Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Генетическая классификация видов мышления




Лекция

Генетическая классификация видов мышления

Мышление человека на протяжении жизни не остается неизменным, оно имеет возрастную динамику, что позволяет рассматривать виды мышления как уровни его развития (генеза).

Выделяют три основных уровня развития мышления:

наглядно-действенный;

наглядно-образный;

словесно-логический.

Кажый из этих уровней определяется двумя критериями. Первым из них (левые части названий) служит та конкретная форма, в которой нужно предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию, чтобы ими можно было успешно оперировать: а) объект как таковой в своей материальности и конкретности; б) изображенный на рисунке, схеме, чертеже; в) описанный в той или иной знаковой системе. Умение решать практические, наглядные, вербальные задачи служит наиболее простым показателем соответствующих уровней развития мышления. Оперирование объектами, представленными во все более отвлеченных от конкретности обобщенных формах, требует как освоения новых мыслительных средств, так и продуктивного развития познавательной сферы в целом.

Второй критерий выделения уровней мышления (правые части названий) соответствует тем основным формам, или способам, какими сам человек представляет и познает окружающий мир: а) через практическое действие с объектом; б) с помощью образных представлений; в) логических понятий и других знаковых образований. Например, после освоения простого двигательного навыка, скажем, завязывания узла на галстуке, этот процесс легко представить через соответствующую схему практического действия. Сложнее представить его в образном плане, отразив все необходимые операции без их выполнения. Для логического описания этой процедуры (и, тем самым, самого узла) без помощи наглядных образов потребуется создание специального языка - набора терминов и правил пользования ими.

Таким образом, наглядно-действенное мышление определяется (и ограничивается) возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними на практике. Практические познавательные предметные действия (их иногда называют “ручным интеллектом”) являются основой любых более позних форм отражения реальности. Так, на наглядно-образном уровне развития мышления человек оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления: образ предметов позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину, овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия ручного интеллекта. На следующем уровне реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Практическая, образная и понятийная формы представления реальности являются универсальными для построения любых генетических классификаций видов мышления. Однако уровни развития мышления не всегда полностью совпадают (как в приведенной классификации) с этими формами по своему содержанию. Так, внутри каждого уровня можно выделить два различных плана: а) тех мыслительных средств, которыми субъект свободно владеет, представляя их как целостную, взаимосвязанную систему; б) тех мыслительных средств, с помощью которых данное мыслительное представление становится возможным, но которые сами еще не вполне освоены. Совмещение так понимаемого уровня (Ж.Пиаже) с названными формами представления дает уже не 3, а 4 стадии развития мышления, на каждой из которой средства более ранних форм (например, практической или образной) объединяются в систему и осваиваются субъектом с помощью более позних (образной или понятийной). Высшие уровни развития совпадают здесь с овладением наиболее абстрактными, формально-логическими средствами, системы которых называют “чистыми” формами мышления.

 

по военной токсикологии, радиобиологии и медицинской защите

на тему: «Клиническая токсикология острых и хронических отравлений нейропаралитическими отравляющими веществами (зарин, зоман и Vx)»

Для слушателей 1 и 1У факультета

 

Обсуждена на совещании кафедры

«_____»________________1997 г.,

протокол №________

 

 

Санкт-Петербург, 1997

 

Содержание

 

Введение......................................................................................................................................4

1. Краткая история производства нейропаралитических отравляющих веществ..............8

2. Условия труда в производстве нейропаралитических отравляющих веществ..............10

2.1. Предупредительный и текущий санитарно-гигиенический надзор...............................11

2.2. Гигиенические регламенты и их применение..................................................................14

2.3. Основные неблагоприятные факторы.............................................................................16

2.3.1. Химический..................................................................................................................17

2.3.2. Психоэмоцинальное напряжение...............................................................................18

2.3.3. Микроклимат................................................................................................................18

2.3.4. Средства индивидуальной защиты.............................................................................18

2.3.5. Сменность......................................................................................................................19

2.3.6. Физическая нагрузка....................................................................................................19

2.3.7. Сенсорная депривация..................................................................................................19

2.3.8. Социальная депривация................................................................................................19

2.3.9. Физические факторы (шум, радиация)........................................................................20

3. Контроль за окружающей средой...........................................................................................21

4. Санитарно-гигиенические и медицинские мероприятия по предупреждению нарушений состояния здоровья работающих.................................................ю.........................................22

4.1. Организационные формы медицинского обслуживания работающих с хими-

ческими веществами............................................................................................................22

4.2. Предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры............25

4.3. Предсменные и послесменные осмотры..........................................................................31

4.4. Лечебно-профилактическое питание................................................................................31

4.5. Продолжительность рабочего дня, отпуска и санаторно-курортное оздоровление.....32

5. Характеристика профессиональных групп и состояние их здоровья...................................32

5.1.Особенности физиологического состояния работающих................................................33

5.2.Заболеваемость и распространенность хронических болезней......................................36

5.3.Проблемы наблюдения за населением..............................................................................38

6. Профессиональная патология в производстве ФОВ..............................................................40

6.1. Острые отравления.............................................................................................................40

6.1.1. Причины и частота острых отравлений....................................................................40

6.1.2. Клиника острых отравлений ФОВ.............................................................................41

6.1.3. Лечение острых отравлений ФОВ на этапах эвакуации.........................................47

6.1.3.1. Само- и взаимопомощь.................................................................................47

6.1.3.2. Первая медицинская помощь.......................................................................48

6.1.3.3. Оказание медицинской помощи в здравпункте..........................................49

6.1.3.4. Лечение в стационаре медсанчасти.............................................................52

6.1.3.5. Осложнения антидотной терапии................................................................53

6.1.3.6. Экспертиза трудоспособности.....................................................................54

6.2. Отдаленные последствия острых отравлений ФОВ.........................................................55

6.2.1. Клиника отдаленных последствий............................................................................56

6.2.2. Диагностика отдаленных последствий.....................................................................60

6.2.3. Лечение отдаленных последствий.............................................................................62

6.2.4. Экспертиза трудоспособности....................................................................................63

6.3. Хронические интоксикации фосфорорганическими соединениями.............................64

6.3.1. Постановка задачи и частота хронических отравлений.........................................64

6.3.2. Клиника хронического отравления....................................................66

6.3.3..Формы поражения нервной системы..................................................69

6.3.4..Классификация нейропатий по степени тяжести..............................75

6.3.5..Течение заболевания............................................................................75

6.3.6. Лечение..................................................................................................76

6.3.7. Экспертиза трудоспособности.............................................................77

Заключение.................................................................................................................78

Литература..................................................................................................................83

Наглядные пособия....................................................................................................84

 

 

Российская Федерация подписала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (1983) и готовится к его уничтожению. Одним из основополагающих требований Конвенции является безопасность процесса его уничтожения для работающих, населения и окружающей среды. Хранение химического оружия, а в последующем его уничтожение, требуют четких знаний врача о возможных неблагоприятных факторах, влияющих на работающих, характерных изменениях состояния здоровья, обусловленных как физиологическим влиянием неблагоприятных условий труда, так и возможным воздействием токсичных отравляющих веществ.

Существовавшее производство химического оружия потребовало создания системы наблюдения за условиями труда и состоянием здоровья рабочих, что позволило накопить исчерпываю­щий материал по затрагиваемым вопросам. Не вызывает сомнений, что эти сведения позволят еще более рационально организовать производства по уничтожению химического оружия, а также дадут возможность военным врачам привести медицинское наблюдение за военнослужащими в соответствие с существующими законодательными актами.

Материалы для этой лекции собирались в течении почти трех десятилетий, на протяжении которых менялись подходы к организационным формам медико-санитарного обеспечения, лечения острых отравлений, что позволяет проводить определенные сравнения, служившие основой для принятия конкретных решений.

Лекция является логическим продолжением лекций по токсикологии, фармакологии нейропаралитических отравляющих веществ, по средствам индивидуальной защиты, однако отличается от них чисто клинической направленностью, так как построена на обобщении клинического, а не экспериментального материала. Поэтому в лекции совершенно сознательно опущены вопросы патогенеза поражений, с которыми слушатели достаточно подробно знакомились в других лекциях курса.

 

Цель лекции

Целью лекции является:

1. Дать слушателям представление о принципах санитарно-гигиенического надзора на предприятиях, производящих или использующих высокотоксичные химические соединения, принципах профилактических мероприятий по защите персонала.

2. Познакомить слушателей с системой медицинского обеспечения работающих высокоопасных производств, методами мониторинга за их здоровьем.

3. Представить имеющиеся материалы по клинике, диагностике, лечению острых и хрони­ческих отравлений нейропаралитическими отравляющими веществами (зарином, зоманом, Vx) с целью повышения знаний и умений слушателей в оказании качественной медицинской помощи работающим с этими веществами.

4. Воспитание у слушателей в процессе обучения уверенности в собственных действиях при организации медицинской помощи работающим с отравляющими веществами, при аварийных ситуациях и при случайных отравлениях, выработка умений комплексного применения организационных, технических, медицинских мероприятий войсковых и гражданских сил и средств в их взаимосвязи и взаимодополняемости.

5. Дать слушателям основные ориентиры и материалы для воспитательной работы с личным составом в духе патриотизма и беспредельной преданности своему народу и Родине на примерах отечественных разработок антидотной терапии, средств индивидуальной защиты и охраны труда.

 

Учебное время - 8 часов.

 

Основные вопросы лекции:

 

1. История создания нейропаралитических отравляющих веществ.

2. Особенности условий труда в существовавших производствах отравляющих веществ.

3. Неблагоприятные факторы при работе с отравляющими веществами, их характеристика и подходы к оценке.

4. Гигиенические регламенты при работах с отравляющими веществами.

5. Контроль за окружающей средой.

6. Система профилактических мероприятий по защите здоровья работающих с отравляющими веществами.

7. Характерные особенности условий труда основных профессиональных групп.

8. Факторы влияющие на состояние здоровья работающих и его особенности в различных профессиональных группах.

9. Этапы оказания медицинской помощи работающим

10. Клиника острых отравлений нейропаралитическими отравляющими веществами:

10.1. систематизация поражений по степени тяжести;

10.2. лечение, осложнение антидотной терапии;

10.3. отдаленные последствия;

10.4. экспертиза трудоспособности.

11. Хронические отравления:

11.1. систематизация по степени тяжести;

11.2. клинические формы поражения;

11.3. лечение;

11.4. экспертиза трудоспособности.

 

Контрольные вопросы для проверки усвоения материала, ответы к ним и ключи для расшифровки.

1. Когда была произведена наработка ФОВ, достаточная для применения их в боевых действиях?

a) В 80-х годах прошлого столетия; б) Перед Первой мировой войной; в) В период Второй мировой войны; г) После второй мировой войны; д) В 60-х годах нашего столетия.

2.Выберите правильные условные обозначения ФОВ, используемые в США.

а) L, H; б) GB, GD; в) BD, LD; г) GZ, GL; д)LH, HG

3.Каким документом регламентируются санитарно-гигиенические требования к объуктам по уничтожению ФОВ?

а) Гражданским кодексом Российской Федерации; б) Специальными санитарными правилами для фосфорорганических соединений (инсектицидов); в) Законом «Об охране окружающей природной среды»; г) Законом «Об охране труда»; д) санитарные правила для этих предприятий находятся в стадии разработки.

4.Какие из общих защитных проектных мероприятий наиболее типичны для производства ФОВ?

а) Использование средств индивидуальной защиты; б) Герметизация производственных помещений; в) зонирование помещений с созданием разрежения в наиболее опасных из них; г) активная система дегазации; д) высокие вентиляционные трубы.

5. Какие системы контроля за воздушной средой существуют в производстве ФОВ?

а) Только аналитические замеры лабораторией производства; б) Контроль не ведется в связи с отсутствием надежных методов; в) Периодические замеры санитарно-эпидемической службой; г) Контроль с помощью ПХР; д) автоматический контроль с системой оповещения о превышении ПДК, дополняемый аналитическими замерами лабораториями СЭС и производства.

6. Допускается ли санитарными правилами выброс ФОВ в окружающую среду?

а) Да, в пределах предельно допустимых выбросов; б) Да, в пределах чувствительности существующих методов контроля; в) нет, не допускается ни при каких обстоятельствах; г) допускается в случае аварий; д) На производство распространяется общее правило: необходимо соблюдать ПДК.

7.Какие из производственных неблагоприятных факторов наиболее характерны для объектов по уничтожению ФОВ?

а) Химический, средства индивидуальной защиты, сменность, физическая нагрузка, психо-эмоциональное напряжение, сенсорная депривация; б) Химический, вибрация, шум, средства индивидуальной защиты; в) Химический, микротравматизация, радиационный, депривация, сменность; г) Химический, физические, бактериологический, социальный; д) Химический, психо-эмоциональный, вибрация, шум, высокая температура.

8. Какова наиболее частая причина острых отравлений ФОВ в производственных условиях?

а) Проливы ФОВ; б) Взрывы оборудования; в) Возгорания оборудования; г)нарушение правил техники безопасности работающим; д) недостаточно надежные средства индивидуальной защиты.

9. Какая последовательность перечисленных синдромов наиболее верно отражает степени тяжести поражения ФОВ?

а) Судороги, кома, астения, психоорганический синдром; б) Вегетативно-сосудистая лабильность, дистония, астено-невротический синдром, кома; в) Миоз, бронхоспазм, судороги, кома; г) Миоз, астения, вегетативный полиневрит; д) Вегетативная дисфункция, психоорганический синдром, полиневропатия.

10. Выберите правильные, на Ваш взгляд, этапы оказания медицинской помощи в производственных условиях.

а) Цех, поликлиника, стационар; б) цех, скорая помощь, стационар, в) здравпункт, скорая помощь, стационар; г) само- и взаимопомощь в цехе, первая медицинская помощь в санпропускнике, первая врачебная (квалифицированная) помощь на здравпункте, специализированная помощь в стационаре медсанчасти; д) само- и взаимопомощь в цехе и на здравпункте, поликлиника, стационар.

11. К каой степени тяжести следует отнести пораженного с выраженным брнхоспазмом и прекратившимися судорогами?

а) Легкая; б) Средняя; в) Тяжелая; г) Агонирующая; д) Молниеносная.

12. Показан ли профессиональный больничный лист при средней степени отравления ФОВ с явлениями психоорганического синдрома у рабочего со стажем работы 3 года?

а) Да, показан на 1-2 месяца; б) Показан до полного восстановления; в) профбольничный лист в современном законодательстве отменен; г) следует воспользоваться обычным листком нетрудоспособности; д) нет, не показан в связи с невозможностью возвращения больного к прежнему труду.

13. Возможны ли хронические отравления ФОС?

а) Нет, так как любое количество вещества вызывает острое отравление; б) Возможны в принципе инсектицидами, но не ФОВ; в) Защита надежна и не допускает отравлений; г) Да, возможны; д) Вероятны в условиях производства. Но требуют доказательств.

14. Какèе синдромы наиболее характерны для хронического отравления ФОВ?

а) Полинейропатия, токсическая энцефалопатия, вегетативная дисфункция с астено-невротическим синдромом; б) Токсический гепатит, токсический бронхит; в) Вегетативная лабильность, преходящие нарушения функции печени; г) нейропатия, дискинезия желчевыводящих путей; д) Эпилепсия с психоорганическим синдромом.

15. Какова частота введения афина при тяжелой степени отравления ФОВ?

а) 1 раз в сутки; б)1-2 мл через 15 минут до признаков атропинизации; в) через 5 минут до восстановления сознания; г)После первого введения сразу перейти к введению атропина; д) Афин не вводят, прибегая сразу к введению атропина внутривенно.

16. Какая триада препаратов считается классической при лечении острых отравлений ФОВ?

а) Атропин, афин, промедол; б) Полифепам, афин, морфин; в) Гипосульфит натрия, глюкоза, атропин; г) Афин, дипироксим, феназепам; д) Дибазол, тизерцин, галантамин.

 

Ключ к расшифровке ответов

а б д в
д в а г
в г в д
г а б г

 

 

1. Краткая история производства нейропаралитических отравляющих веществ

 

Отравляющие вещества нейропаралитического действия относятся к фосфорорганическим соединениям, синтез которых осуществлен еще в 1846 году Тенаром. В конце прошлого века в лаборатории Михаэлиса было синтезировано большое количество соединений этого ряда с ароматическими радикалами при фосфоре. В начале века (1905) отечественный химик А.Е.Арбузов открыл новый метод получения алкилфосфоновых кислот, получивший название «перегруппировка Арбузова». В начале тридцатых годов нашего столетия были обнаружены отчетливые инсектицидные свойства этих соединений, что привело к широкому поиску среди них веществ, пригодных для практического применения. В Германии с этой целью лабораторией Шрадера было синтезировано за короткий период более 2 тысяч соединений. Среди которых оказались вещества с достаточно высокой активностью. Лаборатория Шрадера в Лаверкузене была полностью переключена на исследование фосфорорганических соединений. Условное наименование этих соединений «трилоны» (средства для окрашивания тканей) подчеркивали большую засекреченность проводимых работ. В 1936 году в химическую лабораторию военно-технического института в Шпандау был передан «трилон 83» для испытания и определения боевой активности, а в сентябре 1939 года концерн «И.Г.Фарбениндустри», которому и принадлежала лаборатория Шрадера, получил заказ на строительство завода для производства «три­лона 83». Проектная мощность этого завода составляла 1000 т отравляющего вещества в месяц. В сентябре 1942 года были получены первые 138 т табуна, так переименовали «трилон 83»., а в мае 1943 года завод в Дихенфурте-на-Одере вышел на проектную мощность, хотя работал с недогрузкой и в мае 1944 г. максимальный выпуск табуна составил 793 т. К концу войны Германия имела запас табуна в 8770 т.

Несмотря на крайне тяжелые военные условия, работы над получением еще боле токсичных фосфорорганических соединений продолжались, и в вслед за полученным в 1939 году зарина («трилон 46» или «трилон 144») в конце 1944 года был синтезирован зоман. Промышленное производство этих веществ в Германии налажено, к счастью, не было, однако на опытно-промышленных установках было произведено 1260 т зарина и около 20 т зомана. Опытная установка по производству зарина после войны были вывезена в США вместе со специалистами во главе со Шрадером, а запасы зарина розданы странам участницам (преимущественно США-около 1000 т) для проведения лабораторных и полевых испытаний.

В США и Великобритании в предвоенные годы велись разработки по получению диизопропилфторфосфата, однако с получением сведений о фторангидридах алкилфосфоновых кислот (зарин и зоман) все работы были переключены на получение этих соединений. В 1952 году в США был пущен завод по производству зарина (Денвер, Колорадо).

В 1955 году Таммелин синтезировал метилфторфосфорилхолин, превышающий по своим токсикологическим характеристикам зарин. Британский концерн «Империэл кемикл индастиз», Шведский институт оборонных исследований и концерн «Байер АГ» (Федеративная республика Германия) были синтезированы и испытаны многочисленные вещества этой группы, которые и дали начало новому классу соединений, получившим условное название V-газы (Vx). Производство одного из таких соединений было начато в США в 1961 году (Ньюпорт, Индиана).

Разработка и создание бинарного химического оружия проведено, по имеющимся сведениям, также на основе фосфорорганических соединений. Однако детальных сведений о действующем начале этого вида оружия в доступной литературе нет, что вполне объяснимо в связи к крайне разнообразными, не стандартными условиями протекания реакций при образовании действующего начала.

Вполне понятно, что в период «холодной войны», также как и в других странах, в условиях строжайшей секретности проводились работы по получению соединений этого класса и в СССР. Работы по созданию производства зарина начаты в 1946 году. В 1959 году был налажен полномасштабный выпуск этого соединения, а в 1967 году начат выпуск и зомана. В 1959-1970 годах велись опытные работы по получению Vx, производство которого было пущено в конце1972 года. В соответствии с взятыми на себя обязательствами в 1987 году производство отравляющих веществ было прекращено, а запасы их сосредоточены в России на семи базах. Всего в России храниться около 30 тыс.т. фосфорорганических отравляющих веществ.

Вполне естественно, что с первых же лет работы со столь высокотоксичными соединениями были описаны симптомы отравления у людей (1932, Ланге и Крюгер), однако в дальнейшем большинство случаев отравления зарином, зоманом, Vx оставались не опубликованными. Основные сведения об отравлениях веществами этой группы накапливались в отношении фосфоорганических инсектицидов (хлорофос, тиофос, октаметил, меркаптофос и многие другие). Литература в этой области стала с шестидесятых годов необозримой, количество отравлений в мире исчисляется десятками тысяч, особенно в слабо развитых странах, где культура применения инсектицидов чрезвычайно низка.

Из огромнейшего числа фосфорорганических соединений на вооружении различных армий остались зарин, зоман и Vx, имеющие различные шифры и обозначения. Дифлос и табун утратили свое значение как боевые отравляющие вещества и в настоящее время не исследуются, хотя проблема уничтожения их остатков может быть актуальной.(Табл.1)

Таблица 1.

Химические названия и шифры фосфорорганических отравляющих веществ.

  Химические названия Общеприня-тые названия   Шифры в различных странах
    США Германия Швеция Канада Франция
Диизопропилфторфосфат DFP, дифлос          
  Табун GA Трилон 83      
Фторангидрид изопропилового эфира метилфосфоновой кислоты   Зарин   GB Трилон 144, Т 144, Т 46, Трилон 46        
Фторангидрид пинаколинового эфира метилфосфоновой кислоты   Зоман   GD   Трилон      
О-этиловый S-2-(N,N-диизопропил амино) этиловый эфир метилфосфоновой кислоты   Vx   Vx     Вещество группы F   V газ   Вещество группы А

 

Шифры и краткие названия фосфорорганических отравляющих веществ (ФОВ) в разных странах отличаются, но наиболее употребительные названия, приведенные в табл.1, позволяют идентифицировать вещества достаточно точно. Особенностью веществ типа Vx является различие цепи у серы, количество этих веществ достаточно велико, зачастую уточнить строение не удается. Имеются сведения, что клинические проявления отравления при изменении указанной цепи могут существенно различаться.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.