Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая культура и социализация




Политическая культура и социализация

 

План:

11.1.Политическая культура и социализация

11.2.Политическая психология и идеология

11.3.Общественно-политическое мнение

11.4.Проблема моральности политики

 

Мир политики как относительно самостоятельная система порождает особую систему ценностей. Это комплекс политических ценностей раскрывается посредством категории «политическая культура».

Сам термин политическая культура был введен в научный оборот в 18-м столетии немецким мыслителем Иоганном Гердером. Однако теория политической культуры стала предметом научной разработки во второй половине 20-го века, когда политическая наука достигла концептуальной зрелости. Основная заслуга в разработке политологической теории культуры принадлежит американскому ученому Г. Алмонду.

Проблемам политической культуры посвящено огромное количество исследований, предложено много определений и трактовок понятия, однако ее анализ и сегодня порождает немало противоречий и трудностей. Часть этих сложностей связано с пониманием сути культуры как таковой.

Термин культура имеет два основных сущностных значения: во-первых, он характеризует весь комплекс достижений человека, используется для противопоставления культурного как сотворенного человеком в противовес несотворенному, или природному. В этом смысле, культура – способ бытия человека и совокупность его достижений. Во-вторых, культура рассматривается как высшее проявление человеческих качеств в человеке. Человек культурный – человек высокоразвитый, достигший высшего уровня духовного развития. При этом мерилом и показателем культурности является моральность, гуманность, духовность.

Следовательно, отталкиваясь от первого значения культуры, политическую культуры следует рассматривать как часть общекультурных достижений человека, одну из отраслей его практической, творческой деятельности, которая имеет свою специфику, содержание и логику развития. С этой точки зрения политика действительно обладает такими сущностными характеристиками, которые превращают политику в инструмент разрушения культуры, противоречат общему духу культуры. Подтверждением этого является наличие в арсенале политики войн, массового насилия, терроризма и других средств уничтожения человека человеком, имеющих статус вполне законных (правовых) и моральных. Воплощением противоречащих принципам гуманизма и нравственности, составляющих ядро общекультурных ценностей, является уже известный нам закон политического аморализма.

С позиции физического присутствия в жизни человеческих сообществ элементов политики можно выделить их два основных типа. Первый тип – общества, в которых сфера государственно-политической жизни действительно выступает носителем лишь части (большей или меньшей) фундаментальных социально значимых ценностей. То есть, мы имеем в этом случае относительное разделение сфер влияния общесоциальных и политических ценностей, как это выразительно представлено в евангельской формуле: «Богу-богово, а кесарю-кесарево!». Примером такого социума является современное демократическое общество - государство, где имеется механизм защиты граждан от прямого произвола или влияния политического процесса.

Второй тип обществ - это так называемые общества политизированные, с очевидным подчинением всех сфер общественной жизни прямому влиянию политики, явному доминированию политических ценностей над всеми жизненно - важными, гуманистическими ценностями. В этом случае дух политики или имперского, воинственного сознания приводит к жесткому подчинению общественной жизни политической целесообразности или интересам ограниченного круга людей во главе с монархом или диктатором.

Примером такого общества в древности выступал Рим императорской эпохи, а в 20-м столетии – тоталитарные государства типа Германии периода нацизма, или СССР, в сталинский период времени. К таким политизированным социумам можно отнести также страны и народы, находившиеся в состоянии кризисных, революционных потрясений, сопровождавшихся вовлечением в политику всех основных слоев и групп общества. Примером такой страны была Франция в период Великой революции 1789-1794 гг., Июльской революции 1830 г., революции 1848 г., в период Революции 1871 г.

Таким образом, в обществе политика может выступать: либо в виде общесоциальной доминанты, образующей политизированное, деформированное общество-государство; либо в виде одной из сфер, одного из социальных институтов, оказывающего ограниченное влияние на общекультурное развитие, допускающего доминирование традиционных, моральных, правовых или других неполитических ценностей.

Проблема ограничения воздействия политики на жизнедеятельность общества, придания ей более-менее оптимального режима, при которых она остается в границах минимально необходимого социального зла, впервые была теоретически обоснована в эпоху европейского Просвещения в рамках концепции политического либерализма или либерального государства. И в начале третьего тысячелетия она остается ключевой и для политики в границах отдельного государства, и для развития цивилизации в целом.

Исходя из ценностного содержания культуры как меры качественного измерения человека и общества, проблема трактовки сути политической культуры вызывает еще большие затруднения. Степень политической цивилизованности или уровня развития политики – весьма относительная величина. Как уже было отмечено, политическая цивилизованность не равна глобальному доминированию в общественной жизни политики, ее норм, идеалов и ценностей. Иначе идеалом политического общества можно было бы считать тоталитарное или фашистское государство типа нацистской Германии, которое действительно выступало в свое время в качестве идеала для многих немцев.

Сама по себе политическая активность населения не может служить показателем уровня политической культуры, что подтверждает опыт современных демократий, где уровень участия граждан в избирательных кампаниях значительно ниже, чем в недемократических странах. Не может служить таким качественным показателем политической культурности и состояние государства и государственной власти, поскольку демократия также не является абсолютно стабильной системой политики с соответственным механизмом политической и гражданской защищенности. Таким образом, попытка выделить качественные показатели политического развития приводят к акценту на его формальных, внешних сторонах.

В конечном счете, анализ качественных характеристик политической культуры привел исследователей к ее пониманию как совокупности позиций и ориентаций участников политического процесса, наделяющих свое участие в политике, саму политику и ее результаты определенным характерным смыслом. Политическая культура, в этом контексте выступает в качестве специфических ориентаций, поведенческих стереотипов и установок, характерных для основной массы граждан страны, и в конечном счете, определяющих специфику их гражданского или политического поведения.

Именно характер поведения граждан как субъектов политики составляет существенную сторону политической культуры как способа существования государства и инструмента согласования интересов граждан, политических групп и общества в целом в более - менее гармоничной их целостности. Безусловно, важнейшей составляющей нормального поведения граждан в политике есть их осмысленность и самодостаточность, дающие им возможность быть действительно гражданами, а не марионетками политических сил и партий.

Г. Алмонд выделил три исторических прототипа политической культуры, сменяющих друг друга в ходе политической эволюции: патриархальный, подданнический и активистский. Последний тип характерен для демократических государств, с соответствующим осознанным поведением основной массы граждан, основанный на праве свободного выбора.

Целостность политической культуры или степень интеграции ее элементов может быть различной вплоть до возможности существования своеобразных субкультур. Наличие субкультур связано с функционированием в государстве политических слоев или групп, чьи политические установки более или менее отличаются от установок основной массы граждан или других крупных социальных формирований в рамках государственного сообщества.

Качественный анализ современных политических режимов дал основания Алмонду выделить четыре типа политических культур различного уровня: Англо-Американскую, Континентально-Европейскую, Доиндустриальную и Тоталитарную. Безусловно, что высшим типом культуры, обладающим наивысшим потенциалом к реализации демократического консенсуса, по его оценке является Англо-Американский тип.

В структуру политической культуры входят:

· Ориентации интеллектуально-информационные (знания, идеи, концепции, лозунги), составляющие рационально-познавательный компонент политического сознания;

· Ориентации чувственно-эмоциональные (чувства, настроения, эмоции), выражающие характер политических переживаний и чувстенное отношение к политике и ее участникам;

· Ориентации оценочные (мнения, суждения, оценки), составляющие более-менее устоявшиеся, доминирующие установки, стереотипы восприятия и квалификации явлений политической реальности;

· Ориентации поведенческие (образцы, формы, стиль поведения субъектов политического процесса).

Структуру политической культуры также иногда представляют как совокупность трех составляющих: политической организации или совокупности политических институтов, политического сознания и политического поведения. При этом более четко фиксируется место политической духовности или системы политических ценностей, средоточием которых выступает идеология.

Важнейшим признаком политической культуры как определенного сложившегося комплекса элементов является ее относительная устойчивость, инерционность или традиционность. Культура складывается на протяжении десятилетий и столетий эволюции общества и государства и не может быть изменена быстро, в одночасье. Она является мощным фактором торможения политических изменений, фактором политической стабилизации.

Политическая культура накладывает своеобразные ограничения на любые политические авантюры, в том числе, политические реформы, не подкрепленные знанием исторических традиций, национальной психологии и менталитета, а также простого опыта устоявшейся практики международных отношений. Проще изменить, реформировать формальные элементы политики, изменить институты власти, изменить правовую базу (законы), но поменять сознание и привычки людей значительно сложнее. Классическим примером глубокого понимания роли привычек в жизни, психологии людей является библейский образ пророка Моисея, который 40 лет водил еврейский народ по пустыне после египетского пленения, чтобы вымерли носители рабской психологии, неспособные строить новое государство.

С этих позиций становится очевидным, что процесс утверждения реальной демократии в Украине с соответствующим ей демократическим стилем политики и политического поведения, может занять не один десяток лет. В политической риторике же мы постоянно встречаемся с претензиями многих политиков выступать представителями демократии, хотя весь стиль их поведения явно не отвечает требованиям политической культуры демократического типа, свойственного странам Европы.

К функциям политической культуры как сложившегося образа политической практики и системы политических ценностей относится:

· Стабилизирующая ( стабилизацииполитического процесса в стране);

· Интегративная (обеспечения целостности в деятельности субъектов политического процесса);

· Инструментальная (культура выступает средством разрешения политических проблем);

· Нормативно-ценностная ( установление ограничений, правил и идеальных моделей политики, поведения ее субъектов);

· Коммуникативная (обеспечение взаимодействия между участниками политического процесса);

· Социализации (формирование, воспитание граждан как политических личностей) и др.

Политическая культура проявляется в отношении большинства граждан к национальному государству, государственной власти, в готовности к определенному типу поведенческих реакций и поступков. При этом культурные установки являются своеобразным сочетанием национально-патриотических устремлений или элементов национального эгоизма с элементами космополитических позиций, отражающих способность людей жить гуманистическими или мировыми интересами. В современных условиях мы наблюдаем все больше усиливающуюся тенденцию к межгосударственной интеграции стран и народов на основе понимания целостности мировой политики и неизбежного стремления к ее гармонизации, как единственной, конструктивной перспективы человечества.

Главным препятствием на пути к такой перспективе и выступает политика многих стран, основывающаяся на принципах противопоставления национально-политических ценностей народов, прежде всего по линии разделения Восток-Запад. Основанием такого противопоставления выступает коренное несходство политических традиций и установок стран западной, европейской демократии и стран Востока с традиционалистско-патриархальными стереотипами политического управления. Традиционализм восточного типа имеет более глубокие исторические и социально-культурные корни, опирающиеся на высокий авторитет религиозных ценностей. А поэтому реформирование политических систем восточного типа – более сложный и исторически более длительный процесс по сравнению с тем, как развивались страны Запада. Его ускорение имеет свои ограничения и пределы, что не желают часто учитывать западные политики, прежде всего, американцы.

Механизм становления политической культуры на уровне отдельного индивида характеризуется понятием политическая социализация. Политическая социализация - процесс индивидуального политического становления и развития, овладения элементами политической культуры, результатом которого является политическая личность или гражданин. Характер социализации, ее результаты в виде определенного типа политической личности в первую очередь определяются типом государства и политического режима. В соответствии с этим известный французский политолог М. Дюверже выделил два основных типа политической социализации: монолитический и плюралистический.

Монолитический тип социализации характерен для авторитарных или тоталитарных политических систем, в которых доминирует единая система идеологических и полититических ценностей, а власть жестко контролируется господствующей политической группировкой. Социализация при этом осуществляется на безальтернативной основе и сводится к принудительной обработке сознания граждан и навязывания им официальной доктрины, или идеологии правящей партии. Возможность обрести самостоятельную политическую точку зрения, позицию остается небольшой.

Плюралистический тип социализации, характерный для демократических стран, осуществляется более свободно при реальной возможности идеологического выбора и вне жесткого контроля со стороны государства или влиятельных партий. При этом, политическое становление личности опосредовано ее социальным окружением, идеологические предпочтения которого безусловно выступают определяющими при формировании политического мировоззрения гражданина.

Процесс политической социализации наиболее интенсивно протекает в период детства, отрочества и юности, заканчиваясь в основном к моменту взросления и обретенья индивидом полного комплекса формальных конституционных прав. Основными институтами (организационными структурами) социализации, через посредство которых осуществляется политическое воспитание будущих граждан, являются семья, детский коллектив (школа), учебный и трудовой коллективы. На формирование политических позиций оказывают воздействие общественные организации, политические партии, государственные институты и учреждения. Главным институтом социализации при авторитарном режиме выступает государство и правящая партия ее идеологией, совпадающей, как правило, с государственной.

Хотя социализация носит индивидуальный характер, ее содержанием является усвоение социально-групповых политических ценностей или приобщение к какой-либо партийной группировке, ее программе. Поэтому степень политического выбора индивида ограничивается возможностью примкнуть к определенной политической партии или избрать позицию политически индифферентного наблюдателя. Однако это остается справедливым лишь в демократическом государстве. При откровенном авторитаризме у гражданина выбор еще более ограничен: ревностно служить властвующей партии либо сохранять хотя бы внешнюю лояльность к ней. Любая другая позиция несет прямую угрозу жизни гражданину и его близким людям. Таким образом, авторитаризм неизбежно рождает политическое подданичество граждан, превращает их в людей - марионеток для государства и его руководства.

Изучение механизма действия политической культуры и социализации позволяет более глубоко видеть базовые основания индивидуального и массового поведения в политике. Параметры функционирования политического процесса и политической системы определяются не только сиюминутными потребностями и интересами активных политических групп, партий, зафиксированными в их программах и лозунгах, но и содержанием политического опыта, традиций, социальными и коллективными психологическими установками социальных общностей и граждан. Именно этот комплекс глубинных психологических, во многом бессознательных установок и выступает мощным стабилизирующим фактором политических действий, поведения субъектов политического процесса, является основанием механизма торможения быстрых политических изменений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.