Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 3 страница




Уже позже некоторые психологи стали выделять несколько типов групповых факторов, каждый из которых может иметь в разных тестах различный вес. Например, вербальный тест может иметь большую значимость в заданиях на выявление словарного запаса, меньшую значимость - в заданиях на словесные аналогии, совсем незначительный вес - в заданиях на арифметическое мышление. На сегодняшний день в психологии число групповых факторов перевалило за 100.

На основе факторных исследований удалось создать многофакторные батареи тестов способностей, дающие возможность измерять, по мнению их создателей, уровень каждой из способностей. Самыми известными являются «Батарея тестов общих способностей», когда исследуется G - фактор, и «Батарея тестов специальных способностей», когда исследуется S - фактор.

Батареи тестов специальных способностей имеют высокую надежность, но их валидность невысока. Возможно это связано с тем, что некоторые профессии требуют особых навыков, которые не измеряются батареями тестов, но отсутствие которых нельзя компенсировать другими способностями.

Почти одновременно с тестами способностей возник еще один вид тестов - тесты достижений (или тесты объективного контроля успешности -школьной, профессиональной, спортивной и т.д.). Тесты достижений не столько говорят об уже накопленном опыте и его влиянии на человека (как это происходит в тестах интеллекта), сколько подчеркивают влияние специальных программ обучения, профессиональной и другой подготовки на эффективность решения специальных заданий. Моментом рождения таких тестов можно назвать смену устной формы экзаменов на письменную в Бостонской школе (1845 г.) Сильной стороной этой замены стало создание однотипной ситуации для всех экзаменующихся, позволяющей исключить элемент случайности и субъективизм при оценке и опросе.

Тесты в психотехнике. Если раньше основными областями практического приложения психологических знаний были педагогика и медицина, то уже на рубеже XIX - XX вв. индустриальное развитие цивилизации, востребовав психологию в производственной трудовой деятельности, обусловило зарождение психотехники (термин введен В. Штерном).

Психотехника как раз и представляет собой применение психологии в экономике и промышленности. Толчком к ее развитию послужило появление в 80-х гг. XIX в. системы интенсификации труда и рациональной организации производства, разработанной американским инженером Ф. Тейлором. Такая организация производства требовала точных знаний о нервно-психологическом потенциале рабочих и возможностях его эффективного использования. Получить такие знания можно было только с помощью тестологии.

Развитие тестов специальных способностей и достижений в рамках психотехники шло по двум направлениям. Родоначальником обоих направлений был Г. Мюнстерберг. Первое направление - аналитическое. Для него свойственно традиционное использование в целях профотбора тестов, диагностирующих уровень развития разных психических функций (памяти, внимания, быстроты реакции, интеллекта и т.д.). Это направление исходит из предположения, что испытуемый уже психически сформирован. Отсюда и недостатки, характерные для такого рода тестирования: не принимаются в расчет богатые компенсаторные возможности человека, его профессиональная обучаемость, различия в экспериментальной и профессиональной деятельности. Подобные недостатки, естественно, снижают качество диагностирования. Поэтому Г. Мюнстерберг попытался преодолеть эти недостатки, разработав новый подход. Второе направление - моделирующее. Для этого направления характерно создание с помощью тестов наиболее ответственных моментов профессиональной деятельности. В его рамках проецируются ситуации, возникающие в процессе самой работы, и проверяется способность испытуемого адекватно функционировать в подобной атмосфере. Правда, и в этом направлении возникают моменты, снижающие ценность и качество результатов диагностики. Дело в том, что, позволяя получить общий, суммированный итог работы каждого испытуемого, этот метод не учитывает, что успех и неуспех в тесте зависят от различных составляющих, по-разному представленных у испытуемых. Часть из них определяется профессиональным опытом, другие - психофизиологической организацией, какие-то возникли случайно. Но самое сложное - что в моделируемых ситуациях трудно подобрать психологическую основу: тест создается на основе собственного представления исследователя о производственной ситуации.

Тем не менее на основании аналитических и моделирующих тестов удается успешно прогнозировать будущую профессиональную деятельность испытуемого. Вместо понятия «психотехника» все чаще используется понятие «прикладная психология».

Разработка внетестовых диагностических методик. Особым направлением психосоциальной методики стала разработка методов диагностики личности. Здесь исследовались такие свойства личности, как мотивы, установки, интересы, настроения, эмоциональная устойчивость и т.д. Для их диагностирования используются не тесты в традиционном понимании, а особые методы, из которых можно выделить два наиболее распространенных и важных: опросники и проективные техники.

Источниками проективных методик исследования личности было изучение словесных ассоциаций. Оно начиналось задолго до появления научной психологии и восходит к Аристотелю и Гоббсу. Но свою широкую известность ассоциативный эксперимент приобрел лишь после опытов Ф. Гальтона (1879). В дальнейшем его методика получила развитие в трудах Э. Крепелина (1892 г.), К. Юнга (1906 г.), Г. Кента, А. Розанова (1910 г.) и др.

Смысл ассоциативного эксперимента заключается в последовательном предъявлении испытуемому списка не связанных между собой слов, при прочтении каждого из которых он должен ответить как можно быстрее первым пришедшим ему на ум словом (ассоциацией). При этом фиксируется время реакции и любые другие особенности поведения обследуемого. Для проведения ассоциативного эксперимента необходимо располагать полученными на репрезентативной выборке данными об обычных, наиболее часто встречающихся словах - ассоциациях, а также о средних величинах времени реакции.

Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, как «Завершение предложения». Впервые подобная методика была использована А. Пейном в 1928 г.

Другая проективная методика, одна из самых популярных на сегодняшний день, возникла одновременно с методикой Завершение предложения и связана была с использованием «чернильных пятен». Она так и называлась «Чернильные пятна Г. Роршаха» (1921 г.), по имени ее создателя - швейцарского психиатра Германа Роршаха. Тест состоит из десяти карт. Карты содержат изображения симметричных пятен, которые Роршах получил, капнув чернила на лист бумаги и сложив его пополам. Пять карт черно-белые, пять – цветные. В отличие от всех существовавших прежде психологических методик испытуемые в этом тесте дают свои ответы (что они видят в каждом из пятен) самостоятельно. В этих условиях ответы в значительной степени зависят от врожденных особенностей восприятия и индивидуального прошлого опыта. Новой была сама идея теста: судить о личности по особенностям ее восприятия. Роршах сумел формализовать ответы на пятна, изучил особенности толкования пятен у 405 испытуемых.

В 1939 г. Л. Франк выдвинул понятие проективных методов исследования личности, к которым он отнес и методику Роршаха. Все многообразие проективных методов объединяет неопределенность и неструктурированность стимульных материалов. Стимулы рассматриваются как экран, на который личность проецирует свой способ видения жизни, свои стремления, комплексы, чувства, внутренние конфликты, механизмы защиты. Цель проективной методики – добиться от субъекта того, что он не может или не хочет сказать, часто потому, что не знает сам и не осознает, что он скрывает в себе за своими проекциями.

Проективные методики сделали психосоциальную методику к началу 40-х гг. XX в. очень популярной на Западе. В данное время она занимает лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, несмотря на критическое отношение к данным, получаемым с помощью проективных методик.

Критика в отношении проективных методик большей частью сводится к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, их неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, на большой субъективизм в интерпретации результатов.

Аналогично субъективизм характерен и для еще одного вида психосоциальной методики. Это опросники.

Опросники - это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе.

Метод опросов возник в рамках естествознания. Впервые его применил Ч. Дарвин. Применение же опросников в рамках психосоциальной методики связано с именем Ф. Гальтона, собравшего с их помощью на большой английской выборке испытуемых сведения, касающиеся умственных образов и особенностей зрительных представлений о конкретных вещах.

Спецификой опросников является проблема измерения личностных особенностей, которая осложняется неодинаковым теоретическим пониманием самого предмета изучения, сильной зависимостью от субъективности в интерпретации в сочетании с отсутствием нормативных данных.

Анализ результатов основан не на изучении смысла ответов испытуемого, а на статистической процедуре обсчета данных.

Становление психосоциальной методики в России. Развитие психологических методик вообще и психосоциальной в частности в России началось в конце XIX в. Отечественная методика по аналогии с западной испытывала крен в сторону экспериментального направления. Однако в отличие от Запада, эти исследования проводились и развивались в материалистическом направлении. Это несколько отличало отечественную методику от европейской. На Западе использовались подходы не только экспериментального плана, но и метафизического. К таким подходам можно отнести психоанализ, отчасти бихевиоризм. И если судить, что именно эти направления заняли господствующее положение в западной психологии, то можно сказать о доминировании психологических методик метафизического типа. Нет были методики и экспериментального типа (например, деятельность лаборатории В. Вундта), но они проигрывали в степени своей распространенности на практике и в популярности психоанализу и бихевиоризму.

Суть психологических методик метафизического типа можно определить через понятие дуализм. Психика рассматривается в таком подходе как одно из составляющих человека начал, чье функционирование не всегда можно проверить на практике.

В противоположность Западу экспериментальные исследования в русской психологической школе шли под знаком материалистических идей. Психическое не рассматривалось как нечто самодостаточное и самостоятельное, а понималось как нечто неразрывно связанное с материальным окружением (организмом и внешним миром).

У истоков развития психологической (психосоциальной) методики стояли И.М. Сеченов и И.П. Павлов. И. Сеченов в своих трудах последовательно проводил материалистическое понимание психической деятельности. Изучив мозг, он построил рефлекторную теорию психической деятельности. А его идеи были поддержаны И. Павловым. Последний разработал теорию условных рефлексов, соединив тем самым исследования по функциональной физиологии центральной нервной системы и исследования в сфере психологических методик. По сути, И. Павлов доказал, что психические процессы и явления можно изучать физиологическим образом. Это же открытие И. Павлова показало материалистическую направленность русской психологической школы.

Продолжил исследования И. Сеченова и И. Павлова – В.М. Бехтерев. Тезис своих учителей он попытался распространить на все психические процессы, а не на некоторые. В. Бехтерев полагал, что нет вообще ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями. Объективная психология должна пользоваться не только объективной методикой, но и характеризовать психические процессы только в его объективном проявлении. В. Бехтерев отрицал наличие метафизических понятий и явлений, а точнее метафизическую природу понятий и явлений психики (память, внимание, чувства и т.д.).

В 1885 г. он создал и долгое время управлял деятельностью экспериментальной психологической лаборатории при Казанском университете. Эта лаборатория в дальнейшем привела к появлению сети аналогичных лабораторий. Центральной проблемой в работе этой лаборатории являлась проблема зависимости психики от человеческого мозга и внешней среды. Решение этой проблемы осуществлялось на междисциплинарном уровне, где главным образом использовались данные медицины и различных естественных наук, а также опыт исследований нервных заболеваний. Полученные результаты привели к необходимости разработки методик по диагностированию людей, имеющих отклонения в умственном развитии.

Одним из первых методологов в сфере психологических исследований стал Г.И. Россолимо. Целью его исследований являлось обнаружение методики, с помощью которой можно было бы количественно изучать психические процессы в нормальном и патологическом состояниях. В итоге такая методика была создана. Она позволяла исследовать 11 психических процессов по десятибалльной системе на основании ответов 10 весьма произвольно подобранных вопросов. Методика функционировала для выявления таких показателей человеческой психики как сила «прирожденного ума» (первичного ума) и сила «вторичного ума». «Прирожденный ум» (первичный) рассматривался как некое устойчивое качество человеческой психики, данное последнему от рождения. «Вторичный ум» понимался как непрерывное совершенствование сознания (разума) под влиянием внешних воздействий.

Методика Г.И. Россолимо измеряла три группы психических процессов: внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. С помощью графической системы он рисовал «психологический профиль», демонстрирующий состояние психики у человека через характер соотношения указанных процессов. Особенностью методики Г.И. Россолимо являлась независимость от возраста испытуемого. Другой особенностью его методики было стремление получить целостную картину психических процессов у личности (этого в западных методиках тогда еще не просматривалось).

Развитие психологических (психосоциальных) методик продолжил другой отечественный исследователь А.Ф. Лазурский. С его именем связано появление нового методологического направления в психологии – научной характерологии. Придерживаясь в русле русской психологической школы опыта и эксперимента как основ методов исследования, он в то же время считал, что необходимо создать новую теорию психологических различий. Основной целью индивидуальной психологии считал построение человека из его наклонностей, а также разработку полной естественной классификации характеров. В связи с этой задачей А.Ф. Лазурский отказывается от лабораторно-экспериментального метода, используя новый метод – естественный эксперимент. Суть этого метода заключается в том, что преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и простой обстановкой опыта. Именно за счет этого возникает возможность исследовать и психические функции («что было»), и личность в целом («чего не было»).

Также интересны методические разработки А.П. Болтунова. Он создал собственную шкалу измерения человеческого ума (правда, используя в качестве основы шкалу Бине-Симона). Шкала Болтунова считается самостоятельной разработкой в сфере тестирования. Она отличается от шкалы Бине-Симона в следующем: в ней заменено большинство задач, введены совершенно новые задачи, предложена новая инструкция и форма ее использования, определены сроки решения тестовых заданий, разработаны показатели возрастных ступеней. Принципиальная особенность шкалы Болтунова от шкалы Бине-Симона – это способность проводить групповые измерения.

В советское время большое развитие получила развитие психотехника, поскольку изучала зависимость психики человека и условий работы в сфере промышленности. Но в дальнейшем акцент на индивидуальное развитие личности выпал из интересов правящей элиты, поэтому многих исследователей в сфере психологии репрессировали.

В связи с политическими событиями конца XX в. вновь возник интерес к психологическим (психосоциальным) исследованиям, который получил бурное развитие. Более подробное изложение результатов развития мировой и отечественной психосоциальной методики будет осуществлено далее в пособии.

 

Раздел 3. Проблема форм психосоциальной работы, психосоциальная диагностика

 

Состояние современной методологии в сфере психосоциальной деятельности и психологии. Прогресс методики современной психологии в значительной степени связан с развитием в ней экспериментальных и математических методов.

Сперва экспериментальные области психологии составляли один из ее разделов, существовавший наряду с другими. Но на рубеже ХХ в. экспериментальный метод начинает применяться во всех ее областях.

Современная психология действительно почти полностью (включая наиболее сложные проблемы психологии личности) стала экспериментальной наукой, причем в такой мере, что понятия научная психология и экспериментальная психология идентифицировались.

Математизация современной психологии распространяется на все ее разделы и дисциплины без какого-либо исключения. В этом смысле психология в ближайшем будущем может стать математической в такой же мере, в, какой она уже является экспериментальной наукой.

Математические методы обработки этих данных относятся к вспомогательным для экспериментальной психологии.

Подобным образом складывается положение и в сфере психосоциальных методик.

Постановка и решение методологических проблем психологии должны учитывать существенные изменения в структуре современной науки: прежде всего возрастающее увеличение смежных для психологии наук, которыми в настоящее время благодаря кибернетике становятся также математические и технические науки. Применение в психологии методов других наук, особенно общих наук о природе (механики, физики и химии), имеет более чем вековую историю. Собственно говоря, именно с применения физических методов началась история экспериментальной психологии, связанная с формированием психофизики. Трансформированные в физиологии органов чувств и нервно-мышечной системы физико-химические методы исследования были перенесены далее в экспериментальную психологию и положили основание психофизиологии. Подобная закономерность проявлялась на протяжении всего процесса развития экспериментальной психологии.

Также новым для методологического развития психологии является применение в ней неэкспериментальных методов различных социальных наук, значительно расширяющих возможности психологического изучения личности: сравнительный метод языкознания, текстологический метод литературоведения, документологические и биографические методы исторических наук, разнообразные методы социальной статистики (демографической, экономической и т.д.). По мере развития исторической, социальной, дифференциальной психологии и характерологии, психологии искусства и психологии науки, сравнительной психологии профессий и других дисциплин, пограничных с гуманитарными науками, в психологии получают все большее распространение качественные и количественные методы этих наук.

Процесс миграции методов одной науки в сферу других все больше захватывает психологию, что объясняется не только общей закономерностью все возрастающей интеграции наук, но и тем специфическим изменением положения психологии в системе наук, о котором говорилось выше. Из этого следует, что обсуждение интересующих нас вопросов о методах современной психологии не может быть достаточным без учета применения в психологии методов других наук и проверки психологических методов посредством их применения в других науках.

В методологии современной психологии различают: 1) общие принципы научного изучения психических явлений и 2) основные методы психологических исследований, определяемые этими принципами.

К общим принципам научного изучения психических явлений относятся отражение объективной истины, проверка изучаемых закономерностей на практике, строгая объективность изучения психики, исследование психических явлений в процессе человеческой деятельности, наконец, изучение всех психологических феноменов в развитии - филогенетическом и онтогенетическом, социально-историческом и индивидуальном. Специально выделяется в качестве принципа научного изучения психических явлений введение в исследование активных преобразующих факторов, прежде всего упражнения: в труде, в условиях обучения и воспитания, под влиянием специально организованных и целенаправленных воздействий на человека, способствующих формированию его психической деятельности и психических свойств личности.

В последнее десятилетие подчеркивается вероятностный характер психической деятельности, и с признанием важности такой характеристики связаны поиски новых принципов и методов психологического исследования.

Принципы имеют непосредственное отношение к определению системы методов психологического исследования, их взаимосвязи с методами других наук в комплексном изучении человека. Особенно актуальным является вопрос о классификации методов и принципах их подбора в определенных целях.

Одним из способов такого рассмотрения может быть построение классификаций методов исследования и их модификаций. Классификационных схем в методологии психологического познания еще мало; чаще описывались отдельные методы или перечни рекомендуемых (в целях психологического образования) психологических методов.

Одним из первых попытался построить систему методов психологии в соответствии с принципами марксистско-ленинской методологии С.Л. Рубинштейн. В общей психологии он выделил в качестве основных методов наблюдение и эксперимент. В первом С.Л. Рубинштейн различал внешнее (объективное) и внутреннее (самонаблюдение), решительно отвергая интроспекционизм и подчеркивая приоритет объективного наблюдения, которое в свою очередь возможно в виде прямого или косвенного наблюдения.

Среди экспериментально-психологических методов он различал лабораторный, естественный, психолого-педагогический с программой активных, формирующих воздействий на психическое развитие ребенка. В качестве дополнительного, или вспомогательного, экспериментального метода С.Л. Рубинштейн выделяет физиологический эксперимент, особенно метод условных рефлексов.

Им также были рассмотрены сравнительный метод (особенно сопоставление данных нормального и патологического развития) и генетический метод, которому он придавал универсальное значение в детской психологии (в известном отношении и сравнительный метод может интерпретироваться в качестве модификации генетического метода психологии).

В итоге основные методы исследования в психологии (психосоциальной методике) делятся на 4 группы.[4] Первую группу методов, можно назвать организационными, к ним относятся методы сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный. Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется но конечным результатам исследования (теоретическим - в виде известных концепций, практическим - в виде определенных рекомендаций к совершенствованию или созданию нового средства обучения, диагностики и лечения, управления и т.д.).

Вторую, самую обширную группу методов, составляют эмпирические способы добывания научных данных, образования фактов. К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторного, полевого, естественного, формирующего или психолого-педагогического), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные; анкеты современных типов; социометрия, интервью и беседы); приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка изделий и выполненных работ, в том числе ученических, произведений и т.д.), которые можно назвать праксиметрическими методами; моделирование (математическое, кибернетическое и т.д.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).

Третью группу методов составляют приемы обработки данных (экспериментальных и др.). К этим методам относятся количественный (математико-статистический) анализ, с одной стороны, качественный, сдругой (в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил).

Четвертую группу - интерпретационных методов - составляют различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического Я метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический (в исторической психологии). Генетический метод может охватывать все уровни развития, от нейронного до поведенческого, т.е. от молекулярного (вшироком смысле слова) до молярного. Различные варианты этого метода есть способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями. Взаимосвязи между частями и целыми, т.е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни определяются структурными методами (психографией, типологической классификацией, психологическим профилем).

Раньше полагали, что будущее научной методологии (в том числе и психологии) за рациональными методами. Но развитие методологии показывает, что это не так. В огромной мере возросшие возможности обработки и интерпретации научных данных посредством рациональных методов зависят от прогресса эмпирических методов, техника которых связана с приборами и аппаратами, специальными техническими устройствами разных видов (сигнализационных или стимуляционных экранов, фиксационных и регистрационных аппаратов, контрольно-измерительных приборов, вычислительных машин и т.д.).

Первоначально прибор как техническое орудие эмпирического метода использовался только в психофизиологическом эксперименте. В настоящее время приборы и аппараты все больше используются и в психологическом наблюдении (например, первичная киносъемка или магнитофонная запись речи с последующей покадровой обработкой фильма, наблюдения на дешифраторах или обработка магнитофонных лент на анализаторах).

Методологические перспективы знаковых и технических средств современной психологии исключительно высоки. Именно поэтому в интересах решения самих методологических проблем психологии необходимо уделить особое внимание проектированию новых, более совершенных систем психологических аппаратов и приборов, с одной стороны, и знаковых систем, единых международных систем величин и научной терминологии - с другой,

Таким образом, в современной психологии складывается система методов, охватывающих цикл исследования (организационных, эмпирических, количественно-качественного анализа научных данных, интерпретационных).

Характеристика методов психосоциальной работы. [5] Наиболее распространенным методом психосоциальной деятельности является сравнительный метод. Его особенность проявляется в том, что онвидоизменяется в различных психологических дисциплинах. Сравнительный метод широко применяется в общей психологии (как сопоставление различных контингентов испытуемых или выборок), в специальной психологии (различных типов малых групп, демографических, профессиональных этнографических и других контингентов), в патопсихологии и психодефектологии (сравнение людей с дефектами: сенсорными, моторными, интеллектуальными, со здоровыми, нормально видящими, слышащими и т.д.).

В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод используется как специальный метод возрастных, или поперечных, срезов. Сравнительно-возрастные исследования могут охватывать различные фазы одного или двух смежных периодов (например, детства и отрочества), но в отношении всего комплекса изучаемых явлений (например, восприятия или мышления).

По отношению к сравнительно-возрастному методу исследования мнемических процессов, о котором идет речь, каждая из экспериментальных методик является частью программы. В этой программе взрослые (однородная группа студенческого возраста) играют роль эталона и комплекса критериев для сравнительной оценки степени формируемости или сформированности мнемического процесса. Не случайно сравнительный метод в возрастной психологии был главным и наиболее распространенным для организации всего исследовательского цикла.

Параллельно в возрастной или генетической психологии стал применяться лонгитюдинальный метод. Лонгитюдинальный метод более точен в определении возможностей развития. Его преимущество сказывается при решении двух проблем: 1) предвидение дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза; 2) определение генетических связей между фазами психического развития. Лонгитюдинальный метод устраняет такой серьезный недостаток метода поперечных срезов (сравнительно возрастного), как уравнения всех индивидов данного возраста и данной популяции, которые на самом деле не могут оказываться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.