Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И античное рабство




Азиатский способ производства

Римское рабовладельческое хозяйство

В древней Италии был создан законченный тип частновла_

дельческого сельского хозяйства, обслуживаемого трудом рабов.

В античности существовали и общинные рабовладельческие хо_

зяйства.

Возникали они в результате полного завоевания одного род_

ственного племени другим, например, например, греков_ахейцев

(победителей троянцев) греками_дорийцами. День мужчины про_

водили совместно — в казармах, с общими трапезами и неустан_

ной боевой подготовкой.

При помощи массовых убийств (криптий) спартиатами регу_

лировалась численность илотов (рабов).

Знаменитый спартанский стиль жизни произвел непревзой_

денный в истории тип профессионального солдата, но не создал

высокой духовной культуры, чем Древняя Греция прославилась.

Свободные крестьяне, составлявшие основу фаланги, своей

кровью обеспечили гегемонию Рима.

Оказалось, что это обрекло их на разорение и вытеснение из

производства. Дешевый труд рабов не мог конкурировать с тру_

дом мелких крестьянских хозяйств.

Крестьяне покидали свои земельные участки, уходили в Рим

и другие города и становились пролетариями, живущими за счет

государства, обеспечивающего их бесплатным хлебом и зрелища_

ми (цирковые бои рабов_гладиаторов). Рабовладельцы приращи_

вали крестьянские земли к своим владениям. Так возникли лати_

фундии — обширные плантации, обслуживаемые трудом рабов,

живших в казарменном режиме.

Социальная организация многих латифундий изменилась,

постепенно там вообще отказались от применения рабского труда,

а плантации стали разбивать на небольшие участки (парцеллы), ко_

торые отдавали в аренду рабам или свободным крестьянам, полу_

чившим название колонов.

В недрах рабовладельческого хозяйства возникло поместье

(Мальтус), обслуживаемое трудом зависимых землевладельцев —

предшественников средневековых крепостных.

Зарождалось зависимое крестьянство — компонент феодальной

экономической структуры. Античная система хозяйства оконча_

тельно погибла с распадом Римского государства. В XVI—XVII вв.

в американских колониях европейских стран вновь возникло план_

тационное хозяйство, обслуживаемое трудом рабов, вывозимых из

Африки. От античного этот тип хозяйства отличался большой ро_

лью семейного воспроизводства рабов.

Преждевременная история человечества была связана с пе_

реводом от присваивающего хозяйства (рыболовства, охоты и со_

бирательства) к земледелию и скотоводству, это стало основой

становления изготовляющей экономики, основными результата_

ми которой возникают появление новых форм жилья и переход

к крепкой оседлости.

Самой распространенной линией перехода к производящей

экономике была линия сложения земледельческо_скотоводче_

ского хозяйства на базе высокоразвитой экономики собирателей

и охотников.

В двух своих вариантах — прежде всего земледельческом

и прежде всего скотоводческом — эта линия была наиболее ха_

рактерна для Передней Азии, овладевавшей территорией совре_

менных Сирии, Ирана, Ирака, Турции и стран Восточного Сре_

диземноморья.

В этих регионах было сконцентрировано много видов расте_

ний и диких животных, которые могли служить исходным мате_

риалом для одомашнивания.

Кроме того, по праву Азия считается родиной большинства

культурных растений и одомашненных животных, на разведении

которых основывалось в древности и основывается сейчас хозяй_

ство значительной части Евразии, в том числе и в нашем государ_

стве.

Сложившемуся способу производства в странах Азии были ха_

рактерны следующие черты:

1) государственное или государственно_общинное владение

землей;

2) наличие сильного объединяющего начала:

а) деспотического (когда сообществом руководит глава

в племени семьи);

б) демократического (когда власть в сообществе принад_

лежит отцам семейств);

3) формальная свобода членов сообщества.

Возникновение и существование общинных взаимоотноше_

ний были во многом обязаны тому обстоятельству, что строитель_

ство и использование ирригационных каналов (оросительных си_

стем) возможно было только в результате совместных усилий.

В силу этого обстоятельства ни один строитель не мог претендо_

вать на какую_то часть построенной ирригационной системы,

в силу чего сама эта система могла находиться исключительно

в государственной (общинной) собственности.

Необходимо также учитывать и то обстоятельство, что в усло_

виях засушливого климата ценность имеет не всякий, а только та_

кой земельный участок, который может получить необходимое

увлажнение. Второе обстоятельство еще более усиливало пози_

цию владельцев оросительных систем, давало им фактически

неограниченное право привлекать свободных общинников к не_

сению трудовой повинности. Таким образом, в азиатской (по

крайней мере, преобладающей) форме не существовало собствен_

ности отдельного лица, а существовало лишь его владение, при

этом действительным, настоящим собственником являлась об_

щина.

Если азиатский способ производства предполагал в качестве

своего базиса земельную площадь как таковую, то основу антич_

ной формы составлял город как созданное место поселения

(центр) землевладельцев (земельных собственников), при этом

пашня являлась территорией города, а крестьянин был горожани_

ном (т.е. гражданином данного государства) только в силу того,

что был собственником части пахотных земель. Таким образом,

у античных народов, классическим примером которых являются

римляне (у них это проявляется в самой чистой форме), государ_

ственная земельная собственность одновременно выступала

в двух качествах — государственной земельной и частной земель_

ной собственности.

По своей социально_экономической сути рабство — это труд

одних людей (рабов) на других, соединенный с личной принад_

лежностью трудящегося рабовладельцу — тому, кто присваивает

продукт его труда. Рабство, будучи преимущественно интенсив_

ной моделью развития хозяйства, основано на увеличении коли_

чества производимого продукта за счет увеличения численности

работников (рабов).

Производительные силы античного рабства, по Варрону, —

это орудия трех видов: говорящие (рабы), мычащие (быки) и не_

мые (сельскохозяйственный инвентарь), при этом главной про_

изводительной силой античной системы хозяйства был раб.

По словам Колумеллы, «труд, основанный на рабстве, приносил

величайший вред: рабы дурно пахали землю, воровали зерно, при за_

кладке урожая на хранение неверно отражали его количество в счет_

ных записях». Дешевая рабочая сила также не могла стимулировать

внедрение технических усовершенствований. Все это, вместе взятое

(низкое качество рабочей силы и технический застой), в конечном

счете способствовало массовому разорению землевладельцев, отми_

ранию экономической системы, при которой основой производ_

ственных отношений является собственность рабовладельца на все

элементы производства, в том числе и на работника — раба.

История выделяет 3 этапа развития античного рабства:

1) складывание — с XII—VIII вв. до н. э. (Китай времен Чжоу_

ского царства) и IX—VIII вв. до н.э. (Греция «Гомеровской

эпохи») до VIII—VI вв. до н. э. (Италия);

2) утверждение и развитие — с VIII—III вв. до н. э. (Китай вре_

мен рабовладельческих царств периода Чуньцю_Чжаньго),

V—IV вв. до н. э. (Греция эпохи полисов в период их расцвета)

до III—I вв. до н. э. (Италия времени Римской республики

поздней поры);

3) распад — со II в. до н. э. (Ханьская империя на Востоке) до

V в. н. э. (Римская империя на Западе).

Отличительная хозяйственно_экономическая черта первого

этапа — рост производства за счет расширяющегося применения

труда рабов.

Второй этап связан с достижением максимальной ресурсоотда_

чи труда рабов; это этап расцвета городов_государств, сведенных

к одному центру («полису» в Греции, «го» в Китае, «цивитасу»

в Италии), это этап укрепления собственности и приобретения ею

двойного содержания (о чем сказано выше).

Третий этап античного рабства — это этап несоответствия воз_

можностей подневольного труда все более возрастающим обще_

ственным потребностям, в связи с чем рабовладельческое обще_

ство приходит к решению двух взаимосвязанных проблем:

1) изменению статуса рабочей силы, ее раскрепощению (что

объективно ведет к зарождению феодальных отношений);

2) оснащению труда более эффективными устройствами (тех_

никой) и способами (технологией), что является необходи_

мым условием товарного производства.

Именно на этой стадии в Римской империи происходит зарож_

дение феодальных отношений (от лат. feudum — феод, владение)

в форме колоната — такой формы отношений между мелкими

сельскими производителями (колонами) и крупными землевла_

дельцами, при которой арендатор земельного участка платит

арендную плату натурой или деньгами и выполняет натуральные

повинности.

Таким образом, разложение античного рабства в Римской

империи сопровождалось изменением социального статуса ра_

ба: этот процесс шел, например, в направлении от колона к вил_

лану — крестьянину, находящемуся в поземельной зависимости

от феодала (при сохранении личной свободы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.