Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика и решение




Определение оптимальных технико-технологических параметров ГРУЗОВОГО ФРОНТА (звена логистической транспортной цепи (ЛТЦ)).

Задача.

Рассчитать оптимальные значения следующих параметров грузового фронта, являющегося звеном ЛТЦ: число смен работы в течение суток (при продолжительности смены Тсм=7ч), количество ПРМ – z, число подач вагонов – x, при следующих исходных данных: суточный объем переработки грузов на грузовом фронте Qсут=300 т/сут; коэффициент, характеризующий долю непосредственной перегрузки из вагона в автомобиль aн=0,1; продолжительность подачи и уборки вагонов на грузовой фронт tпу=0,5 ч; норма выработки ПРМ Нвыр=126,6 т/см; стоимость одной ПРМ s=50 тыс.руб.; на приобретение ПРМ выделено S=400 тыс.руб. Длина грузового фронта Lфр=150 м, средняя статическая нагрузка вагона Рст=30 т; ресурс выделенных локомотиво-часов для подачи-уборки вагонов, Тл=1,5 ч.

 

Перечисленные в условии задачи параметры грузового фронта могут принимать разные значения, их сочетание является переменной величиной, влияющей на качественные и количественные показатели работы грузового фронта.

К таким показателям относятся: перерабатывающая способность грузового фронта, коэффициент использования ПРМ (относительная загрузка ПРМ); расходы, связанные с эксплуатацией грузового фронта или ПРМ, надежность работы ПРМ, время ожидания подачи вагонов на грузовой фронт и выполнения грузовых операций, а также связанные с ним расходы, численность работников и др.

По этой причине, данная задача относится к многокритериальным. Каждый критерий при заданных исходных условиях может иметь относительно,,лучшие” или,,худшие” значения. Будем считать,,наилучшее” значение критерия условно оптимальным.

Известно, что невозможно найти такое сочетание значений оптимизируемых параметров, при котором все критерии одновременно принимали бы свои наилучшие или оптимальные значения.

Например, увеличение числа ПРМ позволяет увеличить перерабатывающую способность грузового фронта, но в тоже время увеличивает расходы, связанные с их амортизацией и ремонтом; увеличение времени работы фронта в течение суток сокращает потребное число ПРМ и время ожидания выполнения грузовых операций, но увеличивает численность персонала и т.д.

Таким образом, задача сводится к нахождению такого набора значений варьируемых параметров, при котором их значения были бы максимально близки к оптимальным.

Для решения задачи используем метод Парето или метод,,идеальной точки”. В качестве,,идеальной точки” принимаем значение минимума суммы квадратов отклонений значений критериев от своих индивидуальных оптимальных значений:

 

(2.1)

 

где Aj – множество допустимых значений оптимизируемых параметров;

j– количество оптимизируемых параметров;

i – количество критериев оптимизации;

– значение i-го критерия оптимизации при j-м наборе значений параметров;

– оптимальное значение i-го критерия при заданных исходных условиях.

Множество допустимых значений оптимизируемых параметров можно определить следующим образом:

Количество смен работы фронта в течение суток, nсм.

Оно может изменяться от =1 до =3.

Количество подач вагонов на грузовой фронт, x.

Минимальное количество подач определяется из ограничения по длине грузового фронта по формуле:

 

(2.2)

 

где lв – длина вагона, для расчета можно принять lв=15м.

Максимальное число подач рассчитывают из ограничения по ресурсу локомотиво-часов, которые можно использовать для подачи:

 

(2.3)

 

Количество ПРМ, z.

Минимальное число ПРМ определяют из условия переработки суточного грузопотока:

 

(2.4)

 

где – коэффициент, учитывающий дополнительные операции, выполняемые ПРМ в зоне хранения, ;

– коэффициент неравномерности перевозок, ( =1,1÷1,3);

– время нахождения ПРМ в ремонте, =10÷15суток.

При получении дробного значения оно округляется в большую сторону.

Максимальное число ПРМ определим из ограничения по величине инвестиций: zmax=S/s (2.5)

Величина округляется в меньшую сторону.

В качестве примера выполним расчет оптимальных значений перечисленных выше параметров с использованием трех критериев:

1) перерабатывающая способность грузового фронта – ,

2) расходы на амортизацию и ремонт ПРМ – ,

3) коэффициент загрузки грузового фронта – .

Значения критериев определим по следующим формулам:

 

(2.6)

, (2.7)

 

где – норма отчислений на амортизацию и ремонт ПРМ; ( для электропогрузчиков; для автопогрузчиков; для козловых кранов;)

– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, =0,1.

(2.8)

 

где время занятия фронта обработкой суточного грузопотока. Его величина определяется по формуле:

(2.9)

 

где - продолжительность технологических перерывов в работе фронта, ( =0,5ч).

Допустимые значения параметров рассчитаем по формулам (2.2 – 2.5):

 

=1 подача;

 

=3 подачи;

 

При =1 ;

 

При =2 ;

 

При =3 ;

 

.

 

Расчет значений критериев приведен в табл. 2.1.

 

В последней строке табл. 2.1 приведены наилучшие индивидуальные значения каждого критерия: =1332,6 т/сут, т.к. оптимальным значением перерабатывающей способности является максимально возможное, =5205 руб, т.к. оптимальным значением затрат является минимально возможное =0,787, т.к. оптимальные значения загрузки технических средств изменяются в пределах 0,75-0,8.

По последнему столбцу табл. 2.1 определяем оптимальное сочетание варьируемых параметров исходя из условия (2.1). Минимальная сумма квадратов отклонений критериев от своих оптимальных значений равна =0,447, что соответствует nсм=3, x=3, z=3.

Следовательно, именно это сочетание значений варьируемых параметров является оптимальным. Однако, это решение оптимально только в том случае, если все критерии равноценны. На практике часто требуется оптимизировать параметры так, чтобы обеспечить определенную величину простоя вагонов, учесть ограничения по эксплуатационным расходам и т.д., т.е. когда роли критериев различны. Относительную значимость каждого критерия для решения определенных задач можно учесть с помощью весовых коэффициентов.


    Таблица 2.1  
    Результаты расчёта оптимальных параметров Грузового фронта.    
         
Количество смен, nсм Число ПРМ, Z Количество подач, X Перерабатывающая способность грузового фронта Расходы на амортизацию и ремонт ПРМ Коэффициент загрузки грузового фронта A1= A2= A3= SAк123
      388,684 12145,0 0,787 0,502 1,778 0,000 2,280
      388,684 12145,0 0,854 0,502 1,778 0,007 2,287
      388,684 12145,0 0,920 0,502 1,778 0,029 2,308
      444,211 13880,0 0,697 0,444 2,778 0,013 3,235
      444,211 13880,0 0,764 0,444 2,778 0,001 3,223
      444,211 13880,0 0,830 0,444 2,778 0,003 3,225
      444,211 6940,0 0,642 0,444 0,111 0,034 0,589
      444,211 6940,0 0,675 0,444 0,111 0,020 0,576
      444,211 6940,0 0,707 0,444 0,111 0,010 0,566
      555,263 8675,0 0,520 0,340 0,444 0,115 0,900
      555,263 8675,0 0,553 0,340 0,444 0,089 0,873
      555,263 8675,0 0,585 0,340 0,444 0,066 0,851
      666,316 10410,0 0,439 0,250 1,000 0,196 1,446
      666,316 10410,0 0,471 0,250 1,000 0,161 1,411
      666,316 10410,0 0,503 0,250 1,000 0,130 1,380
      777,368 12145,0 0,381 0,174 1,778 0,266 2,218
      777,368 12145,0 0,413 0,174 1,778 0,226 2,177
      777,368 12145,0 0,445 0,174 1,778 0,188 2,140
      888,421 13880,0 0,337 0,111 2,778 0,327 3,215
      888,421 13880,0 0,370 0,111 2,778 0,281 3,170
      888,421 13880,0 0,402 0,111 2,778 0,240 3,128
      499,737 5205,0 0,558 0,391 0,000 0,085 0,475
      499,737 5205,0 0,579 0,391 0,000 0,070 0,460
      499,737 5205,0 0,600 0,391 0,000 0,056 0,447
      666,316 6940,0 0,424 0,250 0,111 0,213 0,574
      666,316 6940,0 0,445 0,250 0,111 0,189 0,550
      666,316 6940,0 0,466 0,250 0,111 0,166 0,527
      832,895 8675,0 0,343 0,141 0,444 0,318 0,903
      832,895 8675,0 0,364 0,141 0,444 0,288 0,873
      832,895 8675,0 0,386 0,141 0,444 0,260 0,845
      999,474 10410,0 0,290 0,063 1,000 0,400 1,462
      999,474 10410,0 0,311 0,063 1,000 0,366 1,429
      999,474 10410,0 0,332 0,063 1,000 0,334 1,397
      1166,053 12145,0 0,251 0,016 1,778 0,464 2,257
      1166,053 12145,0 0,272 0,016 1,778 0,427 2,221
      1166,053 12145,0 0,294 0,016 1,778 0,393 2,186
      1332,632 13880,0 0,222 0,000 2,778 0,515 3,292
      1332,632 13880,0 0,244 0,000 2,778 0,477 3,254
      1332,632 13880,0 0,265 0,000 2,778 0,440 3,218
Оптимальные значения 1332,632 5205,0 0,787   0,447

 

В этом случае формула (2.1) примет вид:

(2.10)

где – коэффициент, учитывающий значимость (весовое значение) i-го критерия для расчета.

Ограничения : ; =1 (2.11)

 

 

Предположим, что методом экспертных оценок определены следующие значения : , , .

Результаты расчета оптимальных параметров ГФ с учетом коэффициентов значений приведены в табл. 2.2.

 

Минимальная сумма квадратов отклонений значений критериев теперь равна Ак=0,197, что соответствует следующим значениям параметров: nсм=3, z=4, x=3. (в табл. 2.2. выделено)

Вывод. Оптимальные параметры грузового фронта для заданных условий следующие:

- без учета значимости критериев: nсм=3, x=3, z=3;

- с учетом значимости критериев: nсм=3, x=3, z=4.

Варианты исходных данных для выполнения индивидуальных заданий приведены в Приложении 2.

 

 


      Таблица 2.2  
      Результаты расчёта оптимальных параметров грузового фронта с учетом значимости критериев.    
Количество смен, nсм Число ПРМ, Z Количество подач, X Перерабатывающая способность грузового фронта Расходы на амортизацию и ремонт ПРМ Коэффициент загрузки грузового фронта A1= A2= A3= a1 a2 a3 SAк1*a12*a23*a3
      388,684 12145,0 0,787 0,502 1,778 0,000 0,5 0,2 0,3 0,606
      388,684 12145,0 0,854 0,502 1,778 0,007 0,5 0,2 0,3 0,609
      388,684 12145,0 0,920 0,502 1,778 0,029 0,5 0,2 0,3 0,615
      444,211 13880,0 0,697 0,444 2,778 0,013 0,5 0,2 0,3 0,782
      444,211 13880,0 0,764 0,444 2,778 0,001 0,5 0,2 0,3 0,778
      444,211 13880,0 0,830 0,444 2,778 0,003 0,5 0,2 0,3 0,779
      444,211 6940,0 0,642 0,444 0,111 0,034 0,5 0,2 0,3 0,255
      444,211 6940,0 0,675 0,444 0,111 0,020 0,5 0,2 0,3 0,251
Продолжение таблицы 2.2
      444,211 6940,0 0,707 0,444 0,111 0,010 0,5 0,2 0,3 0,248
      555,263 8675,0 0,520 0,340 0,444 0,115 0,5 0,2 0,3 0,293
      555,263 8675,0 0,553 0,340 0,444 0,089 0,5 0,2 0,3 0,286
      555,263 8675,0 0,585 0,340 0,444 0,066 0,5 0,2 0,3 0,279
      666,316 10410,0 0,439 0,250 1,000 0,196 0,5 0,2 0,3 0,384
      666,316 10410,0 0,471 0,250 1,000 0,161 0,5 0,2 0,3 0,373
      666,316 10410,0 0,503 0,250 1,000 0,130 0,5 0,2 0,3 0,364
      777,368 12145,0 0,381 0,174 1,778 0,266 0,5 0,2 0,3 0,522
      777,368 12145,0 0,413 0,174 1,778 0,226 0,5 0,2 0,3 0,510
      777,368 12145,0 0,445 0,174 1,778 0,188 0,5 0,2 0,3 0,499
      888,421 13880,0 0,337 0,111 2,778 0,327 0,5 0,2 0,3 0,709
      888,421 13880,0 0,370 0,111 2,778 0,281 0,5 0,2 0,3 0,696
      888,421 13880,0 0,402 0,111 2,778 0,240 0,5 0,2 0,3 0,683
      499,737 5205,0 0,558 0,391 0,000 0,085 0,5 0,2 0,3 0,221
      499,737 5205,0 0,579 0,391 0,000 0,070 0,5 0,2 0,3 0,216
      499,737 5205,0 0,600 0,391 0,000 0,056 0,5 0,2 0,3 0,212
      666,316 6940,0 0,424 0,250 0,111 0,213 0,5 0,2 0,3 0,211
      666,316 6940,0 0,445 0,250 0,111 0,189 0,5 0,2 0,3 0,204
      666,316 6940,0 0,466 0,250 0,111 0,166 0,5 0,2 0,3 0,197
      832,895 8675,0 0,343 0,141 0,444 0,318 0,5 0,2 0,3 0,255
Продолжение таблицы 2.2
      832,895 8675,0 0,364 0,141 0,444 0,288 0,5 0,2 0,3 0,246
      832,895 8675,0 0,386 0,141 0,444 0,260 0,5 0,2 0,3 0,237
      999,474 10410,0 0,290 0,063 1,000 0,400 0,5 0,2 0,3 0,351
      999,474 10410,0 0,311 0,063 1,000 0,366 0,5 0,2 0,3 0,341
      999,474 10410,0 0,332 0,063 1,000 0,334 0,5 0,2 0,3 0,332
      1166,053 12145,0 0,251 0,016 1,778 0,464 0,5 0,2 0,3 0,502
      1166,053 12145,0 0,272 0,016 1,778 0,427 0,5 0,2 0,3 0,492
      1166,053 12145,0 0,294 0,016 1,778 0,393 0,5 0,2 0,3 0,481
      1332,632 13880,0 0,222 0,000 2,778 0,515 0,5 0,2 0,3 0,710
      1332,632 13880,0 0,244 0,000 2,778 0,477 0,5 0,2 0,3 0,699
      1332,632 13880,0 0,265 0,000 2,778 0,440 0,5 0,2 0,3 0,688
Оптимальные значения 1332,632 5205,0 0,787         0,197




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.