Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прагматическая мера информации




- Это полезность информации, ее ценность для пользователя (управления). Эта мера так же относительна и обусловлена особенностями использования информации в конкретной СМК. Ценность информации часто измеряют в тех же единицах (или аналогичным, близким к ним), в которых измеряется целевая функция управления системой.

Например, в СМК (производство товаров и услуг) ценность информации определяется эффективностью осуществляемого процесса управления - иначе приростом экономического эффекта (в руб.) от использования (прагматической) информации. Соответственно мера ценности такой информации будет в рублях.


Вопрос 6.4 Показатели качества информации [2.4].

Ответ: В системах управления информация – это и предмет труда, и продукт труда.

Качество информации - обобщенная характеристика информации, отражающая степень её полезности для пользователя.

От качества информации зависят эффективность и качество функционирования СМК.

Качество информации (как и качество продукции) – это совокупность её свойств, обуславливающих возможность её использования для удовлетворения определенных, в соответствии с её назначением, потребностей. Для промышленной продукции выделяют следующие показатели качества:

1) показатели Назначения – характеризует полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливающие область её применения.

2) показатели Надежности – характеризующие способность продукции выполнять предписанные ей функции (безотказность ; долговечность (срок службы (лет); ресурс (час)); ремонтопригодность; сохраняемость.

3) показатели Технологичности – характеризующие затраты и эффективность использования ресурсов при использовании продукции, её ремонтах и обслуживании

4) показатели Безопасности – пожаро, электро, др.

5) показатели Экономические – характеризуют затраты на эксплуатацию продукции

6) показатели Экологические – характеризующие влияние на человека и среду

7) дополнительные показатели (а) патентно–правовые, б) эргономические

в) эстетические, г) другие).

Учитывая, что информация в отличие от промышленной продукции нематериальна, то полностью распространять на неё показатели качества продукции некорректно. Более того для информации требуется использование дополнительных показателей качества, например, таких как: содержательность информации; репрезентативность; достоверность (правильность); полнота и др.

Краткая характеристика показателей качества информации (специфические, дополняющие, основные показатели)

Специфические показатели качества информации определяются в основном требованиями пользователя

1) Релевантность – способность информации соответствовать требованиям пользователя.

Возможные ситуации: информация соответствует требованиям пользователя или нет, либо часть информации соответствует требованиям, а другая часть не соответствует.

2) Информация есть, соответствует требованиям (релевантна), но её недостаточно.

Отсюда свойство – полнота информации или достаточность – означает, что информации достаточно (не больше и не меньше) для принятия правильного решения в системе управления. Это понятие связано со смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой.

3) Полученная информация не совершенна (чаще устарела).

Свойство Своевременность – возможность получения и использования информации в заданный (требуемый) момент времени.

4) Часть информации, признанной релевантной (соответствующей запросам), но при этом она может быть недостоверна, содержать скрытые ошибки.

Отсюда свойство достоверности – свойство отражать реально существующие объекты с требуемой точностью.

Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности.

Имеется понятие достоверность данных (с позиции синтаксической адекватности). Под достоверностью данных понимают их безошибочность; измеряется вероятностью появления ошибок в данных. Если недостоверность информации всегда уменьшает её количество, то недостоверность данных может не повлиять на объем данных, а может иногда и увеличить его.

5) Точность информации – степень соответствия (близости) отображаемого информацией значения и истинного (идеального) значения параметра.

6) Для информации в цифровых кодах используются четыре понятия точности:

- формальная точность – измеряется значениями единицы младшего разряда числа, которым показатель представлен;

- реальная точность – определяется значением единицы последнего разряда числа, вероятность которого гарантируется;

- достижимая точность – максимальная точность, которую можно получить в данных конкретных условиях функционирования системы;

- необходимая (требуемая) точность – определяется функциональным назначением, обеспечивает правильное принятие управленческого решения в СМК;

6) репрезентативность информации – правильность, качественная адекватность отражения заданных свойств объекта. Она зависит от правильности её отбора и формирования.

7) содержательность информации – её удельная семантическая емкость S, равная отношению количества семантической информации в сообщении к объему данных , его отображающих, . При определенных условиях можно отнести к показателю назначения.

8) Актуальность информации – свойство информации сохранять свою полезность для управления во времени.

9) Доступность информации – характеризует возможность её получения данным пользователем (потребителем).

10) Устойчивость информации – возможность реагирования на изменения исходных данных, сохраняя требуемую точность.

11) Защищенность информации – невозможность несанкционированного использования или изменения.

12) Ценность информации – комплексный показатель её качества, её меры на прагматическом уровне.

13) Адекватность – свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Для потребителя адекватность считается внутренним свойством информации, которая проявляется через релевантность и достоверность;

14) Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы изложения и (или) объема информации с точки зрения потребителя.

Показатели качества информации (2,6,7,9,10) полностью предопределяются на методическом уровне разработки СМК.

Показатели (8,3,5,4) обуславливаются также еще на методическом уровне разработки СМК, однако, на их величину существенное влияние оказывают характер функционирования и требования к надежности СМК. При этом показатели (8,5) жёстко связаны с показателями 3,4. Нарушение первых влечет за собой снижение эффективности функционирования СМК. Для целевой функции оптимизации функционирования информационной системы методически рекомендуется вводить ограничения, в основном на свойства достаточности, своевременности и достоверности.


Вопрос 6.5 Информационные ресурсы в СМК. Особенности, формы и виды информационных ресурсов.

Ответ: Ресурсы – (от фр. resource(s) – вспомогательное средство) – средства, за­пасы, источники доходов, ценности, возможности.

Определение 1. Информационный ресурс – это интеллектуальный ресурс. Интеллект (от лат. intellectus) – ум, разум, рассудок, мыслительные способности чело­века.

Определение 2. Информационный ресурс – это семантическая информация, т.е. информа­ция в виде понятийного (смыслового) знания.

По определению ИСО: Информация – значимые данные, все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о конкретном объекте.

Знание – это отражение той или иной стороны объективной действительно­сти. Выраженное в виде идей, понятий, представлении о каком-то объекте или явлении, т.е. знании понятийном, смысловом выраженном семан­тически. Знание может быть интуитивным, рожденным в подсознательной сфере (интуиция). Но прежде чем стать сообщениями, интуитивные знания должны быть выражены в виде понятий, т.е. семантически.

Знание – это живая, диалектическая система; они передаются другим людям, материализуются и существуют в трех формах:

1 – «Живые» знания (квалификация человека).

2 – Овеществленные знания (книги и т.п.).

3 – Информация (сообщения).

Определение 3. Информационный ресурс – это симбиоз знаний и информации. (симбиоз (от греч. - сожительство) – формы тесного сосуществования, сожительства двух организмов (систем) разных видов).

Понятие информационный ресурс сводится к тому, что это знание, обладающее всеми атрибутами понятия информация, и наоборот.

Информационный Ресурс – это информация, которая имеет все свойства понятия «Знание» в традиционно - философском смысле.

Определение 4. Информационный ресурс – часть первичной информации, используемая для последующей переработки

 

Основные особенности информационного ресурса

1) В отличии от других видов ресурсов (например: материальных, финансовых и др.) информационный ресурс практически неисчерпаем; по мере развития общества и роста потребления знаний, их запасы не убывают, а растут.

2) (Дополняет первое) По мере использования информационный ресурс не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается (за счет трансформации полученных сообщений с учетом опыта и местных условий).

3) Информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение, только соединяясь с другими ресурсами – опытом, трудом, техникой, энергией, финансами и др. информационный ресурс становится движущей силой.

4) Эффективность применения информационного ресурса связана с эффектом повторного производства знаний. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени, средств на его прямое, первичное генерирование. Закон Ома школьник может выучить за несколько часов, но Ом, чтобы открыть этот закон, потратил годы упорного труда. По К. Марксу, продукт умственного труда – наука – всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время необходимое для ее восприятия не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести.

5) Информационный ресурс является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил. В информационном обществе наука является непосредственной производительной силой и осуществляется в форме информационного ресурса.

6) Информационный ресурс возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Любой умственный труд (научный, управленческий, инженерный и др.) включает две части: рутинную и творческую. Рутинная часть умственного труда сама по себе не информативна, она не увеличивает потенциала нужных знаний, но эта часть труда (часто требующая большую часть времени и затрат) необходима при выработке, передаче и использовании информационного ресурса.

7) Превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их обработки (кодирования), распределения и передачи. Коммуникационная система общества – важнейший фактор использования информационного ресурса (может быть ситуация, когда при избытке знаний общество будет испытывать дефицит информационных ресурсов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.