Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы давления




Демократизация государственно-политической жизни сопровождается расширением круга участников политического процесса, количество которых не является неизменным. Оно подвержено значительным колебаниям, имеющим, с одной стороны, циклический, периодический характер, обусловленный временем обновления представительных структур власти и проведением избирательных кампаний; а с другой стороны, спонтанными всплесками политической активности граждан, вызванными обострением социально-политической обстановки в стране на фоне кризисных явлений и проблем в развитии разных сфер общественной жизни.

Все многообразие массово - коллективных форм политического участия в сути своей выступает проявлением деятельности групп политического давления. Групповое действие, влияние составляет сущностное основание любого рода политической деятельности. Этот феномен группового характера политики и актов принятия политических решений был отмечен на рубеже ХХ столетия в исследованиях американских социологов А. Бентли, Ч. Кули и других.

Все социальные группировки-объединения А. Бентли разделил на первичные и вторичные. К первым он отнес малые группы, члены которых связаны непосредственным и постоянным контактом. К вторичным группам относятся более крупные формирования, к которым относят большую часть общественных объединений, в том числе и политические партии. С позиций этой теории государственное управление выступает как процесс действия малых групп, их давления друг на друга. Государственные решения являются продуктом группового взаимодействия, отражают интересы и потребности доминирующей группы или выступают результирующей интересов нескольких группировок.

В основе организации и деятельности любого социально-политического формирования лежит групповая организация, групповой интерес, определяющие собой и технологию, и характер конечного продукта деятельности. Поэтому понятие «группа давления» может рассматриваться в широком контексте как любое формирование, организация, партия или движение, имеющие политические требования и цели и взаимодействующие с элементами и участниками политического процесса в стране.

В узком смысле к группам давления относят любые общественные гражданские объединения (в том числе: организации, движения, профессиональные группировки - все так называемые заинтересованные группы), осуществляющие влияние на государственно-политические структуры, органы власти с целью реализации тех или иных требований избирателей, граждан.

Проблема технологии политического влияния заинтересованных групп была разработана в 60-е годы прошлого столетия американским политологом Д. Трумэном в контексте его теории процессуальной демократии. Трумэн, исходя из понимания социально-групповой структуры общества, подразделяет его на две категории формирований-групп: заинтересованные и незаинтересованные или потенциальные. К заинтересованным относятся группы, неудовлетворенные своим реальным положением и имеющие требования к другим социальным группировкам. Именно эти группы проявляют наибольшую активность в политике, пытаясь изменить свое положение путем давления на доминирующие группировки. Они сами стремятся занять доминирующее положение в качестве правящих групп-партий.

Потенциальные группы, в которые входят большинство граждан, удовлетворены своим социальным статусом и потому сохраняют относительную социально-политическую пассивность, поскольку сохраняется стабильность ситуации. Они превращаются в активных или заинтересованных политических агентов вследствие ухудшения своего социального положения и появления соответствующих претензий требований к другим группировкам. Так происходит ротация групп: заинтересованные или активные группы утрачивают свою активность со временем и становятся пассивными, а пассивные или потенциальные могут становиться влиятельными, активными агентами политического процесса. Такое чередование активных группировок, их взаимодействие и борьба на фоне политической индифферентности большинства гражданских групп и составляет суть так называемой процессуальной демократии.

Малые политические группировки или группы давления представлены двояко: либо входящих в структуру государственно-политических институтов (например: внутрипарламентские группы-фракции) либо находящихся за пределами институтов власти (общественные организации, инициативные группировки и т. п.).

Группы давления различаются по методам своего влияния: на группы прямого давления и группы непрямого давления. Прямое воздействие на власть осуществляется через личные связи, подкуп, шантаж, составление и передачу петиций и обращений, лоббирование. Непрямое давление осуществляется посредством общественного мнения, т. е. создание соответствующей политической атмосферы в обществе, стране, которая принудила бы правящую группировку реализовать, выполнить требования граждан. Это достигается через организованные публичные акции и компании (митинги, шествия, демонстрации и др.), а также с помощью массированных публикаций и кампаний в средствах массовой информации.

Специфическим видом действия механизма группового давления на власть является лоббирование. Лобби в переводе с английского языка означает коридор или вестибюль. Практика кулуарного воздействия на представителей государства, парламентариев и правительство, лобби, возникла и достигла широкого применения с 19-го столетия в США. В настоящее время она получила законодательное закрепление не только на своей родине, но и во многих демократических странах.

Суть ее сводится в делегировании заинтересованными группами, прежде всего экономическими корпорациями, своих агентов как представителей их интересов для установления контактов с влиятельными политиками и депутатами с целью получения государственной поддержки или приоритетов при принятии важных программ и решений. Лоббисты получают официальную регистрацию при соответствующих органах власти и, опираясь на личные контакты и посредничество влиятельных людей, стремятся получить выгодные для своей фирмы, группы заказы или повлиять на характер законодательных актов и решений.

Таким образом, при демократии создаются и существуют объективные условия для различных форм прямого и непрямого участия граждан в функционировании институтов политической системы общества, государства. При этом главной организационной формой такого участия выступает социально-политическая группа, механизм работы которой лежит в основании деятельности политических партий, государственных органов власти, общественных организаций, движений и любого рода политических формирований. Не составляет исключение функционирования механизма социально-группового типа и деятельность политических элит как важнейших субъектов политики и государственного управления при всех типах государств.

 

Литература:

1. Багатопартiйна украiнська держава на початку ХХ столiття: Програмнi документи першiх украiнських полiтичних партiй. - К., 1992. - 96 с.

2. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения. // МЭ и МО. 1997. №

3. Зоткин А. Выборы 2002 г. как этап формирования политической элиты Украины и Крыма. //Социология: теория, методы, маркетинг. 2003. № 4.

4. ЗудинА. Россия: бизнес и политика (стратегия власти в отношении с группами давления бизнеса). // МЭ и МО. 1996. № 5

5. Коваленко А. О. Політичний аналіз і прогнозування. – К.: Наук. світ, 2002.

8. Основи політичної науки: Курс лекцій за ред. Б. Кухти. Ч. 2: Політичні процеси, системи та інститути. – Львів: Кальварія, 1997.

9. Примуш М., Нагорняк Т. Конституціоналізація політичних партій. //Людина і політика. 2004. № 2.

10. Рагозин Н.П. Развитие партийной системы Украины. //Полис. 2004. № 1.

9. Согрин В.В. Двухпартийная система США: преемственность и обновление. //Полис. 2004. № 3.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.