Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественно-политические организации и движения как субъекты политического процесса




Деятельностью политических партий не исчерпывается содержание политического процесса и функционирование политической системы общества. Становление демократии сопровождается усилением активности различных общественных формирований и групп. Совокупность социально политических формирований представлена, прежде всего, общественно-политическими организациями и движениями.

Общественные организации – более-менее формализованные добровольные, самодеятельные объединения граждан, создаваемые ими для защиты и реализации своих специфических потребностей и интересов. Организации создаются и функционируют на соответственной нормативно-правовой основе, определяемой законами страны, а также на принципах организационного закрепления форм деятельности в их уставах или программах, где зафиксированы цели, задачи, принципы членства, направления и формы деятельности, устройство, права и обязанности их участников и т. д.

Потребности и интересы членов организаций – суть групповые или коллективные, реализуемые через участие индивидов в коллективной деятельности политического, экономического, социально-культурного. духовного характера, придающей этим объединениям соответственный вид и содержание.

Существование и функционирование многочисленных гражданских организаций и объединений – неотъемлемая составляющая развитого демократического государства и гражданского общества. Именно организации и коллективные объединения граждан выступают в качестве основных, структурных единиц гражданского общества, его носителей, будучи одновременно представителями интересов отдельных граждан перед лицом государства, местных администраций и на уровне межгруппового взаимодействия.

Задачи, решаемые организациями многоплановы. К ним относится: удовлетворение специфических, индивидуальных потребностей социально-культурного плана (типа хобби), удовлетворение социально-психологических потребностей (престижа, психологического комфорта, потребности в общении), а также решение социально значимых вопросов частного, коммунально-регионального или общегражданского уровня, в том числе и политических.

На решение отмеченных задач направляется функциональная деятельность организаций, их многочисленные функции, в которых выражается и специфика организаций, и их социальное значение. К таковым функциям относится:

· Удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов определенного рода;

· Представительство, выражение специфических потребностей общественных групп и граждан;

· Консолидация граждан с идентичными потребностями и интересами;

· Коллективная защита интересов (профессиональных, социально-культурных, гражданских и т. д.) индивидов и групп;

· Посредничество во взаимодействии интересов индивидов, групп и общества в целом;

· Создание обстановки психологического комфорта для граждан;

· Осуществление социализации, воспитания и социальной адаптации граждан;

· Осуществление подготовки кадров организаторов и общественных (общественно-политических) деятелей;

· Осуществление контроля над деятельностью государственно-политических институтов;

· Решение социально важных проблем на корпоративном региональном и общегосударственном уровне и др.

Социально-политические организации – один из разновидностей организаций, функционирующих в современных условиях и обеспечивающих возможности реализации потребностей в публично-общественной и организаторской деятельности индивидов. Они также дают возможность для индивидов и групп более полно реализовать свои политические, конституционные права на участие в реализации государственно-политической власти.

Социально-политические организации граждан направлены на представительство и защиту их гражданских, социально-политических интересов. Существенным признаком их политического характера является наличие в программе, уставе пунктов, определяющих их идеологическую ориентацию по отношению к государству и политической сфере общества как сферы их реального или потенциального интереса. В качестве субъектов политики такие организации могут выступать в двух основных видах: либо в виде групп политического давления на государственно-политические структуры, либо в виде групп поддержки, как государства, так и политических партий и движений.

От политических партий общественно-политические организации отличаются ограниченным характером своего участия в политике, которое не связано с непременным требованием достижения власти как главного программного пункта их деятельности. Политические организации, как правило, не имеют разработанных идеологических и политических программ и стратегий, ориентируясь на задачи непосредственной защиты политических интересов избирателей определенного региона местности или социально-профессиональной корпорации.

В общем и целом, комплекс социально-политических организаций выступает в виде объективной гражданской оппозиции по отношению к государству и его институтам как на общенациональном уровне, так и на уровне функционирования региональной и местной власти. Однако, существуют организации поддержки государства, правительства, стоящие на позиции патриотизма вне зависимости от политического оттенка правящей партии. Общественно-политические организации могут занимать и нейтральное положение в отношении к главным субъектам политического процесса, осуществляя объективный социально-политический и правовой мониторинг их деятельности. К таким организациям относятся комитеты избирателей, существующие во многих странах для осуществления контроля в ходе проведения выборов в представительные органы власти.

Кроме критерия отношения к правительству, существуют и другие основания для классификации всего многообразия общественно-политических организаций и форм их деятельности. В частности, их разделяют: по масштабам деятельности (общенациональные, региональные и коммунальные или местные), по сферам (международные и внутриполитические), по отношению к политике (политические и неполитические), по форме деятельности (легальные и нелегальные), по идеологическому содержанию (либеральные, консервативные, социалистические и т. д.), по политическому темпераменту (правые, левые и центристы) и по другим характеристикам.

Таким образом, не являясь конкурентами политических партий в борьбе за власть, политические организации составляют влиятельный корпус политических, гражданских сил, воздействующих на главных субъектов политики и власти в стране. Тем самым они способствуют более полной реализации политических и социальных интересов разных слоев и групп общества, решению многих общественных проблем.

Общественные движения как специфическая форма массовых объединений граждан также выступают в роли влиятельных социально-политических сил, субъектов политического процесса на разных уровнях его развития. Общественные движения возникают и существуют в виде своеобразных индикаторов и ассистентов при возникновении крупных общественных проблем, как политического, так и неполитического содержания. Но их деятельность неизбежно обретает политическое выражение, поскольку осуществляется в условиях необходимого столкновения интересов государства и его институтов с интересами социальных группировок, инициирующих соответствующее движение.

Социальное движение определяется как относительно организованное и свободное объединение граждан, создаваемое для решения какой-либо важной общественной проблемы. В отличие от общественных организаций, движения, как правило, не имеет четкой организационной структуры, не руководствуется уставом или специальной программой и опирается на принцип свободного членства. В них могут входить люди самого различного социального статуса и интересов, различной идеологической ориентации. Цементирующим ядром таких формирований выступает центральная проблема или цель, на которую направлена деятельность участников движения. Т. е. движения создаются именно для разрешения какой-то актуальной для многих граждан, общества проблемы, хотя не исключается при этом, что отдельные члены объединения могут иметь при этом и свои индивидуальные интересы, удовлетворять личные амбиции.

Общественные движения затрагивают различные сферы жизни: политику, экономику, культуру; сферу национальных отношений, религию. Условно их можно разделить на две основные разновидности: политические и неполитические. Однако, в силу направленности основных требований участников движений к органам и представителям государственной администрации, правящим политическим партиям и элитам, в деятельности всех объединений такого рода имеются политические аспекты, стороны.

Фактически, общественные движения выступают в роли групп политического давления, побуждая правительства или государственные органы разного уровня к принятию решений, касающихся интересов многих граждан или общества в целом. Безусловно, широкая и свободная деятельность общественных движений – атрибут демократического государства. Существование таких формирований – не только индикатор проявления плюрализма социальных интересов в стране, проявления реальных гражданских свобод, но показатель несовершенства государства, неспособности его решать многие важные общественные проблемы.

Именно неспособность современного государства справляться со всем комплексом социальных проблем является главной причиной появления движений, фактически сигнализирующих о многих болевых точках современной жизни. Закономерно, что наиболее массовые движения конца ХХ- начала ХХ1 веков, имеющие международный статус и затрагивающие многие страны- это движения в защиту окружающей среды или экологические. Их участники выступают против угрожающих для цивилизации последствий масштабной индустриально-экономической деятельности развитых стран и крупных промышленных корпораций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.