Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Древняя Русь в IX - XIII вв




Первые упоминания о славянах относятся к I-II вв. н.э. Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что они населяли бассейн р. Вислы. Начиная с VI в. славянские племена уже играют важную роль в истории, и сведения о них становятся более полными и подробными. Прокопий Кесарийский и Иордан пишут, что славяне занимали огромную территорию и делились на три группы: склавинов (между Вислой и Днестром), антов (в междуречье Днестра и Днепра) и венедов (в бассейне Вислы).

В первой половине 1-го 1000-летия шло освоение восточно-европейской равнины племенами словен (на территории Новгорода), полян (тер. Киева), северяне, древляне и т.д., которые были подчинены принципу военной демократии. Именно в это время образовываются «союзы союзов», которые, по сути, есть союзы племенных союзов, единые по отношению к внешним племенам, но изредка враждовали между собой. Основной формой общественной организации славян являлась родовая община. Славянские племенные вожди выступали скорее как военные руководители, верховная власть принадлежала народному собранию (вече). В VI-VII вв.славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя. Основа социальной организации - патриархальная семейная община. Государства еще нет, управление обществом осуществляется напринципах военной демократии: все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, которая все более выделяется из основной массы общинников имущественным положением. Распространение железных орудий труда, улучшение хозяйства приводит к распаду родовых отношений, переходу к соседской общине. Появляется частная собственность. Выделяется родовая знать. Процесс имущественной дифференциации ускорился с началом мощных военных походов славян — главным образом против богатой Византийской империи. Захват военной добычи усугублял экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности. В результате непрерывных войн с соседями особо возрастает роль военных вождей — князей. Они руководят отрядами профессиональных воинов, которые уже не занимаются земледельческим трудом. Такой отряд назывался дружиной. Лучшие дружинники, одновременно бывшие и советниками князя, назывались боярами. Князь и бояре забирали лучшую долю военной добычи; кроме того, общины платили им за охрану ежегодную дань. У славян появляется имущественное и социальное неравенство. Славяне шли к формированию классового общества и государственности.

В IX в. основу экономики восточнославянских племен составляли земледелие (подсечное, затем пашенное) и животноводство. Важную роль продолжали играть охота и рыболовство. Шел процесс второго крупного общественного разделения труда — отделения ремесла от земледелия. Росла специализация в рамках отдельных ремесел, с развитием торговли это приводило к формированию рыночных отношений и возникновению городов как центров ремесла и торговли. Рост производительных сил обусловливал увеличение прибавочного продукта, развитие частной собственности. Усиливались эксплуатация одних членов общества другими, имущественное и социальное неравенство, происходило формирование классов. Таким образом, если военные походы были внешней причиной зарождения классов и государства, то рост производительных сил стал внутренней. По мере развития славянских племен постепенно изживается народоправство. Верхушка общины – «мужи» по терминологии Древнейшей Русской Правды - захватывает органы племенного самоуправления. Группируясь вокруг племенного князя, «мужи» создают его дружину, и он фактически узурпирует власть в племени. Рядовой общинник перестает быть воином и становится землепашцем. Ведение войны превращается в прерогативу князя и его дружины. Так складывались элементы государственного аппарата как орудия классового господства.

Восточные путешественники того времени выделяют Куявию – на территории Киева, Славию – на территории Новгорода и Арсению, которые предшествовали образованию государства и государственности у восточных славян. Позднее русские летописи называют два центра - северный и южный. Южный располагался в Среднем Поднепровье в районе р. Рось и назван в источниках «Русью», «Русской землей». Когда доминирующее положение в нем заняли поляне, эти наименования были перенесены на более широкую область с центром в Киеве. Так сформировалось ядро русского государства. Подобный же процесс происходил вокруг Новгорода. Слияние северной и южной групп завершило образование единого Древнерусского государства. Этому предшествовали следующие события. В Новгород, раздираемый усобицами, местными старейшинами приглашен Рюрик - вождь варяжской дружины. Воспользовавшись ситуацией, Рюрик стал новгородским князем. Преемник Рюрика князь Олег совершил поход на юг, перенес в Киев центр своего княжества. По летописи, он сделал это в 882 г., и этот год считается датой образования Древнерусского государства.

В Киевской Руси землепользование было преимущественно общинным. Крестьянская община у древних славян называлась вервь. До XI в. частная собственность на землю была незначительна. В основном это были земли князей и бояр. Наследственное земельное владение феодала называлось вотчиной. Появление вотчин свидетельствовало о возникновении феодальных отношений, которые характеризуются наличием крупной земельной собственности, аграрным характером экономики и внеэкономическим принуждением к труду работника, имеющего собственное хозяйство. Но в IX—XI вв. феодализм на Руси был в зачаточном состоянии. Основную массу населения составляли свободные общинники, обязанные лишь платить дань князю, которая рассматривалась, скорее, как плата за военную службу, чем феодальная рента. Свободное население называлось «людьми» или людинами. В вотчинном хозяйстве работали либо полузависимые работники — закупы, отрабатывавшие купу — неуплаченный долг, либо рядовичи, подписавшие «ряд», т.е. договор на определенных условиях, а также рабы, называвшиеся холопами. Последних было немного. Рабство не являлось пожизненным. Не вполне ясно значение понятия смерд. В современной науке допускается несколько толкований: 1) свободный крестьянин-общинник; 2) раб, посаженный на землю, принадлежавшую князю.

Появление излишков способствовало развитию торговли и отделению ремесла от земледелия. Возможность обмена сельскохозяйственной продукции на ремесленные изделия вело к необходимости выделения специальных центров обмена. Такими центрами становятся города. Первоначально города являлись чисто оборонительными пунктами. Здесь проживал князь со своей дружиной. Однако постепенно они превращаются в торгово-ремесленные центры, будучи одновременно административным и военно-оборонительным центром с прилегающей сельскохозяйственной округой. Города, расположенные на транзитных торговых путях («из варяг в греки»), быстро богатели и усиливались. Древнейшими русскими городами являлись Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Суздаль, Муром, Смоленск. В IX в. на Руси было 24 крупных города.

Развитие городов, выделение племенной знати, социальная дифференциация, формирование органов власти и принуждения привело к образованию государства восточных славян. Норманская теория, появившаяся в XVIII в., объясняет появление государства у восточных славян в результате завоевания варяжской дружиной под предводительством Рюрика. Происхождение термина «Русь» норманисты выводят от названия скандинавского племени, к которому принадлежал Рюрик. Современные историки считают, что государство у восточных славян сложилось постепенно, в результате внутренних социально-экономических и политических процессов. Рюрик стал только лишь основателем княжеской династии, но не создателем государства. Слово «Русь» имеет славянское происхождение, что, впрочем, до сих пор остается спорным, и споры среди норманистов и антинорманистов продолжаются и по сей день.

Киевские князья стремились захватить окружающие славянские и неславянские земли. Олег (882-912) подчиняет древлян, радимичей и северян. Игорь (912-945) — уличей и тиверцев и — вторично — древлян, Святослав (965-972) совершает поход на вятичей, а Владимир (978-1015) — на хорватов. Расширению государства способствовали войны против хазар, Волжской и Дунайской Болгарии. Поднимали авторитет Древней Руси и походы на Византию. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем господствовала государственная собственность, а собственность феодалов лишь формировалась. Поэтому эксплуатация населения осуществлялась главным образом государством в виде дани (полюдья).

Следующий этап формирования государства связан с князем Владимиром I. При нем укрепился государственный аппарат за счет посылки княжеских сыновей и бояр на управление отдельными территориями; была создана южная оборонительная система. Принятие Владимиром (около 988 г.) христианства как государственной религии Руси стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско-византийских отношений в X в. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая бы закрепляла только что созданное государственное единство. Дохристианская религия — язычество — такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и государства и не была способна освящать и укреплять существующий общественный порядок. В 980 г. Владимир попытался, реформировав старую религию, приспособить еек новой ситуации: он собрал шесть главных богов славянских племен (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши) в единый пантеон и установил общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству. Владимиру предстояло сделать решительный шаг. Согласно летописи, он выслушал проповедников иудаизма, ислама и христианства, но его выбор оказался исторически предрешен в пользу христианской Византии. Социально-политическое устройство Византии было наиболее близким растущему Древнерусскому государству. Одна из причин решения князя — проникновение христианства на Русь еще до Владимира. В Киеве действовала церковь Святого Ильи, из Болгарии и Византии поступала христианская литература. Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной политической организацией, духовно освящала и всячески поддерживала новый строй. Наряду с этим Русь получила письменность и возможность осваивать достижения византийской культуры — наследницы античной цивилизации — и других европейских стран. Крепли и ширились международные связи Древнерусского государства, вплоть до династических браков русских князей с представительницами могущественных держав. Неизмеримо вырос международный авторитет Руси.

В правление Владимира укрепляется и расширяется княжеское хозяйство. Оно управлялось представителями княжеской администрации — тиунами и огнищанами. Государственное и вотчинное управления становятся нераздельными.

Расцвет Киевской Руси связан с именем Ярослава Мудрого (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, создан первый общерусский свод законов «Русская правда», основана независимая от Византийской церкви Киевская митрополия; проводилось широкое городское строительство в Киеве (например, был построен знаменитый Софийский собор, Золотые ворота), открывались школы и библиотеки. Ярослав пользовался большим авторитетом в Европе: его дочери были замужем за государями Венгрии, Норвегии, Франции. Перед смертью Ярослав определил порядок престолонаследия — власть переходила к старшему в княжеском роде (лествичное наследование).

Еще в Х в. начинаются княжеские усобицы — борьба князей друг с другом за власть, в результате которых захватывали власть Владимир Святой и Ярослав Мудрый. Утверждение «лествичного права» привело к усилению усобиц, поскольку создало запутанную ситуацию с порядком наследования. Попытки преодолеть княжеские распри были неоднократны. В 1097 г. в Любече на съезде князей был утвержден принцип «каждый да держит отчину свою», принято решение прекратить распри. Но усобицы не только не закончились, но и усилились.

Однако в начале XII в. сепаратистские устремления князей удалось приостановить. Усиление единства Руси связано с Владимиром II Мономахом (1113-1125). Он на время прекратил усобицы. При Владимире Мономахе были внесены изменения в «Русскую правду»: запрещено было брать слишком большие проценты за долги, облегчено положение смердов, рядовичей, закупов и холопов. Преемник Мономаха — его сын Мстислав Великий продолжал политику отца. Но после смерти Мстислава в 1132 г. Киевская Русь распадается на самостоятельные княжества и прекращает свое существование.

Киевская Русь была раннефеодальным государством, в котором переплетались черты родового и феодального порядков. Пережитки родового строя: наличие общинного землевладения, большая роль народного собрания (вече), наличие народного ополчения, сохранение норм права, основанных на древних обычаях основная масса населения свободные земледельцы

Проявления феодализма: появление феодальной вотчины; усиление княжеской власти, независимой от народа; феодальная рента; феодальная иерархия правящего класса — вассалитет; наличие особого княжеского и боярского суда; появление зависимого населения, социальное расслоение общества. В Киевской Руси были и пережитки рабовладения (холопы, челядь), но они не играли существенной роли в социально-экономической жизни страны.

Образование самостоятельных государственных центров на территории Древней Руси. Во второй четверти XII в. начинается распад единого русского государства. Это закономерное поступательное явление в развитии феодального общества. К раздробленности привел комплекс причин: социально-экономические — натуральный характер хозяйства, при котором все необходимое для жизни производится внутри самого хозяйства, что ослабляет экономические связи; рост производительности труда, развитие ремесла и внешней торговли ведет к обогащению отдельных регионов, росту их хозяйственной независимости; укрепление феодальной собственности требовало более эффективной ее защиты со стороны местной власти; крупные богатые города становились центрами округи, стремились к независимости от Киева и поддерживали местных князей; политические — расширение княжеского рода, лествичное право, что делало для многих князей недоступным великокняжеский престол и усиливало их сепаратизм; практика выделения младшим князьям уделов — части государственной территории с самостоятельным управлением; поддержка удельных князей феодалами, горожанами и крестьянами; центральная власть была не в состоянии эффективно управлять огромной территорией, экономическая и политическая структура которой существенно усложнилась.

Из-за господства натурального хозяйства, слабых внутренних связей, роста политического могущества и сепаратизма местных князей развитие феодальных отношений в Древней Руси снижало значение Киева как общегосударственного центра. В XI-XII вв. итогом борьбы местных центров с Киевом стал распад единой Руси на ряд самостоятельных, независимых феодальных государств.

Первые признаки распада относятся еще к концу правления Владимира. Они выразились в борьбе Киева с Новгородом. Тягу Новгорода к отделению использовал Ярослав Мудрый в борьбе за киевский престол со Святополком, а позже — с другим своим братом, Мстиславом Тмутараканским. Преодолеть распад государства Ярославу не удалось. Он был вынужден его признать, разделив перед смертью (1054) территорию Руси между пятью сыновьями. Совместная власть (триумвират) Ярославичей (1054-1073) какое-то время позволяла контролировать всю территорию государства. Однако к концу их правления местные князья, используя внешнюю угрозу (набеги печенегов, затем половцев), внутреннюю нестабильность (народные восстания в Суздале 1024, Киеве 1068, 1071, в том же году в Ростове, в Новгороде, на Белоозере) и противоречия в великокняжеских семьях, развернули феодальные войны. Съезд князей в Любече 1097 г. официально закрепил падение единовластия киевских князей, признание самостоятельности феодальных центров. Серьезной попыткой противостоять феодальной раздробленности через усиление великокняжеской власти, опирающейся на союз с городами, стало правление Владимира Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава (1125-1132). Но после них княжеские усобицы окончательно развалили политическое единство Древней Руси, возник ряд феодальных государств. Наиболее крупными из них были Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли.

Для экономики Новгорода имели определяющее значение три фактора: 1) выдающаяся роль торговли, особенно внешней - Новгород с севера контролировал путь «из варяг в греки»; 2) крупный удельный вес в экономике ремесленного производства; 3) обилие земель-колоний, которые были важным источником продуктов промыслового хозяйства. Отличительной чертой здесь было то, что в управлении городом, кроме княжеской власти, огромную роль играло вече — народное собрание свободных жителей города. Исполнительную власть осуществляли посадник и тысяцкий. Посадник, реальный глава новгородского правительства, до 30-х гг. XII в. назначался Киевом. Борьба Новгорода за независимость, достигшая остроты в 30-х гг., завершилась в 1136-1137 гг. победой. Возникла независимая Новгородская республика. Верховная власть перешла в руки вече, которое теперь избирало посадника и тысяцкого, призывало на престол князей, заключало с ними договоры. В обязанности князей входило только выполнение военных функций. Несмотря на демократическую форму правления, подлинными хозяевами в Новгороде были боярство и верхушка купечества. Благодаря организованности и экономической мощи они руководили деятельностью веча, зачастую монополизируя должности посадников и тысяцких.

Развитие феодальных отношений во Владимиро-Суздальской земле привело к выделению мощного слоя бояр-землевладельцев. Политическими центрами «старого» боярства слыли Ростов и Суздаль. Однако к XII в. в ходе колонизации местных земель появилось новое население, не связанное со «старым» боярством и не зависимое от него, возникли новые города, важнейшим из которых был Владимир-на-Клязьме. Политическое значение Ростово-Суздальской земли резко возрастает при Юрии Долгоруком (1125-1157). Дальнейшее укрепление княжеской власти произошло во время княжения его сына Андрея Боголюбского (1157-1174). Андрей переносит резиденцию во Владимир, стремясь опереться на новые города, новые слои феодалов — дворян-дружинников — и на городское торгово-ремесленное население. После успешного похода в 1169 г. на Киев роль политического центра Руси перешла к Владимиру. Недовольство боярской оппозиции привело к убийству Андрея, затем последовали двухлетняя борьба и дальнейшее укрепление княжеской власти. Расцвет наступил при правлении брата Андрея - Всеволода Большое Гнездо (1176-1212). В укреплении княжеской власти Всеволод опирался на те же социальные силы. Однако после его смерти новый период усобиц в княжестве свел на нет все усилия, что особенно ослабляло Русь перед монгольским нашествием.

Галицкое и Волынское княжества выделились (первое в 90-х гг. XI в., второе в середине XII) и существовали раздельно, но в 1199 г. были объединены Романом Мстиславичем Волынским. Выгодное географическое положение способствовало росту политического значения княжества и его экономическому расцвету. Подъем экономики здесь объяснялся падением международной роли пути «из варяг в греки», оказавшегося под контролем половцев, — торговые пути переместились на запад, в Галицкие земли. Княжеские усобицы и половецкие набеги на Русь вызвали колонизационный поток сюда, что способствовало росту городов. Класс бояр-землевладельцев обладал здесь большой экономической и политической мощью, поэтому боярское сопротивление великокняжеской власти было особенно острым. После смерти Романа, активно боровшегося с боярством, наступил период феодальных смут (1205-1236). Во внутриполитическую борьбу княжества активно вмешивались Венгрия и Польша. Опираясь на торгово-ремесленное население, сыну Романа Даниилу в 1236 г. удалось сломить основные силы оппозиции. Великокняжеская власть победила, наметилась тенденция преодоления раздробленности. Но этот процесс был прерван нашествием татаро-монголов.

Крупными княжествами также являлись Киевское, Полоцкое, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Турово-Пинское, Переяславское. Но они не играли определяющей роли. Значение Киевского княжества (и города Киев) постоянно падает. Фактическая ликвидация торгового пути «из варяг в греки» нанесла по Киеву сильнейший удар. В начале XIII в. Киевское княжество попадает в сферу влияния Галицко-Волынского княжества.

Политическая раздробленность не означала упадка, регресса. Удельные князья лучше заботились о своих княжествах, более эффективно управляли относительно небольшими территориями. Они стремились поддерживать ремесленников, купцов, привлекать на свои земли крестьян. Уровень жизни народа повышался. Подъем производительных сил сопровождался быстрым развитием культуры. Не только Киев, но и центры каждого княжества украшались прекрасными храмами, дворцами.

Борьба народов с иноземными захватчиками в XIII в. Начало XII в. явилось важным хронологическим рубежом в средневековой истории. В этот период почти вся Азия и ряд стран Европы, в том числе и Русь, подверглись опустошительному монгольскому завоеванию, имевшему последствия всемирно-исторического значения. Что касается Руси, это событие коренным образом повлияло на ход русской истории.

В начале XIII в. у монголов, издавна кочевавших в степях Центральной Азии, происходит разложение родового строя, на смену которому приходят раннефеодальные отношения. Знать постепенно накапливает богатства. Важным источником обогащения становится военная добыча. Складывается сильное государство, которое возглавляет Чингисхан. Сначала опустошительному нападению подвергается Северный Китай, затем в 1219 г. добычей завоевателей становится цветущая, но раздробленная Средняя Азия. В 1222-1223 гг. монголы покорили Закавказье, прошли в степи Северного Кавказа, разбили здесь половцев и двинулись по направлению к русским пределам. Предупрежденные половцами, навстречу кочевникам выступили южнорусские дружины во главе с киевским князем Мстиславом Романовичем. В битве на реке Калка 31 мая 1223 г. произошло первое столкновение монголов с русскими. Из-за несогласованности в действиях князей русские дружины потерпели поражение. Однако монголы не воспользовались этой победой для дальнейшего продвижения на территорию Руси — они повернули на восток и ушли в заволжские степи. Таким образом, русский народ получил исторический шанс сплотиться, объединить усилия перед грядущей опасностью, нависшей над страной. Однако царившая на Руси феодальная раздробленность, нежелание князей поступиться своими интересами ради общих помешали объединению.

В 1237 г. монгольские орды под командованием хана Бату (Батыя) вторглись на Русь. Монгольское завоевание проходило в 2 этапа. На первом (1237-1239 гг.) батыево войско громило Северо-Восточную Русь. Они разгромили войско великого владимирского князя Юрия Всеволодовича в битве на реке Сити (1238 г.). Сам князь погиб. В дальнейшем русские вели только оборонительные бои и повсеместно терпели поражения. Монголы взяли практически все крупные города, кроме Новгорода.

На втором этапе (1240-1241 гг.) направлением главного удара Батый избрал Южную Русь. В 1240 г. им взят и разгромлен Киев. После захвата Руси монголы двинулись в Европу, одержали ряд побед, но подчинить ее не смогли, утратив наступательную мощь в боях на территории Руси. Ценой своей свободы Русь спасла Европу.

На Руси было установлено монголо-татарское иго — форма зависимости ее от Золотой Орды. Русь не являлась составной частью Золотой Орды, будучи скорее ее вассалом. Иго выражалось в следующем: уплата довольно большой дани; контроль монгольских ханов за действиями русских князей с помощью баскаков; утверждение великих князей специальным ханским документом (ярлыком); регулярные карательные походы против князей, заподозренных в нелояльности к Орде, сопровождавшиеся грабежами, убийствами и уводом в рабство русского населения. В то же время Русь не утратила своей государственности и сохранила православную религию. Внутренняя система управления осталась прежней. В конце XIII в. баскаки были отозваны из Руси. Тем не менее, период монгольского господства отрицательно сказался как на хозяйственной, так и на культурной жизни Руси. Многие города и села были уничтожены, забыты многие ремесла и каменное строительство. Огромны были потери населения, самой трудоспособной его части. Русь была отброшена назад, ее развитие замедлилось. С этого времени обозначилось историческое отставание Руси от Западной Европы.

Одновременно с запада Русь подверглась нападениям со стороны немецкого Ливонского ордена и шведов. Земли Северной Руси и, в частности, Новгорода привлекали захватчиков. Они не были разорены Батыем, а Новгород славился богатством, поскольку через него проходил важнейший торговый путь, связывающий Северную Европу со странами Востока. В самом начале XIII в. в Прибалтике активизировались немецкие духовно-рыцарские ордена: Орден меченосцев, основанный в Восточной Прибалтике в 1202 г., и Тевтонский, действовавший в землях литовского племени пруссов. Следом за немцами в Прибалтику в 1219 г. стали вторгаться датчане и шведы. В 1222-1223 гг. в Эстонии вспыхнуло восстание против немцев и датчан. Основным очагом борьбы стал г. Тарту, где находился русский гарнизон во главе с князем Вячко. Однако после подавления восстания к концу 20-х гг. сопротивление разрозненных племен Прибалтики было окончательно сломлено. В 1237 г. Орден меченосцев объединился с Тевтонским, после чего часть последнего стала именоваться Ливонским орденом. Первыми агрессию развязали шведы - летом 1240 г. они на кораблях подошли по Неве к устью р. Ижоры и высадились на берег. 18-летний новгородский князь Александр Ярославич с дружиной совершил молниеносный переход из Новгорода и внезапно атаковал лагерь шведов. Успех был полным. Летописи сохранили сведения о героизме новгородцев: Гавриле Олексиче, Савве, который подрубил шатер предводителя шведов Биргера, и о князе Александре, от которого «лично досталось» тому же Биргеру. Победа была блестящей, Александр получил почетное прозвище Невского. Православная церковь причислила его к лику святых.

В том же 1240 г. предприняли поход на Русь и немецкие рыцари. Сначала они захватили псковскую крепость Изборск, а затем овладели самим Псковом. Непосредственная угроза нависла над Новгородом. Отпор врагу возглавил Александр Невский. На этот раз его тактика изменилась. Он тщательно готовится, собирает новгородское ополчение, дожидается подкреплений из других русских земель. Методом небольших, но победоносных сражений он достигает перехода стратегической инициативы в свои руки и весной 1242 г. освобождает от немцев Псков. После этого Александр стал искать большого сражения, чтобы разбить главные силы Ордена.

Знаменитая битва «Ледовое побоище» состоялась 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера. Немецкое войско было построено в форме клина (носившего в русских летописях название «свиньи»), острием обращенного к противнику. Тактика рыцарей заключалась в том, чтобы расчленить русское войско и затем уничтожить его по частям. Предвидя это, Александр построил свое войско таким образом, чтобы самые мощные силы находились на флангах, а не в центре. Как и ожидалось, рыцарский клин пробил центр русских, но зато был охвачен, как клещами, флангами русских. Начался жестокий рукопашный бой. После того как рыцари не выдержали и отступили, под тяжестью их доспехов треснул лед, они стали тонуть. Остатки рыцарского войска бежали, и русские войска преследовали их еще около семи верст. По некоторым данным, потери немцев составили 500 человек (рыцарей и кнехтов-оруженосцев).

Историческое значение этой битвы было огромным - немецкое агрессивное продвижение на восток оказалось остановленным, Северная Русь сохранила свою независимость.

Итогом борьбы Руси с иноземными завоевателями в XIII в. явилось разорение страны, подчинение ее монгольским завоевателям, утеря многих территорий. Но удалось сохранить основы государственности, Русь не исчезла с лица земли. Язык, традиции, культура были сохранены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.