Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сообщение печальных новостей 2 страница




Пациентка: Но я читала…

Врач: Не стоит читать всякую ерунду. Слушайте, только врачей и тогда не будете так бояться!

Оцените правильность поведения врача. Появился барьер в общении между ним и его больной?

  1. Больной К.,45 лет, служащий банка. Страдает хроническим гастритом. Обратился за помощью в поликлинику во время обострения заболевания, сразу же предупредив врача, что «больничный» ему не нужен, и он только просит побыстрей назначить ему лекарство. Болеть некогда,- объяснил мужчина,- да и что это за болезнь – гастрит. Пустяки! Главное, это работа. Работа все излечивает. Он бы сутками работал. Потому что на работе он забывает о болезни и только дома, поздним вечером, когда он возвращается из банка, начинает чувствовать желудок. Пропишите мне работу,- бодро говорит он врачу.

Оцените психологический тип пациента.

6. Вы пришли по вызову домой к пациенту. Он раздраженно заметил, что ждет Вас с самого утра. Вид у больного неопрятный, в выдыхаемом воздухе – неприятный запах. Впустив Вас в квартиру, пациент тут же лег в постель и сказал, чтобы вы быстрее выписали ему лекарство от ангины – и больше ему «от вас ничего не нужно»

Как вы начнете разговор с пациентом?

  1. Пациент: Доктор, я вас жду уже полчаса.

Врач: Ждите, если вам это необходимо

Пациент: Что вы себе позволяете?!

Врач: А вы что позволяете себе?! Я вам что? Слуга? И не могу отлучиться по делам?

Пациент: У вас дела в рабочее время – заниматься с больными

Врач: Знаете что? Идите-ка вы… к другому врачу!

Пациент: А я и пойду к другому врачу – к главному! Пусть разберется со своими подчиненными!

Как, используя эмоциональный коррективный подход, исправить ситуацию?

  1. Пациент: Доктор, я вас жду уже полчаса.

Врач: Ждите, если вам это необходимо

Пациент: Что вы себе позволяете?!

Врач: А вы что позволяете себе?! Я вам что? Слуга? И не могу отлучиться по делам?

Пациент: У вас дела в рабочее время – заниматься с больными

Врач: Знаете что? Идите-ка вы… к другому врачу!

Пациент: А я и пойду к другому врачу – к главному! Пусть разберется со своими подчиненными!

На чьей вы стороне в конфликте? Можно ли было не допустить его развития?

  1. Пациент обратился с просьбой к патронажной медсестре прийти к нему для выполнения врачебных назначений только в отсутствие родственников. Потому что он не хотел бы, чтобы кто-то из родных знал о его болезни. На вопрос медсестры, почему он не хочет попросить их помощи, пациент сказал, что чувствует свою вину в болезни. Он добавил, что боится стать обузой для сына и снохи и что его болезнь может стать причиной негативной реакции со стороны жены сына. Да и самому сыну будет неприятно, что его отец «такая развалина». Определите тип отношения пациента к своей болезни.
  2. Вы беседуете с женой пациента и узнаёте от нее, что на самом деле больна она, а не ее муж. Доктор, - говорит супруга больного, - да посмотрите на его румянец и осанку. Он же, как спортсмен. Зато я постоянно болею. Да у меня живого места нет! Дети не понимают меня. Вот дочь вчера жалуется, что у нее бессонница была, а я ведь страдаю этой бессонницей тридцать лет, и никому до меня нет дела. Сын говорит: «У пацана моего температура поднялась, и я его не пустил в школу» А то, что я с температурой и стираю, и готовлю, и к отцу его в больницу бегаю, никто и не заикается.

Какой это тип отношения к своему здоровью?

  1. Приступая к расспросу, врач сообщил свое имя, отчество и фамилию. На просьбу присесть на постель, он сказал пациенту, что это негигиенично и он «лучше постоит». Разговор длился 10 минут и завершился фразой врача: «Ладно, мы не успели все выяснить, я тороплюсь. Завтра продолжим». Какие ошибки в построении медицинского интервью Вы нашли?
  2. При расспросе врач сказал больному, что ему нужно только лишь отвечать на вопросы. Вопросы здесь задаю я, - пошутил врач.- Итак, мои вопросы: «Болит ли у вас голова? У вас плохой или хороший сон? Есть у вас повышенный аппетит? Сколько дней у вас повышена температура?» Дайте оценку ведению интервью

 

  1. К преподавателю медицинской академии в кабинет заглянула женщина, пациентка одного из терапевтических отделений, и попросила выслушать ее. Оказалось, что она не доверяет «никому в этой больнице» и считает, что ей намеренно причиняют вред. Вчера, например, лечащий врач «как-то нехорошо улыбнулся во время обхода», а с утра ей «специально подложили не ту таблетку». «Я прошу Вас, говорит она преподавателю повлияйте на врачей и медперсонал, они не хотят, чтобы я была здоровой!» Оцените психологический тип, к которому можно отнести такое поведение пациентки

14. - Доктор, я бы хотел Вам рассказать о своей беде, да не знаю, как начать…

-Уж начните как-нибудь…

-Но я ведь мало что понимаю в медицине

-А я не понимаю, что Вам нужно от меня. Если вы ничего не понимаете в медицине, почему выбрали именно меня? Идите в регистратуру и расскажите там, кто из специалистов вам нужен. И только потом заходите в кабинет к врачу. До свидания!

Дайте, пожалуйста, оценку коммуникативным навыкам врача и пациента. Какова коммуникативная компетентность доктора?

15. Пациент: Доктор, я бы хотел Вам рассказать о своей беде, да не знаю, как начать…

Врач: Проходите, пожалуйста, сюда. Садитесь поудобнее. Я Вас внимательно слушаю…

Пациент: Но я ведь мало что понимаю в медицине…

Врач: Это не беда. Я Вам помогу. Давайте начнем с того, как Вас зовут

Пациент: Кирилл Митрофанович

Врач: Очень приятно. А меня – Айгуль Маратқызы. Расскажите, что же Вас беспокоит?

Оцените коммуникативную компетентность врача и методы, которые она применила в общении с пациентом

16. На приеме у врача пациент сидит на краешке стула и робко отвечает на вопросы. Молодой врач, расспрашивая пациента, часто глядит в окно, позевывает, отвечает на звонки по мобильному телефону.

Какие правила общения он нарушает? Скорректируйте поведение врача.

17. Врач и медицинская сестра пришли на обход в палату. Во время осмотра больного врач дает указания медицинской сестре: «Этому больному поставьте капельницу с поляризующей смесью. А вон тому, в углу у окна, – внутривенно введите эуфиллин сразу после обхода».

Есть ли какие-либо ошибки в общении врача и медсестры?

18. Пациентка буквально «ловит» врача в коридоре и сообщает ему, что «наверное, повредила себе тем, что прогуливалась во дворе больницы». На вопрос врача, что случилась, отвечает неопределенно. Просит немедленно провести аускультацию легких. «Послушайте, доктор, вот здесь. Здесь что-то не так» И не дожидаясь реакции врача, заявляет: «Я, наверное, умру!» Подскажите врачу, как вести себя с этой больно

19. Пациент встревожено говорит врачу о плохом самочувствии. При этом он приближается к нему вплотную и даже теребит пуговицу на его халате, все время заглядывая в глаза. Врач пытается отстраниться, но безуспешно. Наконец, он раздраженно говорит: «Отойдите, пожалуйста, подальше!». Пациент умолкает и обиженно уходит в свою палату. Какова причина раздражительности врача? Правильной ли была его реакция?

 

20. Медицинская сестра, работающая в отделении функциональной диагностики, записывает паспортные данные больного. Пациента она посадила на расстоянии 4 метров о себя, в дальнем углу кабинета. Пациент плохо слышит, постоянно переспрашивает медсестру, из-за чего она злится и почти кричит на пациента. На вопрос врача, почему больной сидит на таком отдалении, медсестра замечает, что не может допустить «всякого больного в свое личное пространство». Ответьте на это замечание с позиции врача.

 

21. Медицинская сестра, работающая в отделении функциональной диагностики, записывает паспортные данные больного. Пациента она посадила на расстоянии 4 метров о себя, в дальнем углу кабинета. Пациент плохо слышит, постоянно переспрашивает медсестру, из-за чего она злится и почти кричит на пациента. На вопрос врача, почему больной сидит на таком отдалении, медсестра замечает, что не может допустить «всякого больного в свое личное пространство».

Найдите аргументы «за» и «против» такой позиции

 

22. Врач рассказывает коллегам о пациенте, который преследует его в течение нескольких лет. Вначале он считал, что страдает, острым аппендицитом и просил его срочно прооперировать. Теперь он настаивает на операции по поводу слишком длинного кишечника. Исследования не подтверждают опасений пациента.

Каким расстройством психики страдает больной?

 

23. Медицинская сестра, совершившая в недалеком прошлом ошибку при внутримышечном введении лекарственного вещества и получившая строгое взыскание, никогда не делает теперь инъекций. На вопросы врача, почему она не выполняет его назначений и просит все время сделать это свою коллегу, отвечает о каком-то неясном воспоминании, которое ее останавливает и не дает возможности самой провести данную процедуру.

Какой механизм редукции эмоционального напряжения демонстрирует медсестра?

 

24. На медицинском осмотре – летчик. У него периодически возникают боли за грудиной жгучего характера. Связано появление болей с физической нагрузкой. Например, после быстрой ходьбы на расстояние в пределах 300 метров. Однако врачу на вопрос о самочувствии он отвечает, что чувствует себя превосходно и никаких неприятных ощущений, ни при каких обстоятельствах не отмечает.

Назовите, как называется такое поведение летчика.

 

25. Ваш пациент заявляет, что он самый лучший психолог и без труда может определить, когда Вы говорите ему правду. При этом он утверждает, что получил массу дипломов и сертификатов об учебе на престижных курсах, хотя Вы точно знаете, что это хвастовство с реальностью ничего общего не имеет. Вы замечаете, что пациент принимает театральные позы, явно любуется собой. Какова акцентуация его личности?

26. Ваш коллега не любит общаться. Он предпочитает одиночество. Настроение у него чаще пониженное и на перспективу своего профессионального роста он смотрит пессимистично, говоря: «Зачем мне это все, все равно жизнь не удастся!».

Каков тип акцентуации характера Вашего коллеги?

27. В отделении работает медицинская сестра, к которой Вы не можете найти подход. Она на любой Ваш вопрос отвечает: «Не знаю». Говорит очень торопливо, часто наворачиваются слезы на глаза. Самыми излюбленными ее фразами являются: «Я боюсь», «Я не смогу», «У меня не получится». Какой тип акцентуации личности наблюдается в данном случае?

28. Ваш сосед часто обращается к Вам с просьбой проконсультировать того или другого человека. Зачастую это малознакомые ему и вам люди. Главными аргументами в просьбах соседа являются: «Вы знаете, мне его очень жаль» или «Она так одинока и беспомощна», «Ему надо посочувствовать и помочь, ведь он так несчастен».

Какую акцентуацию характера Вы наблюдаете в данном случае?

29. Вы замечаете, что Ваш друг перестал с Вами общаться, как прежде. Оказывается, его задело Ваше высказывание о политическом строе СССР, приверженцем которого он является до сих пор. Едва помирившись, он вновь чуть не поссорился с Вами из-за Вашей попытки пригласить его посмотреть фильм известного кинорежиссера Эмира Кустурицы. «Ты же знаешь говорит он,- я люблю классические постановки, а этого хаоса Кустурицы не приемлю. Неужели так трудно вспомнить, что у меня другие вкусы!»

Определите тип акцентуации характера Вашего друга.

30. Этого пациента не любят и даже боятся не только медицинские сестры, но и врачи. Характерной чертой его является вспыльчивость. Накануне из-за того, что его не разбудили к полднику, он устроил настоящий разнос медсестре, грозил пожаловаться администрации больницы. Сегодня он поссорился с соседом по палате из-за телепередачи, при этом громко кричал и грозил побить более молодого пациента своим костылем.

Назовите, с какой акцентуацией характера Вы встретились

31. Вам представили пациента, у которого наблюдаются явления стенокардии. В то же время он испытывает эмоциональные страдания по поводу сексуальной неудовлетворенности, что усиливает проявления ишемической болезни сердца. Он пожилой человек и стесняется своей девиации, рассказывая вам лишь то, что очень любит трогать женские туфли, нюхать и лизать их, но вынужден себя сдерживать и порицать за это.

Какой тип сексуальной девиации демонстрирует пациент?

32. В травматологическое отделение привезли жестоко избитого человека. Вы осмотрели пациента и диагностировали многочисленные ушибы мягких тканей без нарушения целостности скелета. При этом вы отметили особенность. Больной был привезен в плаще до пят, но под ним не оказалось никакой одежды. Вы поняли, что пациент страдает расстройством влечения, которое носит название….

33. Вы – заведующий хирургическим отделением. Сегодня к Вам обратились постовые медицинские сестры, заявившие, что больше никогда не будут выполнять назначения для больного N. Его уличили в подглядывании за тем, как медсестры переодеваются. При этом было очевидно, что больной испытал оргазм. Вы должны определить, относится ли проступок больного к хулиганским действиям или это девиация сексуального поведения.

Как Вы должны поступить?

34. Ваш коллега недоумевает, почему его не повышают в должности, мотивируя недостаточными его знаниями в области деонтологии. По характеру он энергичен, коммуникабелен, но нетерпим к мнению других. Часто говорит о том, что хорошо разбирается в психологии больных, но пациенты предпочитают не обсуждать с ним свои проблемы, хотя и ценят его как хорошего хирурга.

Каковы возможные причины неудач Вашего коллеги в карьерном росте?

35. В разговоре с пациенткой пожилого возраста Вы назвали ее бабушкой. На это женщина, нисколько как будто бы не обидевшись, отреагировала просто: «Да, внучок, я слушаю Вас». На этот раз обиделись Вы. Но кто же прав из вас?

36. Вы находитесь в составе врачебно-сестринской бригады, оказывающей помощь терпящим бедствие при наводнении. Работа продолжается на протяжении двух суток, спать Вам пришлось не более 2 часов. Увидев, как рыдает Ваша помощница, медсестра, из-за сопереживания страданиям людей, Вы гневно даете ей отповедь, после чего она долго не разговаривает с Вами.

Кто прав в этой ситуации?

37. В ходе террористического акта произошел захват заложников, среди которых оказалась маленькая дочь Вашей подруги. Вы - рядом с ней. Обнаруживается, что ей нужна срочная медицинская помощь, от которой она отказывается, категорически не желая покидать место, где развернулись события теракта. Вам надо оказать ей квалифицированную психологическую помощь. С чего вы начнете?

38. Ваш пациент убеждает Вас в необходимости продолжения терапии, с чем Вы не можете согласиться. Пневмония, с которой поступил пациент, излечена. Температура нормализовалась, кашель стал редким и мягким. Но пациент уверяет, что сильно кашляет ночью, не спит из-за этого. Чувствует, что температура «не его», не нормальная, что 36,7°С – это повышенная для него температура. Вы догадываетесь, что пациенту нужно по каким-то личным причинам задержаться в стационаре и называете такое поведение больного……….

 

 

Тесты для самопроверки

 

1. Определите, что является барьером для пациента в поведении врача

A. делает заключение о характере болезни, не выслушав больного

B. задает вопросы, нацеливающие больного на суть проблемы

C. смотрит в глаза пациенту

D. подчеркивает свое внимание междометиями

E. не останавливается на деталях в расспросе

2. Вывод о коммуникативной некомпетентности врача можно сделать, если

A. общение не сразу эффективно

B. он учитывает психологические типы пациентов

C. превалируют вербальные средства общения

D. нарушает личную дистанцию пациента

E. он говорит размеренно и негромко

3. К межличностному барьеру общения относится:

A. принадлежность к разным профессиям

B. отсутствие симпатии

C. вероисповедание

D. незнание языка

E. различные уровни материального благосостояния

4. Определите, из-за чего возник барьер в общении врача и пациента

A. пациент каждый раз задает вопросы о своем диагнозе

B. врач приходит в палату только в соответствии с распорядком работы

C. пациент получает ответы на все свои вопросы

D. врач использует при ответе медицинские термины, малознакомые больному

E. эмоционально врач спокоен, а пациент лабилен

  1. Определите, кто виноват в возникновении барьера между врачом и пациентом:

A. пациент, который каждый раз задает вопросы о своем диагнозе

B. врач, поскольку приходит в палату только в соответствии с распорядком работы

C. пациент, так как он хочет получить ответы на все свои вопросы

D. врач, если он использует при ответе медицинские термины, малознакомые больному

E. врач, так как он эмоционально спокоен, а пациент лабилен

6. Выберите правильный вариант преодоления возникшего барьера общения вследствие агрессивности собеседника

A. противопоставление агрессии равного отпора

B. игнорирование собеседника

C. апелляция к правоохранительным органам

D. эмоциональной коррективный ответ

E. применение авторитарного стиля общения

  1. Психологическая несовместимость - это

A. следствие коммуникативной некомпетентности

B. непреодолимый барьер общения

C. различие темпераментов

D. конкуренция

E. нарушение процессов перцепции

8. Поведение, мешающее установлению доверительных отношений с пациентом

A. менторские манеры

B. избыточная опека пациента

C. знакомство с семьей пациента

D. активное слушание при проведении интервью

E. использование молчания как средства общения

9. Отметьте невербальные знаки, помешавшие установить контакт с пациентом

A. открытая в сторону собеседника ладонь

B. кивание головой

C. хмурое выражение лица

D. несильный запах детского мыла

E. взгляд в глаза пациенту

10. Отметьте причину неправильного восприятия пациентом рекомендации врача

A. пациент не доверяет врачу

B. рекомендация не соответствовала желанию пациента

C. пациент невнимательно отнесся к врачебному назначению

D. врач не оценил, как воспринимает информацию пациент

E. все перечисленное

 

11. Помешать врачу понять внутреннюю картину болезни пациента может

A. симпатия к пациенту

B. самоуверенность

C. сострадание

D. активное слушание

E. сосредоточение на ощущениях больного

12. К блокирующему поведению врача относится

A. раскованная, свободная поза

B. открытые вопросы

C. отведение глаз в сторону

D. экономная жестикуляция

E. смысловые паузы в разговоре

13. Отметьте начало диалога, препятствующее эффективному общению с пациентом:

A. «Сейчас я буду задавать вопросы, а Вы должны отвечать по существу»

B. «Скажите, пожалуйста, что Вас беспокоит»

C. «Побеседуем о Ваших проблемах»

D. «Садитесь, пожалуйста, я с Вами сейчас побеседую»

E. «Не стоит так волноваться, мы сейчас с Вами все обсудим»

14. Пациент не стал рассказывать о перенесенной драме, так как врач:

A. не спросил об этом

B. слишком участливо отнесся к нему

C. предоставил возможность рассказать все о своей болезни

D. проявил интерес к его личности

E. отвлекался во время разговора

15. Отметьте ошибку в диалоге с больным, препятствующую эффективному общению:

A. «Доктор, я хотел узнать результаты анализов» - «Я непременно сообщу Вам о них»

B. «И вот именно после того, как моя сестра заметила у меня…» - «Не могли бы Вы опустить эти подробности?»

C. «Я беспокоюсь из-за снижения веса» - «Давайте обсудим это»

D. «Доктор, как я выгляжу» - «Мне нравится сегодня Ваш вид»

E. «Не хочу обследоваться эндоскопически» - «Это Ваше право, но я бы рекомендовал это обследование»

16. Проанализируйте высказывания пациента и определите самый существенный барьер, который необходимо будет преодолеть в общении с ним

A. Я больше люблю слушать докторов, чем говорить сам

B. Я много читал о медицине и знаю, как надо себя вести с врачом

C. Я не так серьезно болен, чтобы надоедать врачу

D. Ничего не знаю о медицине и не верю, что с помощью этой «лампочки» можно найти у меня болячку

E. Думаю, что молодой врач внимательнее пожилого

17. Отметьте, какая из характеристик пациента может стать серьезным барьером в общении с врачом

A. словоохотлив

B. интеллектуально снижен

C. застенчив

D. любопытен

E. высокообразован

18. Свойство личности врача, препятствующее общению с пациентом

A. экстравертивность

B. смешливость

C. интровертивность

D. аналитический склад

E. эмоциональность

19. Претензия пациента, характеризующая возникновение барьера по вине врача

A. Мне выписали не те лекарства, которые я люблю

B. Эти доктора только и знают, что ограничивать меня в еде!

C. Врач слишком молод, он, наверное, мало знает

D. Доктор так много мне наговорил, что я ничего не понял о своей болезни

E. Медики ничем помочь не могут, они же – обыкновенные люди

20. Найдите ошибочное использование вербальных средств, создающее барьер в общении с пациентом

A. Дорогой Алибек, мы сделаем «квантум сатис» и всё будет «леге артис»

B. Дорогой мой, один в поле не воин, давайте вместе бороться с болезнью

C. Не думайте, что медицина бессильна, мы справимся с этим случаем

D. Я хотел бы побеседовать с Вами о результатах исследования

E. Здравствуйте, я Ваш лечащий врач. Давайте познакомимся


Ответы на тесты по теме «Барьеры, препятствующие эффективному общению врача и пациента»:

 

1 A 2 D 3 B 4 D 5 D 6 D 7 B 8 A 9 C 10 E

 

11 B 12 C 13 A 14 E 15 B 16 D 17 B 18 C 19 D 20 A

 


Литература:

18 Аверин В. А. Психология в структуре высшего медицинского образования: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1997.

18 Аверин В.А., Бухарина Т.Л. Психология медицинского образования: Опыт акмеологического исследования. СПб., 1995.

18 Васюк А.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача: Автореф. Дис. … канд. психол. и пед. наук. М., 1993.

18 Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья: Дис. … д-ра психол. Наук. СПб., 1997.

18 Дуброва В. П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. 1999. № 3.

18 Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. … д-ра психол. Наук. Л., 1990.

18 Ершова Н.Н. Развитие социальной перцептивной компетентности в системе профессионального общения: Дис. … канд. Психол. Наук. М., 1997.

18 Жукова М.И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача: Дис. … канд. Психол. Наук. М., 1990.

18 Лигер С.А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача: Дис. … канд. Психол. Наук. М., 1997.

18 Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. СПб., 1994.

18 Устинова Н.Г. Доверительное общение – основа психотерапии: Дис. … канд. Психол. Наук. М., 1997.

18 Цветкова Л.А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: Автореф. дис. … канд. Психол. Наук. СПб., 1994.

18 Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): Автореф. дис. … канд. Психол. Наук. Ярославль, 1994.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.