех других вопросов естественно отходит на второй план.

Феномен превращения власти из инструмента, средства в самоцель раскрывает механизм изменения сущности политики и ее превращения из конструктивной деятельности по регулированию общества и решению социальных проблем в политиканство, политический спекулятив, содержанием которого является пребывание у власти ради самой власти, ради естественных привилегий связанных с ее обладанием. Этот механизм изменения сущности политической деятельности действует закономерно и необходимо, влияя на поведение политиков во многом помимо их воли, неосознанно.

Возможность и необходимость превращения политики в социально-деструктивный, разрушающий инструмент проявляется на всех этапах истории государства и политики. Не являет исключение из этого закона и демократическое государство. Этот закон рождает в свою очередь другую объективную необходимость и закономерность, смысл которой – стремление политиков всеми возможными средствами отвлечь внимание граждан от этой тенденции к политиканству, которой они вынуждены служить, отдавать ежедневную дань. Одной из самых распространенных форм отвода от себя обвинений в стремлении к власти ради самой власти для политиков является перекладывание такой способности на своих политических конкурентов. Обвинения в узурпации власти или попытках ее осуществления лидерами разных партий и групп – наиболее доступный идейный аргумент в политической борьбе.

Указанная тенденция к сокрытию сути политики является основанием мистификации политической реальности, составляет вторую, темную сторону политики, вопреки публичному ее характеру. Именно поэтому политическая жизнь рождала и рождает постоянно тот самый мир теней, как искусство сокрытия явных намерений или придания им приемлемых обществом форм. Хотя суть этих намерений часто бывает прозрачной, поскольку она - в простом нежелании уступать власть или делить ее с другими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.