Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гармония Знания и Веры




Усилия сферы образования для изменения мировоззрения людей необходимы, но, по-видимому, будут недостаточны.

Получаемое индивидом Знание, как правило, используется разумом в личных интересах, а для обеспечения безопасности общества (и того же индивида в его составе) необходим ещё механизм преобразования общественных интересов в личные.

Возникновение наиболее эффективной формы такого механизма – религии - таинственно, поскольку зависит от непостижимой (иногда говорят – иррациональной) Веры в некие идеалы.

Вера – наряду со Знанием - лежит в основе миропонимания людей. Знание – это отражение в сознании личности части окружающей среды, познанной ею и обществом. Под верой понимается основа представлений личности о непознанной и безграничной окружающей среде и характер идеалов этой личности. Вера может относиться к непроверенным гипотезам учёных. После экспериментального подтверждения такие гипотезы переходят в разряд Знания (Рис. 2.8), расширяя его сферу (бывают принципиально непроверяемые гипотезы, как представление о «начальном взрыве», образовавшем нынешнюю «расширяющуюся» Вселенную).

Исторически укоренились различные формы веры. Вера присутствует в миропонимании, даже если мировоззрение называют «научным», отрицающим религию: «материалистическое» мировоззрение содержит веру в законы природы (принципиальна ли разница между понятиями Природа и Бог?). Вера может относиться и к мифам, наиболее распространённые из которых становятся основами религий. Значение религиозной веры невозможно переоценить – она заложила мораль человеческого общества, обеспечившую его жизнеспособность. Разная по форме для разных религий, но одинаковая по смыслу, эта мораль по инерции скрепляет общество до сих пор, несмотря на разрушительное действие атеизма. В связи с этим трудно представить необходимое для перехода к устойчивому развитию преобразование мировоззрения (миропонимания и вытекающих из него ценностей и целей жизнедеятельности людей) без участия религии (Ф.М.Достоевский: «Если Бога нет, то всё дозволено»).

 

 

В течение многих веков в обществе существовало противопоставление Знания и Веры, науки и религии. То догматические церковнослужители преследовали учёных, открывавших новые горизонты знания, что подрывало авторитет и благосостояние чиновников от религии. То догматические материалисты объявляли религию опиумом для народа. Но в XX веке передовые учёные мира признали диалектическое единство науки и религии: «Наука без религии неполноценна, а религия без науки слепа» (А.Эйнштейн).

Новейшие научные исследования выявляют рационально объяснимые, но непознанные (возможно, до конца и непознаваемые, т.е. относящиеся к области гипотез, к области веры) информационно-энергетические структуры управления Вселенной. Один из учёных в области информатики (А.Плыкин) приводит следующие рассуждения.

Всем известна формула физического закона, связываемая с именем А.Эйнштейна:

2

E = mc, означающая, что «капля» массы может преобразоваться в «озеро» энергии (квадрат скорости света с представляет собой величину с огромным количеством нулей).

Математика, согласующаяся с законами физики, позволяет переписать эту формулу:

2

m = E /c, что означает - «озеро» энергии может «свернуться» в «каплю» массы.

 

По мнению А.Плыкина, в этих формулах недостаёт множителей р, обозначающих программы, по которым реализуются данные законы физики:

2

E = mc Х р 1(!),

 

2

m = E /c Х р 2(!).

Примером реализации первого закона может служить рассматривавшийся в начале курса взрыв атомной бомбы, критическая масса которой превращается в плазменное облако энергии. Однако этого взрыва не могло быть без программ создания бомбы и её испытаний (подрыва). Эти программы создал человек.

Примером реализации второго закона является также рассматривавшееся в начале курса преобразование энергии Солнца в «живое вещество» планеты (В.И.Вернадский), многообразную биосферу Земли. Кто (или Что?) создал (создало?) программы этого преобразования?

Очевидность существования неизвестного нам могущественного Субъекта привело учёных к понятиям информационно-энергетических структур управления Вселенной.

От научного понятия Субъект до религиозного понятия Бог – один шаг. И то и другое означает признание наличия Высшей силы, управляющей процессами во Вселенной. Так наука и религия находят точку соприкосновения, основу для гармоничного сочетания Знания и Веры. Только учёные определяют своё миропредставление современными научными понятиями, а религия – понятиями мифическими, доступными людям тысячелетней давности.

Можно сказать, что сознание всего общества постепенно подготавливается к восприятию гармоничного сочетания науки и религии. Становление религиозного сознания, адекватного знаниям новой эпохи, связывается с реализацией положений Хартии Земли, дополняющей известные божественные заповеди принципами уважительного отношения к природе. А поскольку именно сочетание религиозных заповедей и морали на их основе (по сути, ограничений жизнедеятельности) с достижениями науки обеспечили выживание и многовековой прогресс человечества – и решение современного комплекса проблем безопасности невозможно без гармонии Знания и Веры.

Большую роль в формировании мировоззрения, гармонично сочетающего научные знания и религиозную мораль, может сыграть искусство, имеющее сильное влияние на сознание людей.

К величайшему сожалению, реальное становление необходимого религиозного сознания и с ним эффективного механизма преобразования современных интересов общества в насущные интересы каждой личности, по-видимому, возможно лишь после какой-либо крупномасштабной катастрофы: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Однако из этого не следует, что до того можно сидеть, сложа руки, не подготавливая того, на что надо будет «креститься мужику».

Краткий итог. Современная культура безопасности требует гармоничного сочетания Знания и Веры.

Вопросы для самоконтроля по теме 2

1. Какие интересы человека считаются жизненно важными?

2. Какое место среди потребностей человека занимает безопасность?

3. Как связаны духовное здоровье и жизнеспособность сообщества?

4. От чего зависит уровень безопасности индивида?

5. Каким образом безопасность индивида связана с безопасностью общества?

6. Как изменялись уровни безопасности индивида и общества до настоящего времени?

7. Какими способами человек обеспечивает свою безопасность?

8. Только ли потенциально опасна любая деятельность?

9. От чего возникли и в чём особенность современных глобальных проблем?

10. Какими представляются возможные сценарии будущего для человечества?

11. Возможно ли в ближайшее время осуществление идей «русских космистов»?

12. Как характер жизнедеятельности человечества будет влиять на его будущее?

13. В чём заключается системный подход?

14. Применительно к каким объектам формируются системы для анализа безопасности?

15. Как различаются модели систем для анализа проблем безопасности (на примерах)?

16. Какова структура современного комплекса проблем безопасности, выявляемая системным анализом?

17. Каково соотношение Знания и Веры в современном миропонимании?

18. Какой должна стать культура безопасности в новой эпохе?

19. Почему возможен компромисс интересов разнообразных слоёв общества в новой эпохе?

20. Каким образом проблемы безопасности разного уровня касаются каждого человека?

Тема 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.