Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безопасность и духовное здоровье




Как показано, сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, эгоистических интересов. В противном случае сообщество распадается или даже гибнет при первой же критической ситуации. Конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается базовой потребностью каждого человека в уважении.

В жизнеспособном сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные на основе потребности его членов в уважении. Таким механизмом в коллективе, где все друг друга знают (а когда-то в племени), являются мнение окружающих, обычаи и традиции, согласно которым член коллектива, рисковавший собой и преуспевший в действиях на общее благо, добивается уважения и получает определённые привилегии – что служит его индивидуальным, эгоистическим интересам. Современные крупные сообщества объединяют в государство людей, живущих на большой территории и незнакомых по большей части друг с другом. В этих сообществах к обычаям и традициям уважения и привилегий для «самоотверженных» граждан прибавлены законы, согласно которым привилегии утверждаются государством.

Но, оказывается, в крупном сообществе для надежности преобразования общественных интересов в личные недостаточно уважения окружающих людей и привилегий, заданных законом. Ни одно «гражданское» общество, построенное на сводах самых лучших законов, не в состоянии полностью проконтролировать выполнение этих законов своими гражданами. Непобедимый принцип «своя рубашка ближе к телу» влечёт разум каждого члена общества использовать всяческие лазейки для удовлетворения своих эгоистических интересов вопреки интересам общества. Такая ситуация делает неэффективной любую пирамиду общественных (государственных) контролёров-надсмотрщиков за исполнением законов, поскольку каждый из этих надсмотрщиков «тоже человек», руководствующийся в первую очередь своими эгоистическими интересами. Поэтому, для становления механизма преобразования общественных интересов в личные, мнение окружающих и формальные законы должны подкрепляться определённой идеологией с внедрением в сознание людей веры в идеалы.

История показала, что самой эффективной идеологией оказалась религия. Религия - вера во Всевышнего - создала с помощью религиозных канонов мораль, в основе которой лежат интересы общества. Она посадила «надсмотрщика» в виде совести в голову каждого верующего. Совесть можно определить как ощущение человеком несоответствия его неблаговидных поступков (если они совершаются) требованиям морали. Религия внушает верующей личности ответственность за её «зло» не перед людьми, а перед Богом, которого невозможно обмануть (людей, сообщество обмануть можно: «не пойманный не вор»). От религии, от понятия духа, как божественной субстанции, начала, определяющего моральное поведение личности, возникли термины духовность, духовное здоровье.

Духовность, согласно православным богословам, такое состояние человека, которое возвышает его над материальными ценностями и потребностями: «Духовность есть мера присутствия в человеке Бога» (известный учёный и богослов А.И.Осипов). Духовно здоровая личность – это человек, поступки и всё поведение которого отвечают нормам общепринятой морали. Если решающее большинство сообщества составляют духовно здоровые личности - это духовно здоровое сообщество (к сожалению, «в любой семье не без урода»). Это значит, что в таком сообществе действует надёжный механизм преобразования общественных интересов в личные, что оно жизнеспособно. В противном случае оно будет существовать до первой критической ситуации, его безопасность не обеспечена. Оно нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство его членов, которых покорит другое, более сплочённое сообщество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые сообщества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.

Краткий итог. Люди ради безопасности объединяются в сообщества. Жизнеспособность сообщества зависит от духовного здоровья - наличия механизма преобразования общественных интересов в личные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.