Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития архитектуры школьных зданий в Беларуси




 

На землях Беларуси школы появились с распространением христианства в 11–12 вв. (монастырские школы: Полоцк, Туров, Гродно). В 14–15 вв. открывались школы при феодальных усадьбах. В 16 – 1-й половине 17 в. образование имело сословно-конфессиональный характер: католические (иезуитские), православные (братские), униатские, протестантские, иудейсике, мусульманские школы. В конце 18 – начале 19 в. обучение приобрело более светский характер: увеличилось число начальных и средних школ; возросло значение естественных и физико-математических наук, физического воспитания.

Система народного образования в начале ХХ в. характеризовалась разнообразием типов учреждений. В Виленском учебном округе, который включал и значительную часть Беларуси, в 1902 г. насчитывалось 17 типов только начальных школ. Наиболее развитой в этот период была сеть школ духовного ведомства, но их количество сокращалось. Если на 1 января 1905 г. их было 4990 (1217 церковно-приходских и 3773 школ письменности), то в 1914 г. осталось 2813 таких учреждений. Это было связано с улучшением методического обеспечения учебного процесса в школах, которые содержали органы местного самоуправления, – земства (“народные школы” или “народные училища”). Их количество возросло с 1314 в 1905 г. до 4784 в 1914 г.

Несмотря на ощутимый прогресс в уровне учебной работы, материальная основа школ оставалась слабой. Даже в 1914 г. зданий, имевших в своей структуре 2 и более классные комнаты, было всего 9,5 % в сельской местности и 66,3 % в городах. Обычно начальная школа в сельской местности имела всего одно помещение, в котором учитель преподавал одновременно несколько разных дисциплин. Причем, учащиеся были на разных годах обучения (начальное образование тогда имело 2 уровня: 3-летнее и 4–5-летнее).

Земства для строительства школ привлекали местных крестьян. Большинство школьных зданий были деревянными, как и основная застройка в деревнях. Поэтому формы, конструктивные решения, декоративное убранство школ делало их естественными элементами местной историко-культурной и природной среды. Земства обеспечивали также жильем учителя. Поэтому практически все сельские школы имели в своей структуре квартиру учителя, состоявшую обычно из одной комнаты, сеней, иногда кладовой. Вход в квартиру мог быть отдельным, а мог проходить и через сени, общие со школой.

Класс, как самое крупное помещение школы, и при обычной ширине сруба в 7–8 м требовал хорошего освещения. Поэтому в школе делали большие окна, близкие по размерам и конструкциям современным. Равномерность освещения интерьера достигали размещением окон в трех стенах, что в хате делали крайне редко. Размеры класса обеспечивали его доминирование в планировочном решении и служили основой асимметричной композиции сельской школы. Вход в школу, обычно выделялся крылечком с небольшим фронтоном, поддерживаемым парой столбиков. Школы, с большими размерами их окон и особыми, отличными от крестьянских домов, ритмометрическими построениями фасадов, все же органично входили в сложившийся ансамбль поселения, создавая при этом в нем своеобразный композиционный акцент.

Перестройка всей системы образования во второй половине 19 в. потребовала новых типов сооружений. В городах начальное образование в Беларуси обеспечивали “городские училища”. Если в 1905 г. их было 39, то в 1914 г. – 82. Они обеспечивали получение 6-летнего образования, но не давали права продолжить обучение в среднем учебном учреждении, в чем был их недостаток. Значительно развилась в начале ХХ в. система среднего образования. В 1868 г. в белорусских губерниях имелось 18 средних учебных заведений, а в 1917 г. их стало 112. В пространственно-планировочной структуре города школы стали занимать главенствующее положение. В городских школах большое количество классов предоставляло больше возможностей формировать на основе коридорной планировочной структуры симметрию, которая лучше содействовала созданию образа официальности и торжественности, что в целом соответствовало назначению школьных зданий.

Средние учебные заведения (гимназии, реальные, коммерческие и духовные училища) тяготели к центральной части города, они создавали композициционные акценты в городской застройке, становились центрами культурной и просветительской жизни. Своей монументальностью, силуэтной выразительностью в застройке, например Витебска, выделялось здание Полоцкого женского духовного училища (арх. П. Виноградов, А. Павловский, 1902 г.). Оно представляет собой трехэтажный объем с Е-образной формой плана и главным фасадом, обращенным к ул. Гоголя. Здание занимало ключевое положение в планировочной структуре центра города, выгодное в градостроительном отношении – вершину Духовной горы. В объемно-пространственной композиции здания использованы приемы архитектуры классицизма – симметричность, простота, ясность планировочной структуры, выделение центра выступающим вперед ризолитом с входным порталом.

В планировочной структуре школьных зданий появились характерные для них приемы: использование цокольного этажа под гардероб и другие вспомогательные помещения; разделение входов на парадный и рабочий; введение в состав школьных зданий гимнастического и рисовального залов, лабораторий по биологии и физике, библиотеки, помещения для уроков пения и танцев. Парадную трактовку получали вестибюль, актовый зал, гимназическая церковь.

Самым крупным зданием среди средних учебных заведений дореволюционной Беларуси являлась мужская гимназия в Гомеле (арх. С. Шабуневский, 1899) – протяженность главного фасада составляла 95 м, площадь застройки – 1365 кв. м. Планировочная структура здания имела П-образную форму в плане с односторонним расположением 13 классных помещений. Широкий светлый коридор-рекреация (4,3 м) осуществлял коммуникационную связь между учебными помещениями. Все классы ориентированы на юг, юго-запад, высота их составляла 4,7 м. Левое крыло здание было отведено под жилище инспектора гимназии. В градостроительном отношении гимназия взяла на себя ведущую роль в застройке прилегающих кварталов. Ее внешний облик носит ретроспективно-эклектичный характер, выдержан в традициях исторических стилей архитектуры.

Художественные образы зданий средних учебных заведений (гимназий) ориентировались на восприятие всеми социальными слоями общества, что являлось своеобразным проявлением демократизации архитектуры конца 19 – начала 20-х вв. Значительно улучшилось санитарно-гигиенические характеристики зданий Так, большинство средних учебных заведений уже в начале ХХ в. имели водяное отопление. При строительстве учебных заведений использовались типовые проекты, разработкой которых занимались архитекторы Виленского учебного округа А. Быковский, С. Волонсевич, И. Левицкий, К. Леве. Повторно применяемые и типовые проекты значительно способствовали ускорению строительства школ и в целом развитию школьной сети в Беларуси.

В 1920-е гг. наряду с общеобразовательными школами существовали профессионально-технические школы (ФЗО). В 1930-е гг. широко использовались типовые проекты 2-х, 3-х, 4-х этажных школ. Вместе с тем, школьные здания для крупных городов осуществлялись и по индивидуальным проектам (Минск, школа № 4 по ул. Красноармейской, арх. Г. Якушко, 1936 г.; школа № 1 по ул. Чкалова, арх. Р. Столер, 1938–40 гг.). Всего с 1919 по 1941 гг. было возведено около 5 тысяч новых школьных зданий. В 1930-е годы в целях более рационального функционального использования планировочных структур, (школа № 1 в Осиповичах), на первом этаже между смежными классами были предусмотрены трансформируемые перегородки, которые позволяли в дни школьных каникул превращаться в зальные пространства, где проводились массовые мероприятия.

Учебный процесс, основанный на единообразии учебных программ и на достаточно четко сформировавшейся в стране системе образования, безусловно, связывался с идеями государственности. Поэтому и архитектура школьных зданий постепенно становилась невольным выразителем идей централизма и всеобщности, что в полной мере нашло выражение в типовых проектах 1920-х гг. Своеобразным примером целенаправленной работы в данном направлении могут служить школьные комплексы, возведенные в западных районах Беларуси в 1920–30-е гг. (Нача Вороновского, Севятевичи Воложинского, Милевичи Вилейского, Турна Великая Каменецкого районов и др.). Выполненные в рамках так называемого “закопаньского” стиля, они характеризуются активными формами деревянной архитектуры. Для них свойственны ясность композиционных решений, высокое качество технического исполнения. Многие приемы, выработанные в архитектуре простейших школьных зданий, получили впоследствии развитие даже при значительном усложнении планировочных структур и увеличении масштабности. Так, включение в планировочную структуру школы жилого помещения для учителя сохранялось достаточно долго, вошло и в типовое проектирование. Даже во второй половине 1940-х гг. строили школы, на первом этаже которых размещалась квартира директора.

В 1930-е гг. произошло упорядочивание и, в значительной мере нивелирование, планировочной структуры школьных зданий. Сократился набор учебных и общешкольных помещений, что определялось, прежде всего, соображениями экономии средств. Классно-урочная система закрепленных за классом помещений являлась основополагающей. Наполняемость классов составляла 40 человек.

В 1960-е гг. в проектном институте “Белгоспроект” были разработаны проекты школьных зданий и школ-интернатов из кирпича и каркасно-панельных конструкций (арх. Э. Гольдштейн). Состав помещений школ изменился за счет расширения воспитательной функции (актовые залы, помещения для групп продленного дня), а впоследствии и с политехнизацией обучения (блоки мастерских).

В 1970-е гг. создается комплексная серия типовых проектов школ на 16, 20, 30 и 40 классов.(арх. Э. Гольдштейн, Ю. Шпит, О. Ладыгина, М. Бакланов, П. Беляев, А. Духан). Происходит переход на кабинетную систему обучения, что позволяло получать более экономичные планировочные решения при дальнейшем расширении состава помещений для трудового воспитания (кабинеты машиноведения, домоводства, профориентации и др.). Пример – школа № 137 в Минске на 40 классов с плавательным бассейном (арх. Э. Гольдштейн, А. Соболевский, А. Лукомская, 1978 г.).

В проектах для сельской местности, наибольшее распространение получила Н-образная композиционная схема плана средней школы: с 3-х этажным учебным корпусом на 24 класса (960 уч.) и с 4-х этажным на 32 класса (1280 уч.). Эти школы формировались тремя блоками: учебным, зальным и соединявшим их блоком общешкольных помещений. Учебный корпус компоновался по принципу секционности: на каждом этаже по две секции из четырех классных помещений (6 х 7,2 м). В блоке общешкольных помещений на первом этаже размещались мастерские, на втором – лаборатории. Зальный блок включал крупные по размерам помещения – спортзал, столовую, актовый зал. Специфика сельской местности требовала строительства на участке школы отдельно здания интерната для детей из отдаленных сел.

В 1980-е годы произошло дальнейшее функционально-планировочное развитие архитектуры школьных зданий за счет расширения состава помещений для трудового воспитания.

Изменения в системе образования начала 1990-х гг. содействовали расширению типологии школьных зданий (гимназии, лицеи и др.), расширению индивидуального проектирования, более внимательному отношению к местным социально-экономическим, демографическим и градостроительным условиям. Функциональные блоки помещений стали разделяться на две группы: “закрытая” (для учебного процесса) и “открытая” (в основном, для внеурочного времени), что стало основой для разнообразия планировочных решений. В этот период наметился новый подход к созданию школьных зданий с отказом от типового проектирования, жесткой регламентации планировочной структуры с переходом к формированию многообразных учебных учреждений.

Принятие Закона Республики Беларусь от 3 июля 2006 г. “Об общем среднем образовании” обеспечило развитие номенклатуры школьных зданий (школа-детский сад, школа с дополнительной функцией внешкольных учреждений и др.) и уменьшение числа учащихся в начальных классах до 20, а в средних и старших – до 25 человек. Соответственно уменьшилась и вместимость школ: 280 – при одной параллели классов, 560 – при двух параллелях, 840 – при трех. За “закрытой”, учебной зоной школы закрепилась классно-лабораторная система организации занятий. А “открытая” зона ориентирована на создание условий для повышения роли школы в оздоровлении и физическом развитии учащихся, в более эффективной внеурочной деятельности (малые физкультурные и тренажерные залы, библиотеки, медицинские кабинеты и др.).

Развитие архитектуры общеобразовательных учреждений в современный период основывается на обеспечении преемственности между ступенями образования, взаимосвязи дошкольного и школьного образования, интеграции учебной и внеурочной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.