Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема IX. Современная Россия (1991-2006 гг.)




8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь госу­дарств. Таким образом, в СНГ стало 11 государств (не вошли Литва, Латвия, Эстония и Грузия). 25 декабря М. С. Горбачев, первый и последний Президент Советского Союза, ушел в отставку. 26 декабря 1991 г. Верховный Совет СССР также принял решение о прекращении существования Советского Союза. Таким образом, перестройка завершилась не только крахом СССР, но и социализма как политико-экономической системы Советского Союза в целом. Следовательно, можно утверждать, что перестройка привела прямо к противоположным от замыслов результатам.

В конце 1991 г. Б. Н. Ельцин включил в российское правительство группу молодых, профессионально образованных людей (Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, Г. Э. Бурбулис, С. М. Шахрай, А. Н. Шохин и др.), которые, тем не менее, не до конца представляли колоссальную сложность стоявших перед ними задач. Многие из членов правительства, в том числе и вице-премьер по экономике Е. Т. Гайдар, никогда не работали в промышленности и сельском хозяйстве, а потому имели только теоретические представления о происходивших там процессах и путях выхода из кризисного состояния. Они считали, что все проблемы очень быстро может решить «чистый», без государственного экономического регулирования, рынок. В связи с этим в намеченных ими реформах, получивших название «шоковой терапии», предполагалось одновременно ввести свободные цены, освободить от ограничений доходы, резко сократить расходы на содержание армии и социальную сферу (медицину, образование, жилищное строительство и т. д.), осуществить быструю приватизацию, т. е. передачу государственных предприятий, сферы обслуживания, жилья в акционерную и частную собственность.

Модель радикальных экономических реформ была взята у американского экономиста Д. Сакса. Сам Сакс вместе с некоторыми другими зарубежными экономистами был приглашен в качестве экономического советника российского правительства. Члены правительства неоднократно заявляли, что экономические реформы не ухудшат, а, наоборот, улучшат материальное положение народа уже к осени 1992 г. Б. Н. Ельцин пообещал, что если реформы приведут к негативным результатам, то он «ляжет на рельсы».

Радикальные экономические реформы начались в январе 1992 г. Цены стали свободными и начали стремительно расти. Правительство прогнозировало рост цен примерно в три раза, но в течение только одного 1992 г. они выросли более чем в 100 раз, и этот процесс неуклонно продолжался. Зарплата стала катастрофически отставать от цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Обесценились вклады населения, хранившиеся в структурах Сбербанка. Материальное положение подавляющего большинства населения резко ухудшилось, и многие оказались за чертой бедности. Радикальное сокращение расходов на социальные цели усугубило положение в образовании, медицине, бюджетной сфере в целом. Магазины стали наполняться промышленными и продовольственными товарами, но спрос на них резко падал из-за низкой покупательной способности большинства россиян. На рынок хлынул поток товаров заграничного производства, что ухудшило положение отечественных товаропроизводителей. Не оправдались и надежды, связанные со вступлением России в 1992 г. в Международный валютный фонд (МВФ). Не получилось и с конверсией оборонного комплекса. Не имея продуманной программы конверсии, не получая поддержки от государства, большинство предприятий оборонной промышленности просто остановились. Тяжелое положение сложилось в целом в отраслях машиностроительного комплекса. Процесс падения производства затронул практически все отрасли промышленности и сельского хозяйства. Экономика держалась за счет отраслей, добывающих газ и нефть и производящих металл (особенно цветные металлы), увеличивая экспорт этих товаров.

В конце 1992 г. населению выдали приватизационные чеки (ваучеры) номинальной стоимостью 10 тыс. руб., которые можно было вкладывать в приватизируемые предприятия и инвестиционные фонды. Предполагалось, что таким путем будет создан достаточно широкий слой собственников, который станет основой для формирования среднего класса страны. Однако началась бесконтрольная скупка ваучеров по заниженным ценам коммерческими банками, отдельными состоятельными людьми, мафиозными структурами. В стране возникло огромное количество финансовых пирамид, таких, как «МММ», «Русский дом Селенга», «Хопер-инвест», «Чара» и целый ряд других. Уже к середине 90-х гг. их насчитывалось около 2 тыс. При этом государство не просто потворствовало, но и способствовало работе этих пирамид, поскольку у населения, таким образом, выкачивались инфляционные деньги. Их деятельность резко сократила число реальных претендентов на приватизируемую собственность, концентрируя ваучеры в руках узкого круга собственников. Усиленно проводилась мысль, что первоначальный период накопления капитала заведомо предполагает его криминальную основу. В результате основная часть государственной собственности перешла к небольшой группе так называемых олигархов (Р. А. Абрамович, Б. А. Березовский, В. А. Гусинский, А. Л. Мамут, А. П. Смоленский, В. О. Потанин, М. Б. Ходорковский и некоторые другие). Для большинства населения ваучеризация ничего не дала.

Уже к концу 1992 г. стала очевидной утопичность многих рыночных реформ. Начала быстро расти безработица. Усилилась социальная напряженность в обществе. Началось падение авторитета президента и правительства. Все это отразилось на взаимоотношениях исполнительной (президент и правительство) и законодательной (народные депутаты РСФСР) ветвей власти. Центром оппозиции президенту и правительству стал Верховный Совет РСФСР во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым. На VII съезде народных де­путатов РСФСР в декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин под влиянием мощной волны критики в адрес правительства был вынужден отстранить Е. Т. Гайдара и назначил главой правительства В. С. Черномырдина, который, являясь сторонником реформ, был готов к их корректировке. Однако противостояние ветвей власти продолжалось. Теперь главным объектом критики со стороны Верховного Совета стал сам президент. Началась «холодная война» между президентом и Верховным Советом, в ходе которой на сторону Верховного Совета перешел вице-президент России А.В. Руцкой. В стране фактически складывалось двоевластие. В марте 1993 г. внеочередной IX съезд народных депутатов РСФСР попытался отрешить президента Ельцина от должности, но не смог набрать нужного числа голосов. По инициативе Ельцина в апреле 1993 г. был проведен референдум о доверии президенту и проводимой им политике. Из 64% граждан, принявших участие в референдуме, 58% проголосовали за поддержку Президента.

Летом 1993 г. Верховный Совет усилил противостояние с президентом и приостановил выполнение его указов о приватизации, которые не были поддержаны народными депутатами.

21 сентября 1993 г. президент принял указ о прекращении полномочий съезда народных депутатов, Верховного Совета РСФСР и назначил выборы в новый парламент России — Федеральное собрание. Эти действия президента были квалифицированы Верховным Советом как государственный переворот. Конституционный суд страны также счел действия Б. Н. Ельцина антиконституционными. В ночь на 22 сентября X чрезвычайный съезд народных депутатов РСФСР отстранил Б. Н. Ельцина от должности президента. К присяге в качестве Президента России был приведен А. В. Руцкой. В последующие десять дней противостояние нарастало. По указанию Б. Н. Ельцина здание Верховного Совета было оцеплено войсками и милицией, вход в него был запрещен, были отключены электричество, вода, канализация, телефонная связь и т. п. 2 октября в Москве прошли массовые демонстрации, организованные оппозицией в поддержку Верховного Совета. Вечером 3 октября его сторонники захватили здание Московской мэрии и гостиницу «Мир» в центре столицы. Была предпринята попытка штурма телецентра в Останкино. Утром 4 октября верные президенту войска, обстреляв из танков здание Верховного Совета, захватили его. В ходе драматических событий 3—4 октября, по официальным данным, погибло около 150 человек. Руководители оппозиции были арестованы.

Президентская сторона всю ответственность за эти события возложила на Верховный Совет, заявив, что он был последним оплотом тоталитаризма и препятствовал прогрессивным экономическим и политическим реформам. В свою очередь, оппозиция обвинила во всем Б. Н. Ельцина, исполнительную власть и заявила, что Верховный Совет пытался спасти страну от антинародного режима.

12 декабря 1993 г. прошли выборы в Совет Федерации и Государственную думу. В предвыборной кампании приняли участие 13 политических партий и движений. В Государственную ду му были избраны 450 депутатов. В результате выборов места в ней распределились следующим образом: 76 мест получило движение «Выбор России»; 63 места — ЛДПР во главе с В. В. Жириновским; 55 мест — аграрии; 45 мест — Компартия во главе с Г. А. Зюгановым. Остальные места распределились между небольшими фракциями и независимыми депутатами. И хотя «Выбор России», возглавляемый Е. Т. Гайдаром, получил в общей сложности большинство мест, но ни одна из политических партий, поддерживавших президента, не набрала более 15% голосов избирателей. В результате Государственная дума оказалась антипрезидентской. Состоявшиеся выборы положили конец советской системе власти. Одновременно 12 декабря происходило голосование по проекту новой Конституции РФ. Конституция была одобрена большинством голосов.

Конституция 1993 г. вводила в России президентскую республику и наделяла президента широкими властными полномочиями, включая назначение главы правительства и роспуск Государственной думы. Конституция закрепила федеративную форму государства, разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, разнообразие различных видов собственности, включая частную собственность, широкие права и свободы граждан. Высшим органом законодательной власти становилось Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы.

В 1994—1995 гг. президент и правительство вели весьма осторожную политику в отношении Федерального собрания, стремились к компромиссу с Советом Федерации и Государственной думой. В результате исполнительной власти удалось убедить подавляющее большинство политических и общественных движений России подписать договор об общественном согласии сроком на два года, т. е. фактически до новых парламентских и президентских выборов. 23 февраля 1994 г. Государственная дума приняла постановление, в котором объявила амнистию лицам, находившимся под следствием или содержавшимся под стражей в связи с событиями 19—21 августа 1991 г. и 21 сентября — 4 октября 1993 г.

Однако положение в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях продолжало оставаться сложным. Российская экономика не вышла из своего кризисного состояния. Огромные масштабы приобрела невыплата зарплаты и особенно пенсий. Не снижалась социальная напряженность. Катастрофическими оказались реформы для деревни. Осуществленное наспех, в очень короткий срок, без четкого продуманного плана акционирование колхозов и совхозов привело к тому, что уже через несколько лет 85% хозяйств пришли в полный упадок и запустение. Фермерские хозяйства не заняли место колхозов и совхозов, как это предполагали реформаторы. Подавляющее большинство тех, кто поверил государству, став фермерами, разорились.

Экономические и политические проблемы осложнялись серьезными негативными явлениями в отношениях между центром и национальными образованиями. Некоторые субъекты Федерации, провозгласив себя суверенными, приняли конституции, в которых были значительные отклонения от Конституции РФ, объявили о преимущественном праве коренных национальностей контролировать доступ к природным ресурсам в ущерб большинству другого населения, перестали платить налоги в российский бюджет, отказывались выполнять распоряжения российского правительства и т. д.

В 1994 г. президент и правительство начали контртеррористическую операцию в Чеченской республике против сепаратистов, стремившихся к отделению от России. Во многом процессы, происходившие там, были инициированы политикой Ельцина. Меры против правившего в Чечне бывшего советского генерала Д. Дудаева и его сторонников явно запоздали. Чеченские боевики совершили ряд жестоких террористических акций. В результате боевых действий погибло много мирных жителей и воевавших с той и другой стороны.

17 декабря 1995 г. состоялись новые выборы в Государственную думу. По результатам голосования на первое место вышла КПРФ, получившая более 22% голосов избирателей. На втором месте осталась ЛДПР, набравшая 11% голосов, что означало ухудшение ее позиций по сравнению с выборами в 1993 г. На третьем месте оказался правительственный блок «Наш дом — Россия» во главе с В.С. Черномырдиным, получивший 10% голосов. Политическое объединение «Яблоко» во главе с Г.А. Явлинским получило 7% голосов. Выборы показали недовольство значительной части избирателей правительственной политикой и сдвиг их настроений влево, в сторону коммунистов. Демократическое объединение «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром потерпело поражение, не получив и 5% голосов.

В 1996 г. состоялись новые выборы Президента РФ. В результате двух туров голосования победу одержал Б. Н. Ельцин. После президентских выборов 1996 г. Б. Н. Ельцин отошел на длительное время от активной государственной деятельности.

В конце 1996 г. неожиданным результатом завершились военные действия в Чечне. По заключенному договору российские войска были выведены из Чечни, и там начались преследования тех, кто поддерживал российское правительство, и русскоязычного населения. На выборах чеченского президента в январе 1997 г. победил соратник погибшего генерала Д. Дудаева бывший полковник советской армии А Масхадов.

Неутешительными оказались и результаты экономических реформ. В начале 1998 г. В. Черномырдин был освобожден от занимаемой должности, и его место занял С. Кириенко. 17 августа 1998 г. в стране разразился мощный финансовый кризис, повлекший за собой и серьезные экономические последствия. В результате широко разрекламированные экономические реформы 1992—1998 гг. во многом обернулись крахом. В последующее время одно за другим менялись правительства Е. Примакова, С. Степашина, В. Путина. Им удалось несколько стабилизировать экономическую и политическую ситуацию в стране.

19 декабря 1999 г. третий раз в истории современной России состоялись очередные выборы в Государственную думу. По количеству поданных голосов во второй раз победила КПРФ во главе с Г. А. Зюгановым. На втором месте с незначи­тельным отставанием от КПРФ оказалось проправительственное движение «Единая Россия» под руководством министра по ЧС С. К. Шойгу. На третьем месте было движение «Отечество — вся Россия» во главе с Е. М. Примаковым, Ю. М. Лужковым и губернатором Санкт-Петербурга В. А. Яковлевым.

В этом же году началась вторая контртеррористическая операция в Чеченской республике. Только с октября 1999 по декабрь 2002 г. в Чечне погибли 4572 военнослужащих, сотрудников МВД и других представителей силовых структур.

31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин заявил о своем уходе с поста президента и попросил прощения у россиян за то, что не все из задуманного удалось осуществить. И.о. президента он назначил В. В. Путина. Правительство возглавил М. М. Касьянов. В марте 2000 г. прошли президентские выборы, и В.В. Путин был избран Президентом РФ.

За последние годы была проведена реформа Совета Федерации, куда теперь входят не главы администраций и руководители местных органов представительной власти, как это было раньше, начиная с 1993 г., а просто представители субъектов федерации. Созданы семь федеральных округов, что позволило значительно усилить роль центральной власти и сузить автономию местной власти. Приведено в соответствие с общефедеральным законодательство субъектов федерации. В Совете Федерации и Государственной думе оказалось пропрезидентское большинство, что позволяло принимать законопроекты, вносимые Администрацией Президента и правительством.

В экономической, правовой и социальной сферах начата серия преобразований: это бюджетная, налоговая, судебная, пенсионная реформы; принятие нового трудового законодательства; реформирование естественных монополий и т. д. Предприняты попытки отстранить от власти некоторых олигархов и заменить их чиновниками, подчиняющимися государству. В 2003 г. состоялась реорганизация силовых структур РФ с целью повышения эффективности их действий. Проведенная в 2002 г. перепись населения России показала, что в стране проживает 145 млн. человек. Некоторые позитивные моменты просматриваются и в экономике страны.

Однако экономические результаты по оценке самого В.В. Путина скромны. Выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию РФ в мае 2003 г., президент страны отметил слишком низкий рост благосостояния населения, увеличение числа невыполняемых государственных обещаний в социальной сфере, отсутствие понятной экономической стратегии. В качестве важнейших задач В. В. Путин определил три наиболее главные: увеличение в ближайшие десять лет валового внутреннего продукта в два раза; преодоление бедности; модернизацию Вооруженных Сил..

Внешняя политика России в постсоветский период. После распада СССР международную ситуацию России ха­рактеризуют следующие факторы: утрата статуса сверхдержавы; ухудшение геополитической ситуации и приближение НАТО к российским границам; усиление зависимости от Международного валютного фон­да и других зарубежных финансово-экономических организаций; появление нового, или ближнего зарубежья (бывшие союзные республики), с государствами которого необходимо фактически заново выстраивать отношения; необходимость определения нового места России в со­временном мире.

Внешнеполитическая деятельность России в этот период строилась по трем главным направлениям: 1) отношения со странами Содружества Независимых Государств; 2) отношения со странами Восточной Европы, а также Азии, Африки и Латинской Америки, которые характеризовались в советский период как развивающиеся страны; 3) отношения с ведущими развитыми странами мира.

На первом направлении России пришлось полностью заново строить свои отношения с бывшими советскими союзными республиками. В 1992 г. был заключен договор о коллективной безопасности, который подписали Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, т. е. шесть членов СНГ из одиннадцати стран, входящих в Содружество. В этом же году начался вывод российских войск из Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана и республик Прибалтики. Однако уже в 1993—1994 гг. правительства некоторых из них, в первую очередь Грузия и Армения, обратились к российскому руководству с просьбой об участии войск России в составе миротворческих сил Содружества по урегулированию вооруженных конфликтов, а также о создании военных баз на их территории. В частности, по просьбе грузинского руководства, когда для Грузии сложилась крайне тяжелая ситуация в войне с Абхазией, российские миротворческие силы встали на разделительной черте между двумя противоборствующими сторонами, предотвратив дальнейшее кровопролитие и негативные последствия, возможные для Грузии.

В. январе 1993 г. был принят Устав Содружества, который подписали семь стран. Создан Межгосударственный экономический комитет государств СНГ. Начал действовать Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Состоялось подписание ряда важных двусторонних документов. В 1998 г. были подписаны соглашения с Казахстаном, в том числе Договор о вечной дружбе. В декабре этого же года президенты Б. Н. Ельцин и А. Г. Лукашенко подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Белоруссии. В 1999 г. она была дополнена договором о тесных союзнических отношениях. Регулярно проходили встречи президентов стран СНГ, на которых обсуждались и принимались решения по важным вопросам экономического и политического сотрудничества. Вместе с тем внешнеполитические отношения России со странами Содружества испытывали серьезные трудности. Многие бывшие союзные республики строили свою политику, дистанцируясь от России и, ожидая предполагаемую помощь от Запада, в первую очередь от США, что вело к распаду прежних экономических и политических связей.

С некоторыми странами Содружества отношения строились весьма сложно. Так, с Украиной возникли серьезные разногласия о принадлежности Крыма и главной базы Черноморского военного флота — Севастополя.

В 1997 г. Россия подписала Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной. Государственная дума ратифицировала его в конце 1998 г. Договор утвердил сложившиеся границы между государствами и, в частности, принадлежность Крыма и Севастополя к Украине.

Сложными на всем протяжении постсоветского периода оставались отношения России с республиками Прибалтики — Латвией, Литвой и Эстонией, так как в них не были до конца решены вопросы о правовом положении русскоязычного населения.

Несмотря на большое количество встреч президентов России и Белоруссии, а также заключение ряда соглашений и договоров, крайне медленно шел процесс объединения двух стран из-за неясности путей становления и формы объединения союзного государства. Ярко выраженную антироссийскую позицию заняло руководство Грузии. Президент Грузии Э. Шеварднадзе и другие грузинский политические деятели настойчиво добивались вступления в НАТО, вывода российских миротворческих сил с разделительной черты между Грузией и Абхазией, долго отрицали наличие на территории Грузии, в Панкийском ущелье, баз и лагерей чеченских боевиков, совершавших оттуда нападения на российскую территорию.

На втором направлении внешнеполитической деятельности РФ не лучшим образом складывались отношения и со странами Восточной Европы — бывшими союзниками СССР. Более того, эти отношения оказались в состоянии застоя. В странах Восточной Европы наблюдались процессы, аналогичные тем, которые происходили в странах СНГ: дистанцирование от России, ожидание материальной помощи от Запада, а также настойчивое стремление вступить в НАТО. Этому способствовала и политика российского руководства, рассматривавшая связи с государствами Восточной Европы как второстепенные. Уделяя значительное внимание связям с Китаем, Индией, Южной Кореей, государствами Персидского залива, российское руководство в отношении большинства других стран не проявляло особой заинтересованности. Значительно ослабли контакты с Вьетнамом, Кубой, Ираком, Монголией и многими другими государствами.

В результате Российская Федерация утратила политическое влияние в этих странах и потеряла традиционные рынки сбыта. Многие из этих стран, имея большие внешние долги перед СССР, а теперь и перед Россией, перестали выплачивать их.

В Европе и на других континентах Россия фактически осталась без союзников. Определенных успехов достигла внешняя политика России на третьем направлении — в отношениях с ведущими развитыми странами мира. В 1992 г. в Кемп-Дэвиде (США) российский и американский президенты подписали декларацию, в которой было заявлено, что Россия и Соединенные Штаты Америки больше не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников, а их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством.

Начиная с 1992 г. российское руководство предприняло ряд инициатив, направленных на сокращение вооружений и уменьшение военного противостояния: было снято с боевого дежурства около 600 стратегических ракет, уменьшено в два раза количество атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. В январе 1993 г. с США был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), в соответствии с которым предусматривалось сокращение ядерного потенциала двух стран на две трети по сравнению с уровнем, определенным соглашением по ОСНВ-1. Россия подписала Конвенцию о запрещении химического оружия. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территориях друг друга в ненаселенные районы земного шара. Успехи были достигнуты в отношениях с Англией, Германией, Францией, Италией и другими государствами Запада, а также с Японией.

В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы — организацию, объединяющую 39 государств, взяв на себя обязательства улучшить условия содержания заключенных, отменить смертную казнь, принять закон об альтернативной воинской службе, подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и др.

В 1997 г. Россию приняли «В клуб семи» — неформальное объединение семи ведущих стран мира (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция и Япония). Однако при этом оговаривалось, что Россия будет принимать участие только в выработке политических, но не экономических решений. Регулярно проходили встречи президентов России и Соединенных Штатов Америки, на которых обсуждались различные вопросы политического и экономического характера, аспекты взаимоотношений двух стран. Однако успехи в развитии связей с ведущими странами мира были достигнуты нередко ценой огромных, беспрецедентных уступок со стороны России. Такими уступками были: вывод российских войск из Германии в 1994 г., проведенный в нереально короткие сроки, без четко продуманного плана, не подкрепленный ни политическими договоренностями о будущем Европы, ни материальными компенсациями Запада, в первую очередь Германии. В результате Россия понесла огромные материальные потери и большой моральный урон; уход с мирового рынка продажи оружия под предлогом того, что Россия больше не будет представлять опасности для мирового сообщества. В результате продажа российского вооружения за рубежом сократилась во много раз, страна понесла огромные многомиллиардные финансовые потери, а ее место сразу же заняли ведущие страны Запада, в первую очередь США, Англия, Франция и др.; обещания и готовность передать Японии малую гряду Курильских островов, о чем постоянно заявляли президент Б. Н. Ельцин и другие руководители государства; поддержка Россией санкций США против Сербии в 1992 г., что в определенной мере способствовало исходу сербов из Края Косово, который полностью заняли албанцы, а также другие внешнеполитические шаги России, приведшие к неудаче российской политики в Югославии; подписание Договора ОСНВ-2, по которому должны уничтожаться межконтинентальные ракеты шахтного базирования, составляющие основу ядерной мощи России, в то время как в США главными являются ракеты морского базирования. Договор запрещал также использование разделяющихся головок самонаведения на наземных ракетах, но не на морских, большинство которых находится на вооружении США. Односторонние уступки России привели к резкому изменению соотношения ядерных сил в пользу США. В Соединенных Штатах Америки договор был ратифицирован, в России даже не выносился на ратификацию.

Эти и другие внешнеполитические решения России связаны, прежде всего, с именами Б. Н. Ельцина и министра иностранных дел страны А. В. Козырева, занимавшего явно прозападную позицию. В результате многочисленных уступок Россия потеряла статус сверхдержавы, нарушился баланс сил в мире, и в настоящее время единственной страной, определяющей мировую политику, стали Соединенные Штаты Америки.

Большое влияние на внешнеполитический курс России оказывало тяжелое экономическое положение страны, вынуждавшее ее искать финансовую поддержку у ведущих стран мира через Международный валютный фонд и другие зарубежные финансово-экономические организации.

В 1999 г., несмотря на коренные изменения, произошедшие в мире после распада СССР, и новую расстановку сил, США заявили, что хотят в одностороннем порядке пересмотреть Договор о ПРО (противоракетной обороне), подписанный еще в 1972 г. и ставший основополагающим документом в смягчении отношений между двумя странами. США выдвинули проект создания национальной противоракетной системы, охватывающей всю территорию США и направленной, по заявлениям американских политиков, только против «стран-изгоев» (имелись в виду Иран, Ирак, Северная Корея и некоторые другие), и также в одностороннем порядке, не учитывая мнения России, вышли из Договора о ПРО 1972 г.

В последние годы произошли некоторые позитивные изменения во внешней политике России. Несмотря на то, что роль СНГ и его руководящих органов по-прежнему остается низкой, активизировались отношения РФ с некоторыми странами Содружества. В первую очередь это касается Белоруссии. Значительно увеличился товарооборот между двумя государствами, в настоящее время он составляет 10 млрд. долларов, и Белоруссия является вторым партнером России по товарообороту после Германии. Достигнута договоренность российского и белорусского руководства о том, что с 1 января 2005 г. Российский рубль станет единственной платежеспособной валютой на территории России и Белоруссии. Начата работа над текстом Конституции союзного государства.

Улучшались отношения с Украиной. В начале 2003 г. Россия и Украина заключили ряд соглашений по сотрудничеству в различных областях экономической и культурной жизни. 2002 г. проходил в России как год Украины, 2003 г. объявлен на Украине как год Российской Федерации.

Поставлена задача создать вдоль границ России «пояс добрососедства» и в дальнейшем развивать экономические и культурные связи со странами Содружества. В 2003 г. был создан военно-политический союз стран СНГ — Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда вошли Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Было заявлено, что ОДКБ никому не угрожает и является средством сдерживания возможных угроз извне.

После некоторого охлаждения отношений между Россией и США в конце 90-х гг. наметилось сближение позиций двух стран по целому ряду вопросов, в первую очередь по вопросу борьбы с мировым терроризмом. Этому во многом способствовали трагические события 11 сентября 2001 г., когда в результате действий террористов были уничтожены два небоскреба торгового центра в Нью-Йорке и имелись большие человеческие жертвы. В начале 2003 г. российско-американские отношения вновь осложнились из-за начатой американцами войны в Ираке. Президент В.В. Путин заявил, что Россия выступает за мирное решение иракской проблемы. При этом было подчеркнуто, что эта война не может разрушить партнерские связи двух стран.

В новом, XXI веке Россия выступает за создание прочного многополюсного мира, в котором не будет противостояния блоков и противоборства сверхдержав, против притязаний руководства США на роль всемирного лидера и монополиста в принятии важнейших решений по внешнеполитическим и внешнеэкономическим вопросам. Россия выступает за включение в орбиту экономических связей всех стран на равноправной и недискриминационной основе, за установление стабильных партнерских отношений на международной арене




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.