Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 5 страница




Сбор сведений о генезисе психосоциальной проблемы предусматривает использование методов социальных биографий (или семейных биографий), метода генограммы, особенно часто применяемого в социальной работе с семьей, и т.д. Социальный работник целенаправленно собирает сведения, расспрашивая клиента и (или) его близких; иногда возникает необходимость использования архивных данных (например, в случае противоправного поведения кого-то из предшествующего поколения, наличия заболеваний родителей или прародителей). Конечно, в таких беседах (их может быть несколько) нужно проявлять такт и руководствоваться правилом разумной достаточности. Поскольку предмет беседы нередко бывает весьма деликатным, клиенты могут болезненно воспринимать «лобовые» вопросы о девиантном поведении, негативных привычках или кажущихся им постыдными заболеваниях - своих или своих близких. В этом случае информация может быть получена косвенным путем, при помощи обобщающих расспросов; сбор данных требует наличия определенного доверия между специалистом и клиентом. Сведения, собираемые социальным работником, должны быть необходимыми и достаточными: их объем должен с максимальной полнотой соответствовать содержанию проблемы, не оставляя нераскрытых ее сторон, но исключая избыточность материала для анализа.

Структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии психосоциальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы, его функциональности или дисфункциональное, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет. Неправильно было бы думать, что структурно-функциональные методы применяются преимущественно при анализе групповых клиентов - семьи, класса, трудового или студенческого коллектива. Даже проводя психосоциальную диагностику личности, необходимо изучить ее социальную сеть, функционирование в социальном окружении, наконец, внутреннее состояние, структуру самой личности, гармоничность или дисгармоничность ее внутренних элементов, согласование или рассогласование социальных ролей и т.д.

Основным средством социального работника является в первую очередь наблюдение, которое позволяет, во-первых, узнать оценку ситуации клиентом (клиентами), познакомиться с его (их) трактовкой имеющейся проблемы. В процессе наблюдения специалист воспринимает как вербальную (словесную), так и невербальную информацию (мимика и интонация клиента, его жесты). Эти два потока информации, как правило, не совпадают, поскольку вербальное общение - это самопрезентация клиента, подчиняющаяся некоторым социальным правилам даже в том случае, если клиент не заинтересован в сознательном обмане. Каждый человек при коммуникативном взаимодействии скрывает черты своего характера, которые он считает своими недостатками; каждый хочет выглядеть наиболее привлекательно и проявлять свои лучшие качества (однако в конкретных условиях привлекательными для клиента могут считаться именно его недостатки). Клиент с большим артистизмом, видимой искренностью и убедительностью может создавать желаемый образ, чтобы манипулировать оказывающим ему помощь специалистом.

Наблюдение - это профессиональный атрибут общения социального работника с клиентом. Проявляя эмпатийное сочувствие к тяжелой жизненной ситуации клиента, специалист должен одновременно анализировать результаты наблюдения, исключая влияние эмоций. Возможно, в результате однократного контакта это сделать сложно, но специалист диагностирует ситуацию на протяжении всего процесса взаимодействия. На основе поведения человека, совокупности его вербальных и невербальных сообщений делается вывод о его личностных особенностях, характере его психосоциальных ролей. Наблюдение за семейными (групповыми) взаимоотношениями позволяет сделать вывод об их состоянии и функционировании.

Психосоциальная диагностика ориентирует специалиста на использование инструментальных методов, групповых диагностических методик. Психология, социальная психология, прикладная социология располагают целым арсеналом методик, которые позволят получить соответствующую информацию об индивиде и его социальной ситуации. Конечно, эти методики во многом различаются: для применения некоторых из них недостаточно той профессиональной подготовки, которую получает специалист по социальной работе, - требуется специальное обучение, иногда с привлечением зарубежных инструкторов; другие методики, тоже весьма надежные, предусмотрены требованиями государственного профессионального стандарта обучения специалиста по социальной работе. Ряд методик требует наличия компьютерной техники для сбора и обработки информации, другие же более неприхотливы и могут быть использованы при выезде на дом к клиенту. Поэтому важное значение на данном этапе имеет также привлечение к психосоциальной диагностике специалистов смежных областей деятельности. Так, диагностика интеллектуального статуса и психического здоровья индивидов (особенно детей), проводимая психологами и психиатрами, может не только представить данные, крайне необходимые для понимания сущности затруднений клиентов и их семей, но и стать основой для выбора стратегии последующей работы с ними: психолого-педагогическая коррекция и выравнивание для содействия обучению детей в обычной школе, возбуждение процедуры рассмотрения случая на психолого-медико-педагогической комиссии для перевода ребенка во вспомогательную школу, лечение заболевания, которое обусловливает школьные и семейные трудности, и т.д.

Собранные таким образом сведения подвергаются анализу: сопоставление ряда данных, их сортировка на важные и малозначащие, дифференциация признаков.

Например, такие явления, как депривация, эскапизм, расстройства общения, могут являться следствием различных социальных процессов, поэтому в ходе анализа данных всесторонне рассматриваются причины и следствия. Как правило, собранные данные редко бывают непротиворечивыми и однозначно указывают на одну социальную патологию; в каждом конкретном случае имеется набор нескольких типов социальных проблем. Поэтому в ходе наиболее важного этапа - постановки психосоциального диагноза - специалист не просто делает заключение о сущности и причинах жизненного затруднения клиента, а ранжирует имеющиеся проблемы, выделяя главную, от которой зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний. Так, при анализе одной из самых распространенных семейных дисфункций, связанной с пьянством одного из супругов (или обоих), предстоит определить, явился ли семейный конфликт результатом пьянства или, наоборот, пьянство - это реакция слабых личностей на семейные трудности, с которыми они не смогли справиться.

Психосоциальный диагноз не может считаться окончательным, пока специалист работает с клиентом. Возможно, в процессе их взаимодействия обнаружатся факты, которые заставят если не пересмотреть, то скорректировать сделанное заключение. Разрешение какой-либо проблемы может актуализировать другие проблемы, которые были замаскированы или отодвинуты на задний план при решении проблемы, которая первоначально казалась наиболее актуальной. Поэтому психосоциальная диагностика как контроль за состоянием ситуации клиента и отслеживание изменений в ней осуществляется на протяжении всей деятельности по оказанию помощи данному клиенту. Подобные методики используются и по окончании процесса трансформации личности или разрешения ситуации клиента, если он нуждается в социальном надзоре (излеченные алкоголики, лица, совершавшие попытки суицида, замеченные в недостаточном попечении своих детей и т.д.).

 

Раздел 4. Психосоциальная работа с индивидом

О понятии психическая индивидуальность. Для выделения индивидуальности человека в качестве предмета исследования существует много возможностей и проявлений, поскольку сложность такого объекта, как человек, создает массу разнообразных оснований в этом направлении.

Вопрос о существовании психической индивидуальности - это вопрос о ее характеристике как явления в его данности и развитии. В качестве основания индивидуальности выступает психическая активность, понимаемая не как активность психического отражения, а как активность, выражающая побуждение индивида к действию, а также его психическое энергетическое обеспечение. Такая активность представлена различными переживаниями: стремлением, влечением, желанием, хотением, их динамическими и содержательными характеристиками. В этом смысле всякое психическое явление - это продукт органической жизни индивида, с одной стороны, и отражение его внешней жизни, с другой. Именно первый аспект и представляет переживание. То же соотношение характеризует и высшую форму психического отражения - сознание, которое есть единство переживания и знания. Как нами было показано, представление об активности психического отражения не отвечает требованиям научной строгости. Психическая активность на уровне сознания непосредственно выражается в переживаниях влечения, желания, хотения, которые составляют внутренний аспект волевого действия или мотивации.

Уровень развития теории характеризуется не только задаваемым ею теоретическим объектом, но и доминирующим методом исследования. Исторически первым пониманием индивидуальности в психологии, продолжающим играть важную роль и до настоящего времени, является представление об устойчивых индивидуально-психологических особенностях, рассматриваемых как черты темперамента, характера, интеллекта, личности. Основным методом познания индивидуальности здесь выступает анализ, посредством которого целостная психика человека разлагается на отдельные свойства. Индивидуальность понимается как агрегат таких свойств, а вопрос о связях между ними в рамках этого подхода не ставится.

Познание индивидуальности как конкретного требует также и синтетического метода, посредством которого выявляется ее структура и сущность. Синтетический метод позволяет воспроизвести индивидуальность в необходимой связи и единстве образующих ее элементов. Первый шаг в этом познавательном восхождении от абстрактного к конкретному совершается при попытке объяснить наблюдаемые психологические различия, связав их с биологическими особенностями и социальными свойствами. В этом случае выявляются фрагменты действительной структуры индивидуальности, характеризующие ее как конкретное. Последовательное движение в этом направлении приводит к изучению разных видов связей между более или менее полными наборами свойств, относящихся к биологическому, психологическому и социальному уровням. Особенностью этих подходов является то, что предмет психологического исследования смещается либо в сторону биологического уровня, либо социального, в результате чего структура общего объекта оказывается представленной психобиологическими или психосоциальными связями между компонентами. Индивидуальность предстает здесь как экспериментально определяемая структура.

Структура конкретного объекта может определяться и на основе метода наблюдения, как в подходе А.Ф. Лазурского, где индивидуальность понимается как своеобразие эндопсихических и экзопсихических черт. Другое направление представлено в работах А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, в которых структура личности задается теоретически. Они полагают, что психологическая структура личности не может быть раскрыта в эмпирических исследованиях как целостность, охватывающая совокупность всех особенностей человека. В основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития или стоящих за деятельностями мотивов. Индивидуальность личности сводится к индивидуальным различиям по этому сложному структурному параметру, который разбивается на три более простых: широту связей с окружающим миром, степень иерархизованности мотивационных линий и общее их строение.

Индивидуальность должна быть представлена и как конкретный единичный объект, как синтез всеобщих, особенных и единичных признаков. Такой подход реализуется в работах К.А. Абульхановой-Славской, И.И. Резвицкого в теории социальной индивидуальности, однако признаки, характеризующие человека на уровне индивидуального бытия или жизнедеятельности личности, выступают как всеобщие по отношению к конкретному человеку.[9]

По отношению к человеку можно говорить о двух уровнях психической активности: уровне замкнутой активности, представленной главным образом, активностью сознания, направленного на себя, самосознанием или рефлексией и уровне объективируемой активности, выраженной в действии. Между этими уровнями существует расхождение: не все актуализирующиеся потребности, образы, планы, цели находят свою реализацию в действии. Иначе говоря, человек осуществляет более или менее осознанный выбор содержания своей психической активности второго уровня. Однако облик индивидуальности непосредственно создается активностью второго уровня, т.е. той активностью, которая непосредственно объективируется, получает внешнюю форму. Значение действия состоит в том, что именно он порождает события жизненной истории индивида. Его зависимость от первого уровня проявляется в том, будут ли эти события носить случайный ситуативный характер или они будут выступать в качестве формы проявления сущности индивида.

К специальным проявлениям сущности индивида относятся ситуации самооценки, предсказания, оптимизационная и экстремальная ситуации. В ситуации самооценки познавательное отношение субъекта к объекту опосредствовано другим отношением. Индивид хочет изучить свое время реакции ради решения другой ситуации, в которой это знание необходимо. Так как само по себе время реакции интереса не вызывает, то индивид относится к процедуре исследования, как к тесту, основными достоинствами которого является краткость и информативность. В ситуации предсказания ставится цель как можно точнее определить значение своей реакции. Постановка такой задачи связана с высоким разбросом значений реакции. Индивид не чувствует, что может управлять своей реакцией, держать ее в каких-то приемлемых пределах. Поэтому он начинает относиться к ней как к случайной величине. В этих условиях называемая субъектом цель не содержит отношения управляемости в форме намерения добиться определенного результата. Цель превращается в предсказание значений случайной величины. Предпосылкой для возникновения оптимизационной ситуации является то обстоятельство, что способность к быстрому реагированию представляет сложный многосторонний объект познания. В процессе взаимодействия с ним субъект может исследовать одновременно несколько аспектов. При этом отношение к этим аспектам может вступать в противоречие. Возникает задача согласования отношений к сложному объекту, нахождения их оптимального сочетания. Часто противоречие возникает между желанием субъекта выбрать как можно более трудную цель и желанием не потерпеть неудачу при достижении этой цели. Так как повышение уровня трудности цели одновременно ведет к увеличению вероятности неудачи, то выбор цели является разрешением этого противоречия. Индивид в ходе последовательных проб стремится найти оптимальный способ его разрешения.

В экстремальной ситуации индивид стремится определить свое минимальное время реакции. Классификация экстремальных задач может быть осуществлена по уровню планируемого достижения: можно выделить одноуровневую и двухуровневую задачи. Одноуровневая экстремальная задача характеризуется тем, что всегда планируется такая реакция, которая улучшает личное достижение. Таким образом, планируемое достижение, или цель, не зависит от текущих значений реакции. В двухуровневой экстремальной задаче появляется два вида целей: стратегическая и тактическая. Стратегическая цель аналогична цели в одноуровневой задаче, так как всегда превосходит личное достижение. Специфика тактических целей состоит в том, что индивид стремится к достижению таких результатов, которые он уже показывал ранее.

Индивидуальность характеризуется структурой, хотя и не сводится к ней. В психологии вопрос о структуре индивидуальности относится к наиболее исследованным. Мы выделяем в качестве структурных компонентов психической индивидуальности побуждения, знания, оценки, стандарты, относящиеся к себе и определяющие форму задач, которые индивид ставит для себя. Можно сказать, что они образуют ядро структуры индивидуальности.

Структура индивидуальности определяет структуры опыта, приобретаемого индивидом в ходе решения задач для себя. Существуют различные формы приобретения опыта, и одна из самых важных состоит в том, что человек, активно воздействуя на среду, вносит в нее изменения и наблюдает результаты. Благодаря этому достигается субъективное понимание феномена, которое возможно только при активном участии самого человека. Структура понимания включает не только описание самого феномена, но и ощущение способности изменять феномен в желаемом направлении, получая ожидаемые результаты. Таким образом, процесс формирования индивидуальных знаний происходит при активном участии самого человека. Пассивное восприятие изменений среды приводит к образованию случайного знания, привязанного к моментальным и случайным состояниям объекта и условий наблюдения.

Индивидуальный опыт характеризуется двусторонностью: с одной стороны, он характеризуется объективностью, предметностью, а с другой - он «измерен» субъективными компонентами мотивации. Благодаря субъективным компонентам индивид обладает способностью непосредственно воспринимать причинные отношения между собственными усилиями и достигнутым результатом как их следствием. Предпринимая усилия в контексте мотивации и осуществляя действия, направленные на изменение ситуации, индивид приобретает знания о «субъективной цене» достигаемых результатов, об энергетических затратах, которые соотносятся с ценностью полученных результатов. Переживаяразличные побуждения в ходе решения задачи, индивид получает знания об интересности определенных тематических заданий, об их возможностях удовлетворять те или иные побуждения, а также о способах их удовлетворения.

Источник саморазвития представлен совокупностью процессов автономизации, уникализации, централизации, специализации, конкретизации, синхронизации, дифференциации и интеграции, составляющих индивидуализацию. Осознание субъектом специфических познавательных противоречий на основе потребности самоуважения придает им характер либо угрозы, либо вызова самоуважению субъекта, что приводит к постановке задач избежания или достижения целей.

Характеристикой, тесно связанной с историчностью, является трансцендентность индивидуальности. Находясь в какой-либо жизненной ситуации, индивид обладает определенной свободой выбора в отношении того, как прожить предстоящий временной промежуток, каким содержанием наполнить его, какую задачу поставить для себя и, тем самым, какую форму придать себе как индивидуальности. Таким образом, осуществляя тот или иной выбор, индивид определяет себя. В этом смысле задачи для себя, реализующие стремление индивида выйти за пределы прежнего статуса, наполниться новым содержанием, можно характеризовать как трансцендентные. Особенно это свойство выражено в уровне притязаний индивида. Вызов самоуважению является противоречием между желанием добиться результата, основанного на прогнозе о его реальной достижимости для индивида, и невозможностью сделать это в данный момент. Это противоречие представлено в уровне притязаний, фрустрация которого приводит к осознанию индивидом себя в качестве сложного причинного фактора, активному изучению собственных характеристик, влияющих на результат и их развитие. В этом случае достигается высший уровень автономизации: человек становится субъектом своего развития, формирует специфическую познавательную мотивацию и создает ситуации для ее реализации. Основную функцию уровня притязаний можно связать с механизмом развития самих противоречий.

Важнейшей характеристикой психических феноменов, рассматриваемых исторически, является их внутренняя взаимозависимость: образы, уверенности, желания, оценки, мнения, действия тесно координированы и друг без друга теряют смысл. Важнейшая роль в этой координации принадлежит актуальному образу «Я», который образует контекст и перспективу психической активности. Индивид оценивает и направляет текущую фазу активности в свете одновременно и предыдущей и проектируемой фаз. С другой стороны, переживая эти фазы психической активности как свои собственные, несмотря на изменение их содержания и формы, индивид чувствует тождественность своей индивидуальности. Целостность и тождественность индивидуальности на больших временных интервалах определяются развитием задач для себя, установлением классов эквивалентных задач, их композицией в сложные задачи, а также их соответствием альтернативным Я, жизненным целям и планам.

В теориях социальной индивидуальности постулируется, что человек должен найти такие способы жизнедеятельности, которые обеспечивали бы самостоятельность его социальной активности в обществе. Однако таких универсальных способов не существует. Социальная активность индивида реализуется в многочисленных ситуациях, в одних из которых он действительно стремится к самостоятельности, в других же - готов переложить ответственность на других. Таким образом, нужно найти внутренние основания, побуждения к самостоятельности, когда человек не хочет переложить на другого причинение действий. К таким ситуациям относится, например, профессиональное обучение, где индивид в контексте своей профессиональной перспективы должен приобрести свои индивидуальные знания, должен научиться выполнять определенную работу самостоятельно.

Социальное «Я» - это представление или система представлений, почерпнутая из общения с другими людьми, которые сознание воспринимает как свои собственные. Область, на которую главным образом распространяется «чувство я», лежит в пределахобщей жизни, а не вне ее; те специфические индивидуальные склонности или стремления, эмоциональным аспектом которых выступает чувство я, находят свое важнейшее проявление в сфере личных влияний, отражаемых в сознании человека как совокупность его представлений о самом себе.

Связанная с мыслью о других людях, идея «Я» всегда есть осознание человеком индивидуальности или своеобразия своей жизни, поскольку именно эту сторону жизни необходимо поддерживать целенаправленными усилиями, и именно она агрессивно проявляет себя всякий раз, когда, по мнению человека, его собственные устремления идут вразрез с устремлениями других людей, с которыми он мысленно себя соотносит.

«Я» - это активная социальная сила, стремящаяся захватить и расширить себе место в общем раскладе сил. Подобно всему живому, оно растет, покуда есть возможность. Если человек никак не осознает связи предмета с другими людьми, то он вряд ли станет и думать о нем, а если все же думает, то не может, как мне кажется, считать его исключительно своим.Чувство присвоения - это всегда, так сказать, тень, отбрасываемая общественной жизнью, и, когда это чувство появляется, в связи с ним возникает и мысль об общественной жизни. Так, если мы думаем об уединенном уголке леса как о «своем», то только потому, что считаем, что другие туда не ходят. Что же касается тела, то я сомневаюсь, что мы ясно ощущаем какую-либо из его частей своею, если за этим не стоит мысль, какой бы смутной она ни была, что эта часть тела в действительности или в возможности отсылает к кому-то еще. Мы начинаем в полной мере осознавать ее принадлежность нам, когда инстинкты или переживания связывают ее с мыслями о других людях. Мы не думаем о внутренних органах, таких, как печень, как о лично наших, пока у нас не возникнет желания завести о них разговор, если, например, они внушают нам беспокойство и мы пытаемся найти у кого-то сочувствие.

Таким образом, «Я» - это не все сознание в целом, а его особая центральная, энергичная и сплоченная часть, не отделенная от остального сознания, а постепенно перетекающая в него, но вместе с тем обладающая определенной практической обособленностью, так что человек, как правило, довольно ясно демонстрирует своими словами и поступками различие между его «Я» и мыслями, которых он себе не присваивает.[10]

Индивидуальность как активность человеческой деятельности. В настоящее время выделяются две естественные целостности, позволяющие ставить проблему индивидуальности человека: биологическую и социальную. В первом случае речь идет об индивидуальности человеческого организма, во втором - об индивидуальности человека как личности. И.И. Резвицкий, называя наиболее общие признаки различных форм индивидуальности, выделяет в качестве главного системообразующего фактора развитой биологической и социальной форм самобытность. Самобытность биологической индивидуальности выражается в биологической активности, направленной на поддержание ее динамического равновесия в условиях внешней среды. Самобытность социальной индивидуальности проявляется в творческой активности человека, направленной на преобразование природы и общества. Очевидно,что определение биологической индивидуальности не может быть применено к человеку непосредственно. Как отмечает И.И. Резвицкий, природа человека сугубо социальна, поэтому биологическое проявляется в человеке не прямо, а через социальное.

Различая внутреннюю и внешнюю активность организма человека, следует отметить, что происходящая в онтогенезе социализация обычно относится только к внешней активности. Однако наиболее обобщенные параметры внутренней активности также претерпевают закономерные изменения. Это позволяет ставить вопросы о психофизиологических аспектах индивидуальности как соотношении показателей физиологической и психической активностей.

Важный аспект биологической активности связан с непосредственными источниками активности: с биологическими потребностями. Имеются различные пути для установления отношений потребностей с психической активностью. Один из них состоит в том, что вводится понятие психической энергии или близкое к нему понятие напряжения, силы, с помощью которых получает объяснение динамика психической жизни. Наиболее последовательно такой подход реализован в работах З. Фрейда, К. Левина, К. Юнга. Обосновывая необходимость использования подобных понятий в психологии, К. Левин указывает, что их нельзя рассматривать только как физические, это - обобщенные логические фундаментальные понятия любых динамик. З. Фрейд в качестве источников психической энергии выделяет инстинкты или влечения. Каждый инстинкт, помимо прочих характеристик, обладает способностью оказывать давление, под которым З. Фрейд понимает моторный фактор, количество напряжения или меру необходимой работы.

К.Г. Юнг рассматривает личность или психику как частично закрытую энергетическую систему. Психическая энергия является проявлением жизненной энергии или энергии организма как биологической системы. Посредством психической энергии совершается работа личности. Психическая энергия, в подходе К.Г. Юнга, обладает статусом гипотетического понятия, это не субстанция и не феномен, ее невозможно ни ощущать, ни измерять. Но в конкретных случаях психическая энергия выражается актуальными и потенциальными силами. В качестве примера актуальных сил личности можно назвать желание, хотение, переживание, направленность внимания, в то время как аттитьюды представляют потенциальные силы. Близким к понятию психической энергии, хотя и отличающимся от него, является понятие драйва, предложенное К. Халлом.

В подходе 3. Фрейда автономия личности в качестве субъекта психической активности раскрывается в понятии «Я». Первоначально вся психическая энергия сосредоточена в «Оно» и находится в свободном состоянии. Связывание энергии происходит в виде формирования катексисов и антикатексисов благодаря тому, что энергия вкладывается в действие или образ объекта. Энергия обладает свойством перемещаться от одного действия или образа к другому действию или образу. Поскольку «Я» не имеет собственного источника энергии, эта энергия посредством механизма идентификации, формирующим катексис реального образа. заимствуется у «Оно». Энергия расходуется на удовлетворение влечений «Оно», развитие психических процессов, формирование антикатексисов или защит. Таким образом, способность формировать замещения в виде катексисов является основным механизмом психического развития. Благодаря перемещению энергии складывается уникальная совокупность интересов, предпочтений, ценностей, аттитьюдов, привязанностей.

С точки зрения К.Г. Юнга, психодинамика основывается на двух фундаментальных принципах: эквивалентности и энтропии. Количество психической энергии, вложенной в элемент личности, есть ценность этого элемента. Ценность представляет собой меру интенсивности. Так, если кто-либо ценит истину, то готов затратить значительную энергию на ее поиски. И наоборот, если нечто обладает незначительной ценностью, то с ним связано мало энергии. Принцип эквивалентности гласит, что если отдельная ценность ослабляется или исчезает, количество энергии, представленное этой ценностью, не будет потеряно психикой, а появится в виде новой ценности. Понижение одной ценности неизбежно приводит к повышению другой. Психодинамика есть постоянное перемещение энергии из одной системы личности в другие системы. Поскольку психика является только частично закрытой системой, то повышение или понижение ценности может происходить не только благодаря переносу энергии из одной части системы в другую, но и может зависеть от поступления энергии из внешних по отношению к психике источников, а также от потери энергии за пределы психики. Эти обмены энергией между психикой и организмом или внешним миром также составляет важную часть психодинамики.

Принцип энтропии утверждает, что распределение энергии в психике стремится к равновесию, или балансу. Так, в простейшем случае, если две ценности имеют разную величину, энергия будет иметь тенденцию переходить от большей ценности к меньшей - до достижения баланса. Поскольку психика - не закрытая система, энергия может добавляться или отниматься от противоположных ценностей и нарушать равновесие. Хотя постоянный баланс сил в личности никогда не может быть достигнут, распределение энергии всегда стремится к этому идеальному состоянию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.